На пресс-конференции по окончании Гран При России в Сочи заместитель генерального директора ОАО «Центр Омега» Сергей Воробьев подвёл итоги гоночного уик-энда.
Вопрос: Сергей, понравилась ли вам гонка?
Сергей Воробьев: Да. На этот раз удалось её посмотреть дольше, чем в прошлом году. Полагаю, в общей сложности я видел минут сорок за всю гонку, и это было интересно – обгоны, гоночные инциденты, аварии – всё то, что нравится зрителям, поэтому гонка однозначно понравилась.
Вопрос: В прошлом году Гран При прошёл более или менее спокойно, а сейчас происшествия начались уже с пятницы…
Сергей Воробьев: Я считаю, что единственное происшествие, ответственность за которое лежит на нас – это инцидент утром в пятницу. Я хочу говорить без пафоса, но в таких ситуациях это сложно – этот инцидент послан нам свыше. Действительно возникла некоторая проблема, но мы уже разобрались в её причинах и следствиях, исправили ряд процессов принятия решений, и я уверен, что именно это позволило нам столь эффективно отреагировать на аварию во время третьей тренировки и на другие гоночные инциденты. Именно поэтому я думаю, что всё произошедшее неслучайно, и я очень рад, что каждая из клиентских групп, если говорить холодным языком, т.е. пилоты, команды, пресса и зрители – все уехали с автодрома счастливыми.
Вопрос: Могу передать привет от клиентской группы Pirelli – эти люди очень довольны тем, как организаторы и все, кто имел к этому отношение, справились с инцидентами на трассе...
Сергей Воробьев: Очень приятно, что именно в Сочи было объявлено о продлении контракта Формулы 1 с этой шинной компанией. Здорово, что у Pirelli серьезные связи с Россией в лице компании Роснефть, и я рад, что деловые отношения с вовлеченной в Формулу 1 компанией становятся всё глубже. Это тоже важный фактор для дальнейшего успешного развития автоспорта в нашей стране.
Вопрос: Сюда приехали представители многих крупных компаний. Проходили ли какие-то переговоры?
Сергей Воробьёв: Да. Я уже говорил, что как только появится конкретная информация, мы ее сообщим, и сейчас я полностью уверен, что скоро нам будет, что объявить. Ведутся предметные переговоры об очень серьезных для Формулы 1 в России вещах, но я не могу сказать ничего конкретнее.
Вопрос: До следующей гонки не 365 дней, а только 200. Что станет самым сложным в этой ситуации? Как вы представляете себе график на ближайшие месяцы?
Сергей Воробьёв: 1 мая – это отличная дата, она мне нравится. Я доволен темпом, который мы сейчас взяли, круглосуточно эксплуатируя автодром и организуя мероприятия не только на трассе, но и в Олимпийском парке, в частности, шоу Олимпийское небо, собравшее более 96 тысяч зрителей за один день. Команда в тонусе. Мы с радостью продолжим радовать всех зрителей и нашу страну мероприятиями, включая очередной Гран При, который пройдет уже 1 мая.
Вопрос: В Сочи пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Влияют ли на вашу деятельность подготовительные работы на стадионе Фишт?
Сергей Воробёв: Мы плотно взаимодействуем с оргкомитетом Чемпионата мира по футболу 2018 года и его сочинским отделением. Действительно, наш объект находится рядом, и мы делим общую потрясающую площадку «Олимпийский парк», а наработанный при проведении Гран При и Олимпиады опыт будет максимально учитываться при организации матчей Чемпионата мира.
Вопрос: Но прямого противоречия между площадками нет?
Сергей Воробьёв: Конечно, нет никакого противоречия. Все объекты здесь работают в очень плотной синергии, и в рамках этого Гран При мы вышли на следующий уровень. На ближайших к трассе объектах прошли не только шоу, в частности, танцевальный фестиваль Кармен и Comedy Club, но и боксерское соревнование M1, что говорит о расширении перечня видов спорта, которые присутствуют на нашей площадке.
Во время Гран При в Олимпийском парке работал мини-гольф, картинг, который, что любопытно, показали во время трансляции гонки GP3. Мы за серьезную интеграцию нашего спорта с другими видами.
Вопрос: Ходили слухи, что в вашей карьере могут произойти изменения – вы можете пойти на повышение и вероятно, оставите этот пост. Вдруг вам сделают предложение, от которого вы не сможете отказаться. Вы будете абсолютно уверены, что команда, которая останется, или возможный преемник обеспечат развитие проекта без вас?
Сергей Воробьёв: Ваш вопрос поставил меня в тупик. После гонки мы очень продуктивно провели три часа, обсуждая перспективы развития Гран При России в Сочи. И эти разговоры не подразумевали каких-либо изменений. В ближайшее время я не планирую оставлять свой пост и вижу огромный простор для работы. Мне это интересно. У нас потрясающая команда, которая прошла через интересный период.
Первый Гран При России – это уникальный проект, сопоставимый с Олимпиадой. А сейчас мы перешли к такому формату работы, который позволяет регулярно и методично проводить такого рода мероприятия, и мне очень хочется развить и отточить эту систему. Я не считаю свою задачу выполненной на текущий момент. Конечно, если руководство поставит другую задачу, я буду выполнять ее, но на данный момент я вижу очень серьезный потенциал проекта Гран При России в Сочи.
Вопрос: После пятницы многие гонщики были обеспокоены недостаточной эффективностью дренажной системы. Будет ли она как-то модернизироваться?
Сергей Воробьёв: Мы проанализируем обратную связь по системе дренажа, но на текущий момент нет планов ее модернизации. Мы не получили от FIA ни соответствующих предписаний, ни явных рекомендаций. Позднее мы проанализируем все комментарии, полученные по ходу уик-энда, но на данный момент не видим в этом необходимости.
Вопрос: Сегодня господин Козак сказал, что в 2016 году пройдет ночная гонка. Он оговорился, или появилась какая-то конкретика?
Сергей Воробьёв: Как вы видите из СМИ, обсуждение темы проходило на самом высоком уровне – между Берни Экклстоуном и президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, поэтому мы, команда организаторов Гран При, ждем задачи. Будет задача провести ночную гонку в 2016-м – исполним её.
Вопрос: По ходу Гран При произошло много аварий, множество барьеров TecPro было повреждено. Говорят, они очень дороги. Учитываете ли вы их стоимость в смете? Заплатит ли Роман Грожан за повреждения?
Сергей Воробьёв: Контракт с Берни Экклстоуном хорошо заботится о пилотах, поэтому, отвечая на прямой вопрос: Грожан не заплатит. Он уже заплатил за аварию тем, что не смог завершить Гран При России так, как ему наверняка хотелось. Дальнейшую работу будут вести уже страховые компании. Автодром, все объекты и системы безопасности застрахованы, поэтому мы как организаторы достаточно хорошо защищены.
Обсуждать цену TechPro мне кажется несколько кощунственным. Во-первых, это расходный материал, а во-вторых, это та система безопасности, которая в самой сложной ситуации гоночного уик-энда – в инциденте с Карлосом Сайнсом, сделала то, что необходимо для его спасения. Какими могут быть разговоры о цене, когда ставки настолько высоки?
Вопрос: Многие выражали опасения тем, что во время аварии Карлоса Сайнса машина влетела под барьеры. Это не ваша компетенция, но вы обсуждали этот вопрос?
Сергей Воробьев: Да, мы обсуждали детально – осмотрели барьеры на месте, внимательно просмотрели все видеозаписи самого инцидента и работу по эвакуации. Не хочется делать предварительных выводов – их сделает FIA совместно с компанией-производителем TecPro и с проектировщиком трассы Германом Тильке.
На данный момент я могу оценить только результат – а) пилот на следующий день участвовал в Гран При, и б) после аварии такой степени сложности, мы, как организаторы, смогли провести квалификацию в срок, начав ее секунду в секунду от запланированного времени. Результаты отличные. Как можно еще улучшить безопасность – подумают в FIA, производитель TecPro и Тильке.
Вопрос: Продолжим разговор о Сайнсе, который принял участие в Гран При. Был эпизод, когда от его машины отлетела шайба заднего крыла, и один из маршалов побежал за ней на трассу. Вы видели этот эпизод? Как вы его оцениваете?
Сергей Воробьев: Я не видел его в прямом эфире, видел в Интернете комментарии, где его назвали «Смелым русским». Я не видел самого видео. Естественно, когда я поздно вечером доберусь до дома, первым делом посмотрю запись гонки, чтобы уже с утра на свежую голову встретиться с Сергеем Владимировичем Ивановым, исполнительным директором РАФ, и обсудить моменты спортивной организации.
Вопрос: Вообще по работе стюардов было несколько спорных эпизодов. Вы будете работать над тем, чтобы они были лучше готовы?
Сергей Воробьев: Я пока не готов комментировать спорные эпизоды. Чтобы в них разобраться, мы будем все предметно рассматривать. РАФ ведет такую работу, и на данный момент есть результат – безопасно проведенная гонка, остальные моменты мы рассмотрим. Естественно, всегда есть возможность сделать лучше – будем работать дальше совместно с РАФ.
Вопрос: Когда вы планируете объявить билетную программу на следующий год?
Сергей Воробьев: Мы планируем ее объявить уже в ноябре. Стремимся сделать это в начале месяца, но возможно это будет в районе десятых чисел. Примерно через месяц, возможно, через три недели. В ней будут сюрпризы.
Билетная программа – это не что-то случайное, а часть многолетней стратегии, которую мы сами себе составили и считаем ее достаточно обоснованной. В первый год безусловной задачей было качественное проведение Гран При и получение максимально позитивных отзывов. В этом году задача стояла уже экономическая – так называемая операционная безубыточность Гран При.
Мы так хорошо поработали с затратами, что в итоге добились её уже на 70% продажи билетов. В следующем году мы хотим еще больше улучшить экономический результат Гран При, что, в свою очередь, важно и для проведения ночной гонки. В каком году она бы ни произошла – в 2016-м или в 2017-м, у нас есть серьезные экономические задачи на следующий год, и мы знаем, как их реализовать таким образом, чтобы зрители были ещё более счастливы, чем в этом году. Очень скоро расскажем детали.
Вопрос: Вместимость трибун в следующем году увеличится?
Сергей Воробьев: Мы расскажем это вместе с билетной программой.
Вопрос: Ричард Креган остается в проекте?
Сергей Воробьев: Господин Креган продолжает нас поддерживать. К сожалению, он сейчас отъехал на встречу, но хотел присутствовать при нашем разговоре. Он рассказал бы много всего интересного. Естественно, мы продолжаем сотрудничать с Креганом.
Вопрос: По ходу всего уик-энда у вас были какие-то серьезные накладки?
Сергей Воробьев: Все серьезное вы видели на экранах, а мелочи они на то и мелочи, чтобы решаться по ходу. В прошлом и в этом году у нас действует единая система классификации инцидентов, разработанная благодаря сотрудничеству с Ричардом Креганом. В прошлом году мы радовались отсутствию инцидентов четвертой-пятой категории, иными словами серьезных и критичных. В этом году у нас такие инциденты были, но общее количество инцидентов снизилось почти в два раза. Таким образом, работа со зрителями, общая организация, планирование мероприятий были улучшены – мы этим довольны.
Вопрос: Говоря про серьезные и критичные события, вы говорите про инциденты на гоночной трассе?
Сергей Воробьев: Да.
Вопрос: Где сейчас человек, по вине которого было разлито дизельное топливо?
Сергей Воробьев: В Краснодарском крае. (смеется)
Вопрос: Какие гоночные серии приедут в Сочи в следующем году?
Сергей Воробьев: Мы ведем различные переговоры. Если начать с самого начала, то мы ведем успешные предметные переговоры с WTCC – нас радует их заинтересованность, и шансы на проведение этого этапа я расцениваю, как очень высокие. Предметные переговоры мы проведем на следующем этапе в Таиланде.
Естественно, мы будем рады продолжать сотрудничество с SMP Racing, проведем этапы чемпионата России Формулы 4. У нас с коллегами из SMP есть планы и по другим международным сериям, которые сейчас прорабатываются.
Как бы ни хотелось рассказывать красивые вещи про развитие автоспорта, нашей основной задачей в рамках годичной эксплуатации, кроме Формулы 1, является экономический результат, поэтому на гоночные серии мы смотрим через эту призму. Если это крупная международная серия, то как минимум она не должна приносить убытков и покрывать прямые затраты и упущенную выгоду от не проведения корпоративных мероприятий в этот день, мы с радостью готовы ее принять.
Вопрос: С случае с WTCC речь идет о второй гонке в России или вместо этапа на Moscow Raceway?
Сергей Воробьев: Я не готов комментировать другие гонки, поскольку не знаю планы других.
Вопрос: Опыт проведения этапа TCR вы оцениваете как негативный?
Сергей Воробьев: Опыт сотрудничества с TCR расцениваем, как положительный. Проведение серии было проработано достаточно оперативно, поскольку этот вариант появился достаточно неожиданно и быстро был реализован. В рамках проведения TCR мы увидели, что в целом опыт проведения Гран При России Формулы 1 достаточен для проведения международных гонок в принципе. Теперь мы с гораздо большей легкостью смотрим на проведение других международных этапов, таких как TCR, WTCC и других гоночных серий.
Вопрос: Какое количество международных гонок идеально для сочинской трассы в течение сезона?
Сергей Воробьев: То количество, которое позволит максимизировать выручку от их проведения.
Вопрос: На какое количество вы рассчитываете в 2016-м?
Сергей Воробьев: В наших планах показателей эффективности автодрома нет критерия «Количество проведенных международных гонок». Автодром – это коммерческий объект, у которого коммерческие задачи, поэтому как бы жестко это ни звучало, но если автодром сможет больше зарабатывать на проведении корпоративных мероприятий, услугах гоночного такси, экскурсиях, упрощенной школы контраварийного вождения, то автодром будет это делать.