Цифры говорят, что в драматичном 2016-м Scuderiа Toro Rosso добилась таких же результатов, как в спокойном 2015-м – то же седьмое место в Кубке конструкторов и лишь на четыре очка меньше, но сезоны получились совсем разными.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Макс Ферстаппен | 4 | 5 | 13 | 5 | 6 |
Карлос Сайнс | 21 | 12 | 46 | 6 | 6 |
Даниил Квят | 17 | 14 | 4 | 6 | 9 |
Жирным шрифтом выделены достижения гонщиков в составе Toro Rosso.
Scuderia Toro Rosso | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2016 | 21 | 7 | 63 | 5 | 6 |
2015 | 19 | 7 | 67 | 5 | 4 |
2014 | 19 | 7 | 30 | 5 | 6 |
2013 | 19 | 8 | 33 | 5 | 6 |
2012 | 20 | 9 | 26 | 6 | 8 |
Начиналось всё по привычному сценарию. Второй сезон для молодых Макса Ферстаппена и Карлоса Сайнса. Второй год прежняя цель – несколько подиумов и пятое место в Кубке конструкторов. Новый поставщик моторов – Ferrari вместо Renault, правда, моторов прошлогодних.
Решение об использовании силовых установок Ferrari 2015 года было принято поздно, поэтому интегрировать силовую установку в шасси пришлось в сжатые сроки. Основные работы по разработке STR11 завершились в августе, но потом стало известно о смене поставщика моторов и проект пришлось приостановить до подписания контракта. На первых тестах новая STR11 ещё была в технологической раскраске – чёрной-синей, а перекрасили и представили её к началу второй недели тестов – презентация Toro Rosso была последней.
Машина получилась надёжной. По сравнению с двумя последними сезонами, когда зимой машина большую часть времени стояла в боксах из-за проблем с силовой установкой, на этот раз тесты прошли без серьёзных проблем – уже на первой неделе удалось проехать больше двух тысяч километров. Со скоростью поначалу тоже проблем не было – в трёх первых гонках гонщики стабильно боролись в средней группе и зарабатывали очки, что вполне соответствовало ожиданиям.
Только гонка в Сочи оказалась неудачной – Ферстаппен сошел из-за отказа мотора, а Сайнс оказался 12-м. Но эта гонка многое изменила.
После российского этапа Хельмут Марко неожиданно провёл рокировку – Макса Ферстаппена перевёл в Red Bull Racing, а Даниила Квята вернул в Toro Rosso, объяснив это желанием снизить прессинг на россиянина. Можно представить, сколь сильным был удар по самолюбию Даниила, который всего за гонку до этого принёс команде первый в сезоне подиум. Ну а Макс, привыкший с помощью Red Bull шагать вверх через две ступеньки, просто сделал очередной шаг.
Даниил Квят: «Решение в каком-то смысле меня шокировало, но я всегда отвечал на трассе, и с этим ничего не изменится. Честно говоря, я так и не получил объяснений, но если руководители команды хотят, чтобы что-то произошло – это происходит. Думаю, неправильно использовать слово «понижение», поскольку в Red Bull по-прежнему дают мне шанс – теперь в Toro Rosso».
Интересно, что гонка в Испании – первая после смены состава – оказалась самой результативной для Toro Rosso в минувшем сезоне. Воспрявший после ухода Макса Карлос Сайнс финишировал шестым, а Квят закончил гонку десятым.
Какое-то время Квят осваивался с машиной и с молодым инженером – не сразу удалось наладить взаимопонимание. Последовали несколько аварий и сходов, единственное очко за всё лето Даниил заработал в Сильверстоуне, но постепенно ситуация стабилизировалась, машина стала больше ему подходить и этап в Сингапуре изменил ситуацию к лучшему.
Но к этому моменту команда сделала шаг назад. Выступая с прошлогодним мотором Ferrari, который не дорабатывался, в Toro Rosso всё больше уступали соперникам в мощности двигателя, компенсируя нехватку скорости снижением прижимной силы.
К Гран При Германии команда подготовила масштабное обновление аэродинамики – и оно не сработало. Более того, поведение машины ухудшилось – и на фоне прогресса соперников команда сразу откатилась назад.
Инженеры искали причину, на нескольких этапах гонщики выступали на машинах разной версии – чтобы сравнить поведение старого и нового аэродинамического обвеса, но очевидных ответов найти не удалось.
И если до Гран При Германии удалось заработать 45 очков – в среднем по 4,1 за гонку, то начиная с немецкого этапа – только 18, по 1,8 очка за гонку. Вдвое меньше. Если на трассах были длинные прямые и в гонке обходилось без сходов, у Toro Rosso не было возможности бороться за позиции в десятке, но если появлялся шанс, команда старалась его использовать.
Сайнс финишировал шестым в Остине, где несколько быстрых машин выбыли из борьбы, и добился такого же результата под дождём в Бразилии, но в большинстве этапов в Toro Rosso просто "доезжали" сезон, не имея, к сожалению, возможности изменить ситуацию.
Франц Тост, руководитель команды в интервью F1News.Ru: «Мы знали, что сезон будет сложным из-за использования прошлогодних силовых установок Ferrari. Команда оказалась в ситуации, которую нельзя было предвидеть, так что нам пришлось полностью менять планы.
Я не могу быть удовлетворён, поскольку в начале сезона мы должны были заработать больше очков, но сделать этого не удалось. Например, в Мельбурне наши гонщики стартовали с 5-й и 7-й позиций, а финишировали только 9-м и 10-м. Мы допустили ряд ошибок, как в Монако, где Карлос Сайнс перед пит-стопом опережал Серхио Переса – в итоге на подиум поднялся гонщик Force India, хотя у нас тоже был шанс добиться столь высокого результата.
Что касается Даниила, то, например, в Монако наши инженеры допустили ошибку в работе с программным обеспечением его машины. Команда в этом году допускала промахи, поэтому я не могу быть довольным. Нам есть над чем работать».
Итоги драматичного сезона подвел неудачный финальный этап в Абу-Даби, где гонщикам не удалось поработать на тренировках из-за повреждений шин, связанных с конструктивными особенностями машины. В квалификации оба пилота выбыли уже в первой сессии, а в гонке оба сошли с дистанции из-за поломки коробки передач. Сезон, который в команде начинали с очень надёжной и вполне конкурентоспособной машиной, закончился провалом.
В руководстве молодёжной программы продлили контракт с обоими пилотами, хотя следующий её участник по возрасту – Пьер Гасли, стал чемпионом GP2.
В 2017-м команда будет использовать актуальные моторы Renault, как и «старшая» Red Bull Racing – есть шанс добиться цели, которая озвучивается уже два года подряд – пятого места в Кубке конструкторов. Очевидно, что хорошее выступление в 2017-м крайне важно для карьеры Даниила Квята и Карлоса Сайнса.
Даниил Квят: «Так уж получилось, что год оказался тяжелым. В начале сезона у меня были большие планы, затем оказалось, что надо как-то выживать, а теперь известно, что я продолжу выступать в Формуле 1, продолжу работать с командой Toro Rosso, которая мне нравится. Но мне бы не хотелось пережить такой год ещё раз».