1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Роман Грожан (Lotus)
Интервью на подиуме
Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, что вы чувствуете после сегодняшней победы?
Себастьян Феттель: Прежде всего, хочу поблагодарить болельщиков! Сегодня они устроили невероятный приём. Жаль, что в следующем году мы не будем выступать на этой трассе. Пока мне очень сложно подбирать слова, ведь когда я пересёк линию финиша, то был совершенно опустошён. Прошло довольно много времени, прежде чем ко мне вернулась способность выражать свои мысли. Это один из тех моментов, когда хочется сказать очень многое, но ты просто не в состоянии.
Сезон был феноменальный – благодаря нашей команде и её боевому настрою. Я испытываю настоящее удовольствие, когда сажусь за руль этой машины и стараюсь полностью выложиться на трассе ради команды. Сегодня, как и по ходу всего сезона, всё сложилось здорово. Большего трудно пожелать.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Уверен, болельщикам понравились ваши «пончики» на стартовой прямой. Вы планировали это заранее, или получилось само собой?
Себастьян Феттель: Я не собирался крутить «пончики» после финиша, но когда по радио ко мне обратился мой гоночный инженер, попросив выполнить обычную техническую процедуру, я подумал: “Нет, не сейчас!” Здесь так много публики на главной трибуне, что я должен был это сделать, хотя обычно нам не разрешают. Но я решил, что сегодня это будет правильно!
Да, сезон был непростым, хотя со стороны казалось, что в последних гонках мы уже были на пути к титулу. Было очень тяжело слышать, когда меня освистывали, хотя я не сделал ничего плохого. Меня переполняет чувство гордости, поскольку я всё это преодолел, ответил всем на трассе и, наконец, добился признания, к которому стремятся все гонщики. И просто невероятно, что мне удалось встать в один ряд с Простом, Фанхио и Шумахером.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Нико, неплохой результат!
Нико Росберг: Да, я доволен. Старт получился непростым, мы оказались позади Фелипе Массы. Он ехал медленнее, я пытался провести атаку, но он вернул позицию на выходе из поворота. К счастью, команда реализовала фантастическую стратегию, мне удалось выйти вперед и финишировать вторым. Машина ехала неплохо, главное - мы уверенно провели уик-энд, заработали немало очков и опередили Ferrari в борьбе за второе место в Кубке конструкторов. Теперь нужно его удержать.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Что скажете о вашем соотечественнике и соседе по подиуму?
Нико Росберг: Он отлично поработал и заслужил звание чемпиона мира. Ну а мы постараемся сработать по максимуму предстоящей зимой, чтобы побороться с ним в следующем году.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Роман, фантастический прорыв с семнадцатого места! Вы сами верили, что сможете финишировать в первой тройке?
Роман Грожан: Нет, не верил, я не поставил бы на это и пенни! Но машина поехала так же здорово, как в пятницу, темп был отменным, мы выбрали рискованную стратегию, и она оправдалась. Я оказался на подиуме, и это потрясающе, если вспомнить, с какой позиции стартовал. Гонка прошла хорошо, я пытался отыграться, сложнее всего было ближе к финишу, ведь мы не представляли, в какой момент шины могут потерять эффективность. Команда сработала безупречно, я горжусь этим достижением!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы довольно жестко боролись со своим напарником, Кими Райкконеном. Расскажите об этом. Мы слышали обрывки радиообмена…
Роман Грожан: Кими оказался в непростой ситуации – я подъехал с внешнего радиуса, и он не мог меня видеть. Но я знал, что должен беречь мотор, понимал, что у ехавшего позади Фелипе Массы более свежие шины, и не хотел терять время. В итоге я все-таки немного потерял, но это уже не важно. Я на подиуме, заработал немало очков для команды, наша машина должна быть очень быстра в оставшихся гонках.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, вы сказали, что не находите слов для описания своих эмоций, и все-таки, постарайтесь ответить на мой вопрос. Сейчас вы стоите здесь, вдали от своей машины, что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Я уже скучаю по ней!
Что я чувствую? Знаете, меня переполняют эмоции, я не знаю, что сказать. Это один из лучших дней в моей жизни! Когда я был маленьким, Формула 1 казалась мне такой далекой. По пути к ней в картинге и молодёжных сериях мне помогало столько людей, которым я сейчас должен сказать спасибо. Я старался внимательно слушать их советы, и вот я здесь, соревнуюсь с лучшими гонщиками в мире. Конкуренция действительно острая, и стать в ней лучшим…
Я уже говорил, насколько силен наш командный дух, и статистика Red Bull Racing за последние несколько лет кажется невероятной. Я стал старше, но ещё не чувствую себя стариком, а добиться таких успехов за столь короткий промежуток времени было очень непросто. Возможно, через десять лет мне будет трудно выступать на таком же уровне, и я смогу лучше оценить, чего мы достигли…
Вопросы с мест для Нико Росберга и Романа Грожана
Вопрос: (Шринивасан Каннан – Mail Today) Роман, если вспомнить, с какой позиции вы стартовали, насколько вы довольны результатом?
Роман Грожан: Очень доволен! Честно говоря, квалифицировавшись 17-м, я не думал о подиуме. Расчеты обещали максимум четвертое место, но для этого я должен был отменно стартовать и уже к концу первого круга ехать 13-м за гонщиками Force India. Старт получился не идеальным, в середине гонки я потерял немало времени за Гутьерресом, который, скажем так, оборонялся сверх меры… Кроме того, я не знал, насколько хватит ресурса шин, так что место на подиуме – я бы на это точно не поставил! Потрясающе – видимо, сегодня удача ко мне вернулась!
Вопрос: (Шридхар Поддар – Sakal Media) На подиуме вы подхватили Себастьяна на плечи. Насколько вас мотивируют его успехи?
Нико Росберг: Я поздравил Себастьяна, он сработал фантастически, но его успех меня не мотивирует. Я сосредоточен на своей работе и вместе с командой пытаюсь добиться максимальной эффективности от машины.
Конечно, мы ориентировались на Себастьяна, поскольку в последние четыре года именно он был фаворитом. В этом сезоне не получилось, в следующем мы постараемся превзойти того, кто окажется наиболее конкурентоспособен. Скорее всего, это снова будут Red Bull Racing, но я не сомневаюсь, что мы тоже уверенно начнем сезон.
Вопросы с мест для Себастьяна Феттеля
Вопрос: (Шринивасан Каннан – Mail Today) После гонки произошло нечто необычное – вы вышли из машины, опустились на колени и едва ли не поцеловали RB9. Что это было?
Себастьян Феттель: Это дань уважения машине и команде, ведь мы много работали, чтобы сделать RB9 максимально быстрой. Вы можете возразить, что это уже пятое поколение наших машин, и абсолютно новый дизайн будет в 2014-м, но – смотрите сами – проблемы случаются и у нас.
Сегодня Марка подвёл генератор, нечто подобное мы наблюдали в прошлом году, и в целях предосторожности на последних кругах мне пришлось отключить KERS, стараясь сберечь энергию – мне даже запретили пить из бутылочки!
RB9 построена на пределе возможностей – даже если учесть, что мы пятый год выступаем с машинами одной спецификации. Она выдержала гонку, механики вложили немало сил, и мой жест – дань уважения.
В этом успехе заслуга всей команды. Вы скажете, что я тоже выполняю важную работу, когда пилотирую машину – я знаю это, но я не эгоист. И я безмерно благодарен нашим сотрудникам. Если вы посмотрите их расчетные листы, вы удивитесь, как они работают столько часов за такие небольшие деньги – в самом деле, проще было бы работать в McDonalds! Это 100% преданность своему делу, они счастливы, что создают машину Формулы 1. А машина Формулы 1 - это своего рода ракета, и жаль, что на современных автодромах болельщики из соображений безопасности не могут ощутить в непосредственной близости её скорость. Да, никому не хотелось бы возвращаться в прошлое, но с прогрессом теряется частичка зрелищности. Правда, для механиков все точно остается по-прежнему, и сегодня я хочу сказать им спасибо!
Вопрос: (Локендра Пратар Сахи – The Telegraph) Себастьян, примите поздравления! Можно ли назвать этот день самым эмоциональным в вашей карьере в Формуле 1?
Себастьян Феттель: Отчасти. В прошлом году этап в Бразилии получился… Знаете, эти эмоции невозможно спланировать – воображения не хватит. Возможно, в этом году разница в том, что титул достался мне в Индии. Мне нравится в этой стране, она многому может научить.
Похоже, в человеческой природе заложена привычка жаловаться. Я немец, у меня в подкорке живет необходимость искать какие-то недостатки, но здесь, в Индии, большинство людей живет очень бедно по европейским меркам, но они счастливы. Мы не видим их мир, поскольку остаемся в изолированном паддоке, но если выехать за пределы автодрома, можно ужаснуться, в каких условиях находятся эти люди. И главный урок – они счастливы, несмотря ни на что.
После финиша мне было трудно просто радоваться своему успеху, поскольку мы постоянно находимся в определенном ритме, следуем привычным процедурам. Я всегда нервничаю перед стартом, и последний час моего сна в ночь с субботы на воскресенье, как правило, беспокойный, поскольку я жду гонку, прокручиваю в голове возможные сценарии. Мне потребуется время, чтобы осознать свой успех, но это особенное место, и когда мой инженер сказал мне: «Следуем процедурам, возвращайся в закрытый парк», - я сказал себе: «Нет, я поеду на стартовую прямую, где потрясающие болельщики, и устрою там нечто веселое!» Мне самому понравилось!
Вопрос: (Адития Лайер – The India Express) Когда вы начали следить за Формулой 1, вам хотелось видеть успех аутсайдера? Хотелось, чтобы гонщик, финишировавший позади Шумахера, все-таки победил?
Себастьян Феттель: Я никогда не мечтал о чем-то подобном. Честно говоря, когда я выступал в картинге, первое, что меня интересовало после тренировки, это то, насколько я был быстр, а потом я отправлялся в песочницу играть в машинки. Ещё мы играли в прятки, это было весело!
У меня было много друзей по трассе в возрасте семи-одиннадцати лет, для всех нас гонки были своего рода увлечением, хобби. После школы мои друзья шли играть в футбол, я шел с ними, но играл плохо. Было весело, но мне уже тогда не хотелось зря терять время.
Увлечение требует сил, работы, и я благодарен своим родителям за то, что никогда не оказывали на меня давления. Пожалуй, сейчас я лучше понимаю, что они пожертвовали ради меня частью своей жизни, но мы вместе замечательно проводили время. Если бы я не пошел в Формулу 1 и преуспел в чем-то другом, я всё равно с теплотой вспоминал бы наши семейные дела, и мы возвращались бы к ним при каждой встрече.
Ребенком я мечтал попасть в Формулу 1, но это не было моей целью. С шестнадцати лет – да, такая цель появилась, и теперь я понимаю, насколько трудной она была.
Вопрос: (Саптарши Шукла – Autocar India) Поздравляю, Себастьян! Вчера вечером я был в вашем отеле и видел, как вы вернулись с автодрома в девять часов – спустя шесть часов после квалификации. Это для вас норма?
Себастьян Феттель: Я провожу много времени на трассе, изучаю данные, пишу отчеты, стараюсь дать обратную связь моим инженерам, а вчера у меня была еще и встреча. Многим не по душе паддок и люди в нем, но я эту точку зрения не разделяю – мне нравится быть здесь и проводить время с моими знакомыми.
Например, вчера я имел интересную беседу с одним из журналистов. Для меня паддок – не тюрьма. Говорят, когда попадаешь в него, чувствуешь, что оказался в цирке, но помните – вы тоже создаете атмосферу в этом цирке, и если пришли сюда с негативным настроем, вряд ли хорошо проведете время.
Вчера я осмотрел машину. Она такая небольшая – любой грузовик в несколько раз больше – но только представьте, какую скорость она может развить. Этот факт заставляет меня трепетать. Не важно, каким ты финишируешь – чувство скорости уникально, для меня оно никогда не изменится.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Прежде всего, как итальянец, я должен принести извинения за тот свист, который вы слышали в свой адрес, поскольку по большей части он исходил от поклонников Ferrari. Вы не заслужили такого отношения. Во-вторых, Фанхио…
Себастьян Феттель: Честно говоря, у меня нет претензий к болельщикам Ferrari. В наше время мир меняется настолько быстро, что люди часто не слышат, что я пытаюсь сказать. Но я не в обиде на тех, кто свистит. Знаете, приходя на футбольный стадион, я болею за свою команду, и если игрок соперников забивает гол, ты не думаешь о том, что он отличный спортсмен, и свистишь потому, что тебе это не нравится, и потому что рядом тоже свистят.
Да, неприятно чувствовать такое отношения, но я понимаю причины. Если вы болеете за Ferrari или McLaren… Знаете, после этапа в Сингапуре мне написал один из болельщиков и извинился за то, что свистел вместе с толпой. Позже люди понимают, что были неправы, но в горячке уик-энда… в общем, винить кого-то нет смысла. Один начал, другие подхватили. Если люди влюблены в Ferrari – а на это есть причины, ведь команда давно выступает в Формуле 1 – им вряд ли понравятся победы кого-то другого. Проблема не во мне, я это прекрасно понимаю.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Мой вопрос был о другом. Теперь есть четыре великих чемпиона – Фанхио, Шумахер, Прост, Феттель…
Себастьян Феттель: Это сложно осознать. Я смотрел гонки по телевизору, когда Алонсо начал побеждать, а сейчас я соперничаю с Фернандо, он остается моим главным конкурентом на протяжении уже двух лет. Он очень талантлив, кроме того, будучи испанцем, со всей страстью подходит к делу. Соревноваться с ним, с Льюисом, у которого от природы талант гонщика, с Марком, который не менее быстр, с Нико, которого пока недооценивают, с Кими, Дженсоном. Четыре титула – это много. Фанхио стал пятикратным чемпионом, и все сочли его лучшим гонщиком в мире. А через несколько лет – вернее, десятков лет – пришел Михаэль Шумахер. Но это была уже другая эра, так что не поймите меня неправильно – я говорю с позиции поклонника Формулы 1.
Да, Михаэль доминировал на трассе, но именно он сделал Ferrari такой и для этого работал больше других. Ему противостояли Монтойя, Култхард, Райкконен, Алонсо. Потрясающе, что ему удалось превзойти достижения Фанхио, но если беседовать с легендами спорта – например, со Стирлингом Моссом, то… У таких людей всегда есть смелость сказать: «Тот парень выступал лучше меня и заслужил победу». Сколько раз Мосс заканчивал чемпионат вторым? Четыре?
Сложно сказать, что значит для меня встать на один уровень с Шумахером, Фанхио и Простом – я слишком молод, чтобы это понять. Возможно, пойму, когда мне будет шестьдесят, но тогда это уже никого не будет интересовать. Всегда сложно осознать то, что уже никто у тебя не отнимет.
Вопрос: (Аманприт Сингх – PTI) Считаете ли вы, что люди были несправедливы к вам, когда говорили, что Формула 1 становится скучной из-за ваших постоянных побед? Фернандо Алонсо считает, что как быстрейший гонщик вы заслуживаете уважения…
Себастьян Феттель: Я ни на кого не в обиде. Люди свистят, потому что болеют за Ferrari. Слышать это неприятно, обидно чувствовать отношение, которого не заслуживаешь, но я понимаю причины. Если бы я болел за McLaren или Ferrari, мне бы не нравилось, что гонщик другой команды побеждает снова и снова.
Для меня главное – уважение со стороны тех, кого я знаю, тех, с кем соперничаю на трассе. За уважение гонщиков нужно бороться, а болельщиков я ни в чем не обвиняю. Им сложно в полной мере понять, что происходит, поскольку они не так хорошо нас знают. Опять же, невозможно рассказать каждому, кто ты есть на самом деле. Тем не менее, мне приятно, когда меня узнают в отеле, в магазинах. Повторюсь: важно уважение тех, с кем ты действительно знаком, а среди прочих всегда будут как поклонники, так и недоброжелатели.
Вопрос: (Рохит Бхаскар – Hindustan Times) Когда вы вошли в зал, вы беседовали по телефону. Можно узнать, с кем и о чем?
Себастьян Феттель: С родителями и близкими. Они поздравили меня, я поблагодарил, ответил, что очень их люблю. В такие моменты сложно подобрать слова, мне пока трудно осознать произошедшее. Как я уже говорил, на моем жизненном пути меня поддерживали многие, и семья сыграла в этом немалую роль. Мы проводили время вместе, и никто не представлял, чем это закончится. Итог получился славным!
Вопрос: (Бхарат Шарма - IndoAsian News Service) Поздравляю, Себастьян! Вы сказали, что хотели бы поближе познакомиться с Индией. Поскольку в следующем году индийского этапа не будет, не планируете ли вы приехать к нам в межсезонье?
Себастьян Феттель: Честно говоря, в межсезонье у нас не так много свободного времени, график очень плотный. В декабре много работы, потом Рождественские каникулы, а в первых числах января мы вернёмся к работе. Нас ждет большой проект – уверен, в Ferrari и Mercedes потратили немало времени на новые идеи. У нас будет иная машина, иной мотор – это серьёзный вызов.
Кроме того, Индия – большая страна, чтобы почувствовать её, нужно больше четырнадцати дней. Пока времени, к сожалению, нет, но если я уйду из гонок и ещё буду относительно молод, я обязательно приеду сюда.
Вопрос: (Сантош Кумар С – Deccan Chronicle) Вы сказали, что титул, завоёванный в Индии, многое значит для вас. Вы назовете новую машину индийским именем?
Себастьян Феттель: Не поймите меня неправильно, но вчера я давал автографы гостям команды и, спрашивая их имена, выглядел, как идиот. Они отвечали, а я переспрашивал: «Не могли бы вы произнести еще раз?» У одного из них в имени была буква Т, а он произнес ее, как Д, я написал Д - мне говорили одно, а я, по сути, писал другое. Согласен, мой английский тоже не идеален, но мне все равно было трудно понять этого человека. К счастью, здешние люди очень дружелюбны, он не воспринял все это на свой счет, и мы просто подписали другую карточку.
Перевод: Валерий Карташев