Гран-при Франции : Пресс-конференция в пятницу

Денис Чеврье (Renault), Анже Паскуали (Toyota), Жан Тодт (Ferrari),
Пьер Дюпаскье (Michelin), Хироши Ясукава (Bridgestone)

Вопрос: Пьер, что вы думаете о прогрессе Michelin в последних двух гонках?
Пьер Дюпаскье: Почему вы начали с меня? Мы, как обычно, делаем все, что можем, делаем свою работу, шаг за шагом, работаем в сотрудничестве со своими партнерами. Мы прогрессируем и в конечном счете этот прогресс выражается в результатах.

Вопрос: В чем конкретно вы прибавили в этих двух гонках?
Пьер Дюпаскье: Дело не в двух гонках. Этот результат стал следствием многих причин. Если вы не говорите о гонщиках, то речь идет о комбинации факторов, значит аэродинамика, шасси и резина лучше подходят к характеристикам конкретной трассы и это приносит результат.

Вопрос: В четверке лидеров вы работаете с тремя командами, насколько трудно удовлетворить их противоречивые интересы? Ведь все они борются за победу в чемпионате...
Пьер Дюпаскье: Мы только поставляем резину и главное наше достижение - уверенность наших партнеров в том, что они имеют лучшую резину чемпионата. Три команды в первой четверке, значит концепции трех машин оптимально сочетаются с характеристиками нашей резины. Когда у вас только одна сильная команды, вы не знаете, чем обязаны успеху - машине, аэродинамике, резине, мотору, коробке передач? Вы не знаете. Если результат есть, все нормально, если нет - плохо.

Вопрос: Хироши-сан, вы сотрудничаете с одной сильной командой, кладете все яйца в одну корзину. Хотели бы заполучить еще одну команду среди лидеров?
Хироши Ясукава: У нас очень хорошие отношения с Ferrari, они помогают нам развивать резину и мы очень довольны этим сотрудничеством.

Вопрос: Значит вы не хотите никого переманить из лагеря господина Дюпаскье?
Хироши Ясукава: Если все они принадлежат ему, то нет, не хочу (смеется).

Вопрос: В прошлой гонке у вас, кажется, возникли серьезные проблемы. Как вы пытаетесь их решить и насколько трудно отыграть преимущество соперников после запрета на тесты, который вступит в действие после гонки в Сильверстоуне?
Хироши Ясукава: Я не знаю, сколько гонок мы проехали вместе с Ferrari, наверное больше семидесяти, и не все они были удачными. Всегда есть подъемы и падения. Если вы сравните время на круге в прошлом и этом году, то увидите, что нам удалось прибавить по полторы-две секунды. К сожалению в Нюрбургринге прогресса не было, но на это есть свои причины. Мы, вместе с Ferrari пытаемся найти решение и продолжаем работу над резиной.

Вопрос: Но шестинедельный перерыв не станет для вас проблемой?
Хироши Ясукава: Не думаю. Сегодня многое зависело от погоды, но гонка есть гонка. Конечно прошлогодний триумф, когда мы выиграли 15 гонок из 17-ти не повторится, в автоспорте невозможно так долго доминировать.

Вопрос: Анже, прошлый уик-энд вы провели очень хорошо, если не брать в расчет гонку. Вы решили проблемы, которые помешали вам в воскресенье?
Анже Паскуали: По крайней мере мы нашли причину. При анализе телеметрии выяснилось, что машина Оливье продолжала разгоняться после того, как он нажимал педаль тормоза, как будто газ был еще открыт. Может быть дело в том, что он самопроизвольно срабатывал из-за перегрузок в 5g на торможении, мы разбираемся, вносим изменения в конструкцию. Это, если говорить о вылете Оливье. Что касается Кристиано, то там виноват отказ мотора, причину мы нашли, устранили и я надеюсь, что в этот уик-энд ничего подобного не произойдет. Наши специалисты провели серьезную работу и по крайней мере мы знаем причины наших проблем.

Вопрос: Вы были очень быстры в Нюрбургринге, но испытывали проблемы с надежностью. Что вас больше расстраивает, скорость без надежности, или надежная, но медленная машина?
Анже Паскуали: Конечно жаль, когда машина быстра, но ненадежна, потому что Toyota пришла в чемпионат за результатом, вы возвращаетесь домой с домашней гонки в Нюрбургринге с пустой корзиной, но таковы гонки и это тоже один из уроков. Мы учимся и еще предстоит многое узнать, команда проехала всего 26 Гран при. Мы помним о том, что Toyota - очень молодая команда и самое главное сейчас - учится на своих ошибках, делать правильные выводы.

Вопрос: Вы сможете повторить то, что удалось сделать в Нюрбургринге?
Анже Паскуали: Я надеюсь на это. Наш технический штаб много работал, вместе с основными и тест-пилотами, мы шаг за шагом движемся вперед. Пока нам трудно сравниться с соперниками в темпе развития, прежде всего нужно двигаться вперед по сравнению с собственными результатами. 

Вопрос: Жан, мы отмечаем десятилетие вашей работы в Ferrari...
Жан Тодт: Никаких наград я за это я не получу. Может стоит обратиться в FIA?

Вопрос: За этот срок вы многого добились, вместе с Ferrari, чего вы рассчитываете добиться в будущем?
Жан Тодт: Пока я смотрю вперед и стараюсь заработать еще несколько приятных моментов для тех, с кем работаю. Еще не время останавливаться. Если вы любите гонки, если любите быстрые машины, то знаете, что Ferrar- лучшая марка в истории. Почему ее нужно останавливать? Когда-нибудь наступит и этот момент, а пока мы должны поддерживать нашу конкурентоспособность.

Вопрос: Если оглянуться назад, что вы считаете главным достижением за десять лет?
Жан Тодт: Все спрашивают меня о самом лучшем и самом худшем. Представляете, сколько подъемов и падения было за эти десять лет? Когда я пришел в команду, она не претендовала на чемпионский титул, как в Кубке Конструкторов, так и в споре пилотов. Прошел 21 год, прежде чем Михаэль Шумахер смог выиграть титул, в 2000-м, в Сузуке. Именно за этим его позвали в Ferrari, наверное и меня пригласили по этому поводу. Нужно было реструктурировать команду.

Вопрос: В прошлом году вы выиграли чемпионат как раз во Франции, сейчас борьба в самом разгаре, каким вы видите ее продолжение в оставшихся гонках?
Жан Тодт: Несколько минут назад я говорил с Максом Мосли, мы обсуждали результаты сегодняшней квалификации и то, что может произойти, если гонщики начнут гонку именно в таком порядке. Он хотел добавить чемпионату непредсказуемости и это получилось. Конечно подобная ситуация не приносит пользы сильной команде, но и наши соперники здорово продвинулись вперед, прибавили с машиной, с мотором, с резиной. Вы должны понять, прошлый сезон не был нормой, скорее это исключение из правил, а этот складывается привычным образом. Присутствие в чемпионате ведущих автопроизводителей, очень больших и серьезных компаний не облегчает жизнь Ferrari. Так что все нормально.

Вопрос: Денис, вы много лет работаете в Renault, что изменилось в Вири-Шатильон за это время?
Денис Чеврье: Прежде всего изменилось количество людей, которые работают на команду. За последние 15 лет штат вырос в три раза. Перемены очень серьезные. Технологии, инструменты, персонал, все меняются. Добавьте к этому перемены в регламенте, которые меняют направление нашей работы.

Вопрос: Вы работали с многими гонщиками, вспоминаете кого-нибудь? Как за эти годы изменилась работа гонщиков?
Денис Чеврье: Чемпионы остались чемпионами. Кто-то умеет лучше пользоваться информацией, талантами тех, с кем работает и становится лучшим среди лучших. В этом плане ничего не изменилось, а вот среда стала другой, прежде всего я говорю о правилах. Несколько лет назад не было никаких ограничений на число кругов, на число машин, если говорить о девяностых. Отношения с гонщиками изменились, раньше мы больше затрагивали технических вопросов, машины здорово изменились, стали безопаснее. Каждого гонщика сейчас окружает масса людей, у них меньше времени остается на получение удовольствия от спортивной борьбы.

Вопрос: В следующем году в команде серьезно меняется философия мотора. Как это влияет на вашу работу?
Денис Чеврье: Это решение было необходимо принять, чтобы исключить серьезный риск, связанный с регламентом следующего сезона. В этом году мы регулярно боремся за подиум и должны ставить перед собой еще более высокие цели. Вы не можете все бросить и заняться новым мотором, даже если речь идет о новой философии, поэтому идет параллельная работа. Прежде всего нам нужно хорошо закончить этот сезон, а потом думать о 2004-м, о новом моторе и новом регламенте, который и послужил причиной столь радикальных перемен. Эти проектами занимаются два независимых коллектива. В ноябре-декабре новый мотор пройдет стендовые испытания, в январе появится на трассе. Работа идет.Вопрос: Жан, можно я вернусь к вам? Вы не были взволнованы невысокой конкурентоспособностью резины на Нюрбургринге?Жан Тодт: Я ждал этого вопроса. Я поражен тем, какая короткая память бывает у людей. Хироши уже сказал, что Ferrari сотрудничает с Bridgestone с 1999 года, всех побед мы добились вместе, у нас отличный послужной список, который заслуживает некоторого кредите доверия. В прошлом году вы говорили о том, что чемпионат получился скучным из-за преимущества Ferrari и Bridgestone. У нас отличная машина, персонал и все остальное, и Bridgestone оказывает команде фантастическую поддержку. В Нюрбургринге резина действительно была не слишком конкурентоспособной, но и о машине можно сказать тоже самое. Почему? Мы выясняем. Мы рады сотрудничеству с Bridgestone и я уверен, оно здорово затруднит жизнь нашим конкурентам.

Вопрос: Как вы относитесь к результатам сегодняшней квалификации? Они действительно помогают спорту?
Жан Тодт: Они связаны с погодой. Сейчас все решает единственный быстрый круг, результаты предсказать невозможно. Сегодня самой быстрой машиной была Minardi и вам нужно объяснить людям, почему это произошло. Они поймут и порадуются за эту команду.Пьер Дюпаскье: Я только что выяснил, что гоночная машина быстрее на сухой трассе, чем на мокрой. Отличная новость!

Вопрос: На финише двух последних гонок резина была очень похода на слик. Разумеется она соответствует регламенту, потому что смогла пройти технический контроль, но где проходит граница между канавками и сликом? Как объяснить телезрителям, которые видят, что гонщики фактически едут на слике?
Пьер Дюпаскье: Этот вопрос лучше задать техническим комиссарам и FIA. Если резина по телевизору похожа на слик, то это происходит потому, что она едет по трассе и канавки забиваются мусором. После финиша мы чистим покрышки, чтобы в FIA могли убедиться в том, что они соответствуют регламенту. Пока у судей претензий не было, по крайней мере к нам.Хироши Ясукава: Обычно на пит-стопе мы меняем резину, это позволяет держать ситуацию с канавками под контролем. В Bridgestone всегда очень уважали регламент и я надеюсь, что канавки можно будет разглядеть. Иногда их не видно по ТВ, но на самом деле они есть.

Вопрос: Хироши сказал, что в Нюрбургринге вы были медленнее, чем в прошлом году. Сейчас вы уже знакомы с данными телеметрии и наверняка знаете причину...
Жан Тодт: Наверное потому, что трасса отличается от прошлогодней. Вторая причина в том, что нам не удалось собрать все воедино.