Гран При Бельгии: Трасса и статистика

Добро пожаловать в Спа!
2016 FORMULA 1 BELGIAN GRAND PRIX
Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция
26-28/08/2016 Спа 7004 м 44 308.052 км
Официальный сайт

Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы, построенные по последнему слову техники – красивые, удобные, безопасные.

В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.

18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.

Гран При Бельгии 1953 года

Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб, и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.

В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.

Конфигурация трассы

Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.

В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.

В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве и, несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.

Особенности трассы

Спа занимает вторую строчку в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимально необходимой конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе.

При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах, команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине.

В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет.

На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки.

Нагрузка на тормоза средняя – погода не слишком жаркая, и лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика.

Падди Лоу, технический директор Mercedes: «В Спа великолепная трасса с переменным рельефом, захватывающими поворотами и множеством мест для обгона. Погода обычно весьма переменчива, что добавляет интриги классическому Гран При. В Спа самый длинный круг в календаре, а если условия изменятся в неподходящий момент, то ехать до боксов для смены шин приходится долго, что может серьёзно изменить расстановку сил.

Гонка в Спа – это отличная проверка эффективности машин, здесь нужна хорошая аэродинамика и мощный мотор. В этот уик-энд мы увидим конфигурации машин с меньшим лобовым сопротивлением, хотя это всё же будет выражено не так ярко, как в Монце».

Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2015 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Ясно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:51.082
Вторая тренировка Ясно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:49.385
Третья тренировка Ясно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:48.984
Квалификация Ясно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:47.197
Лучший круг в гонке Облачно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:52.416

Спа - вид на поворот Eau Rouge

Телетрансляции

В России Гран При Бельгии покажут каналы Матч!ТВ и Матч!Арена. За ходом всех сессий уик-энда вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.

Расписание Гран При Бельгии. Время московское
Дата Событие Матч!Арена Матч!ТВ
26/08 Первая практика 10:55 10:45
26/08 Вторая практика 14:55 14:55
27/08 Третья практика 11:55 -
27/08 Квалификация 14:45 14:50
28/08 Гонка 14:45 14:45

Комплекты шин, выбранные командами на уик-энд

В Спа шинники привезут самую популярную в 2016-м тройку составов: SuperSoft - Soft - Medium, которая в этом году используется в одиннадцати Гран При. Составы Medium и Soft объявлены обязательными.

В прошлом году с шинами Medium и Soft большинство гонщиков проехали дистанцию с двумя пит-стопами. В Ferrari выбрали рискованную стратегию одного пит-стопа для Феттеля и на последних кругах на его машине лопнуло заднее правое колесо.

Пол Хембри, Pirelli: «У трассы в Спа открытая и скоростная конфигурация, поэтому её так любят гонщики. Нагрузка на шины достаточно велика, но погода обычно прохладная, поэтому при выборе составов мы искали компромисс между эффективностью и ресурсом.

В Спа всякое может случиться, учитывая высокую вероятность выезда автомобиля безопасности и переменчивую погоду. Большое значение будет иметь стратегия использования шин на дистанции и способность команд предвидеть развитие событий в гонке».

Выбор команд на этот раз оказался необычным. Обычно гонка проходит с двумя пит-стопами, а квалификация не имеет ключевого значения, но в Ferrari и Williams заказали по семь комплектов самого мягкого состава, в Red Bull – шесть, хотя шины SuperSoft вряд ли позволят проехать большую дистанцию – против всего четырёх комплектов у Mercedes.

Гонщик Команда
Medium Soft SuperSoft
Л.Хэмилтон Mercedes 3 6 4
Н.Росберг Mercedes 4 5 4
С.Феттель Ferrari 1 5 7
К.Райкконен Ferrari 1 5 7
Ф.Масса Williams 3 3 7
В.Боттас Williams 3 3 7
Д.Риккардо Red Bull 4 3 6
М.Ферстаппен Red Bull 4 3 6
Н.Хюлкенберг Force India 3 4 6
С.Перес Force India 3 4 6
К.Магнуссен Renault 3 3 7
Д.Палмер Renault 3 3 7
Д.Квят Toro Rosso 2 4 7
К.Сайнс Toro Rosso 2 4 7
М.Эриксон Sauber 1 5 7
Ф.Наср Sauber 1 5 7
Ф.Алонсо McLaren 3 4 6
Д.Баттон McLaren 3 4 6
П.Верляйн Manor 4 4 5
Э.Окон Manor 4 4 5
Р.Грожан Haas 2 4 7
Э.Гутьеррес Haas 1 5 7

Трасса в Спа

Достижения действующих гонщиков в Бельгии

Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
Д.Баттон 14 64 456 45 1 1 1 1 3 1
Ф.Алонсо 12 55 380 7 3 2 3
К.Райкконен 11 73 409 153 1 1 1 3 2 5 4
Ф.Масса 11 63 475 6 2 1 2 1 2 1
С.Феттель 9 88 357 82 1 1 1 2 2 4 2
Л.Хэмилтон 9 76 269 93 1 1 3 6 1 4 2
Н.Росберг 9 68 394 11 1 2 1 2 2 2
Н.Хюлкенберг 6 13 175 9 4
Д.Риккардо 5 28 164 36 5 1 1 1
С.Перес 5 14 158 4 5
Р.Грожан 5 19 120 7 3 1
В.Боттас 4 17 131 1 3 3 1
Д.Квят 2 14 87 11 4
М.Эрикссон 2 1 86 13 10
Э.Гутьеррес 2 88 20 14
М.Ферстаппен 1 4 43 18 8
К.Магнуссен 1 44 7 12
Ф.Наср 1 43 14 11
К.Сайнс 1 32 10
Верляйн и Окон в Гран При Бельгии не участвовали, Палмер выезжал только на свободных заездах

Фернандо Алонсо: «Спа – уникальный автодром, трасса поднимается вверх и опускается вниз, включает множество скоростных поворотов – это невероятный вызов для гонщиков. По азарту и уровню адреналина один круг в Спа сравним с двадцатью кругами на любой другой трассе.

Поворот Eau Rouge находится на подъеме и проходится на седьмой передаче на скорости больше 300 км/ч. Даже за рулем современной машины Формулы 1 там наибольшие перегрузки, чем в любом другом повороте чемпионата, что делает его особенным.

Самый сложный участок – шикана последнего поворота. Перед ней скорость около 330 км/ч, а после прямой следует медленная шикана с очень низким сцеплением, ведь в Спа вы настраиваете машину на небольшой уровень прижимной силы. В этом месте по ходу гонки происходит много обгонов. Кроме того, там расположен очень узкий заезд на пит-лейн.

Чтобы найти в Спа лучшие настройки, приходится идти на компромисс – первый и третий сектор состоят из длинных прямых, где для максимальной скорости нужна минимальная прижимная сила, а в поворотах второго сектора хочется иметь высокую прижимную силу. В Спа тяжело найти оптимальный баланс – это сложная трасса, на которой пилотам и командам приходится решать непростые задачи».

Гран При Бельгии : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
23/08/15 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
24/08/14 Спа Н.Росберг Mercedes Д.Риккардо Red Bull
25/08/13 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Red Bull
02/09/12 Спа Д.Баттон McLaren Д.Баттон McLaren
28/08/11 Спа С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
29/08/10 Спа М.Уэббер Red Bull Л.Хэмилтон McLaren
30/08/09 Спа Д.Физикелла Force India К.Райкконен Ferrari
07/09/08 Спа Л.Хэмилтон McLaren Ф.Масса Ferrari
16/09/07 Спа К.Райкконен Ferrari К.Райкконен Ferrari
11/09/05 Спа Х.П.Монтойя McLaren К.Райкконен McLaren
29/08/04 Спа Я.Трулли Renault К.Райкконен McLaren
01/09/02 Спа М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
02/09/01 Спа Х.Монтойя Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/00 Спа М.Хаккинен McLaren М.Хаккинен McLaren
29/08/99 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Култхард McLaren
30/08/98 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Хилл Jordan
24/08/97 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
25/08/96 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/95 Спа Г.Бергер Ferrari М.Шумахер Benetton
28/08/94 Спа Р.Баррикелло Jordan Д.Хилл Williams
29/08/93 Спа А.Прост Williams Д.Хилл Williams
30/08/92 Спа Н.Мэнселл Williams М.Шумахер Benetton
25/08/91 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
26/08/90 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
27/08/89 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
28/08/88 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
17/05/87 Спа Н.Мэнселл Williams А.Прост McLaren
25/05/86 Спа Н.Пике Williams Н.Мэнселл Williams
15/09/85 Спа А.Прост McLaren А.Сенна Lotus
29/04/84 Зольдер М.Альборето Ferrari М.Альборето Ferrari
22/05/83 Спа А.Прост Renault А.Прост Renault
09/05/82 Зольдер А.Прост Renault Д.Уотсон McLaren
17/05/81 Зольдер К.Ройтеман Williams К.Ройтеман Williams
04/05/80 Зольдер A.Джонс Williams Д.Пирони Ligier
13/05/79 Зольдер Ж.Лаффит Ligier Д.Шектер Ferrari
21/05/78 Зольдер М.Андретти Lotus М.Андретти Lotus
05/06/77 Зольдер М.Андретти Lotus Г.Нильсон Lotus
16/05/76 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
25/05/75 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
12/05/74 Нивель К.Регаццони Ferrari Э.Фиттипальди McLaren
20/05/73 Зольдер Р.Петерсон Lotus Д.Стюарт Tyrrell
06/06/72 Нивель Э.Фиттипальди Lotus Э.Фиттипальди Lotus
07/06/70 Спа Д.Стюарт March П.Родригес BRM
09/06/68 Спа К.Эймон Ferrari Б.Макларен McLaren
18/06/67 Спа Д.Кларк Lotus Д.Гарни Eagle
12/06/66 Спа Д.Сертис Ferrari Д.Сертис Ferrari
13/06/65 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
14/06/64 Спа Д.Герни Brabham Д.Кларк Lotus
09/06/63 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
17/06/62 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
18/06/61 Спа Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
19/06/60 Спа Д.Брэбэм Cooper Д.Брэбэм Cooper
15/06/58 Спа М.Хоторн Ferrari Т.Брукс Vanwall
03/06/56 Спа Х.М.Фанхио Ferrari П.Коллинз Ferrari
05/06/55 Спа Э.Кастелотти Lancia Х.М.Фанхио Mercedes
20/06/54 Спа Х.М.Фанхио Maserati Х.М.Фанхио Maserati
21/06/53 Спа Х.М.Фанхио Maserati А.Аскари Ferrari
22/06/52 Спа А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
17/06/51 Спа Х.М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo
18/06/50 Спа Н.Фарина Alfa Romeo Х.М.Фанхио Alfa Romeo

Читайте ещё