Участники: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Фернандо Алонсо (McLaren), Даниил Квят (Toro Rosso), Роман Грожан (Haas), Эстебан Окон (Manor)
Вопрос: Эстебан, поздравляем с дебютом в Формуле 1! Опишите свои эмоции – насколько вы обрадованы и удивлены тому, что в этот уик-энд проведёте свой первый Гран При?
Эстебан Окон: Благодарю за поздравления! Мне представилась отличная возможность выступить в Спа – спасибо за это Mercedes, Renault и Manor. Здорово дебютировать в Бельгии. Знание трассы поможет быстрее обрести скорость – посмотрим, как всё сложится. Я готов к дебюту и с нетерпением его жду.
Вопрос: Вам только девятнадцать лет, но вы не раз гонялись в Спа. В предыдущих трех гонках вы проводили с Renault первую часть пятничных свободных заездов – чувствуете ли вы, что готовы к борьбе?
Эстебан Окон: По-моему, я получил максимально возможную подготовку. Я с давнего времени регулярно появляюсь в паддоке, не раз управлял машиной Формулы 1 – приятно, наконец, сделать очередной шаг, и я к нему полностью готов.
Вопрос: Каковы ваши цели на предстоящий уик-энд и оставшуюся часть сезона?
Эстебан Окон: Было бы здорово заработать несколько очков – именно такой будет цель. Необходимо изучить команду и ее подходы, понаблюдать за Паскалем, учиться у него и вместе прибавлять в скорости. Верляйн – отличный гонщик, он был быстр с самого начала сезона, и мне стоит поучиться у него, как найти скорость в квалификации.
Вопрос: Даниил, после возвращения в Toro Rosso сезон складывался для вас непросто, вы даже обмолвились, что в каком-то смысле разлюбили Формулу 1. Как повлиял на ваш настрой летний перерыв?
Даниил Квят: Перерыв пошел на пользу, сейчас ощущения в норме. Я здесь, чтобы выполнить свою работу, поскольку знаю, как управлять машиной – ничего особенного.
Вопрос: Какого результата можно ожидать в этот уик-энд? Год назад в Спа вы финишировали четвертым, а на предыдущем этапе в Германии команда представила немало новинок…
Даниил Квят: Я не умею предсказывать будущее. Мы выйдем на трассу, постараемся по максимуму раскрыть свой потенциал, а там посмотрим. Это всё, что в моих силах.
Вопрос: Роман, в прошлом году в Бельгии вы с Lotus завоевали подиум, но в этом сезоне с Haas лето выдалось менее результативным – в прошлый раз вы зарабатывали очки в Австрии. Какого рода «перезагрузка» нужна команде перед второй половиной сезона?
Роман Грожан: Да, этапы, предшествовавшие летнему перерыву, сложились не так, как хотелось бы. Команда добилась прогресса, но есть моменты, с которыми нужно разобраться. Пауза в чемпионате помогла всем немного спокойнее взглянуть на ситуацию и возможности – надеюсь, по возвращении в кокпит машина будет вести себя так же, как в начале сезона, и с этого этапа мы сможем зарабатывать очки.
Я по-прежнему считаю, что первая половина года оказалась весьма позитивной, и пусть совсем недавно у нас возникали сложности, мы никогда не были так уж далеки от призовой десятки – Эстебан не раз финишировал одиннадцатым. Да, у меня проблем было больше, но, надеюсь, они остались позади, и здесь мы выступим успешно.
Вопрос: Насколько острым выглядит сражение с ближайшими конкурентами в Кубке конструкторов? Вам по силам остаться впереди Renault, догнать McLaren? Какая цель в приоритете?
Роман Грожан: Основная задача – набираться опыта и выкладываться по максимуму, но мы скорее хотим догнать McLaren, чем просто обезопасить свои позиции от Renault. Отрыв от преследователей достаточен, по чистой скорости они ничуть не лучше нас. Да, в McLaren добились серьезного прогресса, но это не означает, что нам не по силам навязать им борьбу.
Вопрос: Макс, ваша мама родилась всего в 50 км от Спа. Многие голландские болельщики приедут поддержать вас – считаете ли вы бельгийский этап домашним?
Макс Ферстаппен: Думаю, да. Пусть я не так часто выступал в Бельгии, здешняя трасса находится ближе всего к Нидерландам, сюда приезжает немало болельщиков – с нетерпением жду всего этого!
Вопрос: В Германии Red Bull Racing оказалась быстрее Ferrari. Полагаете, в предстоящих гонках вам удастся закрепить преимущество?
Макс Ферстаппен: Мы постараемся это сделать. Предыдущие несколько гонок сложились очень удачно, мы обошли Ferrari, и сейчас главное – остаться впереди и попытаться приблизиться к Mercedes. Это будет весьма непросто, но мы продолжаем выкладываться по максимуму, дорабатываем машину – до недавнего времени такой подход себя оправдывал.
Вопрос: Для борьбы за результат в этот уик-энд вашим силовым установкам хватит мощности?
Макс Ферстаппен: Надеюсь. Сперва нужно найти правильные настройки, а там посмотрим, что будет.
Вопрос: Фернандо, руководитель проекта Honda в Формуле 1 Юсуке Хасэгава недавно назвал прогресс команды впечатляющим – вы согласны с такой оценкой?
Фернандо Алонсо: Определенно. Ещё двенадцать месяцев назад ситуация была совершенно иной – тогда в Бельгии мы стартовали из последнего ряда, задействовав уже девятый мотор с начала сезона. В 2015-м в Германии и Венгрии нас дважды обгоняли на круг, но с тех пор нам удалось сбросить несколько минут – не секунд! – с общего времени прохождения гонки, так что положение дел заметно лучше. Мы наслаждаемся работой, а прогресс вселяет оптимизм – в том числе на следующий год.
Команда подготовила новинки, мы с нетерпением ждём начала уик-энда. Все понимают, что этапы в Спа и Монце будут для нас очень непростыми из-за особенностей трасс, но мы, повторюсь, наслаждаемся прогрессом и мечтаем о более высоких результатах.
Вопрос: Вы сказали, что команда подготовила модификации, но каким, по-вашему, должен быть основной приоритет? Желаете ли вы продолжения работы над нынешней машиной, или же предпочли бы направить все усилия на подготовку к следующему сезону?
Фернандо Алонсо: Мы хотим выиграть чемпионат, а в нынешнем сезоне эта цель уже недостижима.
Вопрос: Льюис, для вас летняя фаза сезона сложилась потрясающе – вы выиграли четыре предыдущие гонки и приехали в Спа с преимуществом в 19 очков в личном зачете! Хотелось ли вам, чтобы летний перерыв вовсе не наступал, или нужно было набраться сил?
Льюис Хэмилтон: Доброго вечера всем присутствующим, правда, я ожидал увидеть больше загорелых людей! Я был рад летнему перерыву, мне и команде он был нужен, как и всем остальным участникам. За один месяц мы провели четыре гонки, так что отдых оказался весьма кстати – все вернулись к работе, чувствуя прилив сил.
Вопрос: Вам по силам выступить столь же уверенно, как в Германии, или штраф за замену мотора может этому помешать?
Льюис Хэмилтон: Мы с командой заранее обсуждали сценарии со штрафом за замену мотора, они были неизбежными, но я сделаю всё, чтобы минимизировать негативный эффект. Думаю, несмотря на штраф мне удастся выступить столь же уверенно, как я выступал до летнего перерыва.
Вопрос: Уже принято решение, возьмете ли вы все штрафы за замену мотора в этот уик-энд?
Льюис Хэмилтон: Насколько мне известно, все штрафы мы возьмем здесь. У меня не осталось незадействованных силовых установок, так что выбор невелик.
Вопрос: Следующая ваша победа будет уже пятидесятой по счету – солидная веха! Что она будет значить для вас?
Льюис Хэмилтон: Сперва нужно эту победу одержать! На самом деле, мне приходится едва ли не каждый день щипать себя, чтобы понять: всё достигнутое мной – не сон. Каждый мечтает заниматься любимым делом и преуспевать в нём, но, наблюдая за гонками в детстве, я не мог представить, что буду сидеть в этом зале, имея на счету почти пятьдесят побед. Всё это и сейчас кажется невероятным, но я планирую еще не раз финишировать первым – надеюсь, у нас получится.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дэн Натсон) Макс, вы уже достаточно опытный гонщик Формулы 1. Какой совет вы могли бы дать дебютанту, сидящему позади вас?
Макс Ферстаппен: Запрыгивай в кокпит, выезжай на трассу и мчись настолько быстро, насколько можешь.
Льюис Хэмилтон: Если Макс опытный, что можно сказать о нас?
Фернандо Алонсо: По сравнению со мной все вы ещё очень молоды!
Вопрос: (Филип Клирен) Макс, ходят слухи, что Стоффель Вандорн может получить контракт в Формуле 1 на следующий год. Что это значило бы для вас и бельгийского и голландского автоспорта в целом?
Макс Ферстаппен: Для бельгийского автоспорта это стало бы отличным событием – на трибунах в Спа появится больше национальных флагов, и им придется соперничать по количеству с голландскими! Посмотрим, как всё сложится, но дебют Стоффеля стал бы замечательной новостью для Бельгии.
Вопрос: (Кевин Исон) Льюис, вам по силам победить здесь при старте с последнего ряда? Могу я также задать вам вопрос, который мне задают болельщики: насколько справедливо то, что гонщик несет на себе бремя штрафа за оплошности команды?
Льюис Хэмилтон: Что касается победы, она остается целью, но добиться её будет непросто, ведь между соперниками отрывы уменьшились. Этот год – третий для нынешнего поколения машин, Red Bull Racing были очень быстры в отдельных гонках, то же самое относится к Ferrari и остальным, так что по сравнению с предыдущим сезоном будет сложнее пробиться через пелотон.
Но я сделаю всё, что в моих силах, чтобы минимизировать потери от этого штрафа. Хочу напомнить, что Формула 1 – командный спорт. Мы вместе побеждаем, но и проигрываем тоже вместе. Если я допускаю ошибку, команде приходится за это расплачиваться, и то же самое происходит, когда ошибки допускает она…
Впрочем, иногда дело даже не в ошибках, но просто в гонках бывает всякое. И сейчас я не считаю, что надо говорить о недостатках в работе команды. Мы накапливаем опыт, стараясь извлекать уроки из всех проблем, с которыми сталкиваемся. Надеюсь, сложности такого рода больше не повторятся. К сожалению, все проблемы, которые происходили с двигателями Mercedes, пришлись именно на мою долю…
Вопрос: (Дэн Натсон) Роман, у вас были определенные проблемы с балансом шасси и тормозов. Они наблюдались с начала сезона, или проявились недавно?
Роман Грожан: По каким-то причинам они проявились недавно. Возможно, дело в конфигурации трассы, работе с шинами или общем уровне сцепления. Мы вернемся к ранним вариантам настроек и постараемся выбрать те, что больше мне подходят.
Вопрос: (Барна Жолдош) Фернандо, в недавнем интервью вы сказали, что, если ситуация в Формуле 1 не изменится в 2017 году, вы завершите карьеру. Действительно ли дела обстоят настолько плохо? Аналогичный вопрос к Льюису – действительно ли пилотировать нынешние машины настолько неприятно?
Фернандо Алонсо: Я не раз говорил, что в следующем году истекает срок моего контракта с McLaren, и мне предстоит принять решение, продолжать ли карьеру в Формуле 1. В предыдущие два года с началом эры турбомоторов поведение машин стало несколько иным – не скажу, лучше оно или хуже, у каждого собственное мнение. Мне посчастливилось управлять машинами 2003, 2004, 2005 годов – по-моему, вплоть до 2009 года машины были более экстремальными, более соответствующими духу Формулы 1, тогда как сейчас разница с GP2 составляет всего три секунды. Машины тяжелые, им не хватает сцепления, мы с первого круга гонки экономим топливо и шины – всё это противоречит инстинктам гонщика, а следующий сезон вызывает еще больше вопросов.
С новыми правилами ситуация изменится, и если машиной будет интересно управлять, я, вероятно, задержусь в Формуле 1 еще на несколько лет, но если ощущения от пилотажа будут такими же, как в предыдущие два года, я предпочту поставить точку. Это никак не связано с конкурентоспособностью, с тем, выбываешь ты из борьбы уже в первой части квалификации, или выигрываешь титул – всё сводится к тому, наслаждаешься ты пилотажем, или нет. Нынешние машины удовольствия не доставляют – возможно, я думаю так потому, что имел возможность управлять другими. Для дебютантов современные машины быстры и интересны, для меня – нет.
Вопрос: Льюис, ваше мнение о нынешних машинах?
Льюис Хэмилтон: Полностью согласен с Фернандо. Он – один из лучших гонщиков, но предыдущие два года с неконкурентоспособной машиной выдались для него непростыми. Его позиция понятна: гонщику вряд ли понравится, если дела идут в таком духе. Мы живём ради побед, и я понимаю, что Фернандо вполне мог претендовать на титул, если бы выступал со мной в одной команде.
Что касается правил, в следующем году машины будут практически идентичными – да, они будут выглядеть иначе, но проблемы останутся теми же: мы будем сдерживать темп сразу после старта, не выкладываясь на 100%. Раньше гонки напоминали спринт – как в картинге, от погасших стартовых огней до финиша, а сейчас приходится беречь шины, заряд батарей, турбину, и это совсем не то, что хочется наблюдать зрителям. Руководство спорта продолжает заниматься машинами, в следующем году они станут еще тяжелее, сцепления будет меньше – вероятно, скорости возрастут, но в плане пилотирования характеристики, скорее всего, останутся прежними. Мы будем гоняться на более тяжелых машинах, экономя топливо, шины – в общем, всё то же самое. Пожалуй, я сказал больше, чем следовало!
Вопрос: (Жером Пагмайр) Льюис, вы сказали, что при старте из последнего ряда сделаете всё возможное, чтобы минимизировать потери от штрафа. На какой результат вы вправе рассчитывать?
Льюис Хэмилтон: Не представляю. Четвертое место? Кажется, кто-то сказал четвертое…
Честно, я не знаю, насколько высоко получится пробиться – многое зависит от скорости соперников, кое-что станет понятно уже завтра. Если Red Bull Racing окажутся достаточно близко, значит, опередить удастся на две машины меньше, суммарно это уже минус три позиции, ну а далее нужно смотреть отрывы: если прочие конкуренты будут намного медленнее, шансы возрастают. Может выехать автомобиль безопасности, случиться инцидент. Пару лет назад в Венгрии я стартовал последним, тогда отрывы были заметно больше, и мне удалось финишировать четвертым, но в это воскресенье будет явно сложнее, так что надеюсь просто заработать очки. Главное – постепенно пробиваться наверх.
Вопрос: (Сара Хольт) Вопрос ко всем – как прошёл отпуск? Чем вы занимались? Было ли у вас некое задание от руководства, или вам позволили на некоторое время забыть о Формуле 1?
Роман Грожан: Я отдыхал с семьей на Корсике без телефона и интернета, так что ничего не отвлекало. Утром катался на велосипеде, днём играл с детьми на пляже – незатейливый и приятный отпуск.
Фернандо Алонсо: Я тоже неплохо отдохнул, и у меня не было никаких поручений от руководства.
Эстебан Окон: У меня был отменный отпуск – я занимался серфингом вместе со спортсменами Quicksilver, они дали мне несколько уроков баланса, а еще отдыхал с друзьями и семьей. Это как раз то, что нужно во время летнего перерыва.
Макс Ферстаппен: Похожий ответ. Я провел время с семьей и друзьями – всегда приятно немного расслабиться, а перед отъездом в Бельгию несколько дней отдыхал у себя дома.
Даниил Квят: Да, отпуск удался, и это хорошо. Я немного занимался картингом, но в основном отдыхал дома и не следил за событиями в Формуле 1.
Льюис Хэмилтон: Мой отпуск отличался от прочих, но я в целом неплохо провел время. Первые две недели я много путешествовал, посетил несколько стран – кажется, шесть или семь, а третью неделю наслаждался пляжным отдыхом. У меня не было каких-либо поручений от руководства, но на минувшей неделе я решал кое-какие вопросы, связанные с работой.
Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, во время отпуска вам удалось провести хотя бы десять минут без мобильного телефона?
Льюис Хэмилтон: В последние две недели я старался не пользоваться телефоном. Да, я оставался на связи с некоторыми друзьями, но, как правило, проверял сообщения только утром и вечером. Впрочем, бывали дни, когда я вовсе не прикасался к телефону.
Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, вы перешли из Формулы 3 в Формулу 1 в 17 лет. Эстебану Окону сейчас 19, в прошлом году он выступал в GP3 – достаточно ли этого для дебюта в Формуле 1, даже если многие факторы свидетельствуют о готовности гонщика?
Макс Ферстаппен: Если справляешься со своей работой, не важно, из какой серии ты пришел. Когда попадаешь в Формулу 1, ты сам должен доказать всем, что готов к дебюту. Не думаю, что перед этим ты обязательно должен пройти через Формулу 3 или GP3 – свои способности предстоит доказывать именно здесь.
Эстебан Окон: Возраст – лишь число, ты должен доказать нужным людям, что способен управлять машиной Формулы 1, это самое главное. Как заметил Макс, дебютант должен обеспечивать результат, и у меня именно такая цель.
Вопрос: (Джо Ван Бьюрик) Недавно вышла официальная компьютерная игра чемпионата мира – кто из вас играет в подобные симуляторы, и насколько они приближены к реальным условиям?
Льюис Хэмилтон: С чего вы решили, что я играю в подобные игры?
Макс Ферстаппен: Возможно, ты не хочешь отставать от игровой индустрии.
Льюис Хэмилтон: Нет, я не играю в симуляторы – ими увлекается мой брат, а я давно не брался за компьютерные игры. Я чувствую себя старым – такое случается, когда достигаешь моих лет!
Эстебан Окон: Зимой я играл в симуляторы, чтобы поддерживать ритм, пусть даже это не совсем то, что наблюдаешь в реальных условиях. А чтобы воссоздать ощущение соперничества, я играл по сети с другими гонщиками.
Вопрос: Насколько эти симуляторы приближены к реальности?
Эстебан Окон: Есть те, что реалистичнее прочих. Скажем, официальная игра чемпионата в этом плане очень неплоха, прорисовка трасс и графика в целом стали заметно лучше. Симуляторы всё больше напоминают реальную картинку.
Фернандо Алонсо: Напомню, мне сейчас 35 лет.
Вопрос: (Сара Хольт) Льюис, какие рабочие вопросы вы решали на минувшей неделе?
Льюис Хэмилтон: Это секрет. Если я вам скажу, мне придется вас убрать!
Макс Ферстаппен: Можешь рассказать мне.
Льюис Хэмилтон: Я старался убедиться, что помню ход сезона и то, что я должен делать дальше. После этапа в Хоккенхайме мы праздновали почти восемь часов, и я хотел восстановить всё в памяти, прежде чем мои инженеры вернутся к работе!
Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос ко всем. В Спа гонщики могут активно использовать поребрики. Поступали ли какие-либо вводные на этот счет от FIA, или всё будет обсуждаться на пятничном брифинге?
Даниил Квят: Не вполне понял вопрос… Можем ли мы использовать поребрики? Конечно, никаких проблем. Думаю, все нюансы, как обычно, будут обсуждаться в пятницу.
Вопрос: Льюис, поступали ли от FIA какие-либо указания насчет границ трассы?
Льюис Хэмилтон: Насколько мне известно, нет, но предписания вполне могут быть, поскольку… Впрочем, здесь ситуация ничуть не серьезнее, чем на других трассах, разве что в Eau Rouge и пятнадцатом повороте могут быть какие-то варианты, но не думаю, что с этим возникнут проблемы.
Перевод: Валерий Карташев