По данным Auto Motor und Sport, на следующей неделе в FIA обнародуют результаты финансового аудита команд по итогам сезона 2021 года, когда впервые использовались бюджетные ограничения. Поговаривают, что две команды превысили лимит в 147,4 миллиона долларов, одна из них значительно. Ходят слухи, что это Red Bull и Aston Martin.
У FIA нет другого выхода. Они обязаны предавать огласке любые нарушения. Превышение лимита бюджета – такое же серьёзное нарушение, как недостаточный вес машины или слишком большой расход топлива. И по слухам, одно из двух нарушений может вызвать настоящий скандал.
Устоявшейся системы наказаний за финансовые нарушения не существует. По регламенту, нарушения на сумму до пяти миллионов долларов считаются незначительными – нарушитель может отделаться штрафом, хотя в Mercedes и Ferrari говорят, что дополнительные пять миллионов на разработку могут принести полсекунды на трассе.
Любого, кто превысит лимит больше, чем на пять миллионов, ждут более серьёзные санкции – это может быть снятие очков или уменьшение бюджета на следующий сезон на сумму нарушений.
Команды отлично знают, что сколько стоит. По расчётам Mercedes и Ferrari, в Red Bull превысили лимит не только в 2021 году, но и в этом сезоне. Вот почему легкое шасси, вероятно, больше не будет использоваться в 2022-м.
Если выяснится, что в 2021-м в Red Bull действительно потратили слишком много, в Mercedes могут потребовать серьёзных санкций. Прошлогодние обладатели Кубка конструкторов и так считают, что в 2021-м у них украли титул в Абу-Даби из-за преждевременного ухода автомобиля безопасности. Но если выяснится, что при этом их соперники имели ещё и несправедливое техническое преимущество, это может стать последней каплей.
В Ferrari возмущены ещё и тем, что серьёзные нарушения финансового регламента со стороны Red Bull были допущены потому, что средства расходовались не только на машину 2021 года, но и на разработку машины 2022 года, что объясняет отличную форму команды в начале сезона, Получается, что любой, кто нарушит бюджетные ограничения, получает двойное преимущество – в том году, когда правила были нарушены, и в следующем.
Конкуренты Red Bull утверждают, что по их данным модернизация текущей машины Red Bull RB18 не могла уложиться в рамки действующих ограничений. По их расчётам, в Red Bull потратили на машину этого года гораздо больше допустимого правилами.
В Ferrari решили не использовать новое днище в Сингапуре. «На это просто нет денег», – сожалеет руководитель команды Маттиа Бинотто. В Mercedes сдерживают развитие машины по той же причине. Последние резервы были вложены в новинки, которые дебютируют в Остине.
Говорят, что сначала аудиторы FIA не нашли нарушений, но потом сотрудники, перешедшие из команды в команду, рассказали своим новым боссам, как прежняя команда рассчитывает свои затраты и на каких условиях производит детали. Red Bull попал в поле зрения аудиторов только со второй попытки.
FIA ждёт непростое испытание. Команды, соблюдающие ограничения, требуют полной прозрачности и жестких санкций к нарушителям. И более оперативного аудита в будущем, ведь если о нарушениях становится известно лишь в октябре, нарушитель успевает получить двойную выгоду.
Если FIA не примет меры, это похоронит идею ограничения бюджета, но в федерации постараются избежать наихудшего сценария, чтобы не пришлось пересматривать итоги чемпионата мира 2021 года.