Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Монако – одно большое исключение из правил Формулы 1. Единственная трасса в календаре с длиной менее четырёх километров, а общей дистанцией – менее 305 км. Единственная трасса, где практически нет прямых, так что даже стартовая решётка и зона DRS находятся в поворотах. Наконец, это единственный Гран При, где из-за тесноты паддок отделён от боксов, что здорово осложняет работу сотрудников команд.
Стоит признать, что трасса в Монако совершенно непригодна для современной Формулы 1. Тем не менее, этот Гран При не только сохраняет место в календаре, но даже слухов о его возможном исключении не возникает – хотя другим историческим трассам, вроде Сильверстоуна, Монцы, Нюрбургринга или Спа, это вовсе не гарантировано.
Причина особого статуса Гран При Монако не в спортивной сфере, а в коммерческой. Для команд и организаторов гонка в Монте-Карло – это витрина, своего рода выставочный, показательный этап. Сюда приглашаются ключевые партнёры и спонсоры, чтобы впечатлить их блеском и гламуром княжества на берегу Средиземного моря.
Если говорить о спортивной составляющей, то гонки в Монако весьма своеобразны. Там практически невозможно обгонять – в любом другом месте это означало бы скучную гонку, в которой машины просто едут от старта до финиша друг за другом. Неудивительно, что за последние десять лет здесь девять раз побеждал пилот, стартовавший с поула.
Но в Монако так много возможностей допустить ошибку, что никакое преимущество в квалификации не гарантирует победу. Классический пример – Гран При 1988 года, когда Айртон Сенна с огромным преимуществом завоевал поул, опередив напарника по McLaren Алена Проста на 1,4 секунды, но в гонке ошибся и врезался в стену, а победу одержал Прост.
Бесконечные повороты и близость отбойников значительно повышают фактор случайности, в истории Формулы 1 немало случаев, когда пилот одерживал в Монте-Карло свою единственную победу за карьеру – так было с Ярно Трулли, с Оливье Панисом, с Жаном-Пьером Бельтуазом. А на счету Мориса Трентиньяна и вовсе уникальное достижение: он побеждал в Формуле 1 дважды, и оба раза – в Монако.
Что касается ситуации в чемпионате, то победа в Испании подоспела для Нико Росберга как раз вовремя. Росберг очень успешен в Монако – он выиграл два прошлых Гран При на этой трассе. Хэмилтон побеждал лишь однажды, в 2008-м, да и то во многом благодаря дождю. И хотя Льюис уверенно лидирует в личном зачёте, психологическое преимущество на этот раз на стороне Нико. Будем, однако, надеяться, что обойдётся без спорных ситуаций, вроде остановки машины на последнем круге квалификации в 2014-м.
Другой любопытный факт – четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель тоже побеждал здесь только один раз, в 2011-м. У его нынешней команды, Ferrari, статистика ещё хуже – последнюю победу Скудерии в Монте-Карло принёс Михаэль Шумахер в 2001-м! Кто знает, может минус и минус дадут плюс, и гонщик с командой нарушат тенденцию.
О трассе...
Circuit de Monaco. 78 кругов по 3340 метров = 260,520 км, 19 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45% круга – самый низкий показатель в сезоне.
13 зон торможения, но благодаря невысоким скоростям износ тормозов – средний. На торможении гонщики проводят 21% времени круга. Переключать передачи приходится 48 раз за круг. Перед Гран При 2015 года на большей части трассы уложили новый асфальт и немного изменили конфигурацию поворота Tabac, что вряд ли серьёзно скажется на результатах.
Из-за того, что тут практически нет прямых и негде разогнаться, преимущество в Монако получают хорошо управляемые машины, а мощность мотора отходит на второй план. А так как подавляющая часть поворотов медленные, снижается и значимость аэродинамики – на первый план выходит механическое сцепление с трассой и эффективность разгона.
О резине...
В Монако мы впервые в сезоне увидим доработанные шины SuperSoft – до этого они использовались только на тестах. В Монако шины изнашиваются не слишком интенсивно – поверхность асфальта гладкая и нет быстрых поворотов, где резина испытывала бы высокие нагрузки.
В Монако очень важна стратегия, оптимальное время для проведения пит-стопов. Причём, не только до гонки, но и во время неё, ведь вероятность появления автомобиля безопасности чрезвычайно велика, более 80% – нужно оперативно реагировать на ситуацию. Проведение пит-стопа занимает 25 секунд, что довольно много, а в случае попадания в трафик, отыграться порой просто невозможно.
Год назад в Монако...
Прошлогодний Гран При Монако ознаменовался одним из самых громких скандалов в сезоне – в финале квалификации Нико Росберг, заняв промежуточный поул в первой попытке, ошибся во второй, вызвав появление желтых флагов, когда соперники находились на быстром круге – в том числе и его напарник Льюис Хэмилтон. В результате улучшить время никому не удалось, и Росберг сохранил первое место.
После окончания сессии стюарды изучили действия Нико, но не усмотрели в них умысла, хотя некоторые гонщики в субботу уверяли, что Росберг остановился нарочно, так как допустить непреднамеренную ошибку в том месте просто невозможно.
Стартовав первым, Росберг первым и финишировал, ни разу не отдав лидерства, несмотря на два выезда автомобиля безопасности. Хэмилтон пробовал прессинговать напарника, но ближе к концу дистанции сбросил скорость – что-то попало ему в глаз. Тем не менее, он уверенно отстоял вторую позицию. На третье место поначалу вырвался блестяще стартовавший Райкконен, но после двух проколов финн финишировал только 12-м. Нижняя ступенька подиума в итоге тоже досталась тому же пилоту, что и начинал гонку третьим, Даниэлю Риккардо.
Благодаря многочисленным сходам и проблемам у лидеров, команда Marussia добилась самого большого достижения – Жюль Бьянки финишировал восьмым. После гонки к его времени было добавлено 5 секунд, но француз потерял всего одну позицию и принёс команде первые (и последние) очки в её истории.