Гран При Индии в этом году пройдет в третий раз. Автодром Buddh International Circuit неподалеку от Дели был построен в 2011 году по проекту Германа Тильке специально для проведения национального этапа чемпионата мира. Трасса сразу понравилась пилотам, однако у команд командировка в Дели вызывает немало проблем при отправке оборудования из-за бюрократических процедур.
Будущее этапа под вопросом. В календарь на сезон 2014 года Гран При Индии не попал – сейчас промоутеры этапа ведут переговоры с Экклстоуном о проведении гонки в начале 2015 года.
В Индии Себастьян Феттель может досрочно оформить четвертый чемпионский титул. Для этого пилоту Red Bull Racing достаточно просто финишировать на пятом месте или выше – тогда результат его ближайшего преследователя Фернандо Алонсо уже не повлияет на исход борьбы за титул. Титул может достаться Феттелю в Дели, даже если он сойдет с дистанции – Алонсо при этом не должен финишировать выше четвертого места.
Впрочем, сам Себастьян наверняка прибыл в Индию с целью победить. Немец выиграл пять последних этапов чемпионата, а кроме того – он единственный пилот Формулы 1, который уже побеждал в Дели. Феттель выиграл здесь обе проведенные гонки.
Пилоты о гонках в Дели
Себастьян Феттель: "Эту трассу простой не назовёшь: там есть несколько сложных участков, которые сбивают ритм прохождения круга. Самая трудная часть – подъем к третьему повороту, поскольку на входе увидеть апекс практически невозможно. Чтобы идеально проехать круг на трассе Buddh, нужен хорошо развитый гоночный инстинкт".
Адриан Сутил: "На этой трассе важна стабильность машины и хорошее сцепление передних колёс с асфальтом. Она немного похожа на корейскую, благодаря длинным плавным поворотам на втором и третьем секторах, где большое значение имеет прижимная сила. Чтобы в полной мере учесть эти особенности трассы, мы должны найти правильный баланс".
Кими Райкконен: "Довольно интересная трасса, одна из лучших среди современных. Очень похожа на Корею: длинные прямые, не слишком сложные повороты и нет слишком серьёзных торможений. Она не такая техничная, как корейская трасса, но хорошая. Всегда интересно посещать новые места - такие, как Индия. Конечно, это отличный трек, и на сильной машине тут можно ехать очень быстро".
Командировка на Гран При Индии с…
…с главой отдела по работе со спонсорами Marussia F1 Team Майком Скадамором
Моя основная работа – продажа спонсорских пакетов. Это коммерческие соглашения с крупными инвесторами, контракты с компаниями, которые могут предоставить необходимые команде продукты: поставщиками компьютерной техники и так далее. Главная задача – укрепить бюджет команды настолько, насколько это возможно.
Я езжу не на все гонки чемпионата. Обычно решение о том, отправлюсь ли я в командировку на Гран При, принимается достаточно поздно. Можно сказать – в последний момент, примерно за десять дней до самой гонки. Всё зависит от того, заинтересованы ли в поездке потенциальные спонсоры команды. Если представители компании соглашаются посетить Гран При в качестве гостей, мы готовим для них программу.
Я уже был в Индии. В 2011 году – это был мой первый полный сезон в команде – у нас была большая программа в Дели, мероприятие с участием Ричарда Брэнсона, мы пригласили на гонку около ста гостей. Один из наших главных партнеров QNET успешно ведет бизнес на рынке Индии, мы работали с их клиентами и партнерами. В Индии одна из самых быстрорастущих экономик в мире. Для Формулы 1 это, безусловно, один из самых важных рынков, наряду с Россией.
У нас огромное число болельщиков в России, мы принимаем участие в демонстрационных заездах Moscow City Racing, выступали на мероприятии в Сочи в сентябре. Интерес к нашей команде и Формуле 1 в целом в России растет, в этом году мы объявили о начале сотрудничества с несколькими компаниями.
Мой обычный уик-энд начинается в среду – вечером я прилетаю на место. Гости, в основном, прибывают на следующий день или в пятницу, так что у меня есть время подготовиться. Это могут быть и представители компаний, заинтересованных в сотрудничестве с нами, топ-менеджеры. Или, скажем, партнеры наших действующих спонсоров, их постоянные клиенты. Спонсоры могут использовать сотрудничество с командой Формулы 1, чтобы отблагодарить кого-то из своих дилеров, клиентов.
Основная программа – посещение трассы, Paddock Club, но мы организуем для гостей и другие мероприятия. Скажем, совместный ужин с пилотами Marussia. Они приезжают, чтобы пообщаться с гостями, рассказать о Формуле 1. Это всегда интересно.
К примеру, в Монце у нас было около ста гостей. Это представители различных компаний, зачастую работающих в разных сферах. Но при этом они могут быть полезны друг другу. Одна из главных особенностей Формулы 1 состоит в том, что паддок – отличное место для ведения бизнеса. Одна из моих задач – помочь нашим партнерам, в том числе, и наладить связи.
Объясню. Мне кажется, сам подход к спонсорству в Формуле 1 изменился. Тридцать лет назад все было проще: компании платили командам за размещение наклеек со своими логотипами на машинах, их показывали по телевидению – в этом и заключалась отдача. Теперь, тем более для нашей команды, такой подход – недостаточно эффективен. В том числе и потому, что нашим машинам в трансляциях уделяется не столько внимания, сколько лидерам. Наша задача – предоставить спонсорам дополнительные площадки для возврата инвестиций. Если кто-то подписывает соглашение с нами на несколько миллионов, они должны быть уверены, что это принесет пользу, что они получат отдачу.
У Формулы 1 огромные возможности: часть средств вернется в качестве упоминаний в медиа благодаря сотрудничеству с Marussia, часть – благодаря связям, которыми они обзаведутся в паддоке, и которые в итоге помогут развитию бизнеса. Простой пример: Sages может отправить письмо потенциальному клиенту, просто предложив опробовать свое программное обеспечение – интерес будет не слишком большим. Но если в письме они укажут: "Хотите ли вы узнать, как наше программное обеспечение помогает Marussia F1 Team?" – интерес повысится значительно. Ассоциации с миром Формулы 1 пойдут на пользу любой компании. Сейчас в спонсорстве важны детали, те возможности, которые компания получает благодаря сотрудничеству, а не просто наклейка на машине.
Ко всему прочему спонсоры и их партнеры получают и приятный бонус – возможность увидеть мир Формулы 1 изнутри. По пятницам мы можем организовать экскурсии в боксы команды, встречи с пилотами и руководством команды.
В Индии у нас будет большое количество гостей. Помогает то, что в Дели новый автодром с отличной инфраструктурой. Работать с большими группами на новых трассах значительно проще. Мы можем привести больше гостей в боксы, разместить их в хоспиталити, гостевых зонах. В субботу и воскресенье они получат возможность посмотреть за работой команды непосредственно во время заездов – из боксов. Это тоже незабываемый опыт. И такие мероприятия также могут помочь спонсорам в развитии бизнеса. Скажем, если гостем на Гран При побывает один из потенциальных крупных клиентов нашего партнера, это значительно упростит ведение переговоров в дальнейшем. Клиент будет уже более лоялен.
Текст: Олег Карпов