Франция'65: «Большой шлем»

Джим Кларк на Гран При Франции 1965 года
Гонка #135: 27 июня 1965 года. Гран При Франции. Клермон-Ферран
Поул Джим Кларк (Lotus 25) - 3:18,3 (146,2 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 25) - 3:18,9 (145,791 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 25) - 2:14:38,4 (143,580 км/ч)

В 1965 году Гран При Франции впервые проходил не в Руане или Реймсе, а в Клермон-Ферране. Восьмикилометровая трасса гонщикам сразу понравилась. Её называли «вторым Нюрбургрингом» – расположенная у подножия вулкана, она была даже более извилистой и при этом более скоростной, чем знаменитая «Северная петля».

Гонки Формулы 1 проходили в Клермон-Ферране впервые, а вот машины Формулы 2 выходили тут на старт не раз, и молодые пилоты неожиданно получили преимущество перед опытными. Так, в 1964 году на подиуме Формулы 2 здесь стояли Денни Халм, Джеки Стюарт и Йохен Риндт. И все трое в 1965-м вышли на старт гонки Формулы 1. Йохен Риндт был напарником Макларена в Cooper, а Халма (в России его часто ошибочно называют Хьюмом) Джек Брэбэм, как и двумя этапами ранее в Монако, посадил за руль Brabham вместо себя.

Официальная афиша Гран При Франции 1965 года

Что касается Стюарта, то он, безусловно, стал сюрпризом года. Молодой дебютант, выступавший за BRM, в каждой гонке наступал на пятки своему напарнику, Грэму Хиллу, считавшемуся одним из лучших гонщиков чемпионата. Именно эта пара оказалась единственной, пытавшейся навязать борьбу Джиму Кларку, но тщетно – преимущество гонщика Lotus оказалось очень велико.

После трёх первых этапов на счету шотландца было две победы – гонку в Монако он пропустил, так как участвовал в Инди-500, которую тоже выиграл. Среди других конкурентов Кларка и Lotus стоит отметить пилотов Ferrari, действующего чемпиона Джона Сёртиза и его напарника Лоренцо Бандини, Дэна Гёрни на Brabham, а также Брюса Макларена на Cooper.

Джеки Стюарт на Гран При Франции 1964 года

То, что прошлогодний опыт многое значит, Джеки Стюарт доказал уже в квалификации. Поул уверенно завоевал Кларк – из-за особенностей трассы шотландец предпочёл старую Lotus 25, а не более современную Lotus 33, но тем не менее по ходу всех заездов доминировал. Стюарт завоевал вторую стартовую позицию. У его напарника Грэма Хилла возникли проблемы, и он квалифицировался только 13-м. Третье время показал Лоренцо Бандини на Ferrari 512 c двигателем V12.

Интересно, что, как и в предыдущем сезоне, пилоты Ferrari использовали машины с разными двигателями: Бандини V12, а Сёртиз – V8. Казалось бы, на столь извилистой и не самой быстрой трассе V8 должен иметь преимущество, но в действительности 12-цилиндровый мотор уже заметно превосходил «восьмёрку» по большинству параметров, так что Бандини оказался быстрее Сёртиза. Начиная со следующего Гран При они поменялись двигателями.

Старт Гран При Франции 1965 года

Кларк уверенно выиграл старт и сразу начал отрываться от преследователей. Бандини захватил второе место, но явно сдерживал соперников. Стюарт прошёл итальянца на втором круге, но Кларк к тому моменту оторвался от него уже на 6 секунд. Джеки был явно быстрее соперников, но конкурировать в скорости с Кларком не мог, так что пилот Lotus легко довёл гонку до победы – последней для Lotus 25. Стюарт второй раз подряд финишировал вторым, оформив очередной «шотландский дубль».

На третьем круге в середине пелотона столкнулись Йохен Риндт и Крис Эймон. От полученного удара Lotus Эймона закрутило, он потерял много времени. Кроме того, вскоре выяснилось, что машина повреждена – позже он сойдёт из-за проблем с впрыском топлива. Впрочем, австриец тоже сошел – из-за повреждения колеса.

Авария Йохана Риндта и Криса Эймона

У обоих пилотов Honda, Ричи Гинтера и Ронни Бакнема, возникли проблемы с зажиганием, из-за чего им пришлось завершить борьбу уже на первых кругах. Спустя несколько кругов аналогичная проблема возникла и на Brabham ещё одного американца, Дэна Гёрни. Он отправился в боксы, а после возвращения на трассу тут же проехал лучший круг, но двигатель не выдержал нагрузок и взорвался.

На дистанции скорость Бандини и его 12-цилиндровой Ferrari оказалась не столь высока, как в квалификации, он пропускал одного соперника за другим. У Сёртиза, напротив, дела шли намного лучше, несмотря на проблемы с генератором – в итоге он финишировал третьим. Денни Халм провёл очень боевую гонку и пробился на четвёртое место. Пятым финишировал Грэм Хилл, всю гонку промучившийся со сцеплением своей машины – он проиграл Кларку целый круг.

Джим Кларк выигрывает гонку в Клермон-Ферран

После окончания Гран При зрители стали свидетелями необычного зрелища – финишировавшие гонщики подвозили до боксов своих коллег, сошедших по ходу дистанции. Другого способа добраться до расположения команды на длинном французском кольце просто не было – большая часть поворотов не была связана между собой иначе, кроме как непосредственно трассой. Прокатился верхом и Джим Кларк – он проехал круг на машине Сёртиза, приветствуя зрителей.

Ричи Гинтер (Honda) подвозит Иннеса Айрленда и Йо Бонньера в Клермон-Ферран

Благодаря поулу, победе, лучшему кругу в гонке и лидированию со старта и до финиша, Кларк завоевал очередной «Большой шлем». Это чисто статистическое достижение покоряется гонщикам достаточно редко – к примеру, на счету Айртона Сенны их всего четыре, а у Алена Проста нет вовсе. Второе место в истории чемпионатов по этому показателю делят двое – легенда пятидесятых Альберто Аскари и герой нашего времени Михаэль Шумахер. У обоих было по пять «Больших шлемов» за карьеру. На счету Джима Кларка их восемь.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё