Когда Фрэнк Уильямс объявил о продаже части акций команды Williams, у многих это вызвало удивление. Еще большим сюрпризом стало имя нового совладельца, австрийского предпринимателя и гонщика-любителя Тото Вольффа. В четверг Вольф дал эксклюзивное интервью официальному сайту чемпионата, пояснив, почему он и Фрэнк Уильямс смогли договориться...
Вопрос: Тото, вы долгое время участвовали в гонках, а теперь стали совладельцем команды Williams. Не могли бы пояснить причину такого решения?
Тото Вольфф: Во-первых, я всегда гонялся исключительно ради собственного удовольствия, хотя выглядел вполне конкурентоспособно. Участие в Williams – совсем другое дело. Это чисто коммерческое решение. Думаю, с уходом некоторых автопроизводителей и грядущими финансовыми ограничениями ситуация в Формуле 1 уже изменилась, и в спорт возвращается привычная бизнес-модель. Команды вновь станут как минимум безубыточными или даже прибыльными, чего не было в предыдущие годы.
Вопрос: Вас удивило, что Фрэнк Уильямс принял ваше предложение? На протяжении нескольких лет предпринимались неоднократные попытки выкупить часть акций его команды, но ни одна не увенчалась успехом. Почему ваш вариант изменил привычное мнение?
Тото Вольфф: Фрэнк всегда мыслил стратегически как в отношении Формулы 1, так и в отношении своей компании. Обсуждение сделки заняло несколько месяцев, это не произошло в один момент. Мы встретились совершенно случайно, но быстро поладили. Фрэнк прекрасно понимает, что должен обеспечить команде будущее и проконтролировать ее переход к новой формации. Он начал этот процесс, пригласив молодых управленцев в лице Адама Парра и Сэма Майкла – полагаю, он хотел омолодить и состав акционеров. Кроме того, продажа акций выглядела оправданной по чисто экономическим причинам.
Вопрос: Но почему Williams? Вы присматривались к другим командам, прежде чем приняли решение?
Тото Вольфф: Да, я наблюдал за ситуацией в течение двух лет с того момента, как провел переговоры с одной из команд Формулы 1. Не будем называть имена, скажу лишь, что тот вариант не показался мне коммерчески жизнеспособным. Если вспомнить историю Формулы 1, можно назвать всего три или четыре по-настоящему великие команды. Кроме того, я хотел приобрести команду с достойной инфраструктурой, способную работать в условиях ограниченных ресурсов, а Williams на протяжении нескольких лет выступала с гораздо меньшим бюджетом, нежели заводские команды…
Вопрос: Как долго вы добивались согласия Фрэнка?
Тото Вольфф: Думаю, мы с Фрэнком с самого начала были настроены очень серьезно – обе стороны прекрасно понимали суть сделки. Основные условия были согласованы еще весной, но сделки такого уровня крайне сложны в оформлении – это отнюдь не двухстраничный контракт! Всего переговоры длились почти шесть месяцев.
Вопрос: Вы сказали, что ваша доля в акционерном капитале команды составляет от десяти до сорока девяти процентов – довольно большой диапазон. Можно получить более точную цифру?
Тото Вольфф: Я не могу быть более точным в цифрах, поскольку сама сделка не настолько проста, как кажется. Это не значит, что я приобрел определенную долю в компании – это четко структурированная операция со множеством опционов, поэтому мы решили не раскрывать степень нашего участия, дабы избежать необходимости повторного опубликования списков акционеров в ближайшие месяцы или годы. Все, что я могу сказать – это серьезный шаг, а не простое желание показать себя и заявить: «Эй, я в Формуле 1!». Я сделал это исключительно из финансовых соображений, базируясь на принципах частной собственности, а не каких-то фантазиях. Я долго работал в DTM и знаю, что такое коммерция, а решение пришлось принимать не только мне, но и моей компании – мы вместе пришли к выводу, что эта идея жизнеспособна, поэтому сделка рассчитана на долгосрочную перспективу.
Вопрос: Фрэнк сказал, что вы будете участвовать во всех совещаниях команды, но не будете определять направление ее развития. Тогда зачем вам это? В чем удовольствие от немого участия?
Тото Вольфф: Как я уже сказал, сделка не настолько проста, как кажется. Быть частью руководящего совета, состоящего из шести человек – привилегия, свидетельствующая о перспективе долгосрочного сотрудничества. Вы участвуете в принятии самых важных решений, касающихся внутренних и внешних процессов компании. Полагаю, за счет продажи части акций Фрэнк Уильямс и Патрик Хед планировали привлечь кого-то, кто имеет представления об автоспорте, а у меня они есть. Я занимался управленческой деятельностью в различных гоночных сериях, включая DTM и ралли, и могу принести в команду нечто новое, хотя раньше никогда не работал в Формуле 1.
Вопрос: Небольшая доля в команде подразумевает последующий выкуп всех акций? Фрэнк сказал, что они с Патриком уже далеко не молоды…
Тото Вольфф: Тот факт, что Фрэнк и Патрик уступили свою долю только сейчас, говорит о том, что это было тщательно продуманное решение. Да, для обеих сторон ситуация остается открытой, но всем участникам важно понимать, что я могу участвовать в будущей работе команды. Да, я хочу играть определенную роль и планирую увеличить свою долю, но давайте поговорим об этом, когда придет время. Сейчас я новичок и надеюсь, что постепенно усвою все тонкости ведения бизнеса в Формуле 1 и начну помогать команде.
Вопрос: Планируете поначалу заниматься второстепенными делами, готовясь к более серьезным задачам?
Тото Вольфф: Можно сказать и так. Поначалу нужно скромнее оценивать свои собственные умения и навыки, ведь я имею весьма смутное представление о Формуле 1. Однако я уже десять лет работаю в сфере частной собственности, и здесь мои знания могут пригодиться Williams. Все акционеры едины во мнении, по какому пути должна развиваться команда. Я вступил в этот бизнес, и мы должны быть уверены, что перед нами открываются достаточно широкие перспективы.
Вопрос: Несмотря на мировой экономический кризис, Формула 1 выглядит как никогда привлекательно – в следующем сезоне мы увидим сразу четыре новые частные команды. После десятилетнего господства автопроизводителей снова наступает время частников?
Тото Вольфф: В последние десять лет автопроизводители во многом определяли облик Формулы 1, но сейчас именно частные команды – и автоконцерны с правильным подходом – выходят на первый план. Будущее покажет, смогут ли все дебютанты выйти на старт, но Williams далеко не новички в своем деле, и это одна из основных причин, по которым я решил сотрудничать с ними. Я бы ни за что не вложил деньги в дебютантов и не стал бы полностью выкупать какую-то из команд – это слишком сложная задача. Чтобы руководить командой, нужно иметь четкое понимание всех процессов, происходящих в Формуле 1, а это нельзя постичь в один момент. Приобретая команду целиком, нужно адекватно оценивать свои собственные навыки и нанимать нужных людей, и здесь очень легко допустить ошибку. Я инвестировал средства в Williams, поскольку это превосходно отлаженная команда, стабильно работающая на протяжении многих лет.
Вопрос: Чего вы хотите добиться в Формуле 1? Должно быть, у вас более высокие амбиции, и вам недостаточно "немого" участия в делах команды?
Тото Вольфф: С точки зрения бизнеса, я хочу извлечь выгоду от владения акциями Williams и повысить стоимость компании. Что касается личных интересов, во мне по-прежнему силен дух соперничества. В Формуле 1, если выступаешь успешно, доходы неизменно растут – получается, я нашел себе такое дело, которое объединяет все мои устремления.
Вопрос: Значит, мы увидим вас на всех гонках предстоящего сезона, раз уж вы планируете постигать суть этого бизнеса?
Тото Вольфф: Вовсе нет. Я участвую в делах компании HWA, курирующей спортивную программу Mercedes в DTM, поэтому буду занят на гонках этой серии. Разумеется, я приеду на несколько этапов Формулы 1, где мое присутствие покажется оправданным, но я не планирую посещать все Гран При просто в качестве туриста и торчать в боксах Williams ради собственных пятнадцати минут славы.