Участники: Тимо Глок (Marussia Virgin Racing), Серхио Перес (Sauber), Себастьен Буэми (Toro Rosso), Даниэль Риккардо (HRT), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Нико Росберг (Mercedes).
Вопрос: Тимо, уверен, эта трасса вам наверняка нравится, ведь в 2009-м вы финишировали здесь вторым…
Тимо Глок: Определенно! Это один из лучших этапов – пожалуй, для меня самый лучший, или уж точно один из трёх самых любимых. Трасса действительно отличная: одна ошибка может отправить вас в отбойник, а конфигурация не похожа ни на один другой автодром. В 2009-м я провел здесь одну из своих самых успешных гонок и финишировал на подиуме – было бы неплохо повторить тот результат!
Вопрос: Каковы планы на этот раз, особенно если учесть, что прогноз обещает дождь? Прежде Гран При Сингапура проходил при сухой погоде, но ливень наверняка уравняет шансы команд – вас бы это устроило?
Тимо Глок: Для нас дождь был бы весьма кстати – в таком случае мы получили бы определенный шанс, хотя пилотировать здесь на мокрой трассе очень непросто. Посмотрим. В прошлом году нам довелось немного поработать под дождем, и я чувствовал себя вполне уверенно. Гоняться в таких условиях всегда весело – посмотрим, что получится, если прогноз оправдается.
Вопрос: Только непогода может изменить ваши шансы, или машина все-таки прибавила в скорости?
Тимо Глок: Перед этой гонкой мы снова немного доработали машину. Предыдущий уик-энд в Монце прошел довольно позитивно: команда работала в верном направлении, показатели вселяли оптимизм – здесь мы должны ещё немного прибавить, но вряд ли это скажется на нашей позиции в пелотоне. Как я уже говорил, в дождь гонка складывается несколько иначе, соперники могут допустить ошибку – в таком случае мы обязаны воспользоваться шансом и непременно добраться до финиша.
Вопрос: Серхио, вы впервые приехали в Сингапур. Как впечатления?
Серхио Перес: Вчера я прогулялся по трассе, хотя в тот момент работы по её обустройству ещё не были завершены. Такую конфигурацию не так просто запомнить, но я с нетерпением жду возможности проехать по ней ночью. Для меня это будет первый ночной Гран При, который, к тому же, проходит на уличной трассе, а мне всегда нравилось гоняться в городе.
Вопрос: В Монце обе машины Sauber сошли с дистанции из-за проблем с коробкой передач. В обоих случаях поломка была идентичной? Полагаю, она полностью устранена?
Серхио Перес: Конечно. Мы нашли проблему, устранили её и готовы двигаться дальше. Из-за неполадок в Монце команда потеряла немало очков, однако мы уверены в своих силах и постараемся догнать наших ближайших конкурентов из Force India. Надеюсь, здесь команда добьется неплохого результата.
Вопрос: Вы говорили, что предыдущие две трассы не вполне подходят вашей машине. Здесь ситуация более благоприятная, или уличная трасса в равной мере подходит или не подходит всем гонщикам?
Серхио Перес: На уличной трассе мастерство гонщика в большей степени влияет на результат, так что посмотрим, как все сложится. Я впервые приехал в Сингапур и надеюсь на хорошее выступление. В предыдущих гонках наша машина демонстрировала хорошую скорость – к сожалению, не получилось добиться результата, но повод для оптимизма есть.
Вопрос: Даниэль, вы тоже в первый раз на этой трассе. Что скажете?
Даниэль Риккардо: Ощущения такие же, как у Серхио – с нетерпением жду возможности погоняться по ещё одной уличной трассе, поскольку именно такие конфигурации мне по душе. Мне нравится Монако, Макао, уже нравится Сингапур – всегда приятно открывать для себя нечто новое. Здесь очень много поворотов, трудно запомнить, как их нужно проходить, но я поработал на симуляторе – думаю, это поможет делу. Гонка наверняка будет изматывающей – другие гонщики говорят, что она одна из самых непростых в сезоне. Влажность воздуха, длительность Гран При – нужно непрерывно атаковать на протяжении почти двух часов, так что задача действительно сложная!
Вопрос: Как насчет дождевой гонки?
Даниэль Риккардо: Неплохой вызов – думаю, будет весело!
Вопрос: Здесь множество факторов – нехватка сцепления с трассой, жаркая погода… На что именно вы обратили внимание при работе на симуляторе?
Даниэль Риккардо: Думаю, управлять тягой двигателя будет очень непросто. Множество торможений, ускорений, в некоторых поворотах приходится замедляться и одновременно поворачивать – в такой ситуации легко заблокировать переднее внешнее колесо. Пока я не проеду по трассе, я вряд ли скажу, где можно отыграть или потерять время, но конфигурация в любом случае сложная, да и кочек здесь достаточно. Типичный уличный автодром: традиционно непростой, но неизменно притягательный для гонщиков.
Вопрос: Возможно, этот этап – ближайший к вашей родине. Сюда приезжает немало людей с запада австралийского континента?
Даниэль Риккардо: Да, ведь перелет из Австралии занимает всего пять часов. Для европейцев это может показаться бесконечно долгим, но для австралийцев – мгновение. Моя семья и друзья тоже приехали в Сингапур – не знаю, будут ли они наблюдать за гонкой, или предпочтут отдых в отеле с кружкой пива, но в любом случае приятно чувствовать поддержку.
Вопрос: Себастьен, на что, прежде всего, должны обращать внимание гонщики в Сингапуре? На тот факт, что трасса «закручена» против часовой стрелки, или то, что она проходит по улицам города? Или на постепенное понижение температуры по ходу гонки, высокую влажность?
Себастьен Буэми: Думаю, гонка будет очень непростой, и все эти факторы делают её такой. Мы будем выступать на шинах Soft и SuperSoft, придется предельно внимательно следить за их состоянием, особенно в первых тренировках. Ну а погода непредсказуема: никто не знает, пойдет ли дождь, но если да, то трасса будет подсыхать очень долго, и это тоже нужно учесть. Асфальт здесь кочковатый – следовательно, нужно смягчить подвеску. Опять же, необходима достаточно большая прижимная сила… в общем, придется искать компромисс, а при столь малом времени на свободные заезды это всегда нелегко. Впрочем, уик-энд обещает быть интересным – уверен, он понравится зрителям!
Вопрос: Для вас это знаковый этап – пятидесятый Гран При. Вы по-прежнему чувствуете себя словно в начале гоночного пути, или считаете, что набрались достаточно опыта?
Себастьен Буэми: Учиться приходится всегда – не важно, 50 гонок у вас за плечами, или сто. Вы постепенно набираетесь опыта, со временем лучше понимаете, что делать. Я в третий раз приезжаю в Сингапур, и это, определенно, должно помочь. Как уже говорилось, впереди непростая гонка, в которой опыт точно не будет лишним.
Вопрос: Вы говорили, что машина постепенно прибавляет в скорости. Сюда команда тоже привезла какие-то доработки?
Себастьен Буэми: Да, мы подготовили кое-какие модификации, но главное – по сравнению с Монцей здесь у нас будет гораздо больше прижимной силы. Toro Rosso смогла подтянуться к Force India и Sauber, так что борьба будет очень плотной. Надеюсь, гонка сложится удачно – в квалификации нам необходимо прибавить, но на дистанции темп всегда был достаточно неплохим. Посмотрим, что получится.
Вопрос: Себастьян, в Сингапуре вы стартовали вторым и финишировали вторым. Этот этап можно назвать удачным, неудачным, или есть некий промежуточный вариант? Пока большинство гонок складываются в пользу Red Bull Racing…
Себастьян Феттель: Думаю, это действительно неплохая гонка, одна из лучших в сезоне. Кроме того, она проходит ночью – я с нетерпением жду выезда на трассу! Как уже говорилось, конфигурация очень непростая для гонщиков – нужно постоянно поддерживать предельную концентрацию, а борьба, несомненно, будет интересной.
Вопрос: Очевидно, вы будете следить за двумя конкурирующими командами – McLaren и Ferrari. Скажем, Фернандо Алонсо на этой трассе выступает особенно здорово – здесь он дважды финишировал первым…
Себастьян Феттель: Согласен, но посмотрим, как всё сложится. Нас ждёт почти двухчасовая гонка – она длится дольше любого другого Гран При. В прошлом году в Сингапуре машины Ferrari были конкурентоспособны, мы почти не уступали им в скорости, но мне не удалось провести обгон – надеюсь, на этот раз всё будет иначе.
Уик-энд в любом случае обещает быть непростым. На этой трассе трудно предугадать, кто из соперников окажется действительно быстр. Наверняка нам вновь придется бороться с McLaren и Ferrari, но и у Mercedes неплохие шансы… Здесь многое решает машина, но и от мастерства гонщика тоже зависит немало.
Вопрос: Команда по-прежнему готовит целый комплекс доработок к каждой гонке?
Себастьян Феттель: Я не стал бы называть это комплексом, но некоторые новинки у нас действительно есть.
Вопрос: То есть, доработок стало меньше, но они все-таки есть?
Себастьян Феттель: Именно. Мы всегда стараемся доработать машину, но речь идет не об эволюции аэродинамического обвеса, использовавшегося в Монце. Перед нами совершенно иная трасса, поэтому мы просто доработали спецификацию, которая выступала на другой уличной трассе и на схожих шинах.
Вопрос: Уже здесь вы можете стать двукратным чемпионом мира. Что скажете?
Себастьян Феттель: Должен, могу… У нас очень неплохие шансы, но задача пока не реализована. Нужно выйти на старт, выполнить свою работу и постараться добиться лучшего результата. Сингапур – одна из самых непростых трасс как для машин, так и для гонщиков, до клетчатого флага нужно проехать немало кругов, и случиться может всякое. Всё это слегка напоминает ситуацию во время прошлогоднего Гран При Абу-Даби, когда прогноз итоговой расстановки сил менялся едва ли не каждые две-три минуты. Возможно, в одном из каких-нибудь 1467 вариантов я действительно уже в воскресенье стану чемпионом мира, но это не самоцель. Задача – добиться оптимальной скорости, а там как повезет.
Вопрос: То есть, вы не торопите события?
Себастьян Феттель: Перед началом сезона мы сформулировали задачу – защитить титул. Сейчас шансы достаточно высоки, и нет причин менять приоритеты. Не важно, когда – главное, чтобы это в принципе случилось. Над этим мы и работаем.
Вопрос: Нико, вам тоже наверняка нравится трасса в Сингапуре. Вы стартовали здесь третьим и финишировали вторым…
Нико Росберг: Да, в последние несколько лет в Сингапуре я выступал очень неплохо и боролся в первых рядах. В 2008-м я добился здесь своего лучшего результата, финишировав вторым, так что трасса мне действительно нравится, и я надеюсь на этот раз сработать не менее удачно.
Вопрос: Какие особенности трассы делают её настолько привлекательной?
Нико Росберг: Она проходит по улицам города, а на подобных конфигурациях я всегда гонялся достаточно успешно. Это своеобразный вызов – интересный и очень непростой.
Вопрос: Если говорить о сочетании машины и трассы – полагаете, Сингапур подходит MGP-W02?
Нико Росберг: Сложно сказать. Трассы в Спа и Монце вполне подходили MGP-W02, и там мы добились определенного прогресса, но здесь эффект может быть заметно меньшим. Впрочем, поживем – увидим. Мы привезли кое-какие доработки, которые должны обеспечить прирост в скорости, так что шанс есть.
Вопрос: Для вас чемпионат, в каком-то смысле, уже завершен. Насколько интересны вам оставшиеся шесть гонок? Конечно, можно вспомнить, что мы достаточно далеко от Европы, и представить эти Гран При как чемпионат в чемпионате…
Нико Росберг: Лично мне всегда интересно приезжать в новые места – в этом плане Гран При Индии будет особенно примечательным, ведь я никогда не бывал там раньше. Визит в незнакомую страну воодушевляет! Опять же, Сингапур великолепен, да и японская Сузука ничуть не хуже – все эти трассы просто потрясающие!
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Де Котта – Today) Себастьян, вы уже сказали, что для вас главное в принципе завоевать титул, но разве вы не испытываете прессинг по поводу того, чтобы стать чемпионом уже здесь, в Сингапуре?
Себастьян Феттель: Мы всегда испытываем прессинг, поскольку стараемся в каждый уик-энд добиться максимально возможного результата. Если появится шанс победить, мы непременно попытаемся за него зацепиться, однако я не чувствую какого-то психологического давления по поводу того, смогу ли выиграть чемпионат здесь или в каком-то другом конкретном месте. Как я уже говорил, нужно помнить, какая цель была поставлена перед началом сезона, а она не сводилась к тому, чтобы завоевать титул в Сингапуре или где-либо еще – нужно просто его завоевать. Поэтому предстоящая гонка важна ровно настолько, насколько важен любой другой этап.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, в прошлогоднем Гран При Сингапура вы застряли за машиной Фернандо Алонсо. Полагаете, в этом году в аналогичной ситуации DRS позволит провести обгон?
Себастьян Феттель: Посмотрим. Конечно, с DRS шансы на обгон чуть выше хотя бы потому, что преследующий гонщик может использовать систему, а преследуемый – нет. Впрочем, здесь многое зависит от протяженности зоны активации DRS и ее расположения – на каком участке трассы, на какой прямой и т.д. Эффект может быть весьма существенным, но нужно проверить всё на практике.
Вопрос: (Марко Дегл’Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Хотел бы услышать всех, кроме Себастьяна. Ваше мнение о, возможно, следующем чемпионе мира – Себастьяне Феттеле? Как о гонщике и человеке…
Себастьен Буэми: Я достаточно давно знаю Себастьяна. Он добивался побед во всех гоночных категориях, в которых выступал, и всегда успешно справлялся со своей работой – особенно в прошлом году, завоевав титул буквально в последней гонке. В этом году он провёл потрясающий сезон с победой едва ли не в каждом Гран При, он выжимает из машины и команды максимум, и пока действует намного эффективнее соперников.
Нико Росберг: Да, неплохой гонщик. Он заслуживает титула.
Тимо Глок: Мне почти нечего добавить. Год назад на пути к титулу Себастьяну пришлось пережить немало подъёмов и спадов, но сейчас всё складывается идеально. Я поставил на то, что он станет чемпионом уже в этот уик-энд, так что ему нужно постараться!
Нико Росберг: И сколько ты поставил?
Тимо Глок: Не скажу!
Нико Росберг: Я слышал, 20 000 евро. Это правда?
Тимо Глок: Нет, что ты.
Серхио Перес: Себастьян - состоявшийся гонщик, он заслуживает победы в этом сезоне.
Даниэль Риккардо: Себастьян установил неплохой ориентир для нас, молодых гонщиков. Если кто-либо из нас сможет повторить его достижения или даже превзойти их, это будет невероятно. Он показал пример всем участникам молодежной программы Red Bull, и мы постараемся ему следовать.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, в этот уик-энд вы намерены рисковать в той же мере, что во всех предыдущих гонках, или выберете более осторожный подход?
Себастьян Феттель: По ситуации. Уровень риска всегда зависит от шансов: если видишь просвет и понимаешь, что есть возможность обогнать соперника, сразу идешь в атаку. Если есть сомнения, или риск слишком велик, маневр лучше отложить. С одной стороны глупо наматывать круги с мыслью «я должен финишировать, я должен финишировать». С другой, так же глупо выходить на старт с намерением откровенно рисковать.
По-моему, нужно просто ехать в своем ритме – в конце концов, впереди еще немало гонок. Конечно, ошибки случаются – это вполне естественно – но чем больше этапов ты проводишь, тем больше набираешься опыта. Как я уже говорил, в этот уик-энд мы постараемся добиться максимально возможного результата, и если появится шанс выиграть, мы непременно за него зацепимся, а если нет – что ж, нет смысла совершать какие-то глупости…
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Дженсон Баттон сегодня сказал, что из-за того, что гонка проходит ночью, из-за высокой концентрации внимания и повышенной влажности воздуха она получается слишком длинной даже для физически подготовленных гонщиков Формулы 1, и многие в пелотоне хотели бы ее сократить. Это мнение разделяют все присутствующие?
Нико Росберг: Если Дженсон устает, он всегда может остановить машину на трассе!
Себастьян Феттель: По-моему, всё в порядке – дистанция вполне привычная. Конечно, скорости в Сингапуре относительно небольшие, повороты здесь довольно медленные, и на протяжении 61 круга гонки нужно поддерживать неизменно стабильный темп – пожалуй, в этом основная сложность, необходимо всё время сохранять предельную концентрацию.
Жаркая погода, невероятная влажность воздуха – гонщикам уже приходится очень тяжело, а поскольку все события происходят ночью, глаза испытывают дополнительную нагрузку. Впрочем, этап в Сингапуре не может быть сколь-нибудь легче. Да, гонка действительно продолжительная, но особых проблем нет.
Тимо Глок: Это, определенно, одна из самых непростых гонок сезона, но я привык к чему-то подобному ещё в 2005-м году, когда выступал в ChampCar. Каждый этап длился почти два часа: когда приезжаешь на овал в Милуоки, и тебе нужно отмотать 225 кругов, это отнимает немало времени. Тем не менее, прошлогодний Гран При Сингапура был одним из тяжелейших в моей карьере: в какой-то момент я оказался одиннадцатым и был вынужден сдерживать позади себя немало быстрых машин – те 15 кругов оказались едва ли не самыми напряженными за все время моих выступлений. Здесь, как и в Монако, всё решает концентрация: одна ошибка – и гонка закончена.
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Себастьян, возвращаясь к теме DRS. Если бы год назад у вас была эта система, вам удалось бы обогнать Фернандо? И еще: кажется, после финиша гонки в Монце между вами и Алонсо возникла небольшая перепалка по поводу того, как испанец вытеснил вас на траву – это правда, или все-таки слух? Вам не кажется, что Фернандо вел себя излишне бескомпромиссно?
Себастьян Феттель: Что касается первого вопроса – трудно сказать. Год назад машины были несколько иными, но с помощью DRS у меня наверняка оказалось бы больше шансов. С другой стороны, Фернандо вряд ли бы просто так уступил позицию, атаковать пришлось бы в любом случае. Как бы то ни было, гонка давно в прошлом, результаты уже не изменить, я вполне доволен итогами предыдущего сезона – все в порядке.
Если говорить о Монце, думаю, Фернандо не ожидал, что я пойду в атаку слева. Это позволило мне оказаться на внутренней траектории перед «эской» Roggia. Полагаю, сначала он просто не видел меня в зеркалах, а когда заметил – не стал сбрасывать скорость, но все-таки слегка сместился, оставив мне немного места. Это был маневр на грани допустимого, однако я понимал, что если хочу выйти вперед, требуется что-то предпринять.
Кругом раньше у нас уже возникла опасная ситуация, когда он стал смещаться в сторону на торможении, и мне, фактически, некуда было деваться. После гонки мы поговорили об этом, так что все в порядке. В целом же, если вы сражаетесь на трассе с опытным гонщиком, вроде Фернандо, и уважаете своего соперника, то можно без тени сомнений вступать в борьбу на грани контакта, потому что соперник отлично понимает, что происходит, и всегда оставит немного места. Не слишком много – но достаточно.
Вопрос: (Энди Бенсон – BBC Sport) Себастьян, насколько я понял, после гонки вы все-таки обратились к стюардам по поводу действий Фернандо, не так ли?
Себастьян Феттель: Нет, я к ним не обращался.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Как вы уже говорили, трасса в Сингапуре проходит по улицам города. В чем ее отличие от такой же уличной трассы в Монако с точки зрения конфигурации и техники пилотажа? Где гоняться сложнее?
Тимо Глок: Дистанция гонки в Сингапуре больше дистанции гонки в Монако, но в остальном разница небольшая, правда асфальт здесь более кочковатый. Да, совсем забыл – в Сингапуре мы гоняемся ночью.
Себастьян Феттель: В каком-то смысле Сингапур сложнее Монако. Я не так часто выступал на улочках княжества – пожалуй, здесь вам лучше спросить Михаэля Шумахера – но за последние пару лет асфальт там перекладывался с завидным постоянством и с единственной целью сделать его более гладким и безопасным. В Сингапур мы приехали всего лишь в четвертый раз, однако здесь намного больше кочек. В некоторых местах трасса не оставляет права на ошибку – как правило, на любой уличной конфигурации зоны вылета не предусмотрены, но здесь круг намного длиннее, с множеством поворотов, а если добавить жаркую погоду и повышенную влажность воздуха, мы получим даже более непростой Гран При, чем этап в Монако.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Нико, что сложнее в личном зачете: догнать Фелипе Массу, или удержать позади Михаэля Шумахера?
Нико Росберг: Моя цель, конечно же, догнать Фелипе, но это будет очень непросто. Впрочем, удержать Михаэля ничуть не легче, так что мне в любом случае необходимо стабильно зарабатывать очки и стараться не выбывать из гонки уже в первом повороте.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Вам не кажется, что ночные гонки – излишняя роскошь, или же владельцам других трасс следует задуматься о подобном формате проведения Гран При?
Себастьян Феттель: Думаю, ночной формат проведения гонки делает уик-энд в Сингапуре уникальным, и нам всем это нравится. Здесь и в Абу-Даби мы стартуем с заходом солнца – в каком-то смысле так интереснее. Впрочем, это не означает, что все гонки должны проходить после заката – в таком случае исчезнет колорит, но пока график сезона составлен вполне логично, и один-два – возможно, три ночных этапа в следующем году были бы вполне уместными.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Полагаю, все из вас видели видеозапись Гран При Италии. Ваше мнение о манере пилотажа Михаэля Шумахера? Она соответствует нормам спортивного поведения?
Себастьен Буэми: Михаэль был очень быстр на прямых, а у машины Льюиса оказались совершенно иные настройки заднего антикрыла, из-за чего двигатель быстро упирался в ограничитель оборотов – это помогло McLaren в квалификации, но помешало в гонке. Не думаю, что Михаэль вел себя нечестно – все было в рамках правил. Борьба получилась на грани возможного, но загвоздка была скорее в том, что в McLaren выбрали слишком короткую седьмую передачу…
Себастьян Феттель: Следить за их борьбой было очень здорово! А вот были ли оборонительные действия слишком жесткими… Каждый легко поймет, почему Льюис был столь недоволен: он застрял позади, знал, что едет быстрее, но не мог провести обгон из-за особенностей выбора передаточных чисел и недостаточной скорости на прямых.
Я посмотрел запись гонки и могу сказать, что один маневр Михаэля был излишне жестким – на выходе из первой «эски», где Льюис оказался быстрее и попытался пролезть внутрь. Возможно, Михаэль просто не видел его и неумышленно заставил McLaren съехать на траву.
Вопрос: (Мэт Кох – PitPass) Вопрос для Серхио и Даниэля. Вы совсем недавно вышли из юниорских гоночных серий – насколько Гран При Формулы 1 отличаются от тех гонок?
Даниэль Риккардо: Отличия кардинальные. В юниорских сериях ты от старта до финиша едешь со 110% выкладкой и ничуть не беспокоишься о каких-либо вторичных факторах – уровень топлива не имеет значения, а шины без проблем выдерживают всю дистанцию. Лично мне довольно трудно привыкнуть к тому, что иногда нужно вести машину в более бережном темпе – всегда хочется сработать по максимуму, но вместе с тем приходится думать о шинах и стратегии. Пожалуй, в этом основные отличия, с которыми лично мне довелось столкнуться.
Серхио Перес: Да, в Формуле 1 мы имеем дело с большим количеством факторов. Скажем, различные составы резины – для каждого приходится подбирать свой стиль пилотирования, чтобы продлить ресурс шин. В каком-то смысле это напоминает серию GP2 – там тоже нужно ехать на пределе и одновременно беречь резину. По ходу заезда гонщикам всегда приходится адаптировать пилотирование под конкретные условия – этому нужно учиться, в том числе и непосредственно в гонке. Чтобы быть действительно быстрым, нужно успевать корректировать свой пилотаж с каждым новым кругом и каждым поворотом…
Вопрос: В чем разница более существенна, в поведении машины на трассе, или в стиле пилотирования?
Серхио Перес: Думаю, и в том, и в другом. Разница в обоих случаях очень велика.
Перевод: Валерий Карташев