Йос Ферстаппен о том, как его сын справляется с трудностями, о современных машинах и переменах в Формуле 1...
Вопрос: На тестах в Барселоне было непривычно холодно. Вы когда-нибудь проводили тесты в подобных условиях?
Йос Ферстаппен: Я думал об этом сегодня утром. С подобными условиями сталкиваешься не так часто, но я помню, как видел снег в Барселоне. Но это было очень давно.
Вопрос: В этом году обязательно использование Halo. Вы рады, что ваш сын лучше защищен, или хотели бы избавиться от этого решения?
Йос Ферстаппен: Я не считаю это решение частью Формулы 1. Это гоночная серия с открытыми колесами, здесь не должно быть Halo. С точки зрения безопасности я понимаю, почему появилось это решение, но оно выглядит ужасно. Возможно, стоило уделить чуть больше времени поиску других вариантов. В IndyCar сейчас тестируют Aeroscreen – он выглядит гораздо лучше. Интересно, почему такое же решение не может использоваться в Формуле 1. Надеюсь, в будущем всё изменится в лучшую сторону.
Вопрос: Современные машины стали больше, тяжелее и мощнее. Такие машины подошли бы вам больше, чем те, что вы пилотировали в своё время?
Йос Ферстаппен: Они всё равно остаются гоночными машинами. Вы стремитесь попасть в Формулу 1, приезжаете на первые тесты и адаптируетесь к новым обстоятельствам. Я уверен, что привык бы к современным машинам.
Вопрос: Что бы вы изменили в Формуле 1 или в машинах?
Йос Ферстаппен: Уровень прижимной силы. У этих машин он настолько высокий, что обгонять стало невозможно. В итоге гонки получаются неинтересными. Кроме того, я бы увеличил, а не уменьшал количество силовых установок на сезон. Сейчас у команд по три двигателя на сезон, а это значит, что на тренировках они будут меньше работать, а болельщики будут реже видеть машины на трассе. Я не понимаю эту идею.
Кроме того, я избавился бы от Halo. Но самое важное – постарался бы добиться большего равенства в эффективности двигателей. Я понимаю, что в Mercedes и Ferrari хотят сохранить преимущество, но равенство – это лучше для будущего Формулы 1. Это значит, что больше команд получили бы шанс выиграть.
Разве не здорово, если McLaren, Red Bull Racing, Mercedes и Ferrari будут бороться за победы? Именно этого хотят болельщики! Интересно же, когда не знаешь, кто выиграет. Если бы всё это можно было изменить, гонки получились бы совершенно другими.
Вопрос: Дебютировав в Формуле 1, Макс добился огромных успехов и всё чаще оказывался в центре внимания. Всё это вскружило ему голову? Вам приходится возвращать его на землю и если да, то как?
Йос Ферстаппен: У нас команда из трех человек – это Макс, его менеджер Раймонд Вермёлен и я. Мы обсуждаем абсолютно всё. Все допускают ошибки, но мы можем сказать друг другу правду. Это самое важное – иметь возможность всё обсуждать. Макс такой, как есть, и всегда останется таким. Я не думаю, что он потеряет реальный взгляд на вещи.
Вопрос: Когда Макс выигрывает Гран При, вам по-прежнему сложно в это поверить и вы стараетесь себя ущипнуть?
Йос Ферстаппен: Победа Макса в Малайзии была особенной, ведь ему столько раз не везло в первой половине прошлого года. Мне показалось, что в Мексике он стал ещё сильнее, но и машина оказалась конкурентоспособной. Было здорово наблюдать, как он зашёл в первый поворот бок о бок с Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем. Они оба чемпионы мира, но впереди оказался малыш Макс.
Вопрос: Карьера Макса всегда двигалась по восходящей. Однако в прошлом году он впервые оказался в ситуации, когда что-то шло не так, как ему хотелось. Как вы с этим справились?
Йос Ферстаппен: Я чувствовал, что ему тяжело. Мы много об этом говорили, но он сохранял позитивный настрой. К счастью, серия неудач закончилась. Возможно, это должно было однажды произойти. По-моему, он сделал выводы. Вы учитесь на победах и поражениях. Иногда это тоже нужно.