Участники: Маурицио Арривабене (Ferrari), Эрик Булье (McLaren), Мэтью Картер (Lotus), Роберт Фернли (Force India), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Пол Хембри (Pirelli)
Вопрос: Маурицио, позвольте начать с вас. Вы не раз бывали в Монце в качестве партнера Ferrari и вместе с командой на её домашней трассе видели триумфы Шумахера, Баррикелло, Алонсо. Расскажите о той ответственности, которую вы чувствуете здесь в роли руководителя команды…
Маурицио Арривабене: Вы правы, на нас смотрит вся Монца, весь Милан. Вчера мы встретились с болельщиками и, увидев их энтузиазм, услышав крики поддержки, я, Себастьян и Кими подумали: «Нам нужно чем-то ответить им».
Прессинг и эмоции зашкаливают, хочется подарить этим людям повод для улыбки. Но мы представляем, на какой результат можем рассчитывать. Я чувствую огромную ответственность – особенно после той встречи с болельщиками, и надеюсь, что гигантское сердце, которое они привозят с собой и разворачивают на главной прямой после финиша гонки, станет эквивалентом условных баллов и повысит эффективность нашего мотора. Мне больше нечего добавить.
Вопрос: Наряду с Гран При Великобритании итальянский этап присутствовал в календаре с основания Формулы 1. Но мы всё чаще слышим, что перспективы дальнейшего его проведения под угрозой. Может ли Ferrari допустить, чтобы Гран При Италии исчез из чемпионата? Вы участвуете в этом процессе?
Маурицио Арривабене: Участие – слишком всеобъемлющее слово. Мы не ведем переговоры с Берни – это не наша работа. Вместе с тем я считаю, что Гран При Италии должен проводиться исключительно в Монце. В Маранелло я видел единственную фотографию Энцо Феррари на трассе, и эта фотография была сделана в Монце. Есть базис Формулы 1, и он представлен Монцей, Спа, Хоккенхаймом, Сильверстоуном и Монако – это основа чемпионата, которую мы должны сохранить. Если проводить аналогии с человеком, всякий, кто теряет связь с историей и культурой, теряет индивидуальность.
Если мы потеряем какой-то из основополагающих этапов, неизбежно пострадает зрелищность, потому следует предпринять все возможные усилия и сохранить эти гонки, так что посыл предельно ясен: Гран При Италии не может быть нигде, кроме Монцы. Второй момент – нужно сохранить основу чемпионата. Не имею ничего против других этапов, поскольку у нас международное шоу, но даже у шоу есть базис, и этот базис – несколько Гран При, о которых я говорил ранее. Таково мое личное мнение и позиция Ferrari.
Вопрос: Спасибо! Эрик, переходим к вам. По сравнению с неубедительным началом сезона прогресс McLaren очевиден, но достаточно ли быстро меняется ситуация?
Эрик Булье: Нет, поскольку нам хотелось бы занимать более высокие позиции и чаще претендовать на очки. Очевидно, это последний… Было понятно, что этапы в Спа и Монце окажутся для нас крайне непростыми, но видны и позитивные моменты: ситуация с надежностью постепенно улучшается, мы продолжаем дорабатывать машину настолько быстро, насколько это возможно.
Вопрос: В преддверии следующего сезона вам снова предстоит принять непростое решение по гонщикам. Каковы планы для Дженсона Баттона, Кевина Магнуссена и Стоффеля Вандорна? Сколько из них будут выступать в Формуле 1 в следующем году, и кто именно – в составе McLaren?
Эрик Булье: У McLaren только две машины, только два места пилота. При этом в нашем распоряжении есть два чемпиона мира, и мы намерены их сохранить. Это приятная проблема – иметь четырёх сильных гонщиков. Кевин и Стоффель очень хороши. Мы думаем, что они оба попадут в Формулу 1, и если мы не сможем обеспечить им место в команде, то сделаем всё, чтобы они смогли в следующем году выступать в гонках.
Вопрос: Мэтью, что значил для команды недавний подиум в Спа, и была ли у вас возможность отпраздновать успех, учитывая всю суету после Гран При?
Мэтью Картер: Подиум значил очень много – это настоящая награда для парней в Энстоуне, выкладывающихся неделю за неделей, и подтверждение качества нашей работы. Да, у успеха был горький привкус из-за прочих событий, о которых мне не хочется говорить, но он по-настоящему помог нам. Надеюсь, это первый шаг на пути дальнейшего прогресса.
Вопрос: В последние несколько недель не раз поднимался вопрос о возможном новом владельце команды. Что вы можете сказать о дальнейшем пути Lotus?
Мэтью Картер: Мне сложно комментировать эту тему, моя работа – руководить командой. Вопрос владения должен решаться между собственниками и покупателями. Могу лишь сказать, что переговоры с одним из автопроизводителей идут несколько месяцев, ну а в остальном мы стараемся максимально эффективно руководить командой теми методами, что есть у нас в распоряжении.
Вопрос: Роберт, предварительная версия календаря следующего сезона включает 21 этап, но вопрос о летнем перерыве предстоит решать командам. Насколько, по-вашему, важен этот перерыв, и что будет, если от него отказаться?
Роберт Фернли: Не менее важно поддержать владельца коммерческих прав. Мы понимаем, каких усилий ему стоит поддерживать мировой статус нашего спорта, и потому должны проводить гонки везде, где только возможно. Вместе с тем процесс должен быть выстроен вокруг команд – мы работаем в предельно плотном графике, постоянно переезжающим с места на место сотрудникам нужен летний отпуск, и если его не будет, люди просто «сгорят на работе», или нам придется нанимать резервные бригады, притом последний вариант далеко не лучший как для Формулы 1 в целом, так и в плане расходов для независимых команд.
С точки зрения СМИ после летнего перерыва внимание к трансляциям в преддверии второй половины сезона несколько возрастает – не стоит забывать, с каким воодушевлением болельщики ждут продолжения борьбы. Потому с моей точки зрения и с позиции Force India летний перерыв следует непременно сохранить.
Вопрос: Середину сезона Force India провела очень сильно – финиши в первой десятке, хорошие результаты в квалификации. Недавно вы продлили контракт с Нико Хюлкенбергом – насколько всё это важно для перспектив?
Роберт Фернли: Нам крайне важно сохранять стабильность – надеюсь, мы с этой задачей справимся. Виджей активно работает над очередным контрактом с Серхио – хочется верить, в Сингапуре мы об этом услышим. Учитывая преемственность правил в следующем сезоне, мы рассчитываем сохранить конкурентоспособность.
Вопрос: Пол, сегодня многие команды активно работали длинными сериями, проехав во второй тренировке солидную дистанцию. Какой вам видится стратегия на гонку?
Пол Хембри: Скорее всего, нас ждет гонка с единственным пит-стопом: мы понимали и до начала уик-энда. На эту тактику, как мне кажется, и ориентируются команды, а при разнице между составами в 1.2 секунды нас точно ждет вариант с одним пит-стопом, если не пойдет дождь.
Вопрос: В Спа впервые за долгое время с шинами возникли проблемы. Мы читали вчерашний пресс-релиз, не могли бы вы рассказать подробнее о выводах расследования и тех рекомендациях, что были предоставлены командам?
Пол Хембри: Прежде всего, я хотел бы отметить потрясающий уровень содействия со стороны Ferrari и Mercedes. Мы открыто обменивались информацией, FIA тоже принимала участие в процессе. Это взаимодействие ускользает от внимания журналистов, и я хотел бы поблагодарить за него всех участников. Развивая мысль, нам хотелось бы активнее взаимодействовать с гонщиками – мы обсуждали такую схему с несколькими командами и пришли к общему мнению, что должен иметь место открытый обмен информацией, поскольку все стремятся к одной цели, а эта цель предполагает обширную программу тестов.
В 2017 году изменятся габаритные размеры шин, и если мы останемся поставщиком чемпионата, потребуется соответствующая программа испытаний. Раньше шинники могли наматывать на тестах до 100 тысяч километров за сезон, а сейчас мы не вправе использовать машину Формулы 1 для каких-либо проверок. Потому мы активно взаимодействуем с командами, и я надеюсь, что в будущем найдется решение, которое позволит нам прогрессировать в более комфортной манере.
Вопрос: Кристиан, для Red Bull Racing сегодняшний день сложился непросто. С какими проблемами столкнулась команда?
Кристиан Хорнер: На машине Даниэля возникла проблема с гидравликой, спровоцированная сбоем системы DRS – вопрос решился заменой заднего антикрыла. У Даниила возникли неполадки в коробке передач, мы были вынуждены разбираться с ними в перерыве между сессиями – у механиков был очень напряженный день.
Вопрос: Владелец Red Bull Дитрих Матешиц говорил, что уйдет из Формулы 1, если команда не получит конкурентоспособный мотор. Не секрет, что вы ведете переговоры в расчете заполучить либо мотор Ferrari, либо мотор Mercedes. Какие условия вы можете предложить вашим вероятным партнерам?
Кристиан Хорнер: Сейчас у нас контракт с Renault. Насколько мне известно, я не вел переговоров с Ferrari – если только Маурицио не скажет обратное. Условия соглашения с Renault не касаются присутствующих здесь, и время покажет, какое у этих условий будущее. Надеюсь, всё решится в ближайшее время.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дитер Ренкен) Мэтью, не секрет, что у Lotus финансовые сложности, а теперь вам предстоят существенные расходы на выездные этапы. Можете ли вы гарантировать, что команда появится в Сингапуре? Вы уже отправили туда оборудование морским контейнером, и если да, то когда именно?
Мэтью Картер: Могу вас заверить, мы будем выступать в Сингапуре. Морской контейнер? Один из них уже отправлен, а на следующей неделе будет еще и авиарейс. Что касается первой части вашего вопроса – да, у нас есть финансовые трудности, об этом активно писали журналисты, и мы прилагаем все усилия, чтобы эти трудности устранить.
Ни одна из проблем не является критичной – мы по-прежнему участвуем в гонках и будем выступать дальше. Переговоры продолжаются, надеюсь, будущее команды определится тем или иным образом – когда я так говорю, это означает, что у нас есть несколько вариантов, способных обеспечить Lotus необходимые перспективы. Что касается нынешнего сезона, у нас есть достаточный бюджет, мы будем действовать в его рамках и примем участие во всех оставшихся гонках.
Вопрос: (Барна Жолдош) Вопрос для Маурицио, Кристиана и Эрика. Каким было ваше лучшее и худшее решение по ходу гонки? Какой момент был самым ярким, а о каком не хочется вспоминать?
Кристиан Хорнер: Я руковожу командой с пит-лейн уже десять лет, и таких решений было немало. Самым запоминающимся был 2010-й год, когда перед заключительным этапом в Абу Даби сразу четверо гонщиков претендовали на титул, и в тот день мы сработали абсолютно верно. Да, событий было много, сложно выделить какие-то из них…
Вопрос: Маурицио?
Маурицио Арривабене: За прошедшие восемь месяцев у меня не так много историй, которыми хочется поделиться…
Вопрос: Что было вашим лучшим решением?
Маурицио Арривабене: Для меня лучшим решением, а вернее, моментом, была победа в Малайзии, и моей первой мыслью тогда было: «Боже мой, так рано!» Если говорить о досадных моментах, могу назвать два этапа в Австрии и Канаде, когда мы выступили не лучшим образом в присутствии президента Ferrari господина Маркионне. Можете выбрать любой, в плане эмоций они одинаковы.
Вопрос: Эрик?
Эрик Булье: Лучшим моментом была победа Кими Райкконена в Абу Даби, а худшим – Гран При Германии 2013 года, когда Роман Грожан претендовал на первое место, но всё испортил выезд машины безопасности. Досадная ситуация… Впрочем, сейчас таких ситуаций гораздо больше.
Вопрос: (Мигель Санц) Эрик, какая из семи оставшихся трасс, кроме Сингапура, в большей степени подойдет машине McLaren?
Эрик Булье: Возможно, Сочи. Но на всех оставшихся трассах у нас не должно быть таких трудностей, как в Спа и Монце. Конфигурация в Сингапуре должна подойти нашей машине лучше прочих, но и на остальных автодромах мы не ждем серьезных проблем.
Вопрос: (Петер Фаркас) Пол, можете ли вы подтвердить опубликованные в сегодняшнем пресс-релизе цифры, согласно которым рекомендуемое минимальное давление в передних шинах установлено на отметке в 21 psi, в задних – на 19.5? Были ли рекомендации относительно угла развала колес? Схожий вопрос руководителям команд, особенно Кристиану и Маурицио – вы довольны такими параметрами? Как они сказались на сегодняшних результатах?
Пол Хембри: Цифры рассчитаны на основе информации, предоставленной разными командами. Конечно, они отличаются, потому анализ следует проводить на базе всего пелотона. Сегодня мы не видели проблем с пузырением, что могло стать следствием повышения давления – похоже, рекомендации сработали для большинства команд.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Я не в курсе цифр – они постоянно меняются. Думаю, в Pirelli качественно среагировали на проблему предыдущего уик-энда – очевидно, в этом плане Маурицио осведомлен лучше меня. Надеюсь, в этот раз обойдется без неприятностей – по крайней мере, на длинных сериях кругов, которым мы сегодня уделили основное внимание, всё было в норме.
Вопрос: Маурицио?
Маурицио Арривабене: Мы всё озвучили еще вчера. Специалисты Pirelli предоставили нам четкие объяснения, сегодня состоялась весьма конструктивная встреча, и мы намерены впредь собираться чаще, чтобы лучше взаимодействовать друг с другом. Меня полностью устраивает ситуация с давлением в шинах – мы получили рекомендации Pirelli и без проблем их соблюли.
Вопрос: (Алан Болдуин) Пол, в продолжение предыдущего вопроса – не могли бы вы озвучить сами цифры? Как заметил Кристиан, показатели меняются то вверх, то вниз. Если это всего лишь рекомендации, стремятся ли команды к какой-то конкретной величине?
Пол Хембри: Перед первой тренировкой мы рекомендовали в качестве минимального давления 21 psi в передних шинах и 19,5 в задних. Этих параметров мы будем придерживаться весь уик-энд.
Вопрос: (Дэн Натсон) Кристиан, насколько я понял, на этапе в Сочи вы ждёте новинки. Но если говорить о моторах, установленных на машины в этот уик-энд, есть ли в них какие-то усовершенствования?
Кристиан Хорнер: Нет, моторы той же версии, что и раньше. Когда появится обновленная версия силовой установки? Точная дата пока неизвестна, нужно запастись терпением и подождать.
Вопрос: (Хейкки Культа) Маурицио, я слышал, что вчера вечером Кими установил своеобразный рекорд, раздавая автографы почти полчаса! Вы приказали ему поступить так? Откуда такой энтузиазм?
Маурицио Арривабене: Нет, я просто поговорил с ним в своем стиле – шучу! Мы беседовали несколько раз, и я сказал Кими: «Я знаю, что ты классный, и, вероятно, этим ты и нравишься людям, но когда встречаешься с болельщиками, нужно давать автографы и, по меньшей мере, махать рукой, говорить «привет» и, по возможности, улыбаться». Кими последовал совету, а я задумался, не происходит ли нечто странное? Да, я был доволен ситуацией, но затем подумал, что Кими мог быть суеверным – он сделает по-моему, а в субботу и воскресенье пойдет дождь. Я даже рассчитывал на такой вариант! Кими вел себя очень славно, и меня это радовало, пусть даже я продолжал убеждать себя: «Нет, это не может быть Кими, это, наверное, его двойник!»
Вопрос: (Фернандо Рамос) Пол, вы говорили о необходимости полноценных тестов шин – таковы условия, на которых Pirelli готова остаться в чемпионате? Если команды и FIA не придут к единому мнению, согласится ли компания поставлять шины в течение последующих пяти лет без серьезных тестов?
Пол Хембри: Если учесть, что предлагаемый вариант перехода на более широкие шины более-менее одобрен всеми командами, это может стать условием нашего дальнейшего присутствия в чемпионате. Нельзя провести столь существенные изменения без полноценных тестов.
Вопрос: (Фабрицио Корнати) Маурицио, после сегодняшних свободных заездов каковы реальные цели Ferrari в гонке?
Маурицио Арривабене: Нам предстоит проделать большую работу, чтобы приблизиться к Mercedes. Как и ожидалось, они оказались очень быстры, но и наш темп был не таким уж плохим. Слишком рано что-либо обещать, но мы сработаем по максимуму, ведь для Ferrari это домашний этап. Конкуренция острая, однако Mercedes пока далеко впереди.
Вопрос: (Грэм Килл) Вопрос ко всем, кроме Пола. Williams подтвердила состав на следующий сезон – он не изменится. Есть ощущение, что в наше время команды не стремятся менять гонщиков – вы согласны с этим, и если да, в чем причины – в запрете на тесты, и нечто другое?
Роберт Фернли: Не думаю, что есть причины полагать, что мы не готовы менять гонщиков. Конечно, все стремятся к стабильности, и если ваши гонщики выступают здорово, хочется их оставить. Опять же, если гонщик уходит, и появляется возможность взять на его место кого-то другого, в независимых командах этот шанс стараются использовать эффективно.
Мэтью Картер: У нас, очевидно, ситуация иная – у обоих гонщиков есть контракт, и единственная причина, по которой мы до сих пор не объявили состав, заключается в том, что мы ждем, как в ближайшие несколько недель будет развиваться ситуация вокруг команды. Причин для изменений нет, у Пастора и Романа есть действующие соглашения, просто сейчас у Lotus иные проблемы.
Вопрос: Эрик, а вы, кажется, уже отвечали на подобный вопрос.
Эрик Булье: Да, отвечал.
Маурицио Арривабене: Мы подтвердили контракт с Кими после этапа в Венгрии. Он чемпион мира, последний из тех, кто принес Ferrari титул – не стоит забывать об этом. Кроме того, нам хотелось обеспечить стабильность в относительно молодом коллективе и обозначить всем четкие ориентиры. Опять же, вы сами можете наблюдать, что Кими стал лучше общаться с журналистами, он изменился. Ну а Себастьян не нуждается в дополнительных комментариях.
Кристиан Хорнер: Смена состава – серьезное событие. Гонщики – один из ключевых элементов команды, и в случае замены нужно искать лучший вариант. Что касается нашей ситуации, у Риккардо долгосрочный контракт, а у Квята есть опцион, к которому мы вернемся в определенный момент. Компания Red Bull всегда инвестировала в молодежь и явила миру немало ярких талантов – приятно видеть, как Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс успешно справляются со своей работой. В GP2 и других гоночных сериях Red Bull продолжает поддерживать молодые дарования, так что у нас поле выбора весьма обширное, но всегда хочется заполучить лучшее.
Вопрос: (Луис Деккер) Маурицио, на трибунах в районе связки Ascari я видел немало желтых футболок с надписью «Лелло» - это сокращение от фамилии молодого итальянского гонщика Рафаэле Марчьелло, ныне выступающего в GP2. Вопрос – кто будет следующим итальянским гонщиком в Формуле 1, и когда это произойдет?
Маурицио Арривабене: Ещё не время. Актуальные слухи сейчас связаны с Валентино Росси, а что касается Марчьелло, он является одним из слушателей Академии Ferrari, притом каждый слушатель должен проявить свой талант, прежде чем получит право выступать в Формуле 1. Хорошо, что у него немало болельщиков – их роль крайне важна, но мастерство нужно подтверждать. Принцип один для всех – желаемое необходимо заслужить. Мы довольны выступлениями Рафаэле, но его сезон еще не закончен. Кстати, прошу извинить – я услышал про желтый цвет и сразу подумал о Валентино Росси.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Пол, после инцидентов в Спа на Pirelli обрушился шквал критики, но на этой неделе в адрес компании от имени держателя коммерческих прав звучат гораздо более теплые комментарии. Мы можем выдумать миллион причин, но сам факт беспрецедентный. Мы знаем, что вы соперничаете с другим производителем шин за право поставлять резину Формуле 1. После недавней критики задумывалось ли руководство Pirelli о том, чтобы уйти из чемпионата?
Пол Хембри: Нет, поскольку шумиха вокруг ситуации была раздута искусственно. Как я уже говорил, мы тесно взаимодействовали с Ferrari, Mercedes и некоторыми другими командами, а также с FIA, тогда как напряжение было скорее в СМИ, чем в реальной жизни. Сейчас мы обсуждаем дальнейшие перспективы, есть области, которые требуют определенных изменений. Я уже говорил о тестах, кроме того, мы хотим удостовериться, что все участники – команды, гонщики и мы сами – одинаково понимаем, к чему стремимся, и что для этого делаем, чтобы у всех было одинаковое понимание цели.
Вопрос: (Алан Болдуин) Маурицио, есть новости о контракте Джеймса Эллисона? Он подписал новое долгосрочное соглашение с Ferrari?
Маурицио Арривабене: Я уже подтверждал эту информацию в Бельгии. Да, у Эллисона долгосрочный контракт с командой.
Вопрос: (Петер Фаркас) Маурицио, к этапу в Монце в Ferrari доработали силовую установку? Если да, то каков прирост в мощности?
Маурицио Арривабене: Знаменитый супермотор… Да, мы израсходовали пару условных баллов, но прогресс не такой уж значительный – мы пока далеки от того невероятного мотора, о котором столько разговоров. У нас нет супермотора, у нас силовая установка Ferrari, и этого вполне достаточно.
Перевод: Валерий Карташев