Участники: Мониша Кальтенборн (Sauber), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Клэр Уильямс (Williams), Роберт Фернли (Force India), Эрик Булье (McLaren), Фредерик Вассёр (Renault)
Вопрос: Эрик, расскажите об обновленной силовой установке на машинах McLaren в этот уик-энд. Насколько она лучше предыдущей версии, есть ли опасения по поводу надежности после утренних проблем у Фернандо Алонсо?
Эрик Булье: Отличия объяснить довольно просто. Мощность силовой установки определяется, во-первых, двигателем внутреннего сгорания, а во-вторых, вторичной энергией турбины и MGU-H – в Honda проделали блестящую работу над этими составляющими. По поводу надежности у нас нет опасений. Да, небольшая проблема утром стоила нам замены всей силовой установки и пропуска сессии, но во второй тренировке обе машины ехали без каких-либо инцидентов.
Вопрос: Можете описать в цифрах, какой прогресс на круге обеспечит доработанная силовая установка?
Эрик Булье: Могу, но вам не скажу!
Вопрос: В этот уик-энд в боксах McLaren присутствует бывший спортивный директор Volkswagen Йост Капито. Когда он приступит к работе в команде, и какое место займет в управленческой структуре?
Эрик Булье: Йост приступит к работе в ближайшие дни. В этот уик-энд он с нами в качестве наблюдателя и не носит униформу команды. Он займет пост исполнительного директора McLaren Racing.
Вопрос: Спасибо! Клэр, перейдем к вам. Хотел бы начать с пилотов – недавно технический директор Williams Пэт Симондс сказал, что команда готова приглашать ведущих гонщиков чемпионата. Из этого можно сделать вывод, что нынешних гонщиков Williams к ведущим не отнесешь – вы согласны с таким мнением?
Клэр Уильямс: По-моему, эти слова Пэта, опубликованные во время летнего перерыва, были сказаны им ещё в январе – забавно, что они были интерпретированы таким образом. В свое время Пэт намекал на одного конкретного гонщика, его слова никак не касались нынешнего состава Williams.
Мы не раз говорили, что вполне довольны работой Фелипе и Валттери. Понимаю, все ждут от нас заявления, так как многие команды уже объявили состав, но мы пока не готовы назвать гонщиков на следующий сезон. Мы рассматриваем все варианты и, надеюсь, сможем вскоре обо всем рассказать.
Вопрос: Когда именно команда объявит о своем решении?
Клэр Уильямс: Ближе к концу года.
Вопрос: Хорошо, перейдем к нынешнему уик-энду. В Спа Williams всегда были очень сильны, но сегодня у команды возникли определенные сложности, по итогам дня у вас лишь 16 и 17 время. Насколько вы уверены в хорошем результате?
Клэр Уильямс: В предыдущих гонках мы рассчитывали, что трасса подойдет нашей машине, но в силу определенных причин всё оказалось иначе. Команда приложила максимум усилий, чтобы понять, где была допущена ошибка – ситуация очень досадная, мы ведем непростую борьбу с Force India, и нам бы не хотелось уступить им четвертое место в Кубке конструкторов.
Нынешний уик-энд тоже обещает быть сложным, так как в Спа есть участки, которые не вполне подходят нашему шасси. Не знаю, что вам ответить. После сегодняшних свободных заездов, где мы показали только шестнадцатое и семнадцатое время и столкнулись с некоторыми проблемами, я не вполне понимаю, на какие позиции мы можем рассчитывать в гонке, но надеюсь, что сумеем заработать очки.
Вопрос: Благодарю вас! Роберт, у Force India тоже неплохой послужной список в Бельгии, и пока для вашей команды уик-энд складывается успешно – третий и пятый результаты во второй сессии. Полагаете, вам удастся опередить Williams в Спа? Что скажете о борьбе с ними в Кубке конструкторов?
Роберт Фернли: Конечно, нам хотелось бы опередить здесь Williams, но нужно понимать, что этапы в Монце и Спа определенным образом им подходят. После Гран При Италии нам предстоит оценить положение дел, и если шансы останутся – бороться до конца сезона. Предстоящие два этапа будут в каком-то смысле определяющими, так как Williams всегда была сильна в Бельгии и в Италии.
Вопрос: Затронем вопрос о гонщиках. Во время Гран При Великобритании Виджей Малья сказал, что у Хюлкенберга и Переса есть контракты с командой на 2017 год, но Серхио заметил, что примет решение после летнего перерыва. Он уже сделал это?
Роберт Фернли: Прежде всего, у Нико и Серхио есть действующий контракт – это вполне естественно, поскольку команде нужна преемственность, и нам хотелось бы сохранить их обоих. Просто в случае с Серхио нам предстоят более сложные переговоры по коммерческим вопросам, но они начнутся лишь тогда, когда мы гарантируем себе полноценный состав на следующий сезон. Этот процесс продолжается, и я буду весьма удивлен, если в 2017-м году мы вдруг окажемся без кого-либо из наших гонщиков.
Вопрос: Фредерик, в случае с Renault вопрос о составе тоже остается открытым. Когда команда планирует принять решение?
Фредерик Вассёр: Тот же ответ, что у Клэр – ближе к концу года. У нас нет необходимости спешить, мы примем решение в ближайшие несколько недель или месяцев.
Вопрос: Вопрос о гонщиках – приоритетный, или же намного важнее решить вопросы, касающиеся технической структуры команды?
Фредерик Вассёр: Гонщики всегда в приоритете, так как без них невозможно участвовать в гонках. (оставшаяся часть ответа – неразборчиво)
Вопрос: Какова вероятность, что Эстебан Окон в следующем году будет выступать за Renault? В нынешнем сезоне он несколько раз представлял вашу команду в пятничных тренировках, сейчас дебютирует в Manor. Рассматривается ли его кандидатура?
Фредерик Вассёр: Такой вариант вполне возможен. Не волнуйтесь, скоро мы определимся.
Вопрос: Мониша, как и в Renault, в Sauber происходят определенные изменения. Теперь, когда у команды новые владельцы, каковы дальнейшие планы? Есть ли некий график?
Мониша Кальтенборн: Хочется сделать всё как можно быстрее, так как у нас по-прежнему есть задачи на нынешний сезон, а до его завершения не так много гонок. При этом в следующем году нас ждут серьезные изменения в правилах, так что терять время недопустимо.
Процесс идет давно, но с новыми инвесторами у нас теперь совершенно иной базис. Одновременно и предельно оперативно нам предстоит пересмотреть техническую структуру, кадровый состав, финансовые вопросы – все эти задачи уже сейчас решаются параллельно.
Вопрос: Вы сказали, что у команды остались задачи на сезон – среди них есть задача заработать очки? Только вам в этом году сделать этого не удалось. В Бельгию вы привезли немало новинок, можно ли ожидать более высоких результатов?
Мониша Кальтенборн: Некоторые новинки ещё готовятся, но в целом ничего фундаментального, поскольку коллектив уже работает над перспективным шасси. Но оставаться в нынешнем положении тоже не вариант – у нас уже был сезон, когда мы не заработали ни одного очка. Причин множество, но нельзя просто оправдать всё тем, что, мол, так получилось – нужно заработать хотя бы очко и вернуться в привычный ритм.
Вопрос: Кристиан, в Хоккенхайме Red Bull Racing смогла опередить Ferrari и, если судить по сегодняшним результатам, здесь сохранила преимущество. Каков прогноз на ближайшие гонки? Вы сумеете остаться впереди Ferrari? Сумеете навязать борьбу Mercedes?
Кристиан Хорнер: Это две разные задачи. Удержаться впереди Ferrari – очевидная цель, и в этом плане две предстоящие гонки будут самыми непростыми из девяти оставшихся этапов, так как трассы в Спа и Монце требовательны к мощности мотора. Что касается Mercedes, у них очень серьезное преимущество, но в отдельных Гран При у нас получалось подобраться чуть ближе. Надеюсь, шансы появятся на отдельных трассах, скажем – в Сингапуре. Кроме того, в этот уик-энд Mercedes предстоит решать определенные проблемы с одной из своих машин – это тоже создает возможности.
Вопрос: Насколько важно для Red Bull Racing второе место в Кубке конструкторов? Или для вас важнее бросить все усилия на подготовку к следующему сезону?
Кристиан Хорнер: Это вопрос на несколько миллионов фунтов стерлингов, так что результат в Кубке конструкторов весьма значим. Есть желание сохранить ритм, заданный в предыдущих гонках, вплоть до заключительного этапа в Абу Даби. Разумеется, одновременно, как и все участники, мы активно работаем над перспективным шасси в свете предстоящей смены регламента – на базе команды сейчас очень напряженный график.
Вопросы с мест
Вопрос: (Марк Зурер) Фредерик, кажется, сегодня мы впервые наблюдали, как машина заглохла на трассе, а потом завелась и поехала дальше. Почему произошла остановка, и как вам удалось снова завести мотор?
Фредерик Вассёр: По ходу тренировки отказал один из датчиков, и мы решили сначала заглушить мотор, а потом запустили его за счет энергии аккумуляторов и MGU-K. Для нас это не первый случай – думаю, все команды не раз так поступали.
Вопрос: (Оана Попоиу) Роберт, у Force India неплохие шансы закончить сезон на четвертом месте в Кубке конструкторов. Приходится ли команде идти на компромисс в работе над перспективным шасси?
Роберт Фернли: Нет, поскольку это два разных процесса. Сейчас мы сражаемся с Williams, они пока впереди – это очень конкурентоспособная команда, нам нужно приложить немало усилий, чтобы обойти их. Что касается следующего сезона, эта работа разворачивается на базе команды – там коллектив работает на пределе, и точно так же, уверен, обстоят дела у других участников. Повторюсь, это два разных процесса.
Вопрос: (Томас Лунд Хансен) Фредерик, вы говорили, что Renault необходим лидер. Какими качествами этот лидер должен обладать, и есть ли они у Кевина Магнуссена?
Фредерик Вассёр: Весь проект должен строиться вокруг гонщика, так как гонщик выступает его катализатором и мотивирует команду. Если вспомнить истории успеха из прошлого – Себастьяна Феттеля в Red Bull Racing или Михаэля Шумахера в Ferrari – в основе каждой был конкретный пилот, и мы должны придерживаться такого же подхода в ближайшие шесть-семь лет. Кевин хорошо справляется с работой, но я не хотел бы возвращаться к вопросу о контрактах – мы скоро примем решение. Команде необходимо прибавить и в части структуры, так что дело не сводится к одним лишь гонщикам. На данный момент я полностью доволен нашим составом.
Вопрос: (Дитер Ренкен) На согласование нынешнего регламента на моторы потребовалось более пяти лет. Этот регламент будет в силе еще четыре с половиной года, прежде чем прекратит свое действие в конце 2020-го. Когда, по-вашему, следует начать обсуждение нового регламента на моторы и какие моменты целесообразно учесть?
Кристиан Хорнер: Ответ прост – нужны дешевые, громкие и мощные моторы. Полный отказ от нынешних разработок неприемлем, так как в эти силовые установки вложено немало ресурсов, но затраты по-прежнему остаются существенным фактором – особенно для команд, которые приобретают моторы у производителей.
В следующем году изменения коснутся шасси, машины станут более агрессивными, более быстрыми, но Формуле 1 явно не хватает звучания, и этот момент обязательно нужно учесть при работе над новым регламентом. При этом, важно не уходить слишком далеко от нынешних спецификаций – отказ от них после столь долгого периода был бы неправильным шагом.
Эрик Булье: Как мне кажется, если вы хотите скорректировать затраты и добиться примерного равенства моторов в пелотоне, действие нынешнего регламента должно продолжиться и после 2020-го. Как заметил Кристиан, чемпионату не хватает звучания – этот вопрос можно решить технически, а стабильность в правилах и реализация определенных долгосрочных проектов позволят быстрее добиться равенства характеристик и снижения затрат.
Клэр Уильямс: Соглашусь с Кристианом и Эриком. Для независимой команды, вроде Williams, продление нынешнего регламента на срок после 2020-го года и его стабилизация были бы крайне важными на случай, если мы решим искать иного поставщика – к 2020-му заканчивается наше действующее соглашение с Mercedes. И я убеждена, что нам следует сохранить гибридную составляющую силовых установок – с ней Формула 1 несет важный посыл всему миру.
Фредерик Вассёр: Схожий ответ. Если вы хотите более зрелищных гонок, нужно сократить отрывы в пелотоне, а для этого необходимо добиться сопоставимых характеристик силовых установок. Кроме того, в перспективе нам удалось бы снизить стоимость моторов, но если кардинальным образом поменять правила, расходы неизбежно вырастут, так как придется вкладываться в разработки и рисковать увеличением отрывов. Нужно придерживаться нынешней версии регламента и скорректировать лишь те моменты, где это оправданно.
Мониша Кальтенборн: Для Sauber, как независимой команды, вопрос стоимости моторов крайне важен. Стабильность правил позволяет добиться снижения затрат, но ничуть не меньшее значение имеет вопрос корректировок. Дополнительные издержки могут оказаться весьма существенными, и это как раз то, от чего страдают независимые команды: в дополнение к затратам на силовые установки – а эти затраты сами по себе выше расходов на моторы предыдущей спецификации, мы получаем невероятные затраты на интеграцию этих силовых установок с шасси, потому стабильность в регламенте – ключевой фактор.
Конечно, как заметил Кристиан, следует помнить о зрелищности, и в этом плане с нынешними моторами был допущен ряд ошибок. В то же время необходимо учитывать и интересы производителей в определенных технологиях. С учетом самых разных позиций, мнений и интересов крайне важно начинать переговоры уже сейчас, так как у нас были примеры, когда правила менялись в один момент, а на выходе получались разные подходы и интерпретации. Нужно иметь достаточно времени для выработки приемлемого решения и не допускать ситуации, когда у вас остается всего шесть месяцев на выбор хоть чего-нибудь.
Роберт Фернли: Поддержу позицию Кристиана. Нужны моторы по приемлемым ценам и решение проблемы со звучанием, но, как мне кажется, мы обманываем сами себя если думаем, что в этом процессе независимые команды имеют хоть какое-то влияние. В конечном итоге всё решат производители, а нам предстоит либо принять их предложение, либо уйти.
Вопрос: (Сильвия Ариас) Господин Булье, в четверг Фернандо Алонсо признался, что не наслаждается современной Формулой 1. Что вы об этом думаете? Каково это – иметь в команде гонщика, который не получает удовольствия от пилотажа?
Эрик Булье: Мы много работали над регламентом для следующего сезона, и в этом процессе McLaren предлагала весьма радикальные варианты. Сейчас гонщикам нравится выступать в квалификации, поскольку мы превосходим рекорды прошлых лет – машины для этого достаточно быстры. Гонщики обожают агрессивные машины, и Фернандо, будучи одним из самых опытных участников чемпионата, прекрасно помнит, какими были машины в 2005 и 2006 годах, когда боковые перегрузки и скорость в поворотах были заметно выше нынешних. Полагаю, новый регламент позволит устранить часть имеющихся проблем.
Сейчас гонщикам не нравится пилотаж, поскольку машины тяжелее, по ходу дистанции приходится беречь шины, топливо. За счет смены правил удовольствия будет больше. Мы не раз обсуждали этот вопрос, ситуация вполне понятна – у Формулы 1 должен быть свой вау-эффект, когда молодой гонщик приходит в чемпионат и понимает, что а) это действительно вершина автоспорта, б) этими машинами невероятно трудно управлять.
Вопрос: (Луис Деккер) Кристиан, прошло немало времени с тех пор, как Red Bull Racing побеждала дублем. Представьте, что в воскресенье в финальной фазе гонки Даниэль Риккардо лидирует, а Макс Ферстаппен очень быстр и желает выиграть домашний этап. Как вы сумеете предотвратить проблемы вроде тех, что в аналогичной ситуации наблюдались у Mercedes?
Кристиан Хорнер: Подобные вещи обсуждаются заранее – мы выбираем тактику, разрабатываем правила для конкретных ситуаций… Правда, сразу после старта всё это забывается напрочь. Эти парни – гонщики, и если нам представится шанс бороться за победу, и впереди Макса будет кто-то другой… Знаете, на эту гонку приехала едва ли не половина Голландии – не могу представить, что Макс в такой ситуации не попытается атаковать.
С нашей стороны было бы ошибкой использовать командную тактику, потому всё, о чем мы просим гонщиков – это оставлять друг другу достаточно места. Если вы сражаетесь между собой – сражайтесь честно и помните, что за рулем этих машин вы представляете мечты и чаяния 750 человек. Команда – это не только гонщики.
Перевод: Валерий Карташев