Участники: Мониша Кальтенборн (Sauber), Виджей Малья (Force India), Стефано Доменикали (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Эрик Булье (Lotus), Росс Браун (Mercedes)
Вопрос: Мониша, начнем с вас. В недавних гонках Sauber заработала немало очков. Вы всегда знали, что машина способна на такое или результат стал сюрпризом?
Мониша Кальтенборн: Прогресс в скорости не стал неожиданностью – у нас всегда были причины рассчитывать на это, но гораздо приятнее подтверждать все это финишами в призовой десятке. Мы заметили позитивную тенденцию уже в Венгрии, но там команда не заработала очков. Хорошо, что теперь она очевидна всем.
Вопрос: Что изменилось?
Мониша Кальтенборн: Аэродинамический обвес, подготовленный для этапа в Венгрии, стал большим шагом вперед – мы сразу поняли, что движемся в правильном направлении. Собственно, наш прогресс на 50% обеспечен этой доработкой. Кроме того, мы стали лучше понимать поведение машины, что позволило использовать иные настройки. Наконец, смена конструкции шин в этот раз не сыграла против нас – скорее наоборот, мы выиграли от этого больше, чем кто-либо. Все эти факторы вместе с великолепной работой команды и гонщиков сделали свое дело.
Вопрос: Спасибо! Виджей, для Force India этот этап – домашний. Если Sauber выиграла от смены конструкции шин, то ваша команда – наоборот. С Сильверстоуна вас преследуют сложности…
Виджей Малья: Абсолютно верно. Смена конструкции шин негативным образом сказалась на нашей конкурентоспособности – с нынешним шасси мы не можем добиться от машины необходимой эффективности. Кроме того, мы направили все ресурсы на подготовку к новому сезону и уже не в силах повлиять на ситуацию. Опять же, сейчас мы лучше понимаем те рамки, в которых вынуждены действовать. Я доволен сегодняшними свободными заездами – мы сработали лучше, чем в Японии или Корее, и перед оставшимися гонками команда постарается ещё прибавить. Леди, сидящая слева от меня, заставила нас понервничать: надеюсь, мы удержим шестое место в Кубке Конструкторов, хотя Sauber подобралась очень близко. Во второй половине сезона шины сработали не в нашу пользу, но, хочется верить, все эти трудности позволят нам лучше подготовить новое шасси.
Вопрос: Вы сказали, что Мониша и ее команда подобрались очень близко. Вы с беспокойством оглядываетесь в их сторону, или же надеетесь, что результаты улучшатся, и Force India удержит шестое место?
Виджей Малья: Я уже сказал, что доволен сегодняшними результатами – это шаг вперед по сравнению с Японией и Кореей, и он позволяет мне верить в то, что команда на верном пути. Кроме того, я понимаю ограничения, в которых нам приходится работать – диапазон настроек очень узкий. Остальное скажут результаты.
Вопрос: Перейдем к Эрику. Lotus прогрессирует, команда вернулась в сражение за второе место в Кубке конструкторов. Какова цель на оставшиеся четыре гонки?
Эрик Булье: Бороться за подиум в каждом Гран При. Шанс получить второе место в Кубке конструкторов стоит того, чтобы за него зацепиться.
Вопрос: Роман Грожан впервые в карьере заработал два подиума подряд. Как вы оцениваете его форму в настоящий момент? Он сможет стать лидером команды в следующем сезоне?
Эрик Булье: Мы с Гран При Германии довольны результатами Романа. Похоже, он задействовал какие-то резервы и стал выступать намного лучше. Кроме того, шины новой спецификации подошли ему лучше, чем подошли Кими. Приятно, что Роман прогрессирует. В команде мы не делим гонщиков на первого и второго, но от Романа ждем положительной динамики.
Вопрос: Ваши слова позволяют сделать вывод, что вы все еще подыскиваете ему напарника?
Эрик Булье: Разумеется, ведь команда выступает двумя машинами!
Вопрос: И Роман будет в кокпите одной из них?
Эрик Булье: У него есть контракт на следующий сезон, дело за подтверждением. Мы внимательно следим за этим, скоро вопрос будет закрыт.
Вопрос: Стефано, утром на машине Фернандо Алонсо возникли проблемы с коробкой передач. Что произошло?
Стефано Доменикали: К сожалению, мы не смогли выполнить намеченную программу, возникла проблема с небольшой пружиной в коробке передач. К концу дня мы заменили эту деталь и смогли вернуться к работе.
Вопрос: Это была коробка, которой предстоит выступать в гонке?
Стефано Доменикали: Нет.
Вопрос: То есть, по ходу уик-энда проблем быть не должно?
Стефано Доменикали: Надеюсь.
Вопрос: Вам необходим хороший результат и от Фелипе, и от Фернандо, поскольку, как заметил Эрик, борьба за второе место в Кубке конструкторов может продолжаться до конца сезона…
Стефано Доменикали: Да, конкуренция острая. Mercedes и Lotus очень быстры, мы не можем расслабляться. Сейчас второе место у нас, но, чтобы одолеть соперников, гонщики и команда должны работать отменно. Концовка сезона будет крайне напряженной, все преследуют одну цель, и мы тоже. Задача непростая, поскольку в последних гонках Mercedes и Lotus резко прибавили, но мы будем бороться до конца.
Вопрос: Росс, в Mercedes приветствуют такую битву, или она мешает вам сосредоточиться на подготовке к новому сезону, когда чемпионат ждет кардинальная смена регламента?
Росс Браун: Наша работа подразумевает управление сразу несколькими проектами, и если говорить о шасси, все наши усилия уже направлены на подготовку к новому сезону. Кое-какие моменты мы хотели бы выяснить с нынешней машиной, и в последних гонках верх возьмет тот, кто сработает более эффективно, ведь отрывы минимальны. Предыдущие этапы сложились для нас не лучшим образом, мы не заработали тех очков, которые должны были заработать, и теперь обязаны выступить намного лучше. Конечно, если бы у нас появились новинки, способные сделать машину быстрее, мы бы установили их, но у нас их нет, как и у соперников. Так что второе место в Кубке конструкторов получит тот, у кого команда, стратегия и гонщики сработают лучше.
Вопрос: По ходу сезона несколько раз поднимался вопрос о ваших перспективах в команде. Кажется, вы сами говорили, что постепенно будете передавать дела Падди Лоу, но позже опровергли свои слова. Теперь Ники Лауда хочет, чтобы вы остались, с ним солидарны Льюис и Нико… На каких условиях вы остались бы в Mercedes?
Росс Браун: Сейчас у нас переходный период, мы определяемся со сроками. Я хочу, чтобы команда подошла к новому сезону максимально конкурентоспособной, а там мы обо всем расскажем. Ну а пока это все, что я могу вам пояснить.
Вопрос: Кристиан, вы весьма суеверный человек и предельно серьезно подходите к этому уик-энду, но в дальнем углу боксов Red Bull Racing наверняка заготовлены чемпионские футболки, а шампанское уже поставлено в лёд. Вполне вероятно, уже в воскресенье ваша команда сможет отпраздновать победу и в личном зачете, и в Кубке конструкторов! Что значил бы для вас двойной успех четвертый год подряд?
Кристиан Хорнер: Если и есть какие-то футболки, то парням следует держать их подальше от моих глаз! Двойной успех четвертый год подряд против столь сильных соперников стал бы потрясающим достижением для каждого сотрудника нашей команды, но сейчас мы об этом не думаем. Все внимание предстоящему уик-энду. Отрыв выглядит внушительным, но задачу нельзя считать выполненной, пока у конкурентов остаются математические шансы, поэтому мы намерены взять от этапа максимум, а там пусть результаты говорят сами за себя. Придет успех здесь или в Абу Даби… знаете, чувство триумфа сложно описать заранее, поскольку мы ещё не поставили точку.
Вопрос: Команда, добившаяся таких успехов, привлекает повышенное внимание, и соперники хотят заполучить ваших специалистов, чтобы повторить триумф. Мы знаем, что вскоре Питер Продрому перейдет в McLaren. Насколько трудно вам как руководителю команды сохранять ядро чемпионской Red Bull Racing?
Кристиан Хорнер: У нас очень сильная команда, в которой многие годы сохранялась преемственность, и это одно из преимуществ. Но люди будут приходить и уходить – таков этот спорт. Когда вы выигрываете гонки и чемпионаты, ваши специалисты пользуются спросом, но людям нравится работать в Red Bull Racing, им по душе атмосфера в команде и наш подход. Текучка кадров в команде крайне низкая, и я не ожидаю каких-либо серьезных перемен в следующем году или в ближайшем будущем.
Вопросы с мест
Вопрос: (Убейд Паркар – F1 Pulse) Вопрос для тех, кто сидит во втором ряду. Насколько важна роль гонщика в разработке машины для следующего сезона, если учесть перемены в регламенте? Она возросла, уменьшилась?
Росс Браун: Как любая другая команда, мы вместе с гонщиками регулярно анализируем ситуацию, чтобы понять, насколько быстра машина, и над чем следует поработать. Эта информация учитывается инженерами при разработке нового шасси. Да, сейчас мы используем гигантский объем данных, у нас разнообразные технологии моделирования, но гонщики по-прежнему остаются важным звеном всего процесса, и потому мы обращаемся к Нико и Льюису, чтобы узнать, в чем они видят сильные и слабые стороны – притом второе имеет даже большее значение.
Вопрос: Стефано, в Маранелло такой же подход?
Стефано Доменикали: Да. В следующие два месяца взаимодействие гонщиков и команды станет ещё более важным, поскольку мы пытаемся понять, какими будут гонки в условиях новых правил с новыми техническими системами. В конечном итоге, именно гонщику пилотировать машину. Оставшееся до конца января время будет иметь решающее значение, а уже на предсезонных тестах нам предстоит окончательно во всем разобраться. Многие факторы будут абсолютно новыми…
Кристиан Хорнер: Сейчас вклад гонщиков весьма ограничен, поскольку для всех нас это шаг в неизвестное. С новыми правилами, с появлением новых силовых агрегатов характер гонок изменится – мы должны тщательно измерить гонщиков, чтобы они смогли уместиться в кокпит! Кроме того, в следующем сезоне у нас будет один новый гонщик, и его участие пока невелико, но со временем оно будет расти.
Вопрос: Вам не приходится держать гонщиков на строгой диете?
Кристиан Хорнер: Если бы решение принимал Эдриан Ньюи, обоим нашим гонщикам пришлось бы похудеть на 15 килограммов, но пока такая перспектива маловероятна!
Вопрос: (Шридхар Поддар – Sakal Media) Господин Малья, в год своего дебюта трасса в Индии снискала самые хвалебные отзывы со стороны гонщиков, но в следующем сезоне ей не суждено принять Гран При, и пока никто не знает, вернется ли Формула 1 сюда в 2015-м. Что вы думаете о подходе правительства?
Виджей Малья: Во время утренней прогулки я встретил господина Гаура – владельца трассы и организатора гонки. Я спросил его о перспективах Гран При Индии и был счастлив услышать от него уверенный ответ, что гонка вернется в календарь в 2015-м.
Вопрос: Он пояснил вам, за счет решения каких вопросов этап сможет вернуться?
Виджей Малья: Согласно официальной версии, возникли накладки с расписанием на следующий сезон: нельзя было провести гонку в октябре 2013-го, а затем в самом начале 2014-го. Мне бы не хотелось подтверждать или опровергать эту информацию, я заинтересован лишь в реализации того значительного потенциала, которым обладает моя страна. Учитывая серьезные средства, потраченные на строительство трассы – а многие совершенно справедливо считают её лучшей в мире – я хочу, чтобы Формула 1 вернулась в Индию. Потому я рад сообщению организатора о том, что этап займет свое место в 2015-м.
Вопрос: (Шридхар Поддар – Sakal Media) Вопрос о Сахине Тендулкаре: Force India поместила его прозвище «Мастер-Бластер» на свои машины. Что вы думаете о величайшем спортивном герое Индии?
Виджей Малья: Вы знаете, что крикет – своего рода религия в Индии, а Сахин Тендулкар – один из лучших в этом виде спорта. Мы гордимся его достижениями, а после того, как он завершил карьеру, мы решили таким образом воздать ему должное и сказать: «Прощай, Мастер-Бластер!»
Вопрос: (Бхарат Шарма – IndoAsian News Service) Господин Малья, что вы думаете об отсутствии индийских гонщиков в Формуле 1? Например, Йенах Дарувала недавно выиграл британский чемпионат по картингу, и в Force India всегда считали его следующим кандидатом на место в Формуле 1. Как обстоят дела?
Виджей Малья: С того момента, как я стал владельцем команды Формулы 1, я неустанно повторял, что мы найдем индийского гонщика, который со временем окажется в Формуле 1. Для этих целей мы основали академию Force India, выпускником которой и является Иенах Дарувала, и мне приятно, что он смог выиграть чемпионат Великобритании по картингу. Программа подготовки будет продолжена – дебют в Формуле 1 требует времени, новички должны быть достаточно конкурентоспособными, чтобы противостоять лучшим спортсменам мира. Пока могу лишь подтвердить: не знаю, когда именно это произойдет, но индиец непременно окажется в Формуле 1!
Вопрос: (Сандип Сикдар – IndoAsian News Service) Вчера мой коллега спрашивал Кристиана Хорнера о сложностях с местной таможней. Хотелось бы задать аналогичный вопрос Россу Брауну и Стефано Доменикали. В чем заключаются сложности с приездом в Индию?
Стефано Доменикали: Честно говоря, на этот раз у нас не было никаких сложностей – ни с логистикой, ни с чем-либо другим. Когда такая большая страна, как Индия, принимает этап чемпионата, для нас главное оказаться на месте, чтобы болельщики смогли порадоваться и стать ближе к спорту, ведь это важный фактор.
Росс Браун: Согласен со Стефано – с организационными вопросами у нас не возникло никаких проблем, у команды есть всё необходимое. Нам по душе энтузиазм местных болельщиков, Индия крайне важна для чемпионата, поэтому мы целиком поддерживаем этот Гран При и надеемся, что он вскоре вернется в расписание.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Три джентльмена во втором ряду имеют отношение к стратегической группе, а те, что сидят впереди – нет. Тех, что сидят позади, я хотел бы спросить – как вы оцениваете формат группы, в рамках которой планируется определять будущее Формулы 1? А тех, кто находится впереди, я спрошу – что вы чувствуете, будучи исключенными из этого процесса? Особенно вы, господин Малья – тот, кто вложил немало средств в собственную команду. Вы, владелец команды, не участвуете в процессе, а те кто, по сути, является наемным руководителем, наоборот!
Кристиан Хорнер: От Дитера всегда можно ожидать прямого вопроса, и вряд ли я смогу уйти от ответа, если сведу разговор к обсуждению стрижки господина Мальи! Стратегическая группа состоит из представителей нескольких команд, FIA и FOM. Ее появление продиктовано стремлением сделать процесс разработки правил более быстрым и четким. Все команды имеют представительство в Комиссии по Формуле 1, которая может отклонить или принять любое предложение, но стратегическая группа составлена из команд, которые участвуют в чемпионате на протяжении многих лет. По-моему, это более эффективный способ принимать решения – разрабатывать их в рамках группы и обсуждать с остальными участниками, но время покажет, сработает ли данная схема.
Стефано Доменикали: Мне почти нечего добавить. Все, кто подписал Договор Согласия, приняли этот подход, и теперь мы несем ответственность за то, что все идеи будут справедливы и жизнеспособны. Мы не намерены говорить: «Нам не интересно мнение других», - поскольку это совсем не так. Мы взяли на себя ответственность, а время покажет, насколько хорошо мы сработали.
Росс Браун: Стратегическая группа отвечает за соблюдение интересов Формулы 1, и крайне важно, чтобы эта группа принимала решения в интересах всех. Структура группы была предложена FIA и держателем коммерческих прав, притом все команды согласились с ними. Главное, чтобы в своей работе мы учитывали мнение всех.
Мониша Кальтенборн: Если говорить о Sauber, мы чувствуем себя не вполне комфортно, поскольку не входим в число участников стратегической группы, а там рассматриваются важные вопросы. Возможно, такой подход в какой-то степени верен, но главное, чтобы соблюдались интересы всех участников. Команды, вроде Force India или Sauber, такие же участники чемпионата, и мы не можем радоваться тому, что нас не оказалось в составе группы: есть риск, что наши интересы не будут должным образом представлены.
Эрик Булье: Lotus входит в состав группы, но не является постоянным её участником, и в этом есть как позитивные, так и негативные моменты. Я понимаю огорчение тех, кто не участвует в делах группы, но таковым было стремление FIA и FOM: сформировать некий совещательный орган на уровень ниже Комиссии по Формуле 1, где могли бы разрабатываться решения, которые впоследствии представлялись бы на рассмотрение Комиссии. Посмотрим, как эта схема сработает.
Виджей Малья: Когда эта идея только появилась, я задал вопрос – есть ли намерение замкнуть процесс принятия решений на шести командах, исключив тех, что поменьше, однако меня заверили, что это не так. Стратегическая группа призвана выдвигать предложения по поводу путей развития Формулы 1, и эти предложения в дальнейшем должны обсуждаться на Комиссии по Формуле 1, где представлены все участники. Такой подход меня устроил.
Я лично беседовал с руководителями команд «большой шестерки», и каждый из них заверил меня в том, что они намерены учитывать интересы небольших команд. Потому на заседании Всемирного Совета по автоспорту я поддержал данную инициативу. Пока все складывается так, как было запланировано, но посмотрим, как пойдут дела дальше.
Вопрос: (Рахит Тхукрал – RachF1) Вопрос для Эрика Булье. Сейчас все обсуждают вакансию гонщика в Lotus. Почему в числе претендентов нет вашего тест-пилота Давиде Вальсекки?
Эрик Булье: Информация не вполне верная. Давиде входит в число претендентов, но дебютировать в Формуле 1 без опыта слишком сложно. Мы делали это дважды – сперва с Петровым, потом с Грожаном, и этого хватило сполна. Давиде хороший гонщик, чемпион GP2, но в идеале нам хотелось бы заполучить опытного гонщика. Если не получится, будем искать среди новичков, и Давиде окажется фаворитом. Звучит жестко, но такова жизнь.
Вопрос: Насколько вы близки к закрытию вакансии?
Эрик Булье: Надеюсь, это произойдет в ближайшие дни.
Вопрос: (Аманприт Сингх – PTI) Господин Малья, один из ваших гонщиков сказал, что команда пожертвовала пятым местом в Кубке конструкторов в нынешнем сезоне, чтобы в следующем финишировать не ниже пятого. Как вы оцениваете результаты команды, если учесть, что сейчас вы рискуете потерять и шестое место?
Виджей Малья: Я бы не был настолько пессимистичен. Да, чуть раньше по ходу сезона мы были пятыми и опережали McLaren. И если оставшиеся четыре гонки мы проведем на уровне, не вижу причин, по которым у нас не получится вернуть это пятое место, но, как я уже говорил, Мониша заставила нас опомниться, и теперь мы сделаем всё, чтобы, по меньшей мере, удержать шестое. Напомню: мы уже направили все ресурсы на подготовку к новому сезону.
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Мониша, во время одной из недавних пресс-конференций вы говорили, что команды Формулы 1 часто преследуют собственные интересы вместо того, чтобы руководствоваться интересами общими. Насколько вы сами верите в схему, при которой большие команды в рамках стратегической группы следят за соблюдением интересов малых?
Мониша Кальтенборн: Как говорил Виджей, нужно доверять тем, с кем давно работаешь. Не секрет, что Sauber давно сотрудничает с Ferrari, от их инициатив мы, как партнеры, выигрывали больше других. Например, в случае с KERS в Ferrari изначально спрашивали наше мнение.
Да, мы соперники, но выступаем в одном чемпионате и с уважением относимся друг к другу. У больших команд всегда будет иное мнение, но я не сомневаюсь, что принимаемые решения пойдут во благо спорту. Кроме того, лично я уверена, что чемпионату необходимо большее число производителей.
Вопрос: (Шридхар Поддар – Sakal Media) Вопрос для всех. Вы помните, что еще совсем недавно помимо титула и Кубка конструкторов в чемпионате шла борьба шинников. Сейчас «шинной гонки» нет, и всем известно, с какими проблемами в этом сезоне столкнулись в Pirelli. Компания Michelin обозначила свое желание вернуться – считаете ли вы, что соперничество шинников сделало бы гонки интереснее?
Росс Браун: Это были интересные времена, но затраты получались чрезмерно большими. Помнится, когда я работал в Ferrari, одна из наших машин постоянно была занята на тестах шин, да и в Bridgestone уделяли огромное внимание именно нашей команде. Это было замечательно, но такой подход требовал существенных расходов и от шинника, и от Ferrari. Не думаю, что сейчас подходящий момент для возврата к «шинной войне» - такое же положение дел можно наблюдать и в других гоночных сериях. Расходы на подобное соперничество не оправдываются: это уже происходило в Moto GP, в Формуле 1, и каким бы интересным ни было противостояние, оно обходится слишком дорого, а времена не самые простые.
Кристиан Хорнер: Сложно представить более полярное распределение составов, чем то, что мы имеем в этот уик-энд, но, как заметил Росс, «шинная война» не только обошлась бы слишком дорого – она бы привела к тому, что гонка всякий раз развивалась по одному из двух сценариев: одному поставщику и его клиентам повезло, а другим – нет. Сейчас у всех одинаковая резина и равные возможности, тесты запрещены, и для независимых команд это создает больше возможностей для конкуренции. Всем участникам приходится решать один вопрос: как будут вести себя шины на той или иной трассе. Это вызов иного уровня, и в предстоящий уик-энд он приведет к интересным вариантам в части стратегии.
Вопрос: (Аджит Девадасон – Syfi.com) Вопрос ко всем. Некоторые производители моторов уже представили свои разработки для следующего сезона, но болельщики встретили новые силовые агрегаты весьма прохладно. Согласны ли вы, что звук мотора – неотъемлемый атрибут Формулы 1, и что он крайне важен – особенно для новых стран?
Стефано Доменикали: Разумеется, звук мотора важен, но следует помнить, что за последние несколько лет мы перешли с моторов V12, которые у нас были просто фантастическими, к V10, а затем и к V8. Теперь настал черед V6 с турбиной, и вопрос лишь в настройке шума – прошу прощения, звука, ведь он крайне важен для тех, кто приходит на трибуны. Телевизор, к сожалению, не передает всей его полноты…
Вопрос: А вы что скажете о новых V6, Эрик?
Эрик Булье: Они иные, это верно. Я помню музыку мотора V12, но нужно двигаться дальше и внедрять технологии, следуя тенденциям дорожного автомобилестроения. Уверен, зрелище все равно будет захватывающим.
Вопрос: Мониша, вы уже слышали их звук?
Мониша Кальтенборн: Да, когда посетила наших поставщиков. Принимая во внимание слова Стефано, я ничуть не сомневаюсь, что в Ferrari справятся и с этой задачей.
Виджей Малья: Я участвовал во многих заседаниях, на которых Берни Экклстоун говорил, что никакого компромисса по поводу шума быть не может. Ох, извини, Стефано, конечно, музыки, а не шума!
Вопрос: Росс, можно ли добиться нужного звука мотора?
Росс Браун: Нужно сперва послушать машину на трассе, поскольку запись на динамическом стенде не показательна – там мотор звучит совсем иначе. Ситуация такая, какая есть, и мы должны справиться с задачей – начинается новая интересная эра. Конечно, будет переходный период, но пути обратно нет. Уверен, болельщикам тоже понравится зрелище, но посмотрим, как моторы зазвучат на трассе. Мне вспоминается турбоэра – тогда новые силовые агрегаты вызывали у меня особый трепет, а с тех пор мы повидали немало спецификаций. Не думаю, что некоторые из них были менее интересными, чем другие – просто они были разными.
Кристиан Хорнер: Я смотрел ролик в сети Звук мотора Формулы 1 – атрибут спорта. Когда люди впервые приезжают на гонку, ничто другое не потрясает их так, как звук двигателя, перерастающий в подлинный восторг! Потерять такое никак нельзя, но нужно приберечь выводы до того момента, как мы услышим машины на трассе. Надеюсь, это будет иной, но все такой же невероятный звук, передающий суть Формулы 1. Время покажет.
Вопрос: (Уилл Бакстон – NBC Sports) Вопрос для всех. В продолжение темы, которую чуть ранее затронул Дитер. Среди инициатив, направленных на снижение расходов, клиентские шасси могут получить право на существование. Вопрос для троих джентльменов, сидящих во втором ряду – вам хотелось бы реализовать такую идею? И для тех, кто сидит впереди – вы задумались бы о покупке такого шасси? Виджей говорил о доверии к большим командам, но возможно ли оно в силу вашей конкурентной природы?
Стефано Доменикали: Первое собрание стратегической группы состоялось в минувший понедельник, этот вопрос был в повестке, и мы обсудим его на должном уровне. Пока решение не принято. Дело касается расходов, и больше мне добавить нечего.
Кристиан Хорнер: Вопрос очень интересный. Если рассматривать источники роста расходов, необходимость иметь штат в 400-500 сотрудников для того, чтобы просто участвовать в гонках, обходится слишком дорого. И в данном случае наиболее логичным способом снизить эти издержки будет продажа готового шасси. Насколько это соответствует тому, что принято понимать под конструктором в современной Формуле 1 – отдельный вопрос. Но если исходить исключительно из финансовых соображений, вариант с клиентскими шасси – самый простой способ сэкономить средства. Правильный ли он – тоже вопрос. Дискуссия, несомненно, будет, но мы должны предполагать и такой вариант.
Росс Браун: Мы в Mercedes не приветствуем идею клиентских шасси. Нам хотелось бы снизить расходы на машины для всех участников – возможно, реализовав механизм продажи деталей и узлов, которые не определяют разницу в скорости. Классический пример – педали: они не влияют на относительную скорость, но все команды продолжают выпускать свои педали, свои рулевые стойки. Просто потому, что так прописано в правилах.
Думаю, по всем этим вопросам мы можем добиться прогресса, не нанося ущерба природе нашего спорта. Хотелось бы обратить внимание на то, что Комиссия Формулы 1 может отвергнуть любое предложение, поданное Стратегической группой. И тогда такому предложению не будет дан ход, и проект будет возвращён на доработку в Стратегическую группу. В теории ни одна непопулярная идея, которая не пользуется поддержкой, поданная Стратегической группой, не может быть включена в правила, если она не устраивает Комиссию Формулы 1.
Вопрос: Виджей, вы говорили, что целиком полагаетесь на стратегическую группу. Вы доверяете ей и в вопросе о клиентских шасси?
Виджей Малья: Мы в Force India выступаем против концепции клиентских шасси. Вспомним те дни, когда ассоциация команд FOTA функционировала как единое целое. Одним из ключевых вопросов, которым она занималась, было снижение расходов. Потом большие команды отказались сокращать издержки, и все усилия пошли прахом.
Пытаться решить проблему роста затрат за счёт столь радикальной меры, как введение клиентских машин – по-моему, это просто смешно. Что станет с не столь крупными командами, у которых есть свои производственные базы, где работают сотни людей, и которые представляют собой эффективно работающие компании? Нельзя всё это сбрасывать со счетов, допустив, что кто-то будет просто покупать машины у топ-команд и участвовать в гонках. Это нанесёт ущерб самой природе Формулы 1, тем традициям, которые сложились с первого дня существования спорта.
Мониша Кальтенборн: Команда Sauber работает в автоспорте более 40 лет, наш основной бизнес – создание гоночных машин. Мы категорически против концепции клиентских машин, потому что это наносит ущерб нашему бизнесу. Есть и другие способы снижения расходов, например, за счёт введения определённых лимитов затрат, или корректировки регламента. Есть разные способы сдерживания роста и уменьшения расходов, и здесь нужны стабильность и прозрачность: не должно быть ситуации, когда вы в течение года прорабатываете идею, которая в следующем сезоне окажется под запретом.
Но если идти по пути столь радикальных мер, как разрешение клиентских машин, это повлечёт слишком серьезные изменения и не приведёт к снижению затрат. Может возникнуть ситуация, когда останутся только четыре команды, способные на столь значительные инвестиции. А поскольку они участвуют в чемпионате только ради побед, то не исключено, что в какой-то момент окажется, что кому-то из них не удаётся добиться успеха, и за сезон будет заработано лишь несколько очков. И тогда такая команда тоже уйдёт из Формулы 1. Это очень опасный путь.
Вопрос: Эрик, вам завершать…
Эрик Булье: Лично я убежден, что клиентские шасси противоречат сути Формулы 1. Но я также считаю, что чемпионату необходимо снижение издержек – думаю, мы все с этим согласны, даже небольшие команды признают такую необходимость. Если мы задумались о клиентских шасси, возможно, нам следует собраться вместе и обсудить иные меры – вроде лимита на бюджет, как предполагалось в Соглашении об ограничении ресурсов.
Невозможно снизить издержки, просто остановив аэродинамическую трубу. Нужно делать это без серьезного вмешательства в производственные процессы. Конечно, следует оставить людям право самим решать, как экономить средства, но должны существовать определенные правила. Если этого не сделать, выжить будет намного сложнее.
Вы желаете избежать появления клиентских шасси? Что ж, не исключено, что в ближайшем будущем нам придется выводить на старт по три машины от команды, чтобы обеспечить достаточное количество участников, но это тоже деньги, и это противоречит идее снижения затрат. Нужно очень внимательно обо всем подумать.
Перевод: Валерий Карташев