В своей колонке «Гоночная жизнь», которую публикует журнал Motorsport, один из основателей команды Williams Патрик Хед выразил свой взгляд на то, какой может стать Формула 1 после 2013 года, когда вступят в силу поправки к техническому регламенту. Отметим, что материал писался еще до принятия Всемирным советом решения о переходе с 2014 года на моторы V6, потому предлагается вашему вниманию с сокращениями.
Патрик Хед: «Недавно были опубликованы новые предложения по конструкции шасси, которые могут вступить в силу с 2013 года, а технические требования к мотору и трансмиссии уже утверждены FIA.
Самый примечательный факт – ограничение максимального расхода топлива величиной 100 кг в час. При этом вместимость бака планируется ограничить теми же 100 кг, хотя протяженность гонок останется неизменной – почти всегда это более 300 км. Сейчас машины могут брать на борт 150 кг бензина. Грядущие изменения приведут к тому, что время прохождения круга возрастёт примерно на пять секунд.
При этом звучали предложения, чтобы нынешние 2,4-литровые V8 использовались и в будущем – с применением условий эквивалентности. Но мне кажется, что упомянутые ограничения делают реализацию этой затеи крайне сложной. Из-за высоких рабочих оборотов такие двигатели требуют больше топлива. Кроме того, в гонках почти никогда не удавалось добиться «эквивалентности» - какой-то из вариантов всегда оказывается более предпочтительным, чем другой.
Регламент на шасси пока не утвержден – FIA проводит его изучение, в котором участвуют Рори Бёрн из Ferrari, я и другие специалисты. Мы стремимся установить, насколько близки к реальности коэффициенты лобового сопротивления и прижимной силы, рассчитанные для машин с измененной формой нижней части боковых понтонов и уменьшенными антикрыльями.
Команды не хотели бы заметных перемен в регламенте, так как они потребуют серьезных работ в области аэродинамики – для них более предпочтительным был бы вариант с использованием машин в конфигурации, близкой к той, что применяется в Монце. При этом они получат плоское днище с уступом, а диффузор будет начинаться от оси задних колес.
Популярная тема в этом сезоне Ф1 – время и место использования выхлопных газов для повышения аэродинамической эффективности – как мы видим, Renault и Red Bull используют два разных – и притом успешных – варианта.
У Renault выхлопные газы по трубкам подаются вперед и выходят вбок через отверстия в передней части понтонов, а у Red Bull, чьё решение используют и другие команды, включая Williams, газы направлены назад по всей ширине диффузора, что влияет на течение потоков воздуха в задней части шасси и у внутренних боковин шин. Рассчитать комплексную итоговую картину в этом случае можно, лишь используя методы вычислительной гидродинамики (CFD). Это мощный инструмент, который, впрочем, не может заменить продувки в аэродинамической трубе».