Об ожиданиях от уик-энда…
Трудно найти трассу, которую пилоты и болельщики любили бы так же сильно, как Спа. Исторические трассы в Монако, Монце, Сильверстоуне, Нюрбурге – это прекрасно, но ни одна из них не сравнится с бельгийским автодромом.
Автодромом, впрочем, она стала относительно недавно – долгое время это была временная трасса, проложенная по обычным дорогам, протяжённостью 15 километров. В восьмидесятые дистанция была сокращена более чем вдвое, до 7 км, но в отличие от Нюрбургринга, где от старого кольца осталось одно название, или Хоккенхаймринга, где автодром после реконструкции полностью утратил прежний характер, новая версия трассы в Спа стала ещё лучше прежней. Все ключевые, наиболее яркие и зрелищные повороты остались, но при этом пилоты теперь проезжают по ним чаще.
Главный «центр притяжения» Спа – Eau Rouge или «Красная вода» – самый знаменитый поворот в мировом автоспорте. Все без исключения гонщики его обожают, и пусть сейчас для того, чтобы пройти его «в пол» на машине Формулы 1 не нужно столько смелости, как раньше, он по-прежнему один из самых впечатляющих.
Даже в сокращённой версии в Спа самый длинный круг в календаре современной Формулы 1 – больше семи километров. При настройке машин приходится искать компромисс между скоростью на прямых и сцеплением с трассой на втором секторе. Проблем с обгонами тут не было никогда, даже до появления DRS. Результаты квалификации в Спа редко определяют результат гонки – за последние 14 лет обладатель поула побеждал только пять раз.
О трассе…
Спа. 44 круга по 7.004 км = 308.052 км. 19 поворотов. Средняя скорость – 238 км/ч. Аэродинамика настраивается на средний/низкий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 335 км/ч с системой DRS и 320 км/ч без неё. Время на торможении – 14% круга. 9 зон торможения. Износ тормозов – низкий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21 секунда.
В этот уик-энд ключевым фактором станет требовательность трассы к моторам. 70% дистанции круга гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа, а на одном из участков – от разгона в La Source до точки торможения в Les Combes – 23,5 секунды подряд.
Пит-стоп в Спа занимает около 21 секунды – это среднее значение. Пит-лейн достаточно длинный, но те, кто остался на трассе, в этот момент проезжают медленную шпильку, поэтому потеря времени не так велика, как могла быть.
О резине…
В Pirelli выбрали для этапа в Бельгии составы SuperSoft, Soft и Medium – такое сочетание используется в восьмой раз за сезон. Решение можно считать весьма смелым, потому что износ резины в Спа достаточно велик. В прошлом году первая волна пит-стопов началась уже на седьмом круге, и завершилась к 16-му. Более того – на некоторых машинах из-за чрезмерного износа шины взрывались.
Более жёсткий состав Medium выдерживал около 20 кругов, так что, вероятно, в большинстве команд предпочтут в гонке использовать именно этот состав. Каким будет второй, пока сказать сложно, но для первой десятки это неизбежно будет SuperSoft. Во многом исход гонки может быть определён именно его уровнем износа. Пока он неизвестен никому – прежде подобная резина в Спа не использовалась.
Один из ключевых факторов гонки в Бельгии – погода. Капризный климат арденнских гор не раз превращал гонку в Спа в лотерею – дождь может пойти в любой момент, а через десять минут закончиться. По той же причине, а также из-за высоких скоростей, велика вероятность появления автомобиля безопасности – 80%.
Год назад в Спа…
В 2015 году погода ни разу не вмешалась в ход уик-энда в Бельгии, что уже само по себе стало неожиданностью. Впрочем, сюрпризов хватало и без этого – в частности, из-за многочисленных штрафов стартовая решётка довольно сильно отличалась от итогов квалификации.
Потерей пяти позиций были наказаны Грожан и Райкконен, 10 – Ферстаппен, 50 – Баттон, 55 – Алонсо. В McLaren Honda решили дважды за уик-энд заменить силовые установки на обеих машинах, чтобы на неподходящей им трассе отбыть штрафы на несколько гонок вперёд. Фактические потери позиций были не столь велики, отложенные штрафы отменили ещё в июле – в итоге полностью отбыл наказание только Грожан.
С первого ряда стартовали Хэмилтон и Росберг, со второго – Боттас и удививший в квалификации Перес, с третьего – Риккардо и Масса. На прогревочном круге Нико Хюлкенберг пожаловался на потерю мощности, и команда сначала приказала ему вернуться в боксы, а потом передумала – Нико занял свою позицию на стартовом поле, но в момент старта поднял руки, сигнализируя о проблемах. Гонщики отправились на дополнительный прогревочный круг, а машину Нико откатили в боксы. В конце круга свернул в боксы из-за потери мощности и Сайнс.
На старте Перес предподнёс ещё один сюрприз – он блестяще ускорился, легко опередил Боттаса и Росберга, а затем атаковал Льюиса и вышел в лидеры гонки! Впрочем, уже через пару поворотов Хэмилтон вернул себе первое место, однако Перес остался вторым.
Росбергу удалось отыграться за счёт гораздо более позднего первого пит-стопа, а вот Боттаса подвела команда – во время остановки механики перепутали комплекты, установив на его машину три шины Soft и одну Medium. Вскоре стюарды наказали гонщика штрафным проездом по пит-лейн.
Риккардо смог обогнать Переса и вышел было на третье место, но на 20-м круге машина неожиданно остановилась на выходе из последнего поворота – как потом выяснилось, отказала электроника. Стюарды объявили режим виртуального автомобиля безопасности, и большая группа гонщиков отправилась в боксы.
Рестарт был дан на 22 круге, но судьба гонки к этому моменту фактически была уже решена. Хэмилтон уверенно лидировал, и ненадолго выпустил вперёд Росберга лишь во время пит-стопа. Третье место занимал Феттель – в Ferrari выбрали рискованную стратегию одного пит-стопа. Риск не оправдался – к концу дистанции Себастьян потерял темп, его догнал Грожан, но атаковать не успел. На машине Феттеля лопнуло заднее правое колесо, он потерял скорость и медленно вернулся в боксы.