История Гран При Австралии в рамках Формулы 1 хорошо изучена: гонка на Зеленом континенте впервые прошла в 1985 году и на протяжении 11 лет ее принимала городская трасса в Аделаиде. Затем соревнования переехали в Мельбурн, куда обитатели паддока с большим удовольствием ежегодно путешествуют и сегодня.
Куда менее известно, что предстоящий этап станет в общей сложности уже 75-м Гран При Австралии, ибо впервые эта гонка прошла еще в конце 20-х. Жители страны унаследовали от своих британских предков любовь к гонкам – потому регулярно разыгрывали национальный чемпионат. При этом главная австралийская гонка проходила на великом множестве разных трасс – преимущественно городских – и в разных классах, пережив за много десятилетий как взлеты, так и падения.
Так что наряду с Михаэлем Шумахером рекордсменом Гран При Австралии является и местный пилот Лекс Дэвисон, который в 50-60-е становился победителем этой гонки четыре раза. Всего же на вершине подиума за многие года побывал уже 51 гонщик – причем с 2003 года сильнейшим всякий раз становится кто-то новый.
Особый интерес к предстоящим соревнованиям можно объяснить еще и тем, что трасса, проложенная по дорожкам Альберт-парка, позволяет весьма объективно оценить расклад сил – в отличие от кольца в жарком Бахрейне.
Полтора десятилетия назад – в 1996-м, когда Формула 1 впервые посетила Мельбурн – эта закономерность тоже просматривалась, хотя о ней тогда, разумеется, еще никто не знал. Квалификация осталась за гонщиками Williams, причем дебютант чемпионата мира Жак Вильнев сумел начать карьеру с поула, опередив напарника Деймона Хилла. Не менее удивительно выглядел и второй стартовый ряд: в паре Ferrari Эдди Ирвайн опередил Михаэля Шумахера.
Старт удалось дать лишь со второй попытки – в первой, когда Ирвайн и Шумахер смогли проскочить мимо Хилла в послестартовой «эске», гонка не продолжалась и минуты. На торможении у спортивного центра места хватило не всем – и после контакта с машинами двух британцев, Дэвида Култхарда и Джонни Херберта, вверх взлетел Jordan еще одного представителя Соединенного королевства, Мартина Брандла.
Авария выглядела жутко. Желтая машина британца ударилась о гравий полосы безопасности и разломилась надвое. Но гонщик не только практически не пострадал – но и вышел на повторный старт за рулем запасной машины. Во второй попытке Дэймон Хилл был уже более внимателен и удержал вторую позицию. Шумахер быстро обошел Ирвайна и пустился в погоню за парой Williams – но достаточно быстро сошел из-за утечки в тормозной системе.
После этого спор за победу оказался исключительно внутренним делом Вильнёва и Хилла. Большую часть дистанции все выглядело так, что канадский дебютант сможет начать формульную карьеру с победы. Но неполадки в двигателе привели к тому, что Williams канадца начал терять масло – и гонщику пришлось сбросить скорость, чтобы не рисковать сходом.
Дэймон в итоге начал сезон на верхней ступеньке подиума – причем для британца этот успех в Гран При Австралии стал вторым подряд – пятью месяцами раньше он же стал сильнейшим на финальном этапе предыдущего сезона, прошедшем в Аделаиде. Вильнёв, несмотря на неполадки с техникой, уверенно финишировал вторым – Williams вступал в новый сезон явным фаворитом.
Также право побрызгаться шампанским получил Эдди Ирвайн – на первых кругах североирландца отчаянно прессинговал Жан Алези, но когда гонщик Benetton решился на атаку, то получил жесткий отпор и выбыл из гонки с разбитой машиной. Сам же Эдди поехал дальше и отметил свой дебют за Ferrari попаданием на подиум.
…и ещё несколько памятных гонок в Австралии
1956 – В год мельбурнской олимпиады гонка прошла в Альберт-парке, а участвовать в ней пригласили европейских звезд. Неудивительно, что победа в итоге досталась одному из гостей – Стрилингу Моссу на Maserati, который на две с лишним минуты опередил Жана Беру на такой же машине.
1969 – Семь лет Гран При Австралии был одним из этапов Тасманской серии – популярного зимнего соревнования, в котором охотно участвовали лидеры Формулы 1. В 1969-м этой традиции пришел конец – последним победителем стал Крис Эймон на Ferrari. Невезучий новозеландец так никогда и не выиграл ни одного Гран При, но во внезачетных соревнованиях всегда выступал очень сильно.
1986 – Знаменитая гонка, в которой за титул чемпиона мира спорили трое пилотов, принесла победу Алену Просту из McLaren. Уступая в скорости соперникам из Williams, французский Профессор на пару с Роном Деннисом смог тактически переиграть Найджела Мэнселла и Нельсона Пике.
1991 – Из-за сильного ливня, который привел к множеству аварий, клетчатый флаг был выброшен уже после полутора десятков кругов. Самую короткую в истории гонку Формулы 1 выиграл «Человек дождя» Айртон Сенна на McLaren.
1994 – Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл столкнулись на улицах Аделаиды, оспаривая в финале неоднозначного сезона звание чемпиона мира. Немец из Benetton сразу выбыл из борьбы и. казалось, упустил уже почти выигранный титул – однако Williams его британского соперника тоже получил повреждения, и сильнейшим в итоге стал именно Михаэль.
1998 – Ровно через год после первой победы альянса McLaren Mercedes гонщики команды Мика Хаккинен и Дэвид Култхард буквально разгромили соперников. Шотландец по предстартовой джентльменской договоренности пропустил своего финского напарника на вершину подиума.
2001 – Вторая подряд победа Михаэля Шумахера оказалась в тени трагического происшествия в дебюте гонки – после столкновения BAR Жака Вильнева и Williams Ральфа Шумахера отлетевшим колесом был убит судья Грэм Беверидж.
2002 – Гонки в Альберт-парке часто начинаются столкновениями, но в 2002-м авария вышла особенно зрелищной – Ральф Шумахер на первом торможении протаранил сзади Рубенса Баррикелло, после чего Williams немца буквально перепрыгнул через Ferrari бразильца. Для австралийских болельщиков главным событием стал не еще один успех Михаэля Шумахера, а пятое место их земляка Марка Уэббера за рулём Minardi.
2006 – Переменчивая субботняя погода привела к весьма необычной стартовой расстановке – и хаотичной гонке, по ходу которой на трассу четырежды выезжала машина безопасности. Михаэль Шумахер разбил свою Ferrari, а вот действующий чемпион мира Фернандо Алонсо уверенно привел Renault к очередной победе.
2009 – Приехав на первый этап сезона практически без тестов, гонщики новой команды Brawn GP одержали в Альберт-парке двойную победу. Дженсон Баттон стал сильнейшим, а его напарник Рубенс Баррикелло финишировал вторым. Льюис Хэмилтон из McLaren поднялся на подиум, но позже был лишен этого результата.