Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает об очередных поправках в технический регламент, внесённых FIA в минувшую пятницу, разрешающих Honda проводить модернизацию силовых установок в 2015 году в рамках особых правил.
Джеймс Аллен: «В этот уик-энд в одной из самых нелепых историй, связанных с нынешним подходом FIA к руководству чемпионатом, произошёл очередной поворот, когда стало известно, что Чарли Уайтинг отозвал свои предыдущие декреты и собирается разрешить Honda, новому поставщику двигателей, доработку двигателей по ходу сезона, как и остальным трём производителям силовых установок.
Это произошло после того, как в начале недели представители Honda обсудили ситуацию с FIA, лоббируя свои интересы. Но можно ли считать справедливым принятое решение, и были ли какие-то иные варианты решения этого крайне сложного вопроса? Ведь в очередной раз Ф1 выглядит как спорт, в котором ключевые игроки препираются вокруг туманных формулировок технических правил…
В понедельник мотористы Honda обратили внимание Уайтинга на некоторые очевидные моменты: японская компания должна дебютировать в чемпионате и сразу выполнять жёсткое условие, предоставляя каждому гонщику по 4 силовых установки, которые должны выдержать 20 Гран При. При этом прошлый сезон состоял из 19 этапов, но все мотористы предоставляли каждому гонщику по 5 силовых установок.
Следующий момент состоит в том, что программа возможной модернизации двигателей перед сезоном 2016 года сокращается с 32 условных баллов до 25-ти, поэтому Honda окажется в менее благоприятном положении по сравнению с соперниками как в своём дебютном сезоне, так и на второй год работы.
Однако начать надо с того, что Honda вполне добровольно подписалась под такими правилами. Поскольку она собиралась прийти в Формулу 1 только в 2015 году, у неё был ряд преимуществ: конструируя свою силовую установку, японцы могли избежать многих ошибок, допущенных Renault и Ferrari, но одновременно у них была возможность понять, в чём достоинства моторов Mercedes, и воспользоваться этим опытом.
В этой ситуации некоторым инженерам представляется, что Honda, которой разрешено модернизировать в 2015 году свои силовые установки в том же объёме, что и остальным производителям, фактически получает возможность в два раза дольше вести доработку двигателей, чего не могли делать остальные.
Другие выдвигают контраргумент, полагая, что это неправильно, если новый поставщик моторов, привлечённый современными техническими требованиями FIA, касающимися гибридных силовых установок, должен тратить огромные деньги на зарплату специалистов, которые в 2015-м просто наблюдали бы за событиями чемпионата со стороны, не имея возможности заниматься модернизацией своей продукции в ходе дебютного сезона.
В этот уик-энд команды получили из офиса Чарли Уайтинга новое письмо, в котором говорится, что FIA изменила свою позицию по отношению к Honda: «Поскольку у всех четырёх производителей, участвующих в чемпионате 2015 года, в начале сезона будут омологированные силовые установки, мы полагаем, что было бы справедливо предоставить каждому из них равные возможности для модернизации в течение сезона».
Тут можно говорить о нескольких моментах, но, наверное, больше всего удивляет, что только сейчас в федерации осознали: невыгодная ситуация Honda воспринималась как негативный сигнал всеми потенциальными поставщиками силовых установок, которые могли бы прийти в чемпионат в будущем. Вряд ли им захотелось инвестировать в новые гибридные технологии, ориентированные на Формулу 1.
Понятно, что для президента FIA Жана Тодта и его команды это весьма важное обстоятельство, ведь Honda – один из крупнейших мировых производителей моторов. Получается, что японский гигант решил вернуться в Ф1, привлечённый новым техническим регламентом, но федерация продемонстрировала своё пренебрежительное отношение.
Безусловно, последние корректировки технического регламента – это победа для Honda и McLaren. Если японцы построят хороший двигатель – а мы ничего о нём не знаем, кроме того, что на тестах в Абу-Даби у команды и мотористов были серьёзные проблемы – то McLaren может провести неплохой сезон и быть реальной угрозой Ferrari, у которой в прошлом году был неважный двигатель и посредственное шасси.
Так уж устроена Формула 1, что все хотят извлечь преимущество из любой ситуации: Renault и Ferrari получили его, когда регламент был скорректирован в первый раз, Honda получила его сейчас, а в Mercedes задумались, как они могут использовать эти обстоятельства с выгодой для себя.
И всё это происходит довольно поздно, поскольку уже через две недели в Испании начнутся первые тесты, а до старта сезона остаётся всего восемь недель. Командам и мотористам явно придётся вносить коррективы в свои планы. Но у Honda есть ещё одно преимущество: она поставляет силовые установки только одной команде, поэтому ей легче реагировать на любые изменения, чем, скажем, Mercedes, которая должна готовить 8 двигателей (по два каждой из четырёх своих команд) всякий раз, когда в их конструкцию будут вноситься очередные изменения».