После ухода Michelin компания Bridgestone досрочно получила монополию на поставку резины для Формулы 1, а в 2008-м полностью вступила в права монополиста, полученные от FIA после победы в тендере. Затраты на разработку и производство резины резко упали - у японской компании не осталось конкурентов, а и последующие перемены в регламенте позволили уменьшить бюджеты. В интервью немецкому Motorsport Total, директор Bridgestone Motorsport Хироши Ясукава рассказал о достигнутых успехах...
Вопрос: Что уже сделали, и что планируется сделать для сокращения затрат?
Хироши Ясукава: Когда компания Michelin покинула Формулу 1, и мы стали единственным поставщиком резины, компания смогла сократить расходы. К примеру, сократилась дистанция тестов - до этого каждая команда проезжала 60-70 тысяч километров за год, только на тесты расходовалось 16000 шин.
Тогда каждая команда получала 300 комплектов, по 1200 шин, но дистанция тестов была ограничена, что привело к экономии не только для команд, но и для нас - сначала она была сокращена до 30000 км, потом до 15000 км в год – командам достаточно 150 комплектов. Ресурс увеличился от 100 до 150 км, но на дистанции гонки в 300 км команды обычно проводят два пит-стопа, так что сейчас шины проезжают около 100 км.
Вопрос: Вы сократили и число составов?
Хироши Ясукава: Да, сейчас мы производим четыре состава для сухого асфальта, с дождевыми шинами ничего не изменилось.
Вопрос: Вероятно, издержки сократились и в логистике?
Хироши Ясукава: Это намного сложнее, раньше нам приходилось работать с десятью машинами, теперь их двадцать.
Вопрос: В FIA говорят о появлении трёх новых команд, во сколько это обойдётся Bridgestone?
Хироши Ясукава: Сейчас мы привозим 1800 шин на каждую гонку, три новых команды - это, по крайней мере, на 500 шин больше. Придется увеличить расходы на логистику.
Вопрос: В предложенном FIA регламенте на сезон 2010 года, команды, согласившиеся на ограничение бюджета, получают свободу в проведении тестов. Какова ваша позиция?
Хироши Ясукава: Тесты будут ограничены бюджетом, я думаю, мало, что изменится.
Вопрос: Как в Bridgestone относятся к проведению чемпионата по двум версиям регламента?
Хироши Ясукава: Это не наша проблема, мы руководствуемся правилами FIA.
Вопрос: Вы не считаете, что это запутает болельщиков?
Хироши Ясукава: Не знаю, это вопрос не к нам.
Вопрос: Что может измениться в поставках резины?
Хироши Ясукава: В итоге могут остаться два состава. Когда мы пришли в Формулу 1, их было восемь, позже, с Goodyear - семь. Каждое такое сокращение приводит к экономии.
Вопрос: Вы хотите использовать два состава, вместо четырёх?
Хироши Ясукава: Если вы интересуетесь нашим мнением, то единственная спецификация обошлась бы ещё дешевле, но разница между двумя составами повышает интерес, становится одним из факторов стратегии гонки.
Вопрос: В следующем сезоне дозаправки будут запрещены, сможет ли гонщик проехать всю дистанцию без пит-стопов?
Хироши Ясукава: Судя по результатам опросов, болельщики хотят сохранить пит-стопы, поэтому FIA будет придерживаться этого правила. Это не наше решение.
Вопрос: Вы могли бы сделать резину, способную проехать всю дистанцию гонки?
Хироши Ясукава: Разумеется.
Вопрос: Значит, можно добиться ещё больше экономии?
Хироши Ясукава: Пит-стопы добавляют интриги, обостряют борьбу в гонках.
Вопрос: Вы могли бы назвать сумму, которую Bridgestone удалось сэкономить за последние два-три года?
Хироши Ясукава: Трудно назвать точную цифру, некоторые затраты - логистика и персонал, выросли, но запрет на тесты позволил сэкономить. Вероятно, мы должны были сократить затраты больше, чем на 30%, но это сложно.