В этот уик-энд в Монце Нико Росбергу и Льюису Хэмилтону предстоит вновь соперничать на трассе – впервые после инцидента в Спа и после неприятного разговора с руководством Mercedes AMG, где разбирались его последствия.
К удивлению некоторых, итоги этой встречи были преданы огласке, однако руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф считает, что скрывать своё отношение к подобным вещам – нехарактерно для их команды.
Вопрос: В Бельгии случилось то, что предрекали давно: между машинами Mercedes AMG произошёл контакт, и команда упустила возможный победный дубль. Какие эмоции испытали в этот момент те, кто находились на пит-уолл?
Тото Вольфф: Сначала я не мог поверить в случившееся. Мы со здоровым скепсисом относились к мысли о том, что подобных инцидентов удастся избежать в течение всего сезона, и понимали, что ближе к финалу чемпионата ситуация обострится.
Но всё произошло на очень широкой и длинной трассе, да ещё в повороте, где можно обгонять, только если вы очень агрессивны… И в следующий момент мы видим, что отлетает часть переднего крыла, а Льюис оказывается за пределами трассы с проколотой шиной и пытается дотянуть до боксов на трёх колёсах – всё это было весьма неприятно. По-моему, я сказал Падди Лоу, который тоже расстроился, что не могу в это поверить. А про себя произнёс кое-что на австрийском сленге…
Вопрос: А чем объясняется такая реакция? Это же Формула 1, и на скоростях под 300 км/ч всегда возможны какие-то спонтанные ошибки в оценке ситуации…
Тото Вольфф: Вероятно, мы понимали, что когда-нибудь это произойдёт, и тогда бы пришлось менять наш подход, но мы не ожидали, что это случится в Спа, да ещё в самом начале гонки. Нико лидировал в чемпионате мира, и было невозможно представить, что гонщик с аналитическим складом ума может допустить такую ситуацию, ведь они с Льюисом соперничают уже столько лет. Это был своего рода сюрреалистический момент.
Вопрос: Почему было важно, чтобы кто-то взял на себя вину за происшествие, которое стюарды квалифицировали как гоночный инцидент? В Венгрии столкнулись гонщики Force India, но никто не стал поднимать шума. Или всё представляется несколько преувеличенным, когда речь идёт о команде Mercedes, в которой выступают Хэмилтон и Росберг и борются за чемпионский титул?
Тото Вольфф: Разумеется, к вам приковано больше внимания, когда вы боретесь за победы, и когда велики шансы на победный дубль, поскольку у вас великолепная машина. И если мы тут же лишились этого и вновь были вынуждены довольствоваться вторым местом – всё это весьма огорчительно. Разумеется, пресса тоже сыграла свою роль… Конечно, мы могли бы отделаться стандартными фразами, вроде «нужно всё проанализировать, посмотреть телеметрию» и так далее. Но именно эмоции помогли нашей команде добиться того, что мы добились.
Эмоции оказывают очень позитивный эффект, но иногда вырываются наружу! Возможно, нам с Ники Лаудой нужно было меньше кипятиться, но, как я уже сказал, мы добились прогресса именно благодаря эмоциям.
Вопрос: Если не сожалеть об упущенной победе, может быть, всё происшедшее пошло на пользу Mercedes? Вы получили больше внимания прессы, чем когда завоевали три победных дубля подряд…
Тото Вольфф: Нет, конечно, мы бы предпочли победу в гонке. Впрочем, Берни Экклстоун сказал мне то же самое: случившееся пошло на пользу и команде, и всей Формуле 1. Но мы упустили возможность заработать 43 очка – это не пустяк. Только представьте, что по какой-то причине мы столкнёмся с проблемой надёжности, и при этом продолжатся происшествия на трассе, и тогда перед Гран При Абу-Даби вдруг выяснится, что мы можем проиграть чемпионат… Если мы упустим титул, то команда окажется в глупом положении. А мы хотим победить в обоих зачётах чемпионата, это наша цель.
Вопрос: Льюис уже один раз выиграл титул, и мы знаем, что у него есть чемпионские качества, но теперь мы видим, что бойцовский характер есть и у Нико. Наверное, это должно только радовать команду, а не шокировать?
Тото Вольфф: Нам нравится работать с этими гонщиками. Они очень разные люди, но скажу вам одно: если кто-то и сомневался в бойцовском характере Нико, то лично у меня не было таких сомнений с момента нашей первой встречи, которая произошла пару лет назад.
У каждого, кто претендует на победы в Формуле 1, должны быть такие качества. Теперь все знают, что в этом плане оба гонщика Mercedes не уступают друг другу…
Вопрос: Тогда почему сейчас, когда всё уже позади, оба ходят по паддоку с поникшими головами?
Тото Вольфф: У нас с ними состоялся очень откровенный разговор. И я предпочитаю, чтобы наши гонщики показывали свои эмоции, а не действовали, как роботы, не давая болельщикам возможности разделить их чувства. Думаю, это хорошо.
Вопрос: Может быть, Льюис не предвидел, что его напарник окажется столь твёрдым орешком, что за подчеркнуто приятной внешностью Росберга скрываются «тёмные силы»? Теперь, когда многое прояснилось, как вы собираетесь действовать дальше?
Тото Вольфф: У нас состоялся очень хороший разговор с гонщиками, и Нико продемонстрировал сильный характер, взяв на себя ответственность за инцидент. Нужно определённое мужество, чтобы признать это перед всем миром. А Льюис, как всегда, очень импульсивен. Вместе мы проанализировали ситуацию и вновь определились с правилом номер один: никаких контактов между машинами Mercedes!
Пилоты могут открыто и честно соперничать на трассе, но не допускать контактов, поскольку мы не можем подводить команду. Множество людей днями и ночами трудятся на базе в Брэкли, чтобы повысить скорость машины – мы предполагаем, что в Сингапуре будет представлен ряд технических новинок. Льюису и Нико предоставлены быстрые машины, и они всегда относились к этому с уважением. А потом внезапно на втором круге гонки все было испорчено. Такое больше не должно повториться. Точка.
Вопрос: А что происходит внутри коллектива – уже образуются фракции сторонников Льюиса и Нико?
Тото Вольфф: Нет, потому что таким вещам не должно быть места в команде. У нас контракты с обоими гонщиками, и было решено предоставить обоим равный статус, хотя мы понимали, что седых волос у нас прибавится. Я хочу быть искренним с гонщиками и жду от них того же. Если их что-то беспокоит, они могут ко мне обратиться. И до сих пор всё шло хорошо. У меня и у Падди очень открытые отношения с обоими. Никакого фаворитизма.
Вопрос: Случившееся в Спа заметно сказалось на положении Льюиса в личном зачёте: до той гонки он уступал Нико 11 очков, а теперь отставание выросло до 29 очков. Если исходить из соображений чистой математики, что это значит для команды, которая стремится победить в обоих зачётах чемпионата?
Тото Вольфф: Чисто математические рассуждения опасны для автоспорта. Ситуации всегда разные. Конечно, сейчас наше положение несколько осложнилось, поскольку мы не собираемся оказывать предпочтение кому-либо из гонщиков. Мы позволяем им соперничать. Конечно, минус в том, что они будут отбирать друг у друга очки, и это, конечно, сложнее, чем когда борьбу за титул ведёт кто-то один. Мы отдаём себе отчёт о возможных последствиях. Но впереди ещё семь гонок, где Льюис и Нико могут продемонстрировать, что они умеют бороться так, как мы того от них ожидаем…
Вопрос: Несколько недель назад Нико подписал новый контракт с Mercedes, и насколько известно, Льюис был готов сделать то же самое. Такое впечатление, что теперь его энтузиазм поубавился – что случилось?
Тото Вольфф: Переговоры продолжаются, и мы очень хотим, чтобы Льюис остался в команде, чтобы был подписан новый контракт. У него точно такое же желание. Но поскольку сейчас обстановка накалена, мы предпочитаем дождаться окончания сезона и уже тогда перейти к активной фазе переговоров о продлении контракта. Правильнее выждать пару месяцев, поскольку надо полностью сосредоточиться на чемпионате – это единственная причина.
Вопрос: Значит, Льюис не занимается поиском других вариантов?
Тото Вольфф: Гонщик всегда изучает ситуацию на рынке, чтобы быть в курсе происходящего. Но мы договорились, что если у кого-то возникают серьёзные поводы задуматься о смене работы, то сначала нужно обсудить это с партнёрами. Мы намерены придерживаться этого правила.
Вопрос: «Мирные переговоры», состоявшиеся на прошлой неделе, ещё не означают, что вы собираетесь использовать командную тактику. Но есть ведь и другие способы подыграть одному из гонщиков, например, выбрав для него более эффективную тактику…
Тото Вольфф: Нет, мы не будем так поступать. Мы не хотим вмешиваться в ситуацию и предопределять спортивные результаты. Мы всегда выбираем лучшую тактику для команды и гонщиков. Иногда какая-то тактическая схема оказывается более выигрышной по сравнению со второй, но это не значит, что мы действуем намеренно.
Вопрос: Что ждёт Mercedes в Монце в этот уик-энд?
Тото Вольфф: Гонщики могут свободно соперничать друг с другом, но борьба должна быть корректной. Надо оставлять некую гарантию безопасности. Разумеется, на скоростях за 300 км/ч трудно сохранять полное спокойствие – именно поэтому мы ожидаем, что гонщики позаботятся о безопасности. Всё-таки, они напарники!
Вопрос: Сколь заметной будет эта гарантия безопасности? Вы допускаете, что между двумя Mercedes может вклиниться какая-то третья машина?
Тото Вольфф: Нет. Этого быть не должно.
Вопрос: И всё-таки, какие ваши ожидания?
Тото Вольфф: Надеюсь, оба гонщика поднимутся на подиум, мы сможем увеличить наше преимущество в Кубке конструкторов и в личном зачёте чемпионата. Однако посмотрим, как будут развиваться события в этот уик-энд.