Участники: Макс Чилтон (Marussia), Гидо ван дер Гарде (Caterham), Даниэль Риккардо (Toro Rosso), Кими Райкконен (Lotus), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Нико Росберг (Mercedes).
Вопрос: Начнем с вопроса для Нико, Марка и Кими – при всем уважении к тем, кто сидит во втором ряду. Джентльмены, у вас троих наиболее высокие шансы побороться с Себастьяном Феттелем за победу в этот уик-энд. Он выиграл предыдущие пять этапов, на его счету победы в двух прошедших Гран При Индии, притом он оба раза стартовал с поула и лидировал на протяжении всей дистанции. Вопрос прост – как одолеть столь сильного соперника?
Нико Росберг: Недавние гонки прошли совсем не так, как мы планировали, нам слишком часто не везло, но у меня действительно конкурентоспособная машина. Да, Red Bull Racing немного быстрее, но если мы всё сделаем верно, у нас есть шанс их опередить. Я сделаю для этого всё возможное.
Вопрос: Кими, что скажете? У вас есть козырь в рукаве?
Кими Райкконен: Для этого я должен лучше сработать в квалификации – это повысило бы шансы одолеть и Red Bull Racing, и прочих соперников.
Вопрос: Марк, в Японии вы стартовали с поула, но в гонке всё сложилось не в вашу пользу. В чём причина, можно ли опередить Себастьяна?
Марк Уэббер: Себастьян продолжает удивительную серию успешных выступлений. Судя по статистике его выступлений в Индии, он очень силен на этой трассе. Чтобы его опередить, надо все сделать идеально: завоевать поул, разработать эффективную стратегию и идеально провести гонку. Таков мой план.
Вопрос: Что ж, желаю всем вам идеального уик-энда! Макс, в Японии в квалификации вам удалось опередить обе машины Caterham и своего напарника. Это была ваша лучшая попытка в этом сезоне?
Макс Чилтон: Одна из нескольких. Мы продемонстрировали хорошую скорость, сумев опередить обоих гонщиков Caterham и Жюля, но у меня и раньше были неплохие попытки, просто в Японии я смог собрать всё воедино. На последнем круге мне удалось обеспечить себе свободную трассу, я атаковал на пределе и выжал из машины максимум. Как сказал Нико, если все сделать верно, результат может оказаться очень хорошим.
Вопрос: Marussia удерживает 10 место в Кубке конструкторов за четыре этапа до конца сезона. Насколько важно для бюджета команды сохранить эту позицию? Какова обстановка? Сотрудники нервничают, или полностью нацелены на успех?
Макс Чилтон: Напряжение есть, но когда команда полностью концентрируется на максимально возможном результате, отдача намного выше. Борьба обещает быть плотной, но пока десятое место у нас, и мы рассчитываем его удержать.
Вопрос: Что скажут в Caterham, Гидо? В оставшихся четырех гонках может случиться всякое, но чувствуется ли в команде дополнительный прессинг от того, что сейчас вы не на десятом месте в Кубке конструкторов?
Гидо ван дер Гарде: Немного. Конечно, важно вернуть десятое место, в прошлых гонках мы регулярно оказывались впереди Marussia. Нужно во всем сработать по максимуму, но не помешает и немного везения.
Вопрос: Даниэль, прошло несколько недель с того момента, как стало известно о вашем контракте с Red Bull Racing на следующий сезон. Насколько изменилась ваша жизнь?
Даниэль Риккардо: Сразу после заявления о контракте внимание СМИ было даже избыточным, но, к счастью, сейчас обстановка нормализовалась. Уверен, когда я сяду в кокпит новой машины Red Bull Racing, это снова привлечет журналистов, но до первых тестов еще несколько недель – время есть.
Вопрос: Вы уже думаете о новом сезоне, когда вам предстоит сравнить себя с тем, кто вот-вот станет четырехкратным чемпионом, или вы сосредоточены на текущей борьбе?
Даниэль Риккардо: Все внимание – нынешнему сезону. Я прекрасно представляю, с кем мне предстоит выступать в следующем году, потому изучаю некоторые нюансы, которые помогут быстрее освоиться в команде, но в основном я сосредоточен на работе в Toro Rosso. Когда сезон закончится, я перейду в Red Bull Racing, начну тренироваться на симуляторе и постараюсь выяснить, за счет чего Себ настолько быстр.
Вопрос: Нико, этим утром вы приехали на трассу на автобусе вместе с детьми из малообеспеченных семей…
Нико Росберг: Я участвую в программе «Спорт во благо» и утром прокатился до трассы на автобусе с детьми из местной общины. Мне хотелось быть для них примером, показать, насколько важен спорт для личного развития, дисциплины, и как он учит взаимоуважению. Кроме того, я старался подчеркнуть важность образования. Мы отлично провели время, поиграли в футбол, я показал им машину – в общем, замечательная программа!
Вопрос: Она помогает спуститься с высот Формулы 1 и оказаться ближе к простым людям?
Нико Росберг: Именно.
Вопрос: Кими, вы всего второй раз приезжаете в Индию. Уже заметили, насколько вы здесь популярны? Это добавляет вам сил?
Кими Райкконен: Всегда приятно чувствовать поддержку болельщиков, но пока я не видел ничего, кроме отеля и автодрома, а в четверг на трибунах мало публики. Возможно, в Индии всё это ощущается меньше, чем в других местах, но я рад, что и здесь есть мои болельщики, и, надеюсь, в этот уик-энд мы сможем их порадовать.
Вопрос: Вам хотелось бы чуть лучше узнать Индию?
Кими Райкконен: Да, но для этого лучше приезжать не на гоночный уик-энд – тогда будет больше времени. Уверен, здесь есть, на что посмотреть.
Вопрос: Марк, это ваш последний Гран При Индии. С приближением концовки сезона вы чувствуете себя более расслабленным, или желание успеть одержать ещё одну победу растет от гонки к гонке?
Марк Уэббер: Мой подход к гонкам не менялся с начала сезона – я по-прежнему получаю удовольствие от пилотирования машины на любой трассе, хотя предыдущая гонка в Сузуке оказалась лучшей для меня в этом сезоне. Там потрясающая трасса, мне не удалось одержать победу, но и второе место – неплохой результат. До конца сезона остался месяц. Здорово, если я смогу одержать ещё одну победу…
Вопрос: Победа изменит ваше мнение о Формуле 1? Каким вам запомнится этот спорт, если победить все-таки не удастся?
Марк Уэббер: Еще одна победа или ее отсутствие ничего не изменят.
Вопрос: Вы с теплотой вспоминаете прошедшие годы?
Марк Уэббер: Конечно. Покидая Австралию много лет назад, я не мог представить, что у меня будет столь замечательная карьера. Конечно, было бы здорово победить еще раз, но это практически никак не повлияет на чувство, с которым я оставлю чемпионат.
Вопросы с мест
Вопрос: (Абхишек Такле – Richland F1) Марк, в Японии вы были удивлены переходу с двух пит-стопов на три. Сейчас вы по-прежнему уверены, что вариант с двумя сменами шин был выгоднее, или вас устроил подход команды?
Марк Уэббер: Я не анализировал данные прошлой гонки. В Сузуке я был немного удивлен тем, что команда скорректировала стратегию. С тремя пит-стопами для победы мне пришлось бы опередить две машины, тогда как с двумя я мог сосредоточиться исключительно на Романе Грожане. Сказанные тогда слова сохраняют актуальность и сегодня.
Вопрос: (Сандип Сикдар – IndoAsian News Service) Вопрос для сидящих в первом ряду. Многие хвалят конфигурацию трассы, но обгонять здесь можно только на первом секторе. Как вы оцениваете шансы на успешную атаку?
Марк Уэббер: Проблема обгонов? В целом, это касается всех современных трасс, не только одной или двух. Здесь быстрые первый и второй секторы, в них нелегко предпринять попытку обгона, но это нельзя считать недостатком – таковы все современные автодромы.
Гонщикам нравится ритм и конфигурация – это довольно сложная и быстрая трасса, к тому же здесь несколько перепадов высот. У этой трассы множество достоинств, хотя гонки получались не столь интересными, и в воскресенье ситуация может повториться. Посмотрим.
Вопрос: Кими, здесь действительно можно обгонять только на первом секторе?
Кими Райкконен: Думаю, ситуация с обгонами на этой трассе нормальная. На некоторых других автодромах нет вообще ни одного места, где можно обгонять. Да, год назад во время Гран При Индии я застрял в трафике, но это может произойти где угодно.
Вопрос: Возможность атаки на первом секторе определяет подход к настройкам – верно, Нико? Всегда приходится искать компромисс, но оставлять себе шансы тоже необходимо…
Нико Росберг: Здесь есть все для обгонов и интересных гонок. Организаторы увеличили зону DRS – посмотрим, как всё пройдёт.
Вопрос: (Эйджей Девадасон – Sify.com) Марк, у вас вызывает опасение тот факт, что в гоночной серии, в которую вы собираетесь перейти, недавно произошла авария со смертельным исходом?
Марк Уэббер: Автоспорт опасен. В этом году в гонках на выносливость было много трагических новостей – уверен, участники сделали выводы. В спорте всегда присутствует риск, а я, как и все мы, принимаю его. Всегда есть возможность улучшить автоспорт и повысить уровень безопасности, и я ничуть не сомневаюсь в своем выборе.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, в предыдущих гонках Lotus уступала в скорости только Red Bull Racing. Реален ли шанс перехватить второе место в Кубке конструкторов за оставшиеся четыре гонки и победить здесь, в Индии?
Кими Райкконен: Такова цель, но сложно сказать, получится ли её реализовать. Прошлые гонки мы провели неплохо, но мне нужно лучше квалифицироваться, чтобы претендовать на победы, хотя добиться их в любом случае будет непросто.
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Макс и Гидо, из присутствующих здесь гонщиков только у вас нет подтвержденного контракта на следующий сезон – или мы об этом просто не знаем. Насколько велики шансы остаться в Формуле 1 и в той же команде?
Гидо ван дер Гарде: Я надеюсь остаться в Формуле 1, мои менеджеры ведут переговоры с несколькими командами, в том числе и с Caterham. Сейчас мне советуют сосредоточиться на четырех оставшихся гонках – так я и поступлю. Надеюсь, скоро мы услышим приятные новости, но пока вопрос открыт.
Макс Чилтон: Думаю, у меня неплохие шансы. Конечно, ещё ничего не решено, но по опыту выступлений в GP2 я знаю, насколько важна преемственность. Мне хотелось бы остаться в Marussia, ведь всегда выступаешь увереннее, когда знаешь команду. Ко мне обращались некоторые команды, но я знаю, где хочу выступать, и мы близки к соглашению.
Вопрос: Полагаете, вам удалось выполнить поставленные на сезон задачи?
Гидо ван дер Гарде: Да. В начале сезона были сложности, но ближе к середине все вернулось в норму, я набрал скорость. Согласен, нужно прибавить в квалификации, но с темпом в гонке проблем нет.
Макс Чилтон: Аналогично, хотя для выхода на нужный темп мне потребовалось чуть больше времени, чем ожидалось. Без тестов прогрессировать сложно, но во время августовского перерыва мы определили ключевые области, за счет которых можно прибавить, и с тех пор я в каждой гонке подтверждаю свое право выступать в Формуле 1. Надеюсь, так будет продолжаться до конца сезона.
Вопрос: (Винаяк Панде – Auto X) Кими, учитывая скорость Lotus в недавних гонках и трудности, с которыми столкнулся Фернандо Алонсо в Ferrari, что вы думаете о своем решении присоединиться к испанцу в следующем сезоне?
Кими Райкконен: Я бы не стал переходить в Ferrari, если бы не чувствовал, что для меня это наиболее правильное решение. В следующем году вступит в силу новый технический регламент, и пока никто не знает, как это повлияет на ситуацию.
Вопрос: (Сандип Сикдар – IndoAsian News Service) Вопрос для Нико и Марка. Pirelli привезла сюда другие составы, чем в прошлые два года. Как это отразится на времени на круге?
Нико Росберг: Не знаю, в этом сезоне машины намного быстрее прошлогодних. Расстановка сил по ходу сезона постоянно менялась, сложно было предугадать, как мы покажем себя на конкретной трассе. Иногда мы оказывались быстрее соперников, иногда выступали с ними на одном уровне – ситуация нестабильна, и я не представляю, какой она будет в этот уик-энд.
Марк Уэббер: Сложно сказать, как поведет себя резина. Если говорить об изменениях в конструкции шин, то одни команды выиграли, другие проиграли. Одни гонщики довольны излишней чувствительностью резины, другие – нет. В прошлом году у нас не возникло проблем с шинами: я легко проехал гонку с одним пит-стопом, но не знаю, удастся ли повторить это сейчас - всё выяснится после длинной серии кругов.
Вопрос: (Четан Нарула – Planet F1) Марк, ваш напарник вот-вот станет четырехкратным чемпионом мира. Вы с ним очень разные, вас не назовешь лучшими друзьями, но вы работали вместе на протяжении нескольких лет. Что вы можете сказать о Себастьяне?
Марк Уэббер: Его достижения впечатляют. Борьба за победу в чемпионате всегда была плотной – пусть в 2011-м он доминировал, но в 2010-м и 2012-м судьба титула решалась в последней гонке. Себастьян потрясающе выполнил свою работу, оказался невероятно быстр на шинах Pirelli, хотя найти подход к Bridgestone ему было сложнее. Он был очень стабилен, всякий раз выжимал из машины максимум. Да, наша машина была быстра, Себ этим воспользовался, однако он выигрывал даже те гонки, в которых Red Bull Racing не считалась фаворитом. Это его достоинство.
Вопрос: (Уннати Гидитхури – Auto India Magazine) Вопрос ко всем. Что вы думаете об индийских болельщиках?
Даниэль Риккардо: Парни уже сказали – популярность Формулы 1 в Индии растет с каждым годом. Приятно видеть на трибунах большое количество болельщиков – жаль, не все места заполнены, но посещаемость постоянно увеличивается, и это здорово. Подобные вещи не происходят за ночь, нужно время, но пока ситуация развивается в правильном направлении.
Макс Чилтон: У Формулы 1 здесь большие перспективы. В Индии живет более миллиарда человек – 1/7 населения земного шара. Эта страна – один из наиболее интересных рынков, и жаль, что мы не вернемся сюда в следующем году. Просто многие страны хотят принять у себя гонку…
Гидо ван дер Гарде: Сюда приятно приезжать. Непривычно видеть посреди улиц коров и собак – совсем не так, как в Европе, но мне нравится! Интересно увидеть иные условия, да и трасса хорошая. Я всего второй раз в Индии, год назад на трибунах было несколько моих болельщиков – надеюсь, в этот раз их будет больше!
Вопрос: Нико, вы даже опубликовали фото коровы на дороге в своём твиттере...
Нико Росберг: Вчера корова решила пересечь дорогу прямо перед нашей машиной – к счастью, нам удалось уйти от столкновения. Мы пропустили ее и продолжили движение.
Вопрос: Марк, Кими уже поделился своим мнением об Индии, а вы что скажете?
Марк Уэббер: Число поклонников Формулы 1 в Индии быстро растет, хотя чемпионат по-прежнему сильно проигрывает по популярности крикету. Тем не менее, здесь хотят понять этот спорт – люди приезжают на трассу, видят машины и считают гонщиков настоящими героями. За короткое время они узнали много. Индийские журналисты прекрасно разбираются в чемпионате, и они хотят вникнуть в детали – в отличие от представителей прочих новых для Формулы 1 стран, которые подчас задают наивные вопросы. В общем, отличный этап – жаль, что мы сюда больше не приедем.
Вопрос: Вчера вы смотрели крикетный матч?
Марк Уэббер: Кажется, мы сыграли неудачно…
Вопрос: (Рахит Тхукрал – RachF1) Даниэль, всего два года назад вы выступали в HRT. В то время думали ли вы, что в один из дней окажетесь в Red Bull Racing?
Даниэль Риккардо: Кажется, это было так давно. Впрочем, еще задолго до контракта с HRT, получив поддержку Red Bull, я знал – возможно всякое, но многое зависит от меня. В случае с HRT я понимал, что это своеобразный этап, который нужно преодолеть – к счастью, он длился недолго. Я ждал своего часа, но если бы тогда в 2011-м вы сказали мне, что через три года я окажусь в Red Bull Racing, я бы улыбнулся в ответ!
Кстати, здесь я выяснил еще кое-что. Оказывается, мы с Марком приехали не из Австралии, а из страны Рики Понтинга (бывший капитан сборной Австралии по крикету – прим.ред.) – по крайней мере, так говорят о нас индийцы!
Вопрос: (Винаяк Панде – Auto X) Марк, для вас это последний сезон в Формуле 1. По-вашему, с новыми правилами спорт ждет хорошее будущее? Чемпионат на правильном пути, или же та гоночная серия, куда вы уходите, более технологична?
Марк Уэббер: Хороший вопрос! Честно говоря, Формуле 1 необходимо техническое обновление, которое придет в следующем году. Возможно, гонщикам не так уж нужны все эти электронные примочки, но подобные идеи важны для автопроизводителей, и здесь Формула 1 должна быть первопроходцем. Как это скажется на зрелищности – посмотрим. Думаю, все будет в порядке.
Опять же, главное в Формуле 1 – гонщики. Машина может быть какой угодно, но если у вас лучшие гонщики – это ключевой фактор. Ну а если сравнивать гонки спортпрототипов и Формулу 1, здесь технологии во многом идентичные. Кстати, если говорить о шансах небольших команд, то в случае кардинальной смены правил – вроде той, что ждет чемпионат в следующем году – разница между участниками наверняка станет большей, а преимущество лидеров – Mercedes, Red Bull, Ferrari и McLaren – заметно возрастет.
Перевод: Валерий Карташев