Участники: Жюль Бьянки (Marussia), Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso), Валттери Боттас (Williams), Роман Грожан (Lotus), Нико Росберг (Mercedes), Кими Райкконен (Ferrari).
Вопрос: Жюль, для вас начало сезона получилось непростым. В чем причина? Дело в адаптации к машине, невезении или сочетании нескольких факторов?
Жюль Бьянки: Да, начало действительно непростое. Первые гонки выдались очень трудными для меня и команды, но предыдущий этап прошел неплохо, что радует. Я буду думать только об этом и постараюсь сосредоточиться на предстоящих Гран При.
Вопрос: Расскажите о своем опыте выступлений в Монако. Несколько лет назад вы демонстрировали здесь неплохие результаты в Формуле Renault 3.5 – тот опыт пригодился в первые годы в Формуле 1?
Жюль Бьянки: Опыт выступлений в Монако до дебюта в Формуле 1 очень помогает. В прошлом году уик-энд не задался: в квалификации сломался мотор, в гонке с ним тоже были проблемы, потом отказали тормоза. В общем, не самая удачная гонка, но я уверен, что в этом году смогу выступить намного лучше.
Вопрос: Валттери, сейчас вы занимаете седьмое место в личном зачете и намного опережаете своего напарника. В Испании за вами остался очередной неплохой результат. Можно ли сказать, что вы и команда заметно прибавили?
Валттери Боттас: По сравнению с прошлым годом сейчас возможно всё. Мы прогрессировали с самого начала сезона, готовили доработки, которые неизменно обеспечивали небольшую прибавку скорости – на это мы рассчитываем и по ходу всего сезона. Команда заметно прибавила, в том числе – в темпе доработки, но нужно и дальше выкладываться по максимуму, поскольку соперники тоже стремятся добиться большего.
Вопрос: Вы сказали, что перед предстоящим Гран При Монако чувствуете себя очень уверенно. Год назад насколько осложнял вам задачу тот факт, что вы никогда не гонялись по улочкам Княжества? Каково это – пилотировать здесь машину Формулы 1 без какого-либо опыта?
Валттери Боттас: Год назад мне было очень нелегко здесь выступать, но в такой ситуации нужно просто адаптироваться и постепенно прибавлять в скорости на тренировках. Сейчас я уже знаю трассу, прогрессировать будет проще. Я действительно чувствую себя намного увереннее и считаю, что нам по силам побороться за солидное количество очков.
Вопрос: Нико, в прошлом году вы выиграли гонку, стартовав с поула. Что значит победа в Монако для гонщика Формулы 1? Что значила она для вас лично, как она сказалась на вашей уверенности в себе?
Нико Росберг: Для меня это был особенный успех, ведь здесь мой дом, вся моя жизнь прошла в Монако. Однако победа была важна не только поэтому: Гран При Монако – гонка, которую непременно хочется выиграть. Это самый сложный и престижный этап, прошлогоднее первое место было фантастическим результатом.
Вопрос: После того, как в Испании вы уступили напарнику лидерство в чемпионате, каков ваш настрой перед очередным этапом? Хотите поскорее вернуть преимущество?
Нико Росберг: Я об этом почти не думаю. Конечно, я бы предпочел быть впереди, но отрыв минимален, а до конца сезона ещё далеко. Я полностью сосредоточен на предстоящем уик-энде, поскольку знаю – у нас потрясающая машина, которая и в Монако должна быть очень быстра. Правда, в этот раз преимущество над соперниками может оказаться намного меньшим. Нужно посмотреть, окажемся ли мы быстрейшими, оценить шансы – надеюсь, нас ждет очередной фантастический уик-энд.
Вопрос: Жан-Эрик, у вас, как и у Жюля, начало сезона получилось сложным. Вы уже в первой гонке заработали четыре очка, но затем несколько раз сходили с дистанции. В чем дело?
Жан-Эрик Вернь: Я хорошо выступил в Мельбурне, позже неизменно претендовал на очки, но с самого начала сезона мне катастрофически не везло. Впрочем, это часть спорта – я сохраняю оптимизм и надеюсь, что неудача, наконец, от меня отстанет. Хочется верить, машина будет достаточно быстра, и я смогу добраться до финиша.
Вопрос: В младших сериях вы побеждали в Монако, а в прошлом году гонка по улицам Княжества стала для вас поворотным моментом сезона. Что вы думаете о трассе, как оцениваете свои шансы на уик-энд? Вы как-то сказали, что гонщик должен как можно скромнее оценивать свои перспективы в Монако – что вы имели в виду?
Жан-Эрик Вернь: Трасса в Монако в самом деле очень непростая. Хочется держаться подальше от защитных барьеров, которые в начале уик-энда кажутся ещё ближе. Здесь даже первая тренировка крайне важна для обретения уверенности на весь этап, потому подход должен быть предельно обстоятельным.
Вопрос: Роман, пятое место в квалификации в Испании, первые очки для команды, а затем неплохие результаты Пастора Мальдонадо и Шарля Пика на тестах в Барселоне. Как вы оцениваете нынешнюю форму Lotus, с каким настроем команда ждет продолжения борьбы?
Роман Грожан: С этапа в Мельбурне мы постоянно прогрессировали, в Китае впервые пробились в финал квалификации, а в Барселоне я стартовал пятым. В гонке мы могли бы оставить Ferrari позади, но на моей машине возникли некоторые неполадки. Приятно, что проделанная работа начинает давать результат, мы лучше понимаем машину и движемся в верном направлении.
Конечно, если в Монако квалифицироваться пятым, в гонке будет намного легче защищать позицию, но здесь никогда не знаешь, чего ожидать – трасса весьма специфическая. Надеюсь, наша машина будет вести себя так же, как в Барселоне – тогда мы сможем пробиться в финал квалификации и будем претендовать на очки.
Вопрос: Монако нельзя назвать удачной для вас трассой – как в Формуле 1, так и в младших сериях. В чем причина?
Роман Грожан: Не вполне справедливая оценка. В GP2 я завоевал здесь поул и выиграл гонку, но в остальном действительно часто попадал в аварии и некоторые повороты изучил слишком подробно. Честно говоря, прошлогодний уик-энд я провел из рук вон плохо – постараюсь не повторять. Нужно с уважением относиться к этой трассе, каждая ошибка здесь более заметна, чем на любой другой, но я всегда был достаточно быстр – попробую продолжить в том же духе, держась подальше от барьеров.
Вопрос: Кими – ещё один триумфатор Гран При Монако. Считаете ли вы, что победа здесь имеет большее значение, чем успех на любой другой трассе? Что вы почувствовали, когда добавили её в список своих достижений?
Кими Райкконен: Я всегда выступал здесь довольно неплохо, а неудачи зачастую не связаны с действиями гонщика. На результат влияет множество факторов, в предыдущие годы Гран При Монако складывался для нас не лучшим образом, но, хочется верить, на этот раз будет иначе, и мы сможем заработать много очков, хотя пока рано судить о том, насколько быстрой окажется машина. Нынешний сезон совершенно не похож на предыдущий, потому нужно следить за ситуацией и выкладываться по максимуму.
Вопрос: Можно ли считать недавний Гран При Испании поворотным моментом для раскрытия потенциала машины Ferrari? Какой фактор оказался определяющим? И еще: что вы можете сказать о результатах анализа стратегии после финиша гонки?
Кими Райкконен: Мы неплохо выступали и в предыдущих гонках, просто у нас всегда возникали проблемы на тренировках или в воскресенье, что искажало общее впечатление. В целом в Испании мы сработали еще лучше, но, опять же, шестое и седьмое места – не тот результат, к которому стремится команда, так что впереди у нас много работы. Мы постепенно прибавляем, но соперники тоже не стоят на месте – нельзя просто решить проблемы и сразу перехватить лидерство. Мы знаем, как это работает, понимаем, в чем нужно прибавить – будем действовать. Уверен, мы достигнем цели.
Вопросы с мест
Вопрос: (Арон Дэй – FormulaSpy.com) Кими, вы выступали в Монако и с десятицилиндровыми, и с восьмицилиндровыми моторами. Управлять новой машиной будет сложнее?
Кими Райкконен: Трудно говорить об этом, не проехав по трассе. Если ваша машина в целом хороша, то не важно, где предстоит гоняться: вы всегда знаете, как она себя поведет. Да, в этом сезоне уровень сцепления с асфальтом меньше, пилотировать стало сложнее, но посмотрим, как пойдут дела в первой тренировке.
Вопрос: (Паоло Ианьери – Gazzetta dello Sport) Нико, Льюис сказал, что должен добиться большего преимущества над вами. Значит ли это, что безмятежные времена постепенно уходят в прошлое? Можем ли мы ожидать более ожесточенной схватки?
Нико Росберг: Лично я не слышал подобных слов от Льюиса и потому воздержусь от комментариев. Борьба между нами была очень плотной, так будет и дальше. Льюису удалась серия неплохих результатов, но отрыв минимальный, и мне нужно совсем немного, чтобы переломить ситуацию. Постараюсь сделать это уже здесь, в Монако.
Вопрос: (Владимир Роговец – СБ Беларусь Сегодня) Назовите любимую точку торможения в Монако?
Жюль Бьянки: После туннеля – этот участок мне очень нравится.
Жан-Эрик Вернь: Последний поворот – он проходится практически без тормозов.
Валттери Боттас: Туннель, поскольку это одно из немногих мест, где можно обгонять.
Роман Грожан: Поворот у Казино. До него трасса идет немного в гору, а как только вы достигаете верхней точки, нужно сразу жать на тормоза. Интересное чувство!
Нико Росберг: Согласен с Романом. Трасса идет вверх, поворот очень скоростной, и если перестараться, можно оказаться вне траектории.
Кими Райкконен: У меня нет любимой точки торможения, можете выбрать любую из озвученных.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, вы планируете использовать здесь дизайн шлема в стиле Джеймса Ханта?
Кими Райкконен: Нет.
Вопрос: (Венсан Марре – Sports Zeitung) Какой этап чемпионата вы сделали бы ночным?
Валттери Боттас: Гран При Монако – это выглядело бы потрясающе!
Жан-Эрик Вернь: Я тоже так думаю.
Жюль Бьянки: Согласен, было бы интересно гоняться в Монако ночью.
Роман Грожан: Не знаю, почему бы не провести ночной этап в Мельбурне?
Нико Росберг: Лучше в Японии – тогда не будет проблем со сменой часовых поясов.
Кими Райкконен: Я не слышал вопроса, но по ответам, кажется, понял, о чем идет речь. Мне нравится то, как обстоят дела сейчас. Можно мечтать о разных вещах, но мы не определяем правила, так что нет смысла вдаваться в рассуждения.
Вопрос: (Хаоран Зоу – Formula One Express) Нико, в прошлом году вы уверенно контролировали ход гонки, но ближе к финишу опасались износа шин. Сейчас шины медленнее теряют эффективность, да и ваша машина очень бережно с ними работает. В итоге, вы сможете атаковать агрессивнее?
Нико Росберг: В прошлом году наша машина плохо работала с шинами, так что в Монако, в первую очередь, требовалось сохранить эффективность резины до финиша. В этом сезоне шины в меньшей степени подвержены износу, да и мы лучше контролируем их состояние – если я окажусь впереди, то проеду дистанцию Гран При намного быстрее.
Вопрос: (Пьер ван Влие – F1i.com) Нико, у Льюиса четыре поула подряд. Планируете ли вы изменить подход к квалификации? В прошлом году в Монако вы были намного быстрее напарника…
Нико Росберг: Я не стану ничего менять. Из прошедших квалификаций три были дождевыми, а на сухой трассе у нас с Льюисом счет 1:1. В субботу осадков не предвидится, мне вполне по силам взять поул, и я не планирую корректировать свой подход.
Вопрос: (Бен Эдвардс – BBC) Нико и Кими, на этой неделе не стало легенды Формулы 1 Джека Брэбэма. Его достижения пришлись на те времена, когда вас на свете не было, но я хотел бы спросить, контактировали ли вы с ним? Что вы думаете о его карьере? Если бы вы родились в иную эпоху, рискнули бы вы пойти тем же путем, что выбрал Джек – скажем, самостоятельно построить машину для участия в чемпионате? Кими, у вас есть опыт создания команд, Нико активно интересуется техникой – вы последовали бы примеру Джека?
Кими Райкконен: Печально, что он ушёл из жизни. Разумеется, сейчас другие времена, не похожие на ту эпоху, когда в гонках выступали такие люди, как Брэбэм. Они обычно могли одновременно выступать в нескольких категориях, стартовать в разных гонках. Думаю, было бы здорово, если бы и мы могли участвовать в разных гонках и активнее пробовать свои силы в других сериях.
Но проблема в том, что в наши дни всё дорожает, и, разумеется, сейчас гораздо сильнее опасения, что мы получим травмы, поэтому нас стараются во всём ограничить. Жаль, поскольку я считаю, что всем было бы веселее, и другие виды автоспорта от этого только выиграли бы, как и Формула 1. Но было бы здорово пробовать себя в других сериях.
Нико Росберг: Это удивительное достижение – выиграть титул в разных командах, тем более – за рулем машины, разработанной и созданной его собственной командой. Маловероятно, что такое может повториться. Никогда не знаешь, что готовит нам будущее, но это достижение долго будет непревзойденным.
Перевод: Валерий Карташев