Стефан Йоханссон, бывший гонщик Формулы 1, в 80-х и начале 90-х гг. прошлого века выступавший в чемпионате мира за различные команды, в том числе за Ferrari и McLaren, на страницах своего блога ответил тем, кто критикует Haas F1.
Стефан Йоханссон: «Haas F1 произвела сильное впечатление. Они показали всем, что успех в Австралии не был случайностью. В Бахрейне их машина вновь была очень быстра, а команда прекрасно реализовала избранную тактическую схему и здорово проводила пит-стопы.
Спрашивается, почему другие не поступают точно так же? Вместо того, чтобы тратить безумные деньги и самим производить каждую деталь машины, почему бы не приобретать значительную часть конструкции, столько, сколько позволяют правила, у какой-либо из топ-команд, у которых есть все ресурсы и возможности для проведения научно-исследовательских работ?
Вместо этого можно же сосредоточиться на достижении высоких результатов на трассе и пытаться бороться за позиции в первой десятке. Посмотрите на Sauber, Force India, Manor и другие команды из числа тех, кто прописался во второй половине пелотона: в какой-то год они могут выступить лучше, в какой-то – хуже, но в итоге ситуация остаётся примерно прежней. Вопрос, какой в этом смысл? Мне кажется, в Haas F1 избрали вполне очевидный путь.
Однако звучат мнения таких людей, как Пэт Симондс, технический директор Williams. В прошлом он несколько раз был моим инженером, и я считаю его одним из лучших в паддоке. В Williams волнуются, что модель, избранная Haas, может изменить Формулу 1, и ставят вопрос так: отвечает ли она духу Ф1?
Но, по-моему, что-то должно меняться. Если даже отстающие команды ежегодно тратят чуть ли не по $100 млн., что-то в чемпионате организовано в корне неправильно. Все в паддоке хорошо понимают, что такая модель нецелесообразна экономически, однако при этом все в шоке от того, что удалось Haas.
Эта команда действовала очень разумно и отлично справилась с домашним заданием – жаль, никто не следует её примеру. По-моему, прежняя модель, при которой каждая из команд должна быть самостоятельным конструктором, себя изжила и не соответствует тому направлению, в котором развивается современная Формула 1.
В 80-е годовые бюджеты чемпионских команд не превышали $35 млн. Теперь они приближаются к $500 млн. Но что с того, если вы можете похвастаться, что придумали более хитрый воздуховод тормозов, чем ваши соперники? В конце концов, в Формуле 1 главное – гонки, соперничество лучших пилотов мира.
На каждый Гран При команды самолётами отправляют ящики с бесконечными техническими новинками, элементами аэродинамики и т.д., хотя оценить это всё равно могут только посвящённые, только специалисты. Покрасьте все машины в белый цвет и поставьте рядом – мало кто поймёт , чем они отличаются друг от друга. Тогда какой смысл быть “конструкторами”, если командам всё равно запрещены какие бы то ни было инновации?..»