Участники: Мартин Уитмарш (McLaren), Стефано Доменикали (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Росс Браун (Mercedes).
Вопрос: Вопрос ко всем – результаты гонки в Бахрейне совпали с вашими ожиданиями, или же было несколько сюрпризов?
Мартин Уитмарш: Мы не предполагали, что окажемся настолько медленными – это вызвало удивление.
Вопрос: Но вы все-таки финишировали на подиуме…
Мартин Уитмарш: Да, мы финишировали. Многие заранее предполагали, что четыре представленные здесь команды окажутся быстрейшими – так и получилось. Ferrari и Red Bull выглядят очень сильно, а в остальном – ничего неожиданного.
Вопрос: То есть, расклад сил верен?
Мартин Уитмарш: Я бы предпочел иной вариант, но для Ferrari все складывается очень удачно. Они сработали по-настоящему здорово, Red Bull доминировали в битве за поул, а мы оказались недостаточно быстры в квалификации, но слегка реабилитировались в гонке.
Вопрос: Стефано, вас что-нибудь удивило?
Стефано Доменикали: Мы добились фантастического успеха! Я бы солгал, если бы сказал, что мы рассчитывали на такой результат. Это настоящий сюрприз, но не стоит забывать, что Red Bull выглядит чуть быстрее. В Бахрейне мы добились максимального результата. Учитывая хороший темп наших основных соперников – Red Bull, Mercedes и McLaren – мы можем только радоваться победному дублю!
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Самый большой сюрприз мы получили на тридцать третьем круге, когда обнаружили, что едем на семи цилиндрах. До этого уик-энд складывался неплохо.
Проблема зимних тестов в том, что с таким уровнем загрузки топлива практически невозможно предугадать темп. Мы придерживались собственной программы и лишь в субботу, когда машины выехали на трассу с пустыми баками, получили первое представление о реальной расстановке сил – должен сказать, новости оказались приятными. Скорость машины вселяла оптимизм, жаль, что это не привело к победе в гонке – успех был рядом, но неприятности случаются…
Вопрос: Росс, вы выступили так, как предполагалось?
Росс Браун: Пожалуй, да. Мы находимся не на тех позициях, на которых хотели бы быть, поэтому результаты слегка огорчают. Однако мы знаем, что нужно делать. Сезон состоит из нескольких фаз: поначалу все пытаются выяснить свое место в пелотоне, а затем стараются среагировать на сложившуюся на ситуацию – как раз этим мы и занимаемся.
Вопрос: Еще один вопрос ко всем: трасса в Альберт-Парке совершенно не похожа на автодром в Бахрейне – как вы оцениваете свои шансы в гонке? Мартин, полагаю, в первой гонке ваша команда многому научилась и приобретенный опыт пригодится уже в этот уик-энд…
Мартин Уитмарш: Надеюсь, так и получится, однако не стоит торопиться с выводами. Сегодня мы выступили неплохо, но это лишь пятница: как сказал Кристиан, команды экспериментировали с количеством топлива и расстановку сил определить невозможно. Остается выполнять свою программу – да, сегодня всё получилось, но, к сожалению, за это не дают очки. Посмотрим, чего мы сможем добиться завтра.
Вопрос: Кажется, кочковатый асфальт Бахрейна доставил вам немало неприятностей…
Мартин Уитмарш: Нам не хватало прижимной силы, а машина недостаточно эффективно отрабатывала неровности новой секции трассы. Мы могли сработать намного лучше – вряд ли оказались бы настолько быстры, как Red Bull во время квалификации, но подтянулись бы чуть ближе.
Вопрос: Стефано?
Стефано Доменикали: Учитывая сегодняшнюю погоду, вряд ли какой-то из команд удалось выполнить намеченную программу. Мы хотели сработать по заранее спланированной схеме, но трасса была либо недостаточно мокрой, либо недостаточно сухой, поэтому машины подолгу стояли в боксах.
Мартин и Кристиан правы – сегодня никто не представляет расстановки сил, отрывы велики и только завтра мы узнаем, как выглядим на фоне соперников. Единственное, что я могу сказать – утром Renault сработала весьма неплохо, обе их машины оказались в первой десятке. Нам следует уважать такой прогресс – с каждой гонкой число соперников будет только увеличиваться.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Мы работали по плану, оба гонщика были довольны поведением машины. Опять же, трудно оценить свою конкурентоспособность – жаль, что вмешался дождь, но в целом мы довольны результатами. Посмотрим, что будет завтра.
Вопрос: Росс?
Росс Браун: Нелегко делать выводы, когда разница во времени на круге между полными и практически пустыми баками составляет четыре секунды. Уверен, все команды опробовали и тот, и другой вариант, ведь всем необходимо оценить эффективность тормозов, испытать максимально тяжелую машину. В случае с Михаэлем мы добились заметного прогресса, а вот с Нико выбрали неверные настройки, из-за чего он остался недоволен машиной.Мы пытаемся раскрыть потенциал MGP 01 и сегодня команда сработала очень неплохо.
Вопрос: Мартин, сейчас только и говорят о повышенном внимании к квалификации. Позиция на старте важна, как никогда?
Мартин Уитмарш: В последние несколько лет для победы в гонке нужно было непременно квалифицироваться в первых рядах. Сейчас обгонять стало сложнее, а число пит-стопов сократилось – по ходу гонки машины едут с одинаковым количеством топлива, так что квалификация приобретает особое значение. Уверен, все участники хотят стартовать как можно выше…
Вопрос: Стефано, способен ли Фернандо Алонсо повторить магическию союз Михаэля Шумахера и Ferrari?
Стефано Доменикали: По-моему, слишком рано думать об этом. С Михаэлем и Россом мы пережили поистине фантастические времена, однако прежде, чем сказать что-либо, нужно добиться результатов. Фернандо – потрясающий гонщик, но мы должны постепенно двигаться к успеху.
Вопрос: Кристиан, ходит масса версий насчет неожиданного падения скорости Red Bull Racing на тридцать третьем круге Гран При Бахрейна. Не могли бы вы пояснить, что произошло на самом деле?
Кристиан Хорнер: Себастьян сразу же сообщил о потере мощности – мы быстро поняли, что произошел какой-то сбой. Пожалуй, все, кто находился рядом с трассой, могли слышать, что мотор работает прерывисто. Сперва мы решили, что отказала выхлопная система – Себастьян уже из кокпита старался подобрать оптимальное сочетание регулировок, адаптировал свой стиль пилотирования, но в тот момент нам казалось, что он не только упустит победу, но и вряд ли вообще наберет очки. Тем не менее, ему удалось финишировать четвертым – потрясающее достижение в непростых условиях!
Позже мы обнаружили поломку свечи зажигания – подобного никогда не случалось ни в Red Bull, ни в Renault. Пожалуй, это один из тех случаев, когда неприятности происходят в самый неподходящий момент.
Вопрос: Росс, год назад ваша команда дебютировала в чемпионате мира. Что изменилось с тех пор?
Росс Браун: Забавно, как быстро забываешь прошлогоднюю ситуацию, когда задумываешься о трудностях нового сезона! Прошлый сезон сложился вкликолепно, он стал одним из лучших в моей карьере. Сейчас мы вошли в новую фазу и можем с большей уверенностью смотреть в будущее и инвестировать средства в свои идеи. Мы прожили двенадцать захватывающих месяцев, но все предыдущие заслуги меркнут перед важностью новой цели – сейчас мы предельно сосредоточенны на результатах в нынешнем сезоне.
Вопрос: И вы по-прежнему полны энергии…
Росс Браун: Да-да! Год вне Формулы 1 напомнил мне, как сильно я люблю своё дело. Я по-прежнему готов вставать рано утром и с радостью идти на работу, поскольку лично планировал перспективы собственной команды.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Кристиан, на прошлой неделе я был весьма удивлен, услышав мнение Рона Денниса об истинных причинах проблем на машине Себастьяна Феттеля в Бахрейне. Он сказал, что топливный бак RB6 попросту мал…
Кристиан Хорнер: Думаю, все дело в возрасте – со временем слух нас подводит. Возможно, Рон не слышал осечку с зажиганием и не заметил, что вторая наша машина закончила гонку без каких-либо технических проблем. Топливный бак тут не при чем – как я уже сказал, виновата свеча зажигания.
Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) К вопросу о топливе. Сегодня команда Virgin получила официальное разрешение FIA на увеличение объема топливного бака, чтобы их машины смогли закончить гонку. Вопрос ко всем – насколько близко вы подобрались к пределу эффективного расхода топлива? Не получится ли так, что на трассах со значительным расходом некоторым командам придется сбрасывать темп?
Стефано Доменикали: В Формуле 1 все так или иначе отражается на скорости. Если вы хотите залить больше топлива – придется смириться с падением темпа. Приходится искать баланс, ведь никто не знает, как сложится гонка – к примеру, за машиной безопасности можно сэкономить топливо, а в какие-то моменты нужно мчаться во весь опор. Необходимо застраховать себя от описанных вами проблем и, вместе с тем, думать о надежности – это очередной вызов нового сезона, и здесь следует быть предельно осмотрительными.
Кристиан Хорнер: Думаю, Стефано уже выразил общую мысль – нужно во всем искать предел. Эффективный расход топлива столь же важен, как мощность двигателя, но в начале гонки килограммы горючего напрямую влияют на скорость, и здесь многое зависит от мотористов – зимой они активно работали над экономичностью.
Росс Браун: Пожалуй, уже все сказали. Соотношение мощности двигателя и количества топлива варьируется от трассы к трассе – команды стараются использовать мотор максимально эффективно как с точки зрения экономичности, так и с точки зрения скорости. Можно стартовать с меньшим количеством топлива и некоторое время использовать мотор не на полную мощность, а можно спланировать оптимальный режим работы. Многое зависит от результатов в квалификации и стратегии на гонку: думаю, топ-командам хватило опыта и знаний, чтобы рассчитать необходимый объем топливного бака – никто из нас не сделал его чуть больше, чем требовалось.
В этом плане и Бахрейн, и Австралия – очень непростые этапы чемпионата, здесь всем приходится работать на пределе. Вряд ли у нас неожиданно закончится топливо – да, ошибки случаются, но система мониторинга позволяет тщательно контролировать расход горючего и при необходимости менять тактику. Когда вы оказываетесь в трафике, или вас сдерживает более медленная машина, можно сэкономить топливо, чтобы потом уже на свободной трассе раскрутить мотор на полную мощность – теперь это еще одна составляющая современной Формулы 1.
Мартин Уитмарш: Мне почти нечего добавить. Основная идея в том, что даже если ваш топливный бак достаточно велик – уверен, так обстоят дела практически на всех машинах – вы все равно используете его на пределе возможностей. Мы не можем просто так возить лишние пять или десять килограммов, поэтому принимаем на себя определенный риск, пытаясь представить, как сложится гонка, стараемся адаптироваться на дистанции, но если расчет оказался неверным – проблемы неизбежны. Завтра мы должны собрать как можно больше информации, чтобы инженеры смогли высказать свое мнение, а сегодня команда слишком мало работала в хороших погодных условиях.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос к Мартину как к президенту FOTA. Мне известно, что вы обсуждали с командами вопрос зрелищности гонки в Бахрейне. Чем закончились эти переговоры? Планируются ли изменения?
Мартин Уитмарш: Думаю, многие из нас сказали бы, что разочарованы зрелищем, которое увидели в Бахрейне, однако не стоит судить о ситуации по одной гонке. В каждом сезоне есть захватывающие этапы и относительно скучные Гран При. Команды открыто обсуждали сложившееся положение, и мы знаем, что нам следует подробнее изучить эту проблему – для этого мы решили собраться вместе в Малайзии и уже после двух гонок обсудить необходимость перемен.
Вопрос: (Майк Дудсон) Кристиан, мы уже говорили о монотонной гонке в Бахрейне, но мне интересно узнать, какую стратегию выбрали в Red Bull и Ferrari. Если бы у Себастьяна не возникли проблемы, обе Ferrari, как мне кажется, все равно смогли бы навязать ему борьбу. По-вашему, им удалось бы выйти на дистанцию атаки? Возможно, после финиша мы могли бы сказать – это была великолепная гонка с потрясающей развязкой! Может быть, Стефано также пояснит нам тактику своей команды…
Кристиан Хорнер: Да, ведь я не могу говорить о стратегии Ferrari. В Бахрейне я надеялся, что последние семнадцать кругов гонки окажутся скучными, но возникшие проблемы разом изменили ситуацию. Если вспомнить предыдущий сезон, то даже при старых правилах в Бахрейне было не так много обгонов.
После первого пит-стопа Себастьян понимал, что гонщикам Ferrari будет нелегко провести атаку, и старался беречь резину, зная, что в случае опасности сможет слегка прибавить… К сожалению, мы не увидели, насколько реальной могла быть угроза со стороны Фернандо Алонсо на последних кругах гонки – кто знает, чем бы все это закончилось?
Марк оказался в иной ситуации – он квалифицировался недостаточно высоко и большую часть гонки провел за машинами McLaren и Mercedes, не имея шансов на атаку. Впрочем, нечто подобное произошло и в прошлом году, когда после неудачной квалификации Марк точно так же застрял за Нельсиньо Пике. Тем не менее, было бы поспешным утверждать, что по такому сценарию пройдут все ближайшие гонки. Да, мы никогда не узнаем, что могло бы произойти в Бахрейне, но нам хочется верить, что Себастьян отразил бы натиск Ferrari.
Стефано Доменикали: Пожалуй, Кристиан сказал все то, что я сам хотел сказать. Разумеется, мы бы попытались атаковать Себастьяна, но если бы… Впрочем, лучше думать о положительных моментах нового сезона – к примеру, о невероятной плотности результатов. Многие гонщики имеют реальные шансы на титул, и это должно способствовать популярности Формулы 1.
Не понимаю, почему мы должны говорить о негативных явлениях после одной гонки? В прошлые годы мы видели немало откровенно скучных гонок. При всем уважении к Россу в 2009-м первые два этапа показались нам абсолютно безынтересными – разумеется, это шутка, но вы понимаете, что я имею в виду.
Прежде чем делать выводы, нужно выждать паузу. Мы не отрицаем проблему и готовы обсуждать ее с целью предпринять какие-то меры, но я не поддерживаю скоропалительные решения, поскольку уже здесь, в Австралии, мы можем увидеть интересную гонку.
Нужно действовать рационально – не думаю, что изменения по ходу сезона позволят людям лучше разобраться в ситуации. Мы должны думать о реальных проблемах, а не создавать искусственные условия – в конце концов, аэродинамика современной машины Формулы 1 настолько эффективна, что даже самый талантливый гонщик не может обогнать более медленного соперника, и вот с этим нужно что-то делать.
Дождь, появление машины безопасности и различные аварии способствуют зрелищности, но без серьезного анализа я не стал бы предпринимать никаких срочных мер. В Формуле 1 наши действия слишком часто основывались на эмоциях, а в этом случае лучше сохранять спокойствие.
Росс Браун: Полностью согласен со Стефано – нужно взять паузу и внимательно разобраться в ситуации, прежде чем вносить коррективы, результат которых может оказаться как положительным, так и отрицательным. Кроме того, некоторые трассы не способствуют обгонам – в Бахрейне всегда было сложно атаковать. Чтобы определиться с выводами, лучше подождать ещё несколько гонок.
Кристиан Хорнер: Могу лишь повторить все сказанное. Пожалуй, сегодня утром мы увидели больше событий, чем за весь уик-энд в Бахрейне, и мне почему-то кажется, что предстоящая гонка окажется весьма интересной.
Видимо, сложилось какое-то неправильное представление, что в Формуле 1 должно быть множество обгонов – я с детства наблюдаю за чемпионатом и не припомню, чтобы хоть один из сезонов выдался богатым на атаки. Тем не менее, у гонщиков должна быть возможность вести борьбу, иначе мы увидим повторение ситуации в Бахрейне. Уверен, вместе мы найдем правильное решение.
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Росс, я на 99% понял ход гонки в Бахрейне, не могли бы вы помочь мне разобраться с недостающим процентом? В нынешнем сезоне гораздо выгоднее как можно раньше заехать на пит-стоп – в этом плане Ferrari, McLaren и Red Bull поступили вполне логично, оперативно обслужив своих лидеров, но ваша тактика оказалась несколько иной. Мне это непонятно, ведь тогда Нико ехал впереди Михаэля…
Росс Браун: По-моему, стратегия заключается в том, чтобы заехать в боксы, создав небольшой отрыв, дабы впоследствии по максимуму использовать возможности свежей резины. Нам казалось, что преимущество, которое было у Нико, позволяет контролировать ситуацию – разница в поведении шин соответствовала созданному отрыву, но в итоге нас задержали на пит-стопе.
Если вы внимательно наблюдали за гонкой, Марк и Дженсон покинули боксы как раз в тот момент, когда мы готовились выпустить Нико – в противном случае мы оказались бы в непосредственной близости к Льюису Хэмилтону. Затея не сработала, но принцип остается тем же: заезжай на первый пит-стоп, создав достаточный отрыв с учетом последующего фактора свежей резины. Здесь на прогрев шин потребуется всего один-два круга, так что переход на очередной комплект проходит незаметно.
Честно говоря, стратегия перестала быть головоломкой. Возможно, в Альберт-Парке мы увидим на трассе машину безопасности, что слегка оживит гонку, но из-за одинакового количества топлива и утраты множества других факторов мы упустили тактический элемент борьбы. Пожалуй, нам следует внимательно изучить этот момент и задуматься, не стоит ли вернуть обратно стратегическую интригу.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Каким образом можно повысить зрелищность гонок?
Стефано Доменикали: Я уже ответил на этот вопрос.
Росс Браун: Вопрос в другом – создаете ли вы искусственные условия, пытаетесь иначе сконструировать машину или же перестраиваете трассы? Есть масса способов искусственно изменить ситуацию – к примеру, поместить быстрейшие машины в конец пелотона, но это вряд ли назовут Формулой 1. Нужно взглянуть, как пройдут ближайшие несколько гонок, а затем решить, какие меры соответствуют духу чемпионата.
Мартин Уитмарш: В Формуле 1 всегда есть некоторое противостояние между идеологией спорта и зрелищностью. Чемпионат изначально позиционировался как вершина автомобильного спорта, самая технически продвинутая гоночная серия с лучшими гонщиками и командами. Если выпустить на трассу толпу хулиганов, возможно, вы получите более зрелищное мероприятие, но это будет не Формула 1. Было бы серьезной ошибкой, если бы команды не хватались за каждую возможность улучшить зрелищность, но большинство из нас желает, чтобы в погоне за качественным шоу мы не отошли от исконно спортивной сути чемпионата.
Кристиан Хорнер: Согласен с Мартином – нужно помнить, что из себя представляет Формула 1. Сравните ее с другими видами спорта – к примеру, теннисный турнир в Уимблдоне когда-то считался довольно скучным, но организаторы не стали заливать корты бетоном, и люди из года в год приезжают на трибуны, поскольку для них это погружение в особую атмосферу.
Нечто подобное, как мне кажется, мы увидим в нынешнем сезоне. Нас ждут удачные и неудачные гонки, мы наверняка проведем несколько скучных Гран При – надеюсь, они будут похожи на прошлогодний этап в Сильверстоуне, который был скучным для всех, но очень успешным для Red Bull Racing! Чемпионат пройдет по нелинейному сценарию, главное – не паниковать, не срываться на меры, которые могут навредить Формуле 1, болельщикам и зрелищности. Нужно подождать и оценить, как сложатся ближайшие несколько гонок.
Перевод: Валерий Карташев