Участники: Бруно Сенна (HRT), Ярно Трулли (Lotus), Виталий Петров (Renault), Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Бруно, насколько сложной оказалась гонка в Бахрейне?
Бруно Сенна: Это был настоящий вызов! Команда приехала на гонку практически без подготовки, все пришлось делать на месте, из-за чего возникли некоторые трудности. Мы не могли опираться на предыдущий опыт, в нашем распоряжении было всего несколько кругов, что, разумеется, не облегчало задачу, но команда сработала великолепно и вывела на старт обе машины.
Вопрос: Что происходило в команде после первой гонки?
Бруно Сенна: У нас есть огромный список деталей, которые нужно доработать, но, принимая во внимание отсутствие тестов и крайне малый промежуток времени между двумя первыми гонками, модификаций совсем немного. Конечно, этого недостаточно, но мы надеемся, что к началу европейской части сезона сможем провести серьезную доработку, которая позволит повысить надежность и скорость машины.
Вопрос: Вам и команде приходится многому учиться. У Lotus, по крайней мере, есть пара опытных гонщиков…
Бруно Сенна: Думаю, для команд и гонщиков, дебютирующих в чемпионате, главное – проехать достаточно километров на тестах. Было бы здорово, если бы перед европейскими этапами мы смогли немного поработать на трассе – это позволило бы устранить все те базовые недостатки, которые мы бы давно исправили, имея возможность тестировать машину. Уверен, это устроило бы и новичков, и действующих участников чемпионата – особенно если учесть тот факт, что сейчас этим парням приходится обгонять нас излишне часто.
Вопрос: Виталий, первая гонка открыла для вас что-то новое в Формуле 1? Какие-то сюрпризы?
Виталий Петров: Сюрпризы в Бахрейне? Трудно сказать. Такой же гоночный уик-энд, как в GP2, разве что в Формуле 1.
Вопрос: Что показалось вам наиболее трудным?
Виталий Петров: Труднее всего ехать столь же быстро, как лидеры. Доработать машину очень нелегко: нужно сказать всем вокруг – инженерам, механикам – что конкретно нужно модифицировать, а это, пожалуй, было самым сложным моментом. Чтобы добиться прогресса, ты просто обязан подойти, скажем, к мотористам со словами: «Эй, парни, мне нужно больше мощности!»
Вопрос: Как в России отреагировали на ваш дебют в Формуле 1?
Виталий Петров: Это был взрыв эмоций! Газеты и журналы начали писать обо мне – не знаю, как обстоят дела сейчас, но в тот момент мой менеджер принесла мне несколько изданий, и во многих была новость о моем дебюте.
Вопрос: В ближайшее время вы планируете посетить Россию?
Виталий Петров: Вряд ли – у нас много работы. Я стараюсь сосредоточиться на Формуле 1 и не хочу думать о чем-либо еще.
Вопрос: Ярно, как вы оцениваете гонку в Бахрейне? Вы выступили весьма неплохо…
Ярно Трулли: Мы счастливы – спустя шестнадцать лет команде удалось вернуть марку Lotus в Формулу 1 и уже в дебютной гонке финишировать двумя машинами. Такова была цель, и мы её добились. Правда, путь оказался непростым – новичкам поначалу всегда приходится нелегко. Мы ограничены во времени, но команда успела подготовить две достаточно надежных машины.
С точки зрения функционала нам не занимать опыта, ведь в Lotus работают настоящие профессионалы: пит-стопы, подготовка к гонке и уик-энд в целом прошли без единой заминки. Да, у нас были небольшие технически неполадки, ничего серьезного. За десять кругов до финиша на моей машине частично отказала гидравлика, но мне все-таки удалось закончить гонку. Для Lotus тот день стал знаменательным, но теперь нужно смотреть в будущее и думать, как повысить скорость машины.
Вопрос: Полагаете, вам удастся уже в этом сезоне подтянуться к более опытным участникам чемпионата?
Ярно Трулли: Цель – подобраться к ним как можно ближе, но вот насколько – трудно сказать. В настоящий момент это очень сложно – мы прекрасно понимаем, что в первых четырех гонках нам придется непросто. У нас нет серьезных модификаций, разве что в Европе мы начнем прогрессировать. Впереди много работы, но команда доказала свою преданность чемпионату. Каждый из нас предельно серьезно относится к проекту Lotus, но прогресс не происходит за один день – нужно время.
Вопрос: Значит, здесь вам также не приходится рассчитывать на прогресс, кроме дополнительной пройденной дистанции?
Ярно Трулли: Мы привезли кое-какие доработки, но среди них нет ничего такого, что помогло бы сделать заметный шаг вперед. За первые четыре гонки нам бы хотелось устранить мелкие проблемы и добиться надежности, позволяющей неизменно добираться до финиша. Мы должны еще сильнее сплотить команду, чтобы уверенно действовать в квалификации и на пит-стопах, а как только вернемся в Европу – сосредоточимся на доработке машины.
Вопрос: Марк, продолжим разговор о новых деталях. Сегодня я видел, как один из ваших сотрудников – Кенни Хендкаммер – распаковывал огромную коробку, в которой, как мне кажется, было немало оригинальных доработок. Похоже, Red Bull Racing уже вступила в гонку инженеров – впрочем, это всегда было ее сильной стороной…
Марк Уэббер: Да, Кенни всегда знает, какой ящик нужно открыть! Мы постоянно дорабатываем машину. Чтобы выигрывать гонки, нужно все время прогрессировать – в этом нет ничего нового. Необходимо постепенно наращивать преимущество – посмотрим, что у нас получится.
Вопрос: Должно быть, скорость RB6 в Бахрейне вселяет оптимизм?
Марк Уэббер: Конечно, особенно после столь короткой, но богатой на слухи зимы, когда никто не мог точно интерпретировать результаты тестов. Хорошо, что в Бахрейне ситуация во многом прояснилась – честно говоря, мы довольны скоростью машины. Себастьян (Феттель) уверенно провёл уик-энд, но ближе к финишу у него возникли технические проблемы, а вот я не лучшим образом провел финальную часть квалификации, за что и поплатился. В гонке машина вела себя фантастически, но я все время ехал в трафике. Впрочем, перспективы обнадеживают, хотя сезон наверняка окажется непростым.
Вопрос: Насколько важным стало то обстоятельство, что в Red Bull Racing практически ничего не изменилось? Только вам и еще двум командам удалось сохранить обоих гонщиков…
Марк Уэббер: Это положительный момент! Кроме того, нам удалось сохранить ключевых сотрудников, работавших на базе Red Bull Racing в Милтон Кинсе и на предприятии Renault в Вири еще во времена становления команды. Коллектив не соберешь за пять минут, так что преемственность оказалась весьма кстати. В условиях ограничений на тесты такой подход к формированию штата инженеров и гонщиков – ключ к уверенной работе по ходу уик-энда.
Вопрос: В предыдущем сезоне вы дважды поднимались на верхнюю ступеньку подиума. Это облегчает жизнь, или наоборот, усиливает прессинг?
Марк Уэббер: Прессинг никуда не исчезает – ты стараешься выступить как можно лучше, принести пользу и себе, и команде, но как раз это мне и нравится! Всегда интересно узнать, сможешь ли ты повторить успех, однако со временем эмоции уходят. Прошлогодняя победа в Бразилии оставила совсем иные впечатления, чем первое место в Нюрбургринге – с каждым разом ты спокойнее относишься к своим достижениям, но, вместе с тем, увереннее контролируешь ход гонки. В нынешнем сезоне я надеюсь как можно чаще испытывать подобные ощущения.
Вопросы с мест
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Марк, в настоящий момент складывается впечатление, что борьба за титул развернется между Ferrari и Red Bull Racing. Считаете ли вы Себастьяна Феттеля своим главным соперником, ведь вы оба выступаете на одинаковых машинах?
Марк Уэббер: Думаю, этапа в Бахрейне недостаточно для того, чтобы делать выводы. Мы провели всего одну квалификацию и одну гонку, осознали, насколько важна битва за поул, а гонка прошла на удивление предсказуемо. Я полагал, что шины будут вести себя несколько иначе, да и многие команды всерьез беспокоились по поводу износа, но в итоге все действовали планомерно. Посмотрим, что ждет нас в ближайших Гран При. Себастьян, определенно, быстр – мы знаем это с момента его дебюта в Формуле 1 – но есть и другие конкурентоспособные гонщики. Впереди длинный сезон, в котором за победу будут сражаться сразу несколько претендентов…
Вопрос: Марк, год назад после серьезной травмы вы стремились во что бы то ни стало выйти на старт Гран При Австралии. Сейчас с вашими ногами все в порядке? Ничего не беспокоит?
Марк Уэббер: В этот раз ситуация совершенно иная, чем год назад. Тогда у меня практически не было отдыха, я принял участие в многодневном спортивном мероприятии, которое само по себе требовало немалых усилий, а в довершение ко всему уже в финальный день сломал ногу. С точки зрения психологии зима получилась изматывающей, перед первым Гран При у меня оставалась масса вопросов – я успел проехать по трассе каких-то семнадцать кругов и собирался выйти на старт….
Сегодня у меня гораздо меньше сомнений. Я полностью отработал тесты, уже выигрывал гонки – есть пара сложностей, но они ничто по сравнению с прошлогодними неприятностями. Я в хорошей форме, чувствую себя великолепно и готов бороться на протяжении всего сезона, а не только в предстоящий уик-энд. Сейчас нам не приходится думать, в какой момент оптимально провести плановую хирургическую операцию – мы можем полностью сосредоточиться на скорости.
Вопрос: Марк, прошлогодняя победа в Гран При Германии добавила вам уверенности? Тогда вы смогли оправиться после неудачной квалификации и провальной гонки в Сильверстоуне, которая, впрочем, во многом схожа с недавним этапом в Бахрейне… Теперь нас ждет очередное возвращение в форму?
Марк Уэббер: Будем надеяться! Я всегда критически относился к собственным ошибкам, и в Бахрейне на самом деле провалил финальную часть квалификации. Условия были непростыми, я плохо проехал круг, но не собираюсь превращать это в привычку и хочу уже в эту субботу выступить безупречно. Если удастся проехать попытку так же, как год назад на Хоккенхаймринге – тогда посмотрим, что из этого получится, но случиться может всякое. Уик-энд только начинается – нужно выяснить, как поведет себя машина во время пятничных свободных заездов, а затем попытаться добиться прогресса.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Пожалуй, для вас это лучший шанс выиграть домашнюю гонку! Насколько важной стала бы эта победа?
Марк Уэббер: Это было бы здорово – не думаю, что кто-либо из гонщиков отказался бы от шанса выиграть домашнюю гонку. Мне повезло, что моя страна принимает один из этапов – далеко не у всех есть свой домашний Гран При. Я не в первый раз выйду на старт, машина великолепна, у нас есть все возможности побороться за победу, однако для этого все должно сложиться идеально. Успех был бы подобен первому месту в Монако или триумфу на одной из немногих трасс, на которых действительно хочется победить.
К примеру, прошлогодняя победа в Бразилии была особенной, ведь мы гонялись на том же автодроме, на котором выступал Айртон Сенна, поднимались на тот же подиум – это своего рода исторический момент, однако лучший результат в домашнем Гран При был бы не менее приятен. Я видел, как Мик Дуэн побеждал в мотогонке на трассе Philip Island, и могу с уверенностью сказать: успех на родной земле – потрясающее событие для любого спортсмена!
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Марк, трудно было вам как австралийцу пробиться в Формулу 1? Труднее, чем если бы вы оказались англичанином?
Марк Уэббер: Если взглянуть на статистику, это на самом деле непросто – в Формуле 1 было не так много выходцев из Австралии. Европейцам в этом плане намного легче, в самом начале карьеры им не приходится отрываться от семьи. Мои соотечественники добились неплохих успехов в мотоспорте, но Формула 1 долгое время оставалась непокоренной – в итоге всего трое австралийцев выигрывали Гран При, и только двоим удалось стать чемпионами мира.
С точки зрения географии нам чуть сложнее выступать в Формуле 1, кроме того, если говорить об автопроизводителях или популярной некоторое время назад рекламе табака, в этом плане Австралия – очень малая часть мирового рынка. Мы не определяем общие тенденции – правда, вы можете заметить, что многочисленные гонщики из совсем крошечной Финляндии выступают весьма неплохо. Что ж, у них всегда была репутация чемпионов мира!
Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Бруно, в Бахрейне у вас возникли многочисленные проблемы с гидравликой. Команде удалось исправить ситуацию? Каков шанс, что вам удастся финишировать в гонке?
Бруно Сенна: На самом деле, у нас не было значительных проблем с гидравликой – скорее, подвело сцепление. На моей машине гидравлическая система оказалась достаточно надежной, а сбой вызвал металлический осколок, повредивший трубы радиатора – в итоге мотор работал без жидкостного охлаждения. Впрочем, все эти неполадки уже устранены, и мы в принципе должны закончить гонку – надеюсь, в этот раз у нас все получится. В предыдущей гонке мы вплотную подобрались к этой цели – жаль, возникли проблемы, ставшие следствием нехватки тестов. Для абсолютно новой машины подобные неприятности вполне закономерны, притом они не всегда оказываются очевидными.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Марк, Льюис Хэмилтон недавно выразил мысль, будто вы всерьез рассматриваете вариант завершения карьеры в конце нынешнего сезона. Не могли бы мы услышать ваше собственное мнение?
Марк Уэббер: Я предельно мотивирован, наслаждаюсь работой и предвкушаю интересный сезон! Этот подход я использую каждый год, и у меня нет желания уходить из спорта. Льюис может иметь собственное мнение, я не вижу в этом какую-то проблему – главное, я доволен ситуацией и счастлив выступать в Red Bull Racing.
Вопрос: (Майк Дудсон) Бруно, в прошлом году вы не раз говорили, что вас раздражает, когда 99% процентов журналистов задают вам единственный вопрос об ожиданиях, связанных с вашей фамилией. Тем не менее, меня интересует как раз ваша фамилия. Моя супруга родом из Южной Америки, и она выбрала двойную фамилию, взяв фамилию отца и фамилию матери. А что прописано в вашем паспорте: Бруно Лалли, Бруно Лалли Сенна или просто – Бруно Сенна?
Бруно Сенна: Бруно Лалли Сенна – так меня назвали при рождении. Впрочем, в Бразилии мы сами выбираем себе имя – здесь нет особых правил, определяющих преемственность.
Вопрос: (Майк Дудсон) Значит, вы сами выбрали себе имя и уже не можете бранить журналистов за столь пристальное внимание к этому факту!
Бруно Сенна: Это не мой выбор! Не было смысла начинать карьеру с именем Бруно Лалли – если бы люди узнали, что я имею какое-то отношение к Айртону Сенне, они тотчас же нарекли бы меня трусом за попытку скрыть этот факт. В итоге я решил, что вполне естественно называть меня Бруно Сенной.
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Ярно и Марк, год назад вы гонялись в Альберт-Парке по новому расписанию, а сейчас вы имеете большое влияние в GPDA. Есть ли какие-то вопросы безопасности, связанные со стартом гонки в вечернее время, или же вы просто планируете адаптироваться даже в условиях плохой освещенности?
Ярно Трулли: Мы еще год назад высказали свои опасения, но ситуация нисколько не изменилась. Трассу не перестроишь, можно лишь начать гонку на один час раньше, что устроило бы всех. Мы выразили мнение, но FIA или кто-то там еще решили стартовать в сумерках – значит, придется адаптироваться. Получается, если мы хотим изменений на следующий год, в этот раз нам нужно сказать, будто мы всем довольны – очевидно, это единственный шанс.
Марк Уэббер: Ярно попал в точку. Если вы выбираете наиболее удобное время для гонких, закат и солнце в глаза – не самый лучший вариант, однако именно так все сложилось в силу ряда коммерческих причин. Как сказал Ярно, в следующий раз нам нужно сказать – фантастика, давайте начинать каждую гонку в 17 часов вечера – возможно, тогда ситуация все-таки изменится.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Ярно, на данной стадии карьеры вас не огорчает, что целью, по сути, является финиш в гонке? Бруно, с вашей фамилией легко ли начинать карьеру с единственным стремлением добраться до клетчатого флага?
Ярно Трулли: Чтобы набрать очки, нужно закончить гонку, так что цель сама по себе неплохая. Разумеется, я надеялся на большее, но, учитывая ситуацию в чемпионате, принял, как мне кажется, правильное решение и присоединился к Lotus. Это новая команда со славным именем и великолепной мотивацией – я знал, что поначалу нам будет нелегко, но надеюсь использовать сезон как платформу для дальнейшего прогресса.
С одной стороны есть некоторое разочарование, но с другой гонщику важно получить новый вызов и что-то доказать самому себе. Если у меня это получится, я смогу еще раз убедиться в собственной конкурентоспособности. Задача непростая, но у меня достаточно сил, и, возможно, через год мы с Lotus снова сядем за стол переговоров.
Бруно Сенна: Не думаю, что моя ситуация отличается от чьей-либо еще только по причине фамилии. Конечно, было бы здорово начать карьеру с машиной, позволяющей бороться за победы, но мне выпал иной шанс, и я попал в Формулу 1 не только из-за родственных связей. У меня уже были результаты, которых оказалось достаточно для получения суперлицензии, так что я достоин выступать здесь, как любой другой гонщик с такими же достижениями.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) В Бахрейне Михаэль Шумахер неизменно оказывался медленнее своего напарника. В чем причина? Может ли он снова стать тем Михаэлем Шумахером, которого мы все знали?
Марк Уэббер: Опять же, позади всего одна гонка. У Михаэля было не так много тестов, а с момента его ухода машины значительно изменились. Нельзя недооценивать его талант, но сейчас он, по сути, начинает вторую карьеру – первая оказалась невероятно успешной, он решил вернуться, и мы снимаем перед ним шляпу.
Посмотрим, чем все это закончится – команда готова прогрессировать и, как мне кажется, рассчитывает на титул, ведь после прошлогоднего триумфа иной результат будет воспринят как поражение. Михаэль в этом случае – хорошее подспорье и великолепный мотивирующий фактор. Росберг – весьма аккуратный гонщик, в Бахрейне они оба были конкурентоспособны и выжали из машины максимум, но время покажет, кто из них окажется сильнее.
Виталий Петров: Нико Росберга уж точно не назовешь медленным гонщиком. Возможно, прежде он выступал не на самых быстрых машинах, но сейчас оказался в нужном месте. Впрочем, совсем скоро Михаэль обретет былую форму, и вот тогда посмотрим, что получится!
Бруно Сенна: Думаю, парни правы. Легко судить по одному уик-энду, особенно если он – первый за последние три года. За свою карьеру Михаэль добился впечатляющих результатов, нет никаких сомнений в том, что ему по силам снова взойти на вершину. Трудно сказать, каких именно достижений можно ожидать, но я не думаю, что талант исчезает просто так.
Ярно Трулли: Пожалуй, все уже сказано. Нелегко делать выводы после единственной гонки. Уверен, Михаэлю нужно немного времени, чтобы войти в ритм, но вряд ли его сегодняшний напарник уступит ему в темпе. Перед Шумахером стоят непростые задачи, он начинает новую карьеру и снова должен прогрессировать. Тем не менее, дайте ему время – и он вернет себе былую скорость.
Вопрос: Марк, год назад все внимание было приковано к машине Brawn GP, намного опережавшей своих конкурентов. В этот раз быстрейшей считают машину Red Bull Racing – это каким-то образом меняет ваш подход к чемпионату? Не преувеличивает ли Льюис Хэмилтон, утверждая, что RB6 «чертовски быстра»?
Марк Уэббер: Когда я в последний раз смотрел на таблицу Кубка Конструкторов, я не заметил нас на первой строчке – значит, нужно продолжать работу. Скорость – это хорошо, но нужно уверенно проводить весь уик-энд. В прошлом году нам это не раз удавалось, и сейчас мы должны как можно скорее вернуться на этот путь, хотя сделать это не так-то просто. В прошлой гонке у Ferrari также были проблемы, но они смогли добраться до финиша, заслужили победный дубль, и хотя мы с оптимизмом ждем предстоящий Гран При, это не означает, что помимо нас на трассе не будет никого. В чемпионате немало серьезных соперников, поэтому так интересно будет узнать, чем все это закончится!
Перевод: Валерий Карташев