1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Дженсон Баттон (McLaren)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Себастьян, титул ещё не завоеван, но у вас очередной поул и очередная победа, правда, уже не с таким подавляющим преимуществом…
Себастьян Феттель: Прежде всего, я очень доволен результатом, машина вела себя отлично на всей дистанции, я легко мог отрываться от соперников.
Появление автомобиля безопасности не входило в наши планы, ведь за 30 кругов до финиша я уже был в 30-ти секундах впереди. Тем не менее, я очень хорошо провел рестарт. Мне повезло, потому что между мной и Дженсоном Баттоном было несколько круговых, а я смог сразу войти в ритм. Под конец гонки возникли проблемы с трафиком: если ты догонишь круговых в неудачном месте трассы, то потеряешь много времени. На последнем круге передо мной была большая группа из пяти машин, и когда я пересекал финишную черту, преимущество было уже не столь значительным, но я по-прежнему контролировал ситуацию.
В общем, фантастический результат. Мне очень нравится эта трасса со всеми её сложностями, ведь Гран При Сингапура – одна из самых долгих гонок, если не самая долгая. Двигатель работал отлично, мотористы Renault проделали великолепную работу, и в ходе практически всей гонки мы лидировали с большим отрывом, а здесь это важно, поскольку весьма сложно проходить сектора с хорошим временем, как в квалификации, так и в гонке. Но у нас была высокая скорость, и я очень доволен. А что касается титула, то шанс его выиграть нам вновь представится в следующей гонке.
Вопрос: Дженсон, четвертый подиум подряд, но расскажите, как обстояли дела с отстающими на круг? Ближе к финишу вы буквально уперлись в машины Williams…
Дженсон Баттон: Да, здесь не так просто опережать круговых. Я понимаю, что многие пилоты сражались между собой, но они должны уважать правила и пропускать меня, потому что я веду спор за более высокие позиции. В гонке было несколько досадных эпизодов – один раз мне очень сильно помешал Камуи Кобаяши, который на протяжении целого круга не давал мне дорогу. На последних кругах прямо передо мной завязали поединок гонщики Williams.
Понятно, что некоторые гонщики думают – на последнем круге можно и не пропускать более быстрые машины, а сконцентрироваться на собственной борьбе. Но даже если отвлечься от всего этого – сегодняшний результат максимум, на который мы могли рассчитывать. Машина выглядела очень здорово, особенно на заключительном отрезке дистанции, когда я мог атаковать. И все же – сегодня мы были недостаточно быстры, чтобы победить. Продолжим борьбу в следующих гонках.
Вопрос: Марк, перед началом гонки Дженсон говорил, что, учитывая ваши недавние старты, у него может быть шанс на атаку, и он действительно опередил вас перед первым поворотом. Правда, позже вы активно боролись с Фернандо Алонсо…
Марк Уэббер: К сожалению, в этом сезоне мне слишком часто приходится пробиваться вперед. По какой-то причине старты получаются не столь удачными, как в прошлом году. Мы будем заниматься этой проблемой и, безусловно, постараемся её решить. А пока, к сожалению, приходится отыгрывать потерянные позиции, что сопряжено с риском, особенно если не работает DRS. Да, я уступил уже на старте, но Дженсон хорошо провел финальный отрезок, и даже если бы я остался впереди, борьба получилась бы напряженной.
Себастьян, безусловно, заслужил эту победу. Я заработал подиум, но предпочел бы финишировать первым, поскольку каждый из нас сражается за лучший результат. Впрочем, сингапурская трасса на самом деле непростая, и хорошо, что мне просто удалось довести машину до клетчатого флага. Команда сработала по-настоящему здорово, но, очевидно, здесь я далеко не быстрейший. Как бы то ни было – спасибо всем нашим сотрудникам. Они выложились по максимуму, а Renault в очередной раз порадовала 100% надежностью своих моторов. Ну а Дженсон тоже молодец, он заслужил второе место.
Вопрос: Себастьян, на подиуме вы не смогли сдержать слез. Это объясняется первой победой в Сингапуре и радостью от того, что два часа борьбы остались позади, или же у эмоций есть иная причина?
Себастьян Феттель: Кажется, мне что-то попало в глаз. Я уже говорил, что мне нравится эта трасса – особенно после прошлогоднего сражения с Фернандо Алонсо. Я преследовал его буквально от старта до финиша и, наверное, мог ехать быстрее… Тогда я закончил гонку вторым, и мне приятно снова приехать сюда и, наконец, довести дело до конца.
Всем известно, что это один из самых непростых этапов чемпионата: в кокпите очень жарко, гонка длится почти два часа – оттого вдвойне приятно пересекать финишную черту, зная, что выложился по максимуму и добился цели. Думаю, у нас есть очередной повод для гордости – команда сработала фантастически! Пит-стопы прошли безупречно, даже в таких условиях механики сохраняли хладнокровие – в общем, лучше не придумать!
Вопрос: Себастьян, вам удался феноменальный старт – после первого круга вы опережали пелотон на 2,5 секунды!
Себастьян Феттель: Машина сработала потрясающе, к тому же, я находился на чистой стороне трассы. Марк стоял на грязной и сразу остался позади, а вот Дженсон стартовал даже лучше меня – впрочем, я понимал, что в первом повороте проблем быть не должно. Затем я начал атаковать, пытаясь как можно быстрее войти в ритм и создать отрыв, воспользовавшись преимуществом свободной трассы. Честно говоря, меня самого удивило то, насколько стремительно я уехал от преследователей – кажется, спустя пару кругов мы уже везли всем десять секунд! Позже это позволило нам чувствовать себя вполне комфортно и спокойно контролировать износ шин.
Аналогичная картина наблюдалась на втором отрезке, когда я вновь создал неплохой задел. Появление машины безопасности осложнило задачу, но RB7 демонстрировала отменную скорость и позволяла уезжать от соперников – кроме того, немного помогали круговые: из-за отсутствия соперников впереди я мог использовать DRS только в момент обгона на круг.
В любом случае, скорость была феноменальна: если мне нужно было прибавить, я делал это без каких-либо трудностей. В какие-то моменты мы ехали более чем на секунду быстрее всех. В Сингапуре стоит войти в ритм – и тебе хочется атаковать всё сильнее. Сдерживать себя довольно трудно, но все понимают, как важно следить за состоянием шин. В последнем пит-стопе не было особой необходимости, но мы решили провести его на случай возможного выезда машины безопасности, чтобы не рисковать оказаться в нужный момент на практически изношенной резине.
Ближе к финишу я уперся в трафик. Когда едешь за круговым и ждешь момента для обгона, легко потерять несколько секунд – Дженсону удалось подобраться чуть ближе, к тому же, на заключительном отрезке его машина ехала особенно здорово. Впрочем, мы вряд ли могли сработать сколь-нибудь лучше. Победа значит очень много, ведь я на самом деле обожаю эту трассу. Гран При Сингапура – один из самых непростых этапов сезона, и финиш на первом месте можно по праву считать фантастическим достижением!
Вопрос: Дженсон, вы тоже стартовали очень здорово…
Дженсон Баттон: Да, я хорошо стартовал, допустив лишь небольшую пробуксовку, а потом пришлось решать, с какой стороны атаковать Себастьяна – он находился впереди, а мне казалось, что моя машина лучше набирает скорость. Я думал, что смогу провести атаку в первом повороте, но, как выяснилось, Себастьян также стартовал очень здорово и не позволил поравняться с собой.
В любом случае, я доволен вторым местом. Поначалу мне никак не удавалось добиться оптимального сцепления с трассой, и в то же время я понимал, что впереди длинная гонка и нужно беречь шины. Честно говоря, я не предполагал, насколько продолжительным может получиться отрезок – здесь у нас уже наблюдались проблемы с перегревом резины, но до начала гонки мне не довелось поработать на трассе с полными баками. Нужно было найти необходимый ритм и не повредить шины – с этим я справился и спустя всего десять кругов смог набрать хорошую скорость.
Впрочем, о том, чтобы преследовать Себастьяна на протяжении большей части дистанции речи, на самом деле, не было – он ехал слишком быстро. После ухода машины безопасности я рассчитывал провести попытку атаки, однако на моем пути оказался отстававший на круг Камуи Кобаяши, из-за которого я потерял почти три или четыре секунды. Наконец, мне удалось обогнать Sauber, но приблизиться к Red Bull было уже не в моих силах. Кроме того, мне советовали следить за шинами.
По ходу гонки я старательно экономил топливо и на последних 10-12 кругах мчался почти в квалификационном темпе. Я выжал из машины максимум, риск был довольно велик, но мне понравилось! Перед началом уик-энда мы говорили, что хотим добиться победы – мы попробовали выполнить эту задачу, но в итоге довольствуемся вторым местом.
Да, наша машина быстра, но не настолько, чтобы обогнать Себастьяна. Тем не менее, спасибо команде за отменную работу по ходу уик-энда. McLaren удалось собраться с силами, теперь нужно закрепить прогресс. Мы знаем, что пока уступаем соперникам, и понимаем, что для борьбы за победы в оставшихся гонках нужно серьёзно прибавить.
Вопрос: Каким было состояние трассы? Мы видели многочисленные обломки буквально повсюду, а также большое количество фрагментов резины…
Дженсон Баттон: Да, асфальт был грязным. Проблема в том, что стоит заблокировать шины, как вы покидаете траекторию, и либо просто собираете кусочки резины, либо влетаете в стену. В момент атаки гонщики рискуют чуть больше, чем в обычных условиях, но чем активнее вы атакуете, тем ближе подъезжаете к защитному барьеру, а если при этом обнаружится хоть малейшая избыточная поворачиваемость, контакт неизбежен. В общем, здесь уровень адреналина зашкаливает! Думаю, в таких условиях второе место – достойный результат.
Вопрос: Марк, расскажите о своей борьбе с Фернандо Алонсо…
Марк Уэббер: Она получилась довольно интересной, но мне не нравится, что я все время вынужден бороться с кем-то из соперников позади. Старт в очередной раз прошел не лучшим образом, и над этим нужно работать. Заминка стоила мне потери позиции – впрочем, следует признать, что Дженсону удался отменный финальный отрезок, и даже если бы я не уступил в самом начале гонки, без борьбы точно бы не обошлось.
Мы получили то, что заслужили. Было очевидно, что в какой-то момент я должен обогнать Фернандо, но DRS почти не работала, пришлось опираться на тактику и пит-стопы. Алонсо давно выступает в Формуле 1 и знает, как защищать позицию – борьба была интересной, но когда я вышел вперед, Себастьян и Дженсон уже умчались вперёд. Рестарт я провел на более жесткой резине, чуть позже поставил SuperSoft – как раз в тот момент Ferrari попала в трафик, и мне удалось оторваться.
Третье место – неплохой результат. Конечно, когда-нибудь я снова окажусь на верхней ступеньке подиума, но пока для меня эта трасса слишком непростая. Как бы то ни было, команда сработала великолепно и заработала немало очков в зачет Кубка Конструкторов.
Вопрос: После финального пит-стопа могло показаться, что вам удастся догнать Дженсона, но гонщик McLaren ехал намного быстрее…
Марк Уэббер: Думаю, мы уже убедились, что на этих составах я недостаточно быстр в конце каждого отрезка. С другими составами дела обстоят чуть лучше, но нам есть над чем работать. Временами я был быстрейшим в пелотоне, но третье место – максимум, чего удалось добиться.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, впервые в этом сезоне вы лидировали от старта до финиша. Это вызывает особое чувство гордости? Вам осталось совсем немного, чтобы превзойти Кими Райкконена по количеству побед, но сможете ли вы так же быстро обойти Мику Хаккинена?
Себастьян Феттель: Я не знаю, сколько побед было у Кими и Мики…
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Восемнадцать у Кими и двадцать у Мики...
Марк Уэббер: Думаю, Себастьяну потребуется всего несколько гонок. Он не собирается уходить в конце сезона, так что Мике стоит поволноваться.
Себастьян Феттель: Я не знал, что в предыдущих гонках… Понимаю, что многое зависит от времени пит-стопа, тактики соперников, но приятно слышать, что я лидировал от старта до финиша. Под занавес гонки у меня было отчаянное желание проехать быстрейший круг, но я сказал себе: «Даже не думай об этом!» Дженсон намекнул, что у меня не было шансов – не уверен, однако главное – выиграть гонку, и здесь уже не важно, каким ты стартовал, или на каких позициях ехал.
Победа – это подтверждение того, что вы сработали лучше других, и я очень рад такому результату. Что касается Кими и Мики, я не ставил перед собой задачу как можно скорее превзойти их, но мне приятно слышать, что до повторения достижений финских гонщиков осталось совсем немного. До некоторых немцев мне еще очень далеко, но сейчас я просто наслаждаюсь моментом. Команда работает безупречно, мне комфортно в кокпите, и мы вместе выкладываемся по максимуму. Здесь нет никакого секрета – просто каждый из нас может положиться друг на друга, а весь коллектив работает в одном направлении. Машина едет фантастически здорово, поэтому уик-энд, как правило, заканчивается весьма удачно.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Себастьян, вам по силам в оставшихся гонках заработать хотя бы одно очко? Именно столько вам не хватает до второго титула…
Себастьян Феттель: По силам, но это еще нужно сделать. Учитывая наши недавние результаты, особых трудностей быть не должно, но борьба заканчивается тогда, когда у соперников не остаётся математических шансов. Статистика на нашей стороне, но спорт знает немало исключений из правил, так что давайте дождемся развязки…
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, на протяжении почти двух часов вы лидировали в гонке. Вы думали о чем-то еще, кроме событий на трассе? Может быть, о титуле?
Себастьян Феттель: Нет. Перед началом гонки я сказал, что мне не важно, где финишируют соперники. Конечно, команда сообщала мне сведения об отрыве от Дженсона и других участников пелотона, но в момент пересечения черты я не знал, достаточно ли сегодняшнего результата для завоевания титула.
В чем-то нынешняя ситуация напоминает прошлогодний Гран При Абу-Даби – тогда я тоже не представлял, каким должен быть расклад на финише. В следующий раз я и сам смогу прикинуть необходимый сценарий, но посмотрим, как всё сложится. Сегодня результаты соперников не имели принципиального значения, у нас была одна задача – выиграть гонку, и мы с ней успешно справились.
Вопрос: (Иан де Котта – Today) Себастьян, вам не кажется, что сезон складывается для вас невероятно удачно?
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, здесь нет никаких секретов, как может показаться. Да, сезон складывается потрясающе, с надежностью машины нет никаких проблем – можно постучать по дереву, но пока неприятности обходят нас стороной, а для этого необходимо собрать воедино множество незначительных факторов. Вся наша команда работает на одну общую цель и может наслаждаться своими достижениями. Надеюсь, нечто подобное мы будем наблюдать в оставшихся гонках, а затем и в следующем сезоне.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Il Corriere della Sera) Дженсон, если не считать времени, потерянного за машиной Камуи Кобаяши, у вас все равно не было шансов на победу?
Дженсон Баттон: Скорее всего, но я не знаю, насколько Себастьян выкладывался ближе к финишу гонки. Мне известно одно: отрыв был слишком велик, и я не мог добиться от машины большей скорости. На финише нас с Себастьяном разделили 1,7 секунды, за машиной Кобаяши я потерял намного больше, но Феттель наверняка вел бы гонку чуть иначе, если бы обошлось без заминки, и я вдруг оказался чуть ближе.
Честно говоря, сегодня трафик доставил немало проблем, и нужно задуматься над этим в преддверии следующего этапа. Я провел за Кобаяши почти целый круг, хотя у него не было причин меня сдерживать. Понимаю, обгонять здесь нелегко, но все прекрасно понимают, когда речь идет об атаке за позицию, а когда об обгоне на круг.
Вопрос: (Сеонг Сук Чой – Korean Broadcasting System) Себастьян, азиатские болельщики все внимательнее следят за гонками Формулы 1. Будучи победителем Гран При Сингапура, не могли бы вы рассказать о привлекательности этого этапа?
Себастьян Феттель: Думаю, всем командам нравится приезжать на гонку в Сингапуре. В последние годы мы все чаще гоняемся в Азии и всякий раз получаем потрясающую поддержку. Этот уик-энд уникален даже для искушенных европейских болельщиков, и дело не только в ночном расписании или расположении трассы в центре города. Интересна и окружающая атмосфера – скажем, здесь проводится немало концертов: вчера выступала Шакира, сегодня ждем группу Linkin Park. Все это позитивно сказывается на привлекательности Гран При, да и нам самим по душе такой подход.
В кокпите вы не замечаете, сколько людей пришло на трибуны, из-за шума двигателя не слышно их возгласов, но во время парада пилотов приятно чувствовать эмоции болельщиков. После финиша, уже при возвращении в боксы, мы снова видим, как люди встают со своих мест и приветствуют нас – пожалуй, именно такие моменты позволяют нам наслаждаться своей работой.
Вопрос: (Марк Фогерти – Auto Action) Марк, как вы оцениваете ваши шансы в Сузуке?
Марк Уэббер: Думаю, они будут чуть выше, чем здесь, в Сингапуре. Мне нравится Сузука, это действительно потрясающая трасса. В Корее я тоже был конкурентоспособен, пока не начался дождь – в общем, нас ждут несколько действительно интересных этапов, в том числе Гран При Индии – кстати, я уже опробовал эту конфигурацию на симуляторе. Надеюсь, у меня получится собрать все воедино и чуть лучше провести концовку сезона – особенно если говорить о результатах в воскресенье. Для этого у нас есть всё необходимое, осталось лишь выполнить поставленную задачу…
Вопрос: (Марк Фогерти – Auto Action) Дженсон, есть у вас реальный шанс навязать борьбу Себастьяну в какой-нибудь из оставшихся гонок?
Дженсон Баттон: В последних двух гонках мы выступали практически на равных и могли открыто прессинговать Red Bull Racing, пусть даже немного проигрывая им в темпе. Трасса в Сингапуре выделяет лучшие машины, причем речь идет не только об их RB7, но и о нашей MP4-26. По сравнению с остальными командами, мы были очень быстры и догнали хвост пелотона спустя всего семь кругов, настолько велика была разница в скорости.
Впрочем, Сингапур во многом специфичен, и я надеюсь, что в оставшихся пяти гонках мы будем ближе к Себастьяну и Марку. В Сузуке нам точно придется нелегко, ведь машины Red Bull Racing весьма эффективны в скоростных поворотах – опять же, мы неплохо выступили в Спа, так что шансы есть. Сейчас наша машина гораздо лучше справляется с поворотами, с максимальной скоростью тоже нет проблем – мы движемся в верном направлении и наверняка осложним жизнь этим парням. Я на это надеюсь.
Вопрос: (Стефан Барбе – L'Equipe) Себастьян, насколько опасной была ситуация, когда машина Team Lotus выехала из боксов рядом с вами?
Себастьян Феттель: Расстояние было минимальным, мне даже пришлось убрать ногу с педали газа. Кажется, это был Хейкки, мы одновременно свернули на пит-лейн. Я провел пит-стоп, а дальше все зависело от механиков Team Lotus – окажется ли Хейкки позади или впереди меня. Их указатель снабжен световым сигналом, я следил за ним по мере приближения к боксам Lotus и заметил, что он начал подниматься как раз в тот момент, когда я почти поравнялся с машиной финна. Поначалу мне показалось, что Хейкки меня не заметил, но угол обзора там был минимальным, так что это скорее просчет команды, а не ошибка гонщика – механики должны были следить за ситуацией. Не знаю, получил ли он за это наказание? Я уже ехал по пит-лейн, но если бы не поднял ногу с педали, для моего переднего антикрыла всё могло закончиться очень печально…
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, ближе к финишу к вам стремительно приближался Дженсон. Насколько спокойно вы вели гонку? За три круга до клетчатого флага у вас оставался запас в 3,7 секунды, но впереди был трафик. Уверен, вы предпочли бы финишировать с большим преимуществом…
Себастьян Феттель: Ситуация в любом случае была под контролем. Когда мы уперлись в трафик, мне предстояло первому провести обгон. Нужно было замедлиться, выждать время – всё зависело от того, в каком месте трассы вы догнали отстающих на круг. После того, как я объехал соперников, Дженсону предстояло сделать то же самое – перед последним кругом у меня оставался запас в пять секунд, что вполне достаточно.
Я старался не рисковать при обгоне круговых, поскольку никогда не знаешь, как поведут себя эти парни. У них своя борьба, и даже если на помощь приходят синие флаги, осторожность не помешает. При прохождении последнего поворота я, пожалуй, замедлился излишне сильно, но мне хватило отрыва в 1,7 секунды, чтобы спокойно докатиться до финишной черты.
Сложно сказать, как сложилась бы гонка, если бы Дженсон… он ехал на пределе, ему было нечего терять, и он вполне мог попробовать провести обгон, но до клетчатого флага оставалось не так уж много кругов, и мы вполне контролировали обстановку на трассе.
Перевод: Валерий Карташев