2016 FORMULA 1 BELGIAN GRAND PRIX | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
26-28/08/2016 | Спа | 7004 м | 44 | 308.052 км |
Официальный сайт |
Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы, построенные по последнему слову техники – красивые, удобные, безопасные.
В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.
18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.
Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб, и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.
В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.
Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.
В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.
В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве и, несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.
Особенности трассы
Спа занимает вторую строчку в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимально необходимой конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе.
При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах, команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине.
В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет.
На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки.
Нагрузка на тормоза средняя – погода не слишком жаркая, и лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика.
Падди Лоу, технический директор Mercedes: «В Спа великолепная трасса с переменным рельефом, захватывающими поворотами и множеством мест для обгона. Погода обычно весьма переменчива, что добавляет интриги классическому Гран При. В Спа самый длинный круг в календаре, а если условия изменятся в неподходящий момент, то ехать до боксов для смены шин приходится долго, что может серьёзно изменить расстановку сил.
Гонка в Спа – это отличная проверка эффективности машин, здесь нужна хорошая аэродинамика и мощный мотор. В этот уик-энд мы увидим конфигурации машин с меньшим лобовым сопротивлением, хотя это всё же будет выражено не так ярко, как в Монце».
Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2015 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая тренировка | Ясно. Сухо | Н.Росберг | Mercedes | 1:51.082 | |
Вторая тренировка | Ясно. Сухо | Н.Росберг | Mercedes | 1:49.385 | |
Третья тренировка | Ясно. Сухо | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:48.984 | |
Квалификация | Ясно. Сухо | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:47.197 | |
Лучший круг в гонке | Облачно. Сухо | Н.Росберг | Mercedes | 1:52.416 |
Телетрансляции
В России Гран При Бельгии покажут каналы Матч!ТВ и Матч!Арена. За ходом всех сессий уик-энда вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.
Расписание Гран При Бельгии. Время московское | ||||
Дата | Событие | Матч!Арена | Матч!ТВ | |
26/08 | Первая практика | 10:55 | 10:45 | |
26/08 | Вторая практика | 14:55 | 14:55 | |
27/08 | Третья практика | 11:55 | - | |
27/08 | Квалификация | 14:45 | 14:50 | |
28/08 | Гонка | 14:45 | 14:45 |
Комплекты шин, выбранные командами на уик-энд
В Спа шинники привезут самую популярную в 2016-м тройку составов: SuperSoft - Soft - Medium, которая в этом году используется в одиннадцати Гран При. Составы Medium и Soft объявлены обязательными.
В прошлом году с шинами Medium и Soft большинство гонщиков проехали дистанцию с двумя пит-стопами. В Ferrari выбрали рискованную стратегию одного пит-стопа для Феттеля и на последних кругах на его машине лопнуло заднее правое колесо.
Пол Хембри, Pirelli: «У трассы в Спа открытая и скоростная конфигурация, поэтому её так любят гонщики. Нагрузка на шины достаточно велика, но погода обычно прохладная, поэтому при выборе составов мы искали компромисс между эффективностью и ресурсом.
В Спа всякое может случиться, учитывая высокую вероятность выезда автомобиля безопасности и переменчивую погоду. Большое значение будет иметь стратегия использования шин на дистанции и способность команд предвидеть развитие событий в гонке».
Выбор команд на этот раз оказался необычным. Обычно гонка проходит с двумя пит-стопами, а квалификация не имеет ключевого значения, но в Ferrari и Williams заказали по семь комплектов самого мягкого состава, в Red Bull – шесть, хотя шины SuperSoft вряд ли позволят проехать большую дистанцию – против всего четырёх комплектов у Mercedes.
Гонщик | Команда |
Medium | Soft | SuperSoft |
Л.Хэмилтон | Mercedes | 3 | 6 | 4 |
Н.Росберг | Mercedes | 4 | 5 | 4 |
С.Феттель | Ferrari | 1 | 5 | 7 |
К.Райкконен | Ferrari | 1 | 5 | 7 |
Ф.Масса | Williams | 3 | 3 | 7 |
В.Боттас | Williams | 3 | 3 | 7 |
Д.Риккардо | Red Bull | 4 | 3 | 6 |
М.Ферстаппен | Red Bull | 4 | 3 | 6 |
Н.Хюлкенберг | Force India | 3 | 4 | 6 |
С.Перес | Force India | 3 | 4 | 6 |
К.Магнуссен | Renault | 3 | 3 | 7 |
Д.Палмер | Renault | 3 | 3 | 7 |
Д.Квят | Toro Rosso | 2 | 4 | 7 |
К.Сайнс | Toro Rosso | 2 | 4 | 7 |
М.Эриксон | Sauber | 1 | 5 | 7 |
Ф.Наср | Sauber | 1 | 5 | 7 |
Ф.Алонсо | McLaren | 3 | 4 | 6 |
Д.Баттон | McLaren | 3 | 4 | 6 |
П.Верляйн | Manor | 4 | 4 | 5 |
Э.Окон | Manor | 4 | 4 | 5 |
Р.Грожан | Haas | 2 | 4 | 7 |
Э.Гутьеррес | Haas | 1 | 5 | 7 |
Достижения действующих гонщиков в Бельгии
Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Д.Баттон | 14 | 64 | 456 | 45 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Ф.Алонсо | 12 | 55 | 380 | 7 | 3 | 2 | 3 | ||||
К.Райкконен | 11 | 73 | 409 | 153 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
Ф.Масса | 11 | 63 | 475 | 6 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
С.Феттель | 9 | 88 | 357 | 82 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Л.Хэмилтон | 9 | 76 | 269 | 93 | 1 | 1 | 3 | 6 | 1 | 4 | 2 |
Н.Росберг | 9 | 68 | 394 | 11 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
Н.Хюлкенберг | 6 | 13 | 175 | 9 | 4 | ||||||
Д.Риккардо | 5 | 28 | 164 | 36 | 5 | 1 | 1 | 1 | |||
С.Перес | 5 | 14 | 158 | 4 | 5 | ||||||
Р.Грожан | 5 | 19 | 120 | 7 | 3 | 1 | |||||
В.Боттас | 4 | 17 | 131 | 1 | 3 | 3 | 1 | ||||
Д.Квят | 2 | 14 | 87 | 11 | 4 | ||||||
М.Эрикссон | 2 | 1 | 86 | 13 | 10 | ||||||
Э.Гутьеррес | 2 | 88 | 20 | 14 | |||||||
М.Ферстаппен | 1 | 4 | 43 | 18 | 8 | ||||||
К.Магнуссен | 1 | 44 | 7 | 12 | |||||||
Ф.Наср | 1 | 43 | 14 | 11 | |||||||
К.Сайнс | 1 | 32 | 10 | ||||||||
Верляйн и Окон в Гран При Бельгии не участвовали, Палмер выезжал только на свободных заездах |
Фернандо Алонсо: «Спа – уникальный автодром, трасса поднимается вверх и опускается вниз, включает множество скоростных поворотов – это невероятный вызов для гонщиков. По азарту и уровню адреналина один круг в Спа сравним с двадцатью кругами на любой другой трассе.
Поворот Eau Rouge находится на подъеме и проходится на седьмой передаче на скорости больше 300 км/ч. Даже за рулем современной машины Формулы 1 там наибольшие перегрузки, чем в любом другом повороте чемпионата, что делает его особенным.
Самый сложный участок – шикана последнего поворота. Перед ней скорость около 330 км/ч, а после прямой следует медленная шикана с очень низким сцеплением, ведь в Спа вы настраиваете машину на небольшой уровень прижимной силы. В этом месте по ходу гонки происходит много обгонов. Кроме того, там расположен очень узкий заезд на пит-лейн.
Чтобы найти в Спа лучшие настройки, приходится идти на компромисс – первый и третий сектор состоят из длинных прямых, где для максимальной скорости нужна минимальная прижимная сила, а в поворотах второго сектора хочется иметь высокую прижимную силу. В Спа тяжело найти оптимальный баланс – это сложная трасса, на которой пилотам и командам приходится решать непростые задачи».
Гран При Бельгии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
23/08/15 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | Л.Хэмилтон | Mercedes |
24/08/14 | Спа | Н.Росберг | Mercedes | Д.Риккардо | Red Bull |
25/08/13 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | С.Феттель | Red Bull |
02/09/12 | Спа | Д.Баттон | McLaren | Д.Баттон | McLaren |
28/08/11 | Спа | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
29/08/10 | Спа | М.Уэббер | Red Bull | Л.Хэмилтон | McLaren |
30/08/09 | Спа | Д.Физикелла | Force India | К.Райкконен | Ferrari |
07/09/08 | Спа | Л.Хэмилтон | McLaren | Ф.Масса | Ferrari |
16/09/07 | Спа | К.Райкконен | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
11/09/05 | Спа | Х.П.Монтойя | McLaren | К.Райкконен | McLaren |
29/08/04 | Спа | Я.Трулли | Renault | К.Райкконен | McLaren |
01/09/02 | Спа | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
02/09/01 | Спа | Х.Монтойя | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/00 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | М.Хаккинен | McLaren |
29/08/99 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Култхард | McLaren |
30/08/98 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Хилл | Jordan |
24/08/97 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
25/08/96 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/95 | Спа | Г.Бергер | Ferrari | М.Шумахер | Benetton |
28/08/94 | Спа | Р.Баррикелло | Jordan | Д.Хилл | Williams |
29/08/93 | Спа | А.Прост | Williams | Д.Хилл | Williams |
30/08/92 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | М.Шумахер | Benetton |
25/08/91 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
26/08/90 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
27/08/89 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
28/08/88 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
17/05/87 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | А.Прост | McLaren |
25/05/86 | Спа | Н.Пике | Williams | Н.Мэнселл | Williams |
15/09/85 | Спа | А.Прост | McLaren | А.Сенна | Lotus |
29/04/84 | Зольдер | М.Альборето | Ferrari | М.Альборето | Ferrari |
22/05/83 | Спа | А.Прост | Renault | А.Прост | Renault |
09/05/82 | Зольдер | А.Прост | Renault | Д.Уотсон | McLaren |
17/05/81 | Зольдер | К.Ройтеман | Williams | К.Ройтеман | Williams |
04/05/80 | Зольдер | A.Джонс | Williams | Д.Пирони | Ligier |
13/05/79 | Зольдер | Ж.Лаффит | Ligier | Д.Шектер | Ferrari |
21/05/78 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | М.Андретти | Lotus |
05/06/77 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | Г.Нильсон | Lotus |
16/05/76 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
25/05/75 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
12/05/74 | Нивель | К.Регаццони | Ferrari | Э.Фиттипальди | McLaren |
20/05/73 | Зольдер | Р.Петерсон | Lotus | Д.Стюарт | Tyrrell |
06/06/72 | Нивель | Э.Фиттипальди | Lotus | Э.Фиттипальди | Lotus |
07/06/70 | Спа | Д.Стюарт | March | П.Родригес | BRM |
09/06/68 | Спа | К.Эймон | Ferrari | Б.Макларен | McLaren |
18/06/67 | Спа | Д.Кларк | Lotus | Д.Гарни | Eagle |
12/06/66 | Спа | Д.Сертис | Ferrari | Д.Сертис | Ferrari |
13/06/65 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
14/06/64 | Спа | Д.Герни | Brabham | Д.Кларк | Lotus |
09/06/63 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
17/06/62 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
18/06/61 | Спа | Ф.Хилл | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
19/06/60 | Спа | Д.Брэбэм | Cooper | Д.Брэбэм | Cooper |
15/06/58 | Спа | М.Хоторн | Ferrari | Т.Брукс | Vanwall |
03/06/56 | Спа | Х.М.Фанхио | Ferrari | П.Коллинз | Ferrari |
05/06/55 | Спа | Э.Кастелотти | Lancia | Х.М.Фанхио | Mercedes |
20/06/54 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | Х.М.Фанхио | Maserati |
21/06/53 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | А.Аскари | Ferrari |
22/06/52 | Спа | А.Аскари | Ferrari | А.Аскари | Ferrari |
17/06/51 | Спа | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo | Н.Фарина | Alfa Romeo |
18/06/50 | Спа | Н.Фарина | Alfa Romeo | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo |