Участники: Даниил Квят (Toro Rosso), Кевин Магнуссен (McLaren), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari), Пастор Мальдонадо (Lotus), Макс Чилтон (Marussia).
Вопрос: Даниил, три финиша в призовой десятке и один – на одиннадцатом месте. Полагаю, вы довольны тем, как сложились первые четыре гонки?
Даниил Квят: Пока всё складывается вполне неплохо, но, к сожалению, в Бахрейне мне не удалось заработать очков. В любом случае, на чём-то нужно учиться. Пока мы финишируем примерно на границе первой десятки, но надеюсь, что нам удастся сделать несколько шагов вперед и повысить конкурентоспособность, чтобы очки доставались несколько легче. Команда продолжает напряжённо трудиться, надеюсь, вскоре нам удастся этого добиться.
Вопрос: Пока Жан-Эрик Вернь со счетом 3:1 опережает вас в квалификациях, но вы регулярно оказываетесь впереди в гонках. Опять же, у него были проблемы с надежностью, но каким вам видится баланс сил внутри команды?
Даниил Квят: Пока я не придаю особого значения результатам гонок. Не надо забывать, что Жан-Эрик – быстрый гонщик и, возможно, сейчас он находится на пике формы. У него богатый опыт. Стоит признать, что на мокрой трассе он очень конкурентоспособен, да и в Бахрейне в сухой квалификации сработал здорово, но его преследовали технические проблемы. В Китае моя машина отличалась очень хорошим балансом, и в ходе гонки я был вполне доволен. И всё-таки надо посмотреть, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.
Вопрос: Макс, серия финишей продолжается – вы смогли закончить уже 23 гонки подряд и в нынешнем сезоне заработали два тринадцатых места. Гордитесь этими достижениями?
Макс Чилтон: Конечно. Прошлый сезон сложился неидеально, но многому научил. Помнится, в Монце кто-то сказал мне: «У тебя десять финишей подряд, неплохое достижение!» А затем я побил рекорд для дебютантов, установленный Тьяго Монтейру – 16 финишей, и мы считали, что было бы здорово продлить серию до конца сезона, что в итоге получилось.
Спасибо команде – для небольшого коллектива у нас отменная надежность! Позади уже четыре этапа, серия продолжается – да, это не основная задача, но в нашей ситуации крайне важно финишировать в каждом Гран При, что подтверждается двумя тринадцатыми местами. Нам не хватает скорости, и мы должны доезжать до клетчатого флага, чтобы каждый результат шел в зачет. Постараемся выступать в том же духе, но главная цель – добавить в скорости – и мне, и машине.
Вопрос: Если не считать гонку в Малайзии, в остальных Гран При, где до финиша добирались Marussia и Caterham, ваша команда оказывалась впереди. Как складывается это противостояние, насколько вы близки к остальным?
Макс Чилтон: Мы всегда плотно соперничали с Caterham, они, бывало, отставали в тренировках и квалификации, но удивляли в гонке. Впрочем, в этом сезоне наша машина определенно быстрее, мы активно ее дорабатываем и в Барселону тоже привезли перспективные новинки. Не знаю, что привезли соперники, но будет здорово, если мы ещё прибавим.
Sauber не так уж и далеко, мы сражались с ними по крайней мере на первых отрезках… В общем, лучше думать о соперниках впереди, чем все время смотреть в зеркала, и я постараюсь в этот уик-энд добиться более высоких результатов.
Вопрос: Спасибо! Переходим к Пастору. Вы уже побеждали в Барселоне. В Китае Lotus пробилась в финал квалификации, вы стабильно ехали в первой десятке – что скажете о прогрессе команды?
Пастор Мальдонадо: В последних двух гонках прогресс очевиден. Возможно, мы пока не на 100% конкурентоспособны, но команда работает изо всех сил – надеюсь, через какое-то время мы сможем собрать все воедино и станем бороться за более высокие места.
Такова цель, она нам вполне по силам, ведь у нас хорошая машина и замечательная команда. В начале сезона мы не лучшим образом сработали с новой силовой установкой, но сейчас разобрались во всех системах, и, хочется верить, уже с этой гонки всё пойдёт удачнее.
Вопрос: Мы слышали, что в этот уик-энд ваша машина серьёзно обновлена, а в Renault подготовили обновленную версию силовой установки. Каких результатов можно ждать?
Пастор Мальдонадо: Надеюсь избежать неприятностей, получить конкурентоспособную машину и сработать по максимуму. В прошлые годы я неплохо выступал в Барселоне – думаю, как только удастся устранить все проблемы, мы вернемся в борьбу за высокие места.
Вопрос: Себастьян, в Red Bull заявили, что в этот уик-энд вы получите новое шасси. Мы слышали, как вы говорили, что не вполне чувствуете машину – возможно, вы поясните чуть подробнее? Чего вы ждете от нового шасси?
Себастьян Феттель: В Китае я был немного позади, поэтому мы решили сменить шасси. Фактически, это не новое шасси, я уже использовал его на зимних тестах, так что это просто проверка. Мы должны попробовать всё, что можем, скорректировать подход и начать заново. Предстоит проделать большую работу, сейчас я не настолько доволен ситуацией, как хотелось бы, но процесс долгий, нужно набраться терпения.
Вопрос: Кевин, вам трижды удалось пробиться в финал квалификации – по субботам дела идут относительно неплохо, но последние две гонки сложились для McLaren крайне неудачно, что вы об этом думаете?
Кевин Магнуссен: Я многому научился, и приобретённый опыт во многом был полезным, хотя, разумеется, мы занимаем не те позиции, которые хотим занимать. Команда должна продолжать работать, чтобы достичь своих целей, но пусть две последние гонки оказались для нас неудачными, было и немало позитивных моментов. Не секрет, что мы недовольны результатами, в том числе и я. Несмотря на это, команда не теряет оптимизма, полна сил, и у всех боевой настрой: мы будем продолжать бороться. И лично меня радует прогресс, которого мы постепенно добиваемся.
Вопрос: Для McLaren весьма странно не зарабатывать очки в двух гонках подряд. Какой была реакция команды на такие результаты?
Кевин Магнуссен: В Бахрейне у нас был шанс заработать очки, но в Китае всё складывалось неудачно. Мы были шокированы, когда увидели, насколько мы медленнее лидеров. Но повторюсь, мы смогли извлечь урок из этого, хотя предвидели, что гонка в Шанхае будет для нас одной из самых сложных. Посмотрим, как пойдут дела здесь.
Вопрос: Фернандо, двукратный победитель Гран При Испании, в том числе в прошлом году – вместе с Ferrari. Непростое начало сезона, но в Китае вы финишировали третьим. Насколько тот результат поднял боевой дух команды, насколько серьезным может быть прогресс за счет привезенных сюда новинок?
Фернандо Алонсо: Результат в Китае ещё больше мотивировал команду на продолжение работы. Сейчас наши позиции не соответствуют ожиданиям: с начала сезона Ferrari немного уступает остальным топ-командам, в частности Mercedes, выигравшей первые четыре гонки и лидирующей с большим преимуществом. Мы постараемся сократить отставание, а для этого надо добиться большего прогресса, чем соперники. Честно говоря, нам нужно набраться терпения.
Я считаю, что нам помогут особенности этой трассы: в Китае было две длинных прямых, а здесь – только одна, финишная. Команда подготовила несколько новинок, но ничего серьезного. Не думаю, что они особо отличаются от тех, что сделали соперники, так что посмотрим. Как я уже сказал, характеристики трассы могут сыграть в нашу пользу.
Вопросы с мест
Вопрос: (Матиас Брюннер – Speedweek) Себастьян, насколько велик фактор неопределенности, связанный с использованием нового шасси?
Себастьян Феттель: В смене шасси нет ничего необычного. Да, как правило старое шасси меняется на новое, но мы решили вернуться к предыдущей версии, чтобы проверить свои подходы. В подобных ситуациях нужно, если хотите, «перезагрузиться» и начать с нуля. Не думаю, что с нынешним шасси что-то не так, но мы все-таки решили его заменить, и к концу уик-энда станет понятно, правильно ли мы поступили.
Вопрос: (Якоб Мельгааро – Metro Express) Кевин, как изменилось поведение машины после этих трех недель перерыва, и что вы скажете о трассе в Барселоне?
Кевин Магнуссен: Пока трудно сказать, как поведёт себя машина – мы не работали с ней с предыдущего Гран При, так что надо посмотреть, как всё будет складываться. Не думаю, что разница с предыдущей гонкой будет очень заметной. Мы привезли в Барселону несколько технических новинок, но ничего такого, что бы обещало радикальные изменения.
Это первая трасса в сезоне, на которой я выступал раньше. Приятно вернуться в Европу, здесь я чувствую себя, как дома, поэтому хочу поскорее приступить к работе.
Вопрос: (Мануэль Франко Пераль – Diario AS) Фернандо, здесь вы тоже рассчитываете на подиум?
Фернандо Алонсо: Сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на подиум в этом Гран При. Нельзя начинать уик-энд с мыслью о финише в тройке лучших – это создает ошибочные и ложные цели. В Бахрейне мы финишировали на 9-й и 10-й позициях, а в Китае – поднялись на подиум, поскольку смогли собрать всё воедино. Однако нынешние позиции Ferrari не позволяют с уверенностью говорить о борьбе за подиум. Мы максимально выложимся, но понимаем, что впереди сложный Гран При. Впрочем, никогда не знаешь, что тебя ждет – это спорт, может произойти всё, что угодно. Опять же, если я скажу вам, что буду непременно бороться за подиум, это будет обманом, а я не хочу лгать.
Вопрос: (Ренан Ду Коуто – Warm Up) Фернандо, после четырех гонок у Кими Райкконена всего 11 очков, а у Фелипе Массы год назад их было 30. Означает ли это, что для борьбы за титул Ferrari нужно большее, чем смена гонщика?
Фернандо Алонсо: Не знаю. В любом случае, сейчас мы далеки от желаемых позиций. Мы рассчитывали быть более конкурентоспособными, но начало сезона выдалось непростым. Думаю, определенные проблемы есть у всех команд, кроме Mercedes – они с легкостью выиграли четыре гонки. Но мы приложим максимум усилий, чтобы вернуться на высокие места. Для Кими, как и для Фелипе, старт сезона не получился богатым на результаты, но, надеюсь, в ближайшее время мы сможем претендовать на подиумы и победы, и уже обе машины Ferrari принесут команде немало очков.
Вопрос: (Ральф Бах – Sport Bild) Фернандо, когда я слышал ваши комментарии о гонке в Китае, мне показалось, что вы намекнули, мол, в тот уик-энд гонщик сработал лучше, чем машина…
Фернандо Алонсо: Мне кажется, машина всегда такая, какая есть, гонщик – тоже. Иногда вам везет, иногда – нет. Например в Китае я попал в аварию на старте, но машина не получила повреждений, и я смог финишировать. Судя по всему, у Red Bull Racing возникли небольшие проблемы, из-за которых они потеряли много времени, а я смог участвовать в борьбе за высокий результат. Команда великолепно провела пит-стопы: на первом из них я опередил Себастьяна. Итак, я поднялся на подиум благодаря стечению нескольких обстоятельств.
Чтобы финишировать в первой тройке, нам нужны вот такие удачные уик-энды, как в Китае, и еще множество факторов. Потому рассуждать о результатах, сидя на четверговой пресс-конференции… Добиться очередного подиума было бы фантастическим успехом, но сейчас не в этом наша главная цель…
Вопрос: (Владимир Роговец – СБ Беларусь) Вопрос для Себастьяна и Фернандо. Вы оба – чемпионы мира. Как долго вы можете обходиться без побед?
Себастьян Феттель: Уверен, Фернандо скажет то же самое – мы здесь ради побед. Я не приезжаю на гонку с мыслью о втором или пятом месте, но нужно оставаться реалистом и пытаться в любой ситуации выжать максимум из себя и машины. Если это удается, можно быть довольным. Если пятое место – максимум, чего можно добиться, значит нужно финишировать пятым, и седьмое место в таком случае не может радовать.
Конечно, цель – победа, но гонщик лучше знает, как обстоят дела в команде, и насколько она конкурентоспособна. Нужно собрать вместе множество факторов, сейчас Mercedes действительно очень сильны, одолеть их трудно, но нет ничего невозможного.
Фернандо Алонсо: К сожалению, мне чаще доводилось обходиться без побед! Все, что в такой ситуации можно сделать – выкладываться по максимуму и ставить иные цели. Да, мы здесь ради побед, мой последний успех состоялся именно здесь в прошлом году…
Получается, год без побед, довольно много, с другой стороны, в пелотоне 22 гонщика, и для многих ситуация ещё хуже. Я не могу жаловаться на удачу, мне невероятно повезло, так что нужно продолжать работать. Если руководитель доволен твоими усилиями, это тоже важно…
Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Себастьян, сегодня Кристиан Хорнер сказал, что для вас крайне важна стабильность задней части машины на выходе из поворота. Но в прошлом году вы как раз использовали её нестабильность, чтобы лучше направить машину в поворот. Почему с нынешней машиной вы не можете поступать так же, почему вам не удалось адаптироваться?
Себастьян Феттель: Каждый гонщик по-своему управляет машиной и сам выбирает настройки. На самом деле, мне не так уж сложно справляться с избыточной поворачиваемостью, с недостаточной стабильностью задней части, но когда её слишком много, когда машина начинает скользить, это может стать поводом для беспокойства. В такой ситуации вы не можете добиться от машины максимума, не можете атаковать изо всех сил, что приводит к потере времени на трассе.
Это только одна из причин, но их несколько. С одной проблемой справиться всегда проще, но в этом году всё стало гораздо сложнее, появилось множество дополнительных факторов, кроме настроек машины – мы всё ещё учимся с ней работать. Команда добилась серьёзного прогресса, но многое ещё предстоит сделать. Изменить стиль пилотирования? Тот подход к пилотированию, который нравится гонщику, нельзя изменить.
Вопрос: (Кристобаль Розалени – Car and Driver) Себастьян, вы меняете шасси, но в четырех предыдущих гонках из-за многочисленных проблем уступали Даниэлю Риккардо. Считаете ли вы, что потерянное время может негативным образом сказаться на прогрессе по ходу всего сезона?
Себастьян Феттель: Если бы я выиграл первые четыре гонки, мой сезон складывался бы намного лучше! Но ситуация такая, какая есть, и дальше два варианта: оглядываться назад и искать поводы для жалоб, или все-таки смотреть вперед. Мы всегда стараемся думать о следующей гонке. Впереди много этапов, и пусть мы не заработали те очки, на которые рассчитывали, на зимних тестах дела шли ещё хуже.
Уже первая гонка прошла удачнее, чем предполагалось, много позитивных эмоций оставил подиум Даниэля в Австралии – правда, результат потом аннулировали. Подиум в Малайзии подтвердил, что мы на верном пути, но по ощущениям в кокпите мы по-прежнему далеки от желаемого, что подтверждается результатами. Как я говорил, предстоит проделать огромную работу, но нам всегда удавалось выжать из машины максимум. Есть пара проблем, которые нужно решить, а потом будет совсем другая история…
Вопрос: (Даниэль Джонсон – Daily Telegraph) Себастьян, не секрет, что ваша машина быстра в поворотах, но уступает в скорости на прямых. Учитывая начало европейской части сезона, насколько вы и ваша команда рассчитывает на прогресс со стороны Renault, чтобы иметь возможность вернуться в борьбу за титул?
Себастьян Феттель: Вы правы – если сравнить результаты по секторам, мы сильно уступаем на прямых, но надежда всегда есть. Опять же, нужно оценивать ситуацию с самого начала: на зимних тестах мы были крайне далеки от желаемой формы, нам приходилось тушить пожары буквально в каждой попытке, с надежностью и эффективностью силовой установки дела обстояли не лучше. С тех пор мы заметно прибавили, но время оказалось упущенным, хотя всегда остается вера в лучшее.
Взгляните на Ferrari: в предыдущей гонке они прибавили именно на прямых, им удалось оптимизировать расход топлива и увеличить скорость на 7 км/ч. Мы уступаем лидерам – Mercedes – более 7 км/ч, но ситуация может быстро измениться, нужно лишь выжать 100% эффективности из машины и силовой установки. Renault и Red Bull Racing действуют, как одна команда, и обе стороны знают, что должны выкладываться по максимуму, чтобы опередить и Ferrari, и сильнейших на данный момент – Mercedes.
Вопрос: (Грэм Харрис – Motorsport Monday) Себастьян, почему все-таки не новое шасси? И еще – у этого шасси уже есть имя?
Себастьян Феттель: Имя такое же, а почему шасси не новое – с ним, хочется верить, меньше неопределенности.
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, сегодня утром Тото Вольфф назвал вас гоночным монстром и пояснил, что считает Ferrari главным соперником в чемпионате. Что скажете?
Фернандо Алонсо: Монстр? Что ж, все зависит от восприятия. Хорошо, что Тото – мужчина: если бы женщина назвала меня монстром, было бы хуже.
Нужно постепенно двигаться вперёд и реально оценивать ситуацию. Мы не сдаемся: да, отставание по очкам и скорости очень велико, но до конца сезона далеко, постараемся сработать по максимуму. С тем потенциалом, что есть у Ferrari, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы сократить отрыв и стать более конкурентоспособными. Это не произойдет за одну гонку, процесс будет долгим – хочется верить, что когда мы, наконец, станем конкурентоспособными, шансы на титул ещё останутся.
В Китае подняться на подиум помогли стечение обстоятельств и удача, в Барселоне есть возможность оценить эффективность машины – трасса имеет уникальные характеристики, может обозначить направления, над которыми нам нужно работать. Дальше нас ждут весьма специфичные трассы в Монако и Канаде – эта фаза сезона позволит понять, насколько реальны шансы навязать борьбу Mercedes. Если они считают нас соперниками – значит, относятся с уважением, но для реальной конкуренции мы должны демонстрировать высокие результаты, и команда над этим работает.
Вопрос: (Сильвия Рени Ариас – Parabrisas) Фернандо, вы заметили какие-либо перемены в Ferrari после ухода Стефано Доменикали?
Фернандо Алонсо: Нет, всё осталось более или менее так, как было прежде. На прошлой неделе в Маранелло всё было спокойно, никаких серьезных перемен не произошло. Марко Маттиаччи приехал в Китай, зная не так много об автоспорте, но у него большой опыт в менеджменте, он прислушивается к происходящему и быстро набирается опыта. Не думаю, что он стремится стать инженером. Ему нужно время на адаптацию, по ходу сезона он что-то скорректирует, если сочтёт необходимым. За две или три недели его работы ничего особенного не изменилось. Нужно больше времени.
Вопрос: Вы часто консультируете Марко?
Фернандо Алонсо: Мы несколько раз встречались – я хотел помочь ему в разных областях. Марко активно интересуется всем, что происходит. Инженеры, гонщики, мотористы – все заходят к нему в офис, чтобы объяснить свою точку зрения, свои требования. Он обращает внимание на всё и готовит перемены, которые, по его мнению, пойдут на пользу команде. Надеюсь, для Ferrari это шанс исправить некоторые ошибки прошлого без вмешательства в техническую составляющую, ведь Марко, как я уже говорил, не инженер. Хочется верить, свежий подход нам поможет.
Вопрос: (Валенти Фрадера – L’Esportiu) Вопрос ко всем. В предыдущие годы трасса в Барселоне активно использовалась для предсезонных тестов, но в этом году вы на ней не работали. Скажется ли это обстоятельство на подходе к уик-энду, и будете ли вы стараться проехать больше кругов на тренировках?
Пастор Мальдонадо: Даже без каких-либо тестов подход будет таким же, как к любой другой трассе. Я был не прочь поработать в Барселоне до старта сезона, поскольку здесь отличная трасса с интересными поворотами и приятной погодой, но ситуация такая, какая есть.
Макс Чилтон: Схожий ответ. В прошлые годы мы приезжали в Барселону, уже зная идеальные настройки, но сейчас машины сильно изменились, тестов не было, так что вопросов будет намного больше. Опять же, у нас есть дополнительный комплект шин на первые полчаса пятничной тренировки, так что мы проедем большую дистанцию, хотя по сравнению с этапом в Китае подход почти не изменится.
Вопрос: Кевин и Даниил, вы – дебютанты чемпионата, но вам уже доводилось до Формулы 1 выступать на этой трассе…
Кевин Магнуссен: Не думаю, что подход к этому этапу будет отличаться от подхода к любому другому. Лично мне нравятся трасса и сочетание поворотов – я не раз выступал в Барселоне, приятно чувствовать себя, как дома, но в остальном это привычный уик-энд.
Даниил Квят: Не думаю, что по сравнению с моими предыдущими визитами в Барселону для меня что-то кардинальным образом изменится. Я впервые приехал сюда в качестве гонщика Формулы 1 – посмотрим, как пойдут дела завтра.
Себастьян Феттель: По-моему, разницы никакой. Мы практически не выезжали в Бахрейне, но если бы тесты прошли в Барселоне, возможно, это сыграло бы свою роль. Опять же, зимой здесь довольно холодно, и когда приезжаешь сюда в мае, погода совсем иная, приходится тратить часть тренировки на адаптацию. Впрочем, не думаю, что мы можем ездить по трассе столько, сколько нам вздумается, ведь нужно беречь моторы. Посмотрим, но пройденная завтра дистанция будет крайне важной.
Фернандо Алонсо: Мне нечего добавить.
Вопрос: (Ливио Орихио – Universo On Line) Когда у команды есть машина, позволяющая выигрывать все гонки – вроде Mercedes – как это сказывается на противостоянии напарников? Гонщик, оказавшийся позади, ещё активнее сражается за победу, или наоборот, падает духом?
Фернандо Алонсо: Нечто подобное в прошлом году испытывал Марк, когда Себастьян выиграл девять гонок подряд, а теперь схожие эмоции переживает Росберг. Не так сложно догадаться, какие именно эмоции, и, возможно, я смогу ответить, когда сам окажусь в аналогичной ситуации, но сейчас… Уверен, Нико очень хочет победить.
Себастьян Феттель: На месте Нико я бы ненавидел Льюиса.
Пастор Мальдонадо: Аналогично, хотя вопрос непростой. Всегда хочется одолеть напарника, оказаться впереди своего, по сути, ближайшего соперника. Неприятно всякий раз оказываться позади, но Нико и Льюис весьма конкурентоспособны: иногда один оказывается сильнее, иногда – наоборот. А настрой зависит от конкретного гонщика.
Макс Чилтон: Было бы здорово оказаться в такой ситуации! Сложно одолеть того, кто никогда не отступает, а Нико, уверен, не намерен сдаваться и ещё одержит несколько побед. Когда выигрываешь всё подряд, можно оступиться, и если Нико будет выкладываться на 100%, он не раз финиширует первым.
Кевин Магнуссен: Мне нечего добавить.
Даниил Квят: Не хочу говорить за других, скажу за себя: между напарниками не бывает дружбы, всегда хочется опередить всех без исключения. Если напарник оказался сильнее, значит, тебе нужно в чем-то сработать лучше, но, опять же, обстоятельства могут быть разными.
Перевод: Валерий Карташев