Гонка #146: 24 июля 1966 года. Гран При Нидерландов. Зандфорт |
|
Поул | Джек Брэбэм (Brabham BT19) - 1:28,1 (171,3 км/ч) |
Лучший круг | Дэнни Халм (Brabham BT20) - 1:30,6 (166,609 км/ч) |
Победитель | Джек Брэбэм (Brabham BT19) - 2:20:32,5 (161,107 км/ч) |
В 1966 году в силу вступила новая версия регламента, максимальный объём безнаддувных моторов вырос с 1500 до 3000 куб.см. Это означало, что старые наработки уже не могли помочь: моторы, а вслед за ними и машины, нужно было строить заново.
Больше всего потеряли из-за этого в Lotus – после тотального доминирования в предыдущем сезоне, в 1966 году команда оказалась практически у разбитого корыта. Компания Coventry-Climax ушла из чемпионата, так как у неё не было денег на разработку трёхлитрового двигателя. Своих моторов в Lotus не делали, а найти подходящие чужие не удалось, так что использовались старые двухлитровые Climax и BRM. И даже талант Джима Кларка оказался бессилен.
Не лучше обстояли дела и у других британских команд. Какие только двигатели не использовались командами по ходу чемпионата! Ford, Repco, Maserati, Serenissima, Weslake, разнообразные модификации BRM и Coventry-Climax... На одном из Гран При команда Shannon использовала расточенный до трёх литров двигатель Climax FPE 2.5, спроектированный в 1954 году!
Готовых трёхлитровых моторов не оказалось даже у BRM – их удивительный 16-цилиндровый H-образный P75 страдал множеством «детских болезней», к тому же его было сложно интегрировать в машину. В результате командам оставалось либо пользоваться двигателями с меньшим рабочим объёмом, либо пытаться приспособить для своих машин силовые установки из других серий.
Казалось, в выигрышном положении должны оказаться заводские команды Ferrari и Honda, ведь они строили моторы сами и имели в этом вопросе большой опыт. Однако и они не смогли подготовиться вовремя: Honda пропустила большую часть чемпионата, а 3-литровый V12 Ferrari оказался слишком ненадёжным – команде даже пришлось параллельно использовать на первых этапах переходную модель с 2,4-литровым двигателем.
А вот у Джека Брэбэма, напротив, было всё в порядке. Помимо Формулы 1, австралиец продолжал выступать и в Тасманской серии у себя на родине, где сотрудничал с компанией Repco. Она строила для его машин 2,5-литровые V8 на базе блока цилиндров Oldsmobile Jetfire 215. Вполне логично, что именно к ним Брэбэм обратился для создания трёхлитрового мотора. Заказ «Блэк Джека» был выполнен в срок. К началу чемпионата новый двигатель развивал 310 л.с. – далеко не рекорд даже по тем временам, но зато был компактным, лёгким, а главное – исключительно надёжным.
В то же время конкурентов Брэбэма преследовала одна неудача за другой: Джеки Стюарт травмировался в Бельгии и пропустил Гран При Франции, Джим Кларк туда приехал, но не вышел на старт, так как на квалификации в лицо попала птица, а команда Ferrari сначала рассорилась со своим лидером, Джоном Сёртизом, который перешёл в Cooper после двух гонок, а затем не смогла приехать на гонку в Брэндс-Хэтч из-за забастовки рабочих. В результате на пятый этап чемпионата 1966 года, который проходил в голландском Зандфорте, Брэбэм приехал, уже имея в своём активе две победы.
В квалификации гонщики Brabham показали лучшее время – Брэбэм завоевал поул, а Денни Халм стал вторым. Также с первой линии стартовал Джим Кларк, который на этот раз использовал Lotus с 2-литровым мотором Climax. Определённой неожиданностью стало четвёртое время Дэна Гёрни на Eagle-Climax, а также то, что выступавший только второй раз за сезон Майк Паркс показал пятый результат, значительно опередив своего напарника по Ferrari Лоренцо Бандини.
Джон Тэйлор разбил свой частный Brabham и оказался последним. Брюс Макларен, выступавший за собственную команду, показал время, которое позволяло ему стартовать в середине пелотона, но при этом его в очередной раз подвёл экзотический двигатель Serenissima. Так как запасных частей не было, на старт он не вышел.
Не вышел на старт и Брэбэм – во всяком случае, так поначалу показалось зрителям. К стоявшей на поуле машине, прихрамывая и опираясь на трость, подошёл какой-то старик с длинной бородой. Секундой спустя, однако, он ловко забрался на место пилота и засмеялся. К всеобщему восторгу, «стариком» оказался Джек – так австралиец посмеялся над постоянными разговорами в прессе, якобы в свои 40 он уже слишком стар, чтобы бороться за титул.
То, что критики ошибались, Брэбэм подтвердил и на старте, легко захватив лидерство. Джим Кларк в первый поворот вошёл вторым, но уже на третьем круге пропустил Халма – две машины Brabham возглавили гонку. Однако вскоре на машине Халма возникли проблемы с зажиганием, и он вынужден был отправиться в боксы. На третьем круге Йохен Риндт вылетел с трассы из-за проблем с коробкой передач. Спустя восемь кругов в том же месте ошибся и Майк Паркс, врезавшись в припаркованный там Cooper Риндта.
Несмотря на недостаток мощности его Climax, Кларк не отставал от Брэбэма и не терял надежды навязать ему борьбу за победу. На 27-м круге Брэбэм потерял скорость, пытаясь опередить на круг Спенса и Зифферта, и шотландец этим тут же воспользовался, вышел вперёд, а затем начал отрываться! Конечно, до финиша было ещё очень далеко (гонка продолжалась 90 кругов), но у Кларка появился реальный шанс одержать первую в сезоне победу в гонке.
Шотландец лидировал на протяжении большей части дистанции, но на 61 круге двигатель его Lotus начал сильно вибрировать. Как выяснилось позже, разрушился демпфер приводного вала. Само по себе это не помешало бы ему финишировать, но из-за сильных вибраций дал течь насос охлаждающей системы. Температура двигателя начала опасно расти.
Кларк сбросил скорость, пытаясь сохранить лидерство и отгораживаясь от стремительно настигавшего его Брэбэма круговыми. В какой-то момент даже сложилась необычная ситуация – Кларк проходил на круг Грэма Хилла, который в этот момент пытался также на круг опередить Джеки Стюарта, а тот – проделать аналогичную операцию с Лоренцо Бандини. В итоге все эти маневры завершились успешно.
Преследование не могло продолжаться вечно, на 76-м круге Брэбэм всё же вышел вперёд. Кларк отправился в боксы, чтобы пополнить запасы воды, но вернувшись на трассу, вынужден был сбросить скорость. Темп Джима оказался настолько низким, что Грэм Хилл смог нагнать его и опередить, обеспечив себе второе место – пусть и в круге от победителя. Кларк снова побывал в боксах и финишировал третьим, проиграв Брэбэму два круга. Официально его подиум был подтверждён только через два часа, так как финишную черту они пересекли со Стюартом почти одновременно.
Третья подряд победа Брэбэма сделала его безоговорочным фаворитом чемпионата. На второе место в личном зачёте вышел Хилл, но у англичанина было вдвое меньше очков, а его машина не могла конкурировать с Brabham-Repco ни по скорости, ни по надёжности. На следующем Гран При, который прошёл в Германии через две недели, над возрастом Брэбэма уже никто не смеялся.