1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Дженсон Баттон (McLaren)
Вопрос: Себастьян, фантастическое выступление и одиннадцатый поул по ходу сезона! Как всё прошло?
Себастьян Феттель: Ближе к клетчатому флагу состояние трассы слегка улучшилось, и я вполне мог проехать ещё быстрее, но в любом случае сессия прошла идеально. Битва за поул в Сингапуре – серьёзное испытание, здесь очень много поворотов, а круг весьма длинный, так что собрать все участки воедино крайне непросто. Но мы извлекли уроки из ошибок, допущенных в прошлогодней квалификации, и сохраняли спокойствие. Обе наши машины начинают гонку с первого ряда, и это хорошо, а завтра посмотрим, как будут развиваться события…
Вопрос: Марк, потрясающая попытка под занавес сессии. По ходу двух третей финального круга вы ехали в одном темпе с Себастьяном – так что, в итоге: радость от возможности стартовать с первого ряда, или сожаление по поводу упущенного поула?
Марк Уэббер: Никакого сожаления, я вполне доволен результатом. В предыдущие годы квалификация в Сингапуре всякий раз складывалась для меня очень непросто, хотя в гонке я выглядел намного сильнее. Сегодня Себастьян быстро дал понять, кто здесь быстрейший, и уверенно взял поул.
Он редко ошибается – если посмотреть телеметрию с моей машины, в некоторых поворотах я ехал даже быстрее него, но он чуть лучше прошел шикану да и в целом проехал круг чище меня, хотя сделать это весьма непросто. В Сингапуре легко допустить ошибку, так что я доволен своей позицией – особенно если учесть, с какими трудностями мы могли столкнуться. Две машины на первом ряду – отличный результат!
Вопрос: Дженсон, вы всего на пять тысячных опередили Льюиса Хэмилтона. Вы выехали на попытку, а он остался в боксах, вы стартуете впереди, но он сэкономил комплект шин. Что важнее?
Дженсон Баттон: Не знаю, я об этом даже не думал. Ясно одно – оба моих быстрых круга получились достаточно неплохими. Если собрать их воедино, результат мог оказаться ещё лучше, но здесь крайне нелегко чисто проехать все три сектора: либо не успеваешь вывести шины на оптимальную температуру, либо перегреваешь их к концу попытки. Впрочем, не исключено, что это исключительно наша проблема – по крайней мере, я с ней боролся на протяжении всего дня.
Вчера из-за аварии мне не удалось достаточно поработать на трассе, поэтому я вдвойне рад тому, что смог пробиться в первую тройку. Это неплохой вариант начала гонки, однако по ходу уик-энда мне еще не доводилось управлять машиной с полными баками, так что вести борьбу будет непросто.
Вопрос: Себастьян, хочу напомнить, рекорд Найджела Мэнселла составляет четырнадцать поулов в одном сезоне – планируете побить это достижение?
Себастьян Феттель: Нет, ведь оно во многом уникально. В 1992 году Найджел провел потрясающий сезон – да, мы тоже выступаем неплохо, но было бы неверно думать о рекордах. Впереди долгая гонка, и очки начисляются в воскресенье, а не в субботу.
Каждый Гран При для нас – это шаг вперед. Мы постараемся провести его предельно собранно, – это самое важное для достижения максимального результата. Мы продолжим делать то, что делаем сейчас, хотя выступать на таком уровне каждый уик-энд очень непросто.
Вопрос: Себастьян, расскажите о своей попытке. Наверное, поул на этой трассе приятнее, чем на любом другом автодроме?
Себастьян Феттель: В каком-то смысле – да. Эту трассу можно любить, можно ненавидеть, но она удивительна. Здесь двадцать три поворота – больше, чем на любом другом автодроме. Скажем, в Монце поворотов всего одиннадцать, а в Сингапуре – в два раза больше, да и круг намного длиннее. Правда, скорость относительно небольшая, что вполне логично для уличной конфигурации.
Круг состоит из постоянно чередующихся разгонов и торможений, однако собрать всё воедино очень сложно, поскольку в каждом повороте ты пытаешься выжать из машины и шин максимум. Иногда приходится жертвовать скоростью в отдельной связке, чтобы чуть лучше пройти следующую или оптимально выйти на прямую – когда вы управляете машиной на пределе, трудно учесть все эти моменты.
Если круг удался, вы испытываете огромное наслаждение, если попытка не получилась, огорчение тоже велико – вы понимаете, что могли проехать лучше, однако здесь легко потерять время, причем речь идет не о паре тысячных. Любая ошибка стоит, по меньшей мере, двух десятых…
Вопрос: И завтра вам предстоит проехать в таких условиях шестьдесят один круг…
Себастьян Феттель: Да, гонка обычно занимает почти два часа – это самый продолжительный этап чемпионата, кроме того, с заходом солнца организаторы выключают освещение… то есть, наоборот, включают. Влажность воздуха невероятно высока, гонщики теряют много жидкости – в общем, условия очень непростые…
Вопрос: Вчера вы говорили, что за ночь команде необходимо добиться прогресса. Насколько серьезные корректировки пришлось предпринять?
Себастьян Феттель: Мы всегда ставим перед собой задачу за ночь скорректировать настройки в лучшую сторону, но вчера я был вполне доволен поведением RB7, и изменения оказались минимальными. Мы скорректировали регулировки ровно настолько, насколько это было необходимо, и я по достоинству оценил скорость машины на обоих составах резины.
Утром тренировка прошла не очень удачно – я попал в трафик и не смог проехать по-настоящему быстрый круг, но в квалификации уже после первой попытки на сверхмягких шинах убедился в том, что и с этой резиной в гонке мы можем чувствовать себя вполне уверенно. Дистанция достаточно длинная, и дело не только в скорости – важно контролировать износ шин. Пока не совсем понятно, какой вариант стратегии окажется оптимальным – выясним это завтра.
Вопрос: Марк, для вас это лучший квалификационный результат в Сингапуре. Вчера вы тоже говорили о том, что машине нужно больше скорости…
Марк Уэббер: Да, мы добились прогресса, правда, в основном, за счёт моих усилий. Эта трасса очень непростая – мне не хотелось бы гоняться здесь каждую неделю, однако моя работа заключается в том, чтобы добиваться результатов на любом автодроме.
Честно говоря, сегодня я провел одну из своих лучших квалификаций в Сингапуре – не только в плане результата, но и с точки зрения работы с машиной. Да, Себастьян привез мне более трех десятых, но он сработал фантастически здорово, а мой собственный круг в любом случае был весьма неплохим, раз уж его хватило для позиции на первом ряду.
Перед началом квалификации я бы точно сказал, что меня устроит такой результат, ведь здесь очень нелегко собрать всё воедино – как сказал Себастьян, круг довольно длинный, и в случае ошибки у вас более чем достаточно времени для самокритики. Вы сами видите, что команды прогрессируют с каждой гонкой, с каждой сессией – квалификация была напряженной, но итог по-настоящему радует.
Вопрос: Насколько нелегко определиться со стратегией на завтрашнюю гонку?
Марк Уэббер: Есть ряд вопросов. Мы не можем с уверенностью сказать, насколько стабильно будет вести себя резина – разумеется, в какой-то момент её эффективность начнет снижаться, но когда именно – пока не понятно. Скорее всего, сценарий будет таким же, как в большинстве гонок нынешнего сезона. Похожие условия мы наблюдали в Валенсии, в Будапеште – правда, в Венгрии гонка стартовала на мокром асфальте.
Не считая этапов в Монце и Спа, шины везде выглядели достаточно стабильно. В пятницу на длинной серии кругов они также работали без серьёзных нареканий, но посмотрим, как всё сложится. В любом случае, завтра гонщики будут стараться выжать максимум из обоих составов.
Вопрос: Вы начнете гонку на более мягкой резине – это тоже своего рода вызов?
Марк Уэббер: Да, я стартую на SuperSoft, и соперники рядом со мной тоже. Это данность, до начала гонки мы не можем сменить шины, но ситуация равна для всех.
Вопрос: Дженсон, учитывая то, как начинался этот уик-энд, и ваши комментарии по поводу шин, вы, должно быть, удивлены своему результату?
Дженсон Баттон: Еще вчера вечером я не мог представить, что окажусь здесь. В пятницу я не успел поработать с составом SuperSoft, поскольку пропустил добрую половину второй тренировки. За ночь мы внесли множество изменений в настройки, и машина поехала намного лучше.
В квалификации было непросто добиться от шин работы на протяжении целого круга: если в полной мере использовать их возможности на первом секторе, то к третьему они уже приходили в негодность. Не знаю, наблюдалось ли нечто подобное у Red Bull Racing, но нам приходилось относительно медленно проезжать прогревочный круг. Впрочем, во время попытки я, наверное, слегка позабыл об этом, потому сразу поехал очень агрессивно, и ресурса резины не хватило на весь круг.
Я рад третьему месту, эта стартовая позиция расположена на чистой части трассы. Однако перед гонкой испытываю определенные опасения, так как в тренировках почти не ездил с полными баками.
Вопрос: Вчера вы критиковали выбранные настройки и жаловались на перегрев шин. Проблемы удалось решить?
Дженсон Баттон: На одном круге проблемы ещё наблюдаются, но я надеюсь, что на дистанции ситуация изменится к лучшему, хотя мне пока не довелось проехать по этой трассе с полными баками. Предстоящая гонка очень непростая для шин – машина наверняка будет скользить, что может привести к перегреву. Впрочем, мы заранее знали о возможных трудностях.
Отрывы очень велики, особенно если говорить о командах, чьи гонщики стартуют не из первой десятки. Впрочем, проблему перегрева можно решить довольно просто: чем больше у вас прижимной силы, тем меньше скольжение и, соответственно, меньше температура резины. Правда, в этом мы уступаем Red Bull Racing…
Вопрос: Насколько сложным будет впервые по ходу уик-энда вывести на трассу полностью заправленную машину?
Дженсон Баттон: Знаете, мне уже приходилось делать это, так что я быстро адаптируюсь. Я давно гоняюсь в Формуле 1, трудностей быть не должно.
Вопросы с мест
Вопрос: (Матиас Бруннер – Speedweek) Марк, реконструкция поребриков устроила гонщиков?
Марк Уэббер: Абсолютно – по-моему, организаторы сделали все, что было в их силах. Ситуация отличалась от того, что было здесь в предыдущие годы: поребрики начало срывать, но выяснилось это только перед началом первой пятничной тренировки. Они были возвращены на место и плотно приклеены к трассе – Чарли Уайтинг сказал, что иначе закрепить их невозможно, но с точки зрения обозначения границ траектории проблем больше нет.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, вы завоевывали поул в Монако, Валенсии, теперь сделали это в Сингапуре… вас можно назвать специалистом по уличным трассам?
Себастьян Феттель: Не знаю. Гонка состоится в воскресенье, а в субботу мы сделали лишь небольшой шаг на пути к успеху. Приятно впервые за три года стартовать здесь с поула и с чистой стороны трассы – участок до первого поворота довольно короткий, но мне все равно необходимо уверенно начать гонку, а там посмотрим, что будет дальше. Гонка довольно продолжительная, но мне всегда нравилось выступать на уличных трассах – они позволяют гонщику раскрыть свой потенциал, хотя следует признать, что Сингапур все-таки сильно отличается от Монако и Валенсии. Эти трассы не похожи друг на друга, но одинаково интересны.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Дженсон, во всех сессиях Red Bull Racing были намного быстрее соперников именно на третьем секторе, состоящем из шести 90-градусных поворотов, в которых разница в скорости между машинами минимальна, и одного скоростного участка. Неужели все потери времени приходятся как раз на этот скоростной поворот?
Дженсон Баттон: Сложно сказать. Мой второй сектор получился достаточно неплохим, поэтому мне трудно объяснить причины потери времени. Возможно, все дело в том, что у нас задние шины чуть хуже держат трассу, а у Red Bull Racing всегда было определенное преимущество в скоростных поворотах. Скорее всего, их резина работает одинаково эффективно на протяжении всего круга и на третьем секторе обеспечивает лучшее сцепление, тогда как у нас с этим есть определенные проблемы. Впрочем, сегодня мы добились прогресса – надеюсь, он подтвердится в гонке.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) В последние годы слово «зрелищность» стало весьма популярным в Формуле 1, но многим не нравится, что в финале квалификации некоторые команды предпочитают отсиживаться в боксах. Что вы скажете насчет предложения FIA ввести штрафы в виде перемещения на несколько позиций вниз по стартовой решетке для тех, кто не выезжает на трассу по ходу любой их трех сессий?
Себастьян Феттель: Не знаю. Насколько я понял, гонщики, занявшие места с восьмого по десятое, в финале квалификации действительно не выезжали на трассу, но для них основной задачей был сам факт выхода в третью сессию. Когда они этого добились, у них не осталось свежих комплектов шин – думаю, причина в этом. Если бы в нашем распоряжении было больше комплектов, мы проезжали бы больше кругов, и то же самое можно сказать о пятничных свободных заездах. Впрочем, есть ещё ограничение по времени…
Правила действуют не первый день, и в какой-то гонке команды действительно могут отказаться от попытки в финальной сессии, желая сберечь шины на гонку, но не думаю, что это будет происходить каждый уик-энд.
Марк Уэббер: Зрелище, о котором вы говорите, происходит в основном в воскресенье, и ради него команды берегут шины. Если бы количество комплектов не было ограниченным, гонщики проезжали бы больше кругов, набираясь опыта и рекламируя своих спонсоров. Никто не отсиживается в боксах, утверждая, будто у него не осталось больше топлива – команды пропускают попытку ради лучшей стратегии в гонке. Ваш вопрос вполне справедлив, но было бы нелогичным наказывать людей, которые просто пытаются обеспечить себе хорошую скорость в гонке и наилучшие шансы на достойный результат.
Дженсон Баттон: Полностью согласен. Нельзя наказывать участников за отказ от попытки без соответствующей корректировки правил. Пока мы не изменим регламент, все будет происходить так, как происходит сейчас – особенно на уличных трассах. Топ-команды вряд ли позволят себе не выехать на попытку – их гонщики всегда будут до последнего сражаться за поул, но есть и те, для кого основной задачей является само попадание в финальную сессию.
Кроме того, мы уже не раз наблюдали, как сэкономленный в субботу комплект шин оправдывал себя в гонке – с его помощью некоторым гонщикам удавалось прорваться наверх практически из последних рядов. Марк сделал это в Китае, мне и Михаэлю удавалось отыграться. Таковы правила, и в субботу мы будем делать всё, чтобы обеспечить наилучшие шансы в воскресенье.
Вопрос: (Стефан Барбе – L'Equipe) Дженсон, возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что третья позиция на старте - не такой уж плохой вариант. В нынешнем сезоне поул имеет гораздо меньшее значение, чем в предыдущие годы…
Дженсон Баттон: Если рассматривать сезон в целом… тогда да, согласен. Уверенный старт позволяет вплотную приблизиться к обладателю поула. В этом сезоне для меня квалификации зачастую складывались совсем не так, как хотелось, однако я всё равно добивался хороших результатов.
Бывало и наоборот – при удачной квалификации у нас вдруг обнаруживались какие-то мелкие проблемы, но здесь, в Сингапуре, третья позиция – неплохой вариант начала гонки. Она расположена на чистой стороне трассы, рывок до первого поворота довольно короткий, но, как правило, мы стартуем достаточно уверенно – надеюсь, завтра всё сложится в нашу пользу.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Марк и Дженсон, тот факт, что вы квалифицировались вторым и третьим, оставляет нам надежду на то, что Себастьян не возьмет свой второй титул уже в завтрашней гонке. Вы намерены и впредь атаковать его, пока у вас остаются хотя бы математические шансы, или же вы просто работаете на себя, понимая, что титул в любом случае достанется Феттелю?
Дженсон Баттон: Даже если бы Себастьян отказался стартовать в шести оставшихся гонках, нам все равно было бы крайне непросто его догнать. Впрочем, когда гаснут огни светофора, вы не думаете о ситуации в чемпионате – тем более, если проигрываете лидеру более ста очков. Вы просто стараетесь выиграть конкретную гонку, и как раз этим я планирую заняться завтра.
Марк Уэббер: Аналогично! Себастьян отлично поработал в начале сезона, добившись преимущества в чемпионате. Да, борьба в личном зачете выглядела откровенно скучной, но сами гонки получались просто потрясающими, и можно не сомневаться, что впереди нас ждет еще несколько захватывающих этапов. Надеюсь, одним из них станет завтрашний Гран При. Если получится, я постараюсь отыграть ещё одну позицию и немного отсрочить чемпионство Себастьяна.
Перевод: Валерий Карташев