Тема перехода Формулы 1 на новые двигатели в сезоне 2013 года обсуждается весьма активно – недавно свое мнение на этот счет высказал исполнительный директор компании Cosworth Тим Рутсис. Разумеется, своя позиция в этом вопросе есть и у Ferrari, которая во все времена строила моторы самостоятельно. О том, каким в Маранелло видят будущий регламент, какие новинки могут появиться на машинах Формулы 1 уже в ближайшие годы, в беседе с корреспондентом Autosport рассказал главный моторист Скудерии Лука Марморини.
Хотя об отказе Формулы 1 от нынешних двигателей с 2013 года известно уже давно, лишь сейчас стало более или менее понятно, каким же будет новый регламент. Рабочая группа FIA по моторам провела встречу в Париже – и наметила еще одну на конец этого месяца, но уже ясно, что в Ferrari не согласны с предложенной схемой и хотели бы видеть в будущей Ф1 моторы V6 объемом 1800 кубических сантиметров. По сути это нынешние двигатели, усеченные на два цилиндра.
Циники уже объяснили причину такого желания – рабочая группа FIA предлагает перевести Формулу 1 на рядные «четвёрки» с турбонаддувом , но итальянская компания никогда в своей истории не производила подобные агрегаты, а вот опыт работы с V6 в Маранелло есть. Однако Лука Марморини объясняет, что на первом плане для команды всё же инженерные, а не маркетинговые преимущества.
«Ferrari никогда не стремилась использовать рядные моторы, это не новость для представителей других команд, – сказал инженер. – И дело тут не только в том, что V6 больше подходит Ferrari, куда важнее, что переход Формулы 1 на «четверки» потребует столь серьезного пересмотра конструкции, что общие расходы окажутся большими, чем установка более дорогого V6 на дешевое шасси».
С 1967 года, когда компания Cosworth представила свой легендарный мотор DFV, двигатели – за редкими исключениями периода турбо-эры – имели именно V-образную компоновку, крепились к задней стенке монокока и являлись частью силовой структуры машины. Добиться тех же качеств от рядных турбо-«четверок» в первой половине 80-х конструкторам удалось, лишь применив большое число дополнительных растяжек.
«Именно по этой причине мы вышли с такой инициативой, но рабочая группа её отвергла. Впрочем, мы в любом случае принимаем итоги встречи, – продолжает Марморини. – Пока существует лишь предварительный вариант, а не итоговый регламент. Ferrari, конечно, поддержит свой вариант – ясно, что V6 будет лучшим вариантом для Формулы 1.
В новых правилах заложены принципы, которые Ferrari сейчас использует при создании двигателей, потому вопрос здесь вовсе не в числе цилиндров. Куда важнее, что это будет шаг вперед в технологическом плане, который должен приблизить нас к тому, что мы делаем на двигателях для дорожных автомобилей. В то же время это не скажется кардинально на скоростях в Формуле 1».
Совещания рабочей группы происходят в Париже, как правило, дважды в месяц, причем представители разных команд проводят в дискуссиях целый день. Среди обсуждаемых тем – возможное появление «большой KERS» мощностью в 160 л.с., которая использовала бы энергию торможений каждого из четырех колес, а не только двух передних, как это было в 2009-м. Хотя есть и опасения, что система окажется слишком громоздкой.
«Я с этим не согласен, поскольку мы, начиная работу над KERS, уже имели в голове кое-какие цифры, основанные на ожидаемых параметрах, – говорит Марморини. – Однако, эти цифры начали стремительно уменьшаться, когда дело дошло до реального производства. Так что никто не удивится, если всего за два-три года технологии позволят сделать все куда более компактным – это как с компьютерами.
В этой области предстоит ещё немало поработать, но я ожидаю ощутимого прогресса в том, что касается веса, и размеров. Уже сегодня нам не нужны батареи размером с грузовик. Речь идет об устройстве весом в 35-40 кг, не более. Самое сложное – постоянно использовать их на протяжении круга и от старта до финиша гонки, ведь это немалое количество энергии».
При этом, по мнению инженера Ferrari, в будущем при вторичном использовании энергии стоит обратить внимание не только на тормоза: «Большие потери связаны с мотором, прежде всего – с выхлопными газами, и с технической точки зрения это очень интересная область.
В принципе, можно использовать газовую турбину – и для меня, с академической точки зрения, учитывая возможность применения чего-то подобного на дорожных машинах, это было бы любопытно, но не думаю, что Формуле 1 стоит идти по такому пути. Инженерам будет интересно работать над этой идеей, но нам нужно сфокусироваться на Формуле 1. Это изменит облик чемпионата, но если такую рекуперацию можно было бы использовать, мы бы увидели на машинах множество «выхлопных турбин».
Говоря о ещё одной технической идее, которая в последнее время все активнее проникает в гонки – турбонаддуве – Лука весьма осторожен: «Этот процесс нужно тщательно контролировать. Думаю, очень важно, чтобы Формула 1 внесла свой вклад в эту область, но прежде, чем двигаться вперед, следует создать план действий, обозначить те решения, которые мы хотим развивать. Позднее, быть может, появятся и другие варианты, но важно не давать полной свободы использования любых устройств, каких только можно себе представить – этот путь будет очень затратным и не слишком эффективным с точки зрения зрелищности, а также и для гоночного бизнеса».
При этом, несмотря на серьезные перемены, FIA планирует сохранить курс на увеличение ресурса агрегатов – в частности, уже в ближайшие годы число моторов может сократиться до пяти или даже четырёх на сезон, хотя количество Гран При в календаре при этом только вырастет. «Думаю, это верная идея. И я поддержу её с технической точки зрения. В последние два-три года моторы остаются теми же самыми, разработки заморожены, но при этом правила игры постоянно меняются – и в итоге срок службы моторов уже вырос практически вдвое. В этом году из-за запрета на дозаправки нам приходится использовать моторы совершенно иначе. В следующем году гонок станет больше, и нам вновь придется решать задачу с теми же возможностями, но другими начальными условиями, и это вовсе не облегчит жизнь», - считает Марморини.
Какие же проблемы могут ждать команды в 2013 году с вступлением в силу нового регламента? «Сейчас нам сложно провести сезон, использовав всего пять двигателей. Если бы в нынешнем чемпионате было бы 20 гонок, нам уже пришлось бы очень непросто из-за проблем на старте сезона. А это значит, что любые сложности по ходу чемпионата будут иметь весьма серьезные последствия».