Гран-при Малайзии : Пресс-конференция в пятницу

Уве Андерсон (TOYOTA), Флавио Бриаторе (RENAULT), Джон Хоган (JAGUAR), Дэвид Ричардс (BAR) и Петер Заубер (SAUBER)

* Уве, как бы вы прокомментировали ситуацию после введения нового регламента?
Уве Андерсон:Что ж, на наш взгляд надо было что-то менять. Не знаю, как это отразится на гонках - мы пока провели всего одну. Но мы, безусловно, поддерживаем проведенные перемены.

* Не было ли у вас соблазна присоединиться к тем, кто тренируется в пятницу?
УА:Это всегда вопрос - что лучше. Мы сошлись на том, что, поскольку в Формуле 1 мы новички, надо как можно больше работать, чтобы разобраться в том, как она работает. Возможно, два часа в пятницу утром дают определенное преимущество при подготовке к гонке, но в долгосрочной перспективе выгоднее вариант, избранный нами.

* Кристиано уж точно выиграл бы от участия в этих тестах. Как он осваивается, на ваш взгляд? А у вас еще есть Оливье Панис - он тоже в команде новичок. Как они выглядят?
УА:Ну, способности Оливье хорошо известны в Формуле 1 на протяжении многих лет. Его приход - огромное подспорье команде в техническом отношении. Он - отличный гонщик. Полагаю, и Кристиано справляется очень хорошо. Он проехал здесь пару кругов; он вообще здесь впервые. Утром он проехал двадцать кругов и показал одиннадцатое время. Думаю, это очень неплохо. Он мог подняться и выше, но мы и так находимся под сильным впечатлением от его результатов.

* Петер, это одна из ваших "домашних" гонок. Чувствуете ли вы поддержку здесь, в Малайзии?
Петер Заубер:Очень серьезную! Мы отработали вместе уже восемь лет, этот - девятый. Здесь у нас очень и очень важный спонсор и у нас с ним прекрасные отношения. Вне всякого сомнения, это для нас важный Гран При.

* Как далеко простирается ваше сотрудничество в эти дни? В прошлом вы занимались разработкой двигателей для Малайзии. Какие проекты существуют сейчас?
ПЗ:Мы делаем много вещей. В Хинвиле у нас работают от 15 до 20 инженеров. Мы пригласили их на стажировку, сейчас идет уже третий семестр. Они участвую в различных работах по прототипу двигателя, а кроме того участвуют в проектах, связанных с Формулой 1.

* Вы решили не участвовать в пятничных тестах. Означает ли это, что вы собираетесь создать тест-команду, которой у вас не было в прошлом году?
ПЗ:Да, у нас есть команда для испытаний, но работает она только с одной машиной. Обычно мы планируем двенадцать трехдневных тестов, то есть, 36 тестовых дней. Если надо, имеем возможность работать и двумя машинами. Но это для нас слишком дорогое удовольствие.

* Хайнц-Харальд говорил, что вам нужна новая аэродинамическая трубы. Вы идете к ней уже довольно долго - это нормально?
ПЗ:Да, уже два года. Думаю, труба нам необходима. Возможно, в других странах можно построить ее быстрее, но не так качественно. Надеюсь, она поможет значительно улучшить наши результаты.

* Дэвид, одна из тем, интересующая сегодня многих, это раздоры между вашими гонщиками. Одна из воскресных газет написала, что причина была лишь в том, что у Жака отказали наушники. Это действительно так?
Дэвид Ричардс:Да, один из наушников не работал. Он действительно не работал.

* Значит, в гонке работал только один из наушников?
ДР:Да, но на одной из машин - если вы слушали наши радиопереговоры: Даже сегодня у нас были различия между двумя машинами: радио у Дженсона в полном порядке, а у Жака снова проблемы. Такое бывает. Я уверен, что в какие-то моменты у любой команды могут возникнуть проблемы с радиосвязью, а Жак очень требователен к этой стороне дела, тщательно регулирует уровень громкости. В общем, такое бывает.

* Как давно продолжаются эти раздоры? С какого момента они обострились?
ДР:Знаете, не стоит забывать, что напарник - ваш главный соперник. Оба почувствовали, что в их распоряжении конкурентоспособная машина, оба могут добиться результата, у обоих на карту поставлено многое, оба очень быстры - в общем, какие-то разногласия вполне возможны. За сценой их инженеры по-прежнему сотрудничают, команда работает очень хорошо, в общем, это не создает нам проблем.

* Даже после того, как Жак раскритиковал отдел маркетинга и внешних сношений?
ДР:Нет. Я полагаю, они достаточно тренированы, чтобы не принимать во внимание критику такого рода.

* В общем, все это совершенно вас не беспокоит?
ДР:Ни капельки

* Что вы думаете о новом регламенте?
ДР:Думаю, надо дать какое-то время, чтобы все немного устоялось. Понятное дело, когда предлагается что-то новое, это сопровождается немалым скептицизмом, приходится выжидать. Первая реакция часто не отражает ваше мнение, ваши выводы, которые последуют после нескольких гонок. В общем, я думаю, что правильно будет обменяться мнениями после Бразилии - вот тогда уже можно будет сказать, надо ли что-то переосмыслить.

* Сейчас у вас нет никаких предложений?
ДР:Нет-нет. Я в этом отношении совершенно откровенен. Думаю, как сказал Уве, что-то надо было сделать. Мы не всегда едины во мнении относительно каких-то идей, но в том, что предложено, есть позитивные вещи, надо дать им возможность проявиться в нескольких гонках, чтобы понять, как это срабатывает.

* Флавио, ваше мнение относительно нового регламента?
Флавио Бриаторе:Никакого мнения. По-моему, ничего не изменилось. Все осталось по-прежнему и сегодняшний день подтвердил это. Знаете, что бы мы ни сделали, особенно в начале такого сезона, как этот, никак не отражается на том, что было в прошлом году. Полагаю, Формула 1 стала более непредсказуемой, особенно это касается гонок. Если результат нашего шоу, наших гонок слишком очевиден, мы теряем зрителей. Мы можем потерять их всех до того, как примем какое-то решение. Но, откровенно говоря, не вижу, чтобы что-то изменилось

* Многие говорят, что в субботу на квалификацию не заливают много топлива. Вы хотели бы, чтобы что-то в этом отношении изменилось?
ФБ:У меня есть свои представления и они несколько отличны от идей других людей. На мой взгляд сегодня было бы лучше брать среднее время по субботе и пятнице, а поул разыгрывать среди лучших десяти с минимальным запасом топлива. Топливо - такая вещь, которой в квалификации не очень-то поманипулируешь. Мы не знаем, кто на стартовом поле самый быстрый. Если мы будем выводить среднее значение по субботе и пятнице, уверен, гонщикам пришлось бы полностью выкладываться в обоих сессиях. Потом лучшая десятка могла бы пройти еще одну попытку, чтобы разыграть позиции на старте или, к примеру, очки в квалификации. Не знаю. Я уверен, что перемены нужны, но сегодня у нас не изменилось ничего.

* Дают ли тесты по пятницам результат, на который вы рассчитывали?
ФБ:Моя идея была совершенно проста. Когда я оценил итоги всех тестов, проведенных нами в прошлом, позапрошлом, поза-позапрошлом году, на мой взгляд, они дали в общем-то нулевой результат. Сегодня у меня есть два часа для тестов. С инженерной точки зрения нет никакого смысла носиться как сумасшедшим. Полагаю, если мы участвуем в гонках, двух дополнительных часов в пятницу утром достаточно, чтобы лучше настроить машину, точнее выбрать покрышки - ведь покрышки играют очень важную роль. И потом, у нас все равно остается двадцать тестовых дней. Это очень хорошо, что они у нас есть, особенно для Фернандо, ведь выступает за нас первый год. Он очень молод, всего 21 год. Два дополнительных часа по пятницам дают ему очень многое и я считаю, что мы приняли верное решение. Уверен, если бы нашему примеру последовали остальные, это было бы намного лучше для Формулы 1. Может, еще дать возможность поработать в четверг. В четверг и пятницу. Мы все на месте, все наши расходы тут, гостиницы, контейнеры, - все здесь. Думаю, надо вообще запретить тесты. Мы должны заниматься испытаниями только по четвергам и пятницам. Все будут в равных условиях. Не вижу большой разницы для тех, кто гоняется как сумасшедший и тратит кучу денег без всякой пользы.

* Что вы скажете о вашей новой должности, исполнительного директора в Вири-Шатийон? Вы в курсе того, что касается угла развала двигателя и прочих подобных вещей?
ФБ:Думаю, да. У меня было много свободного времени, а теперь я больше занят. Теперь я уверен, что моя судьба в моих руках, и это очень хорошо, что у меня только один начальник - полагаю, это было верное решение. Я знаю, что нам по сравнению с другими не хватает мощности, если судить по сегодняшним скоростям. Но мы прибавим. Я уверен, после Монте-Карло мы будем на уровне. Мы недобираем мощности, зато у нас хорошее шасси. Я не рассчитывал на такие результаты уже в этом сезоне, особенно когда видишь скорости на прямых в начале сезона. Но я совершенно уверен в том, что мы немного доработаем двигатель и знаю, что в первых двух гонках мы сделали хороший шаг вперед с нашей машиной. Может быть, в этом году мы раз-другой поднимемся на подиум.

* Джон, в чем именно заключаются ваши обязанности? Похоже, это можно рассматривать с двух разных точек зрения?
Джон Хоган:Вот как бы я это объяснил. Jaguar - одна из престижнейших автомобильных марок в мире, и я полагаю, часть моей работы состоит в том, чтобы использовать эту особенность для привлечения спонсоров. Думаю, это ключевой вопрос. Учитывая, что я пришел на этот пост всего пару недель назад, и провел в офисе не больше трех или четырех дней, я еще не знаю всего, но в целом, смысл моей работы состоит в том, чтобы руководить и обеспечивать деловую часть работы компании. Другими словами, я не инженер.

* А с точки зрения спортивного директора?..
ДХ:Думаю, это стратегическая возможность. В принципе моя работа состоит в том, чтобы разговаривать и думать, чего мы должны достичь как команды, и как мы этого должны достичь.

* Тогда ваши первые впечатления о команде?
ДХ:Команда очень молода и полна энтузиазма. Я проработал в Формуле 1 долгое время и здесь, в команде, очень немного таких, кого бы я не встречал или знал раньше. В данном смысле это новая команда с молодыми гонщиками - ощущение такое, что я оказался здесь на ранней фазе становления этой команды.Вопросы из зала

* Мистер Хоган, не прояснили бы вы ваши взаимосвязи - не только в команде, но и в компании Ford?
ДХ:О'кей. Парень, которого зовут Тони Парнел, работает исполнительным директором. Парень по имени Дэйв Питчфорд, работает под его руководством в качестве ведущего менеджера. Тони Парнел отчитывается перед Ричардом Перри-Джонсом, ведущим технологом Ford Motor Company. Я докладываю о своей работе каждому из них.

* Еще вопрос, мистер Хоган. Команда демонстрирует новый подход, не называя имен конструкторов, не приглашая признанных звезд. Что вы на это скажете?
ДХ:Если вы оцените каждую команду Формулы 1, внешне они действуют на пит-лейн одинаково. На самом деле - не одинаково. Каждая работает по-своему. Подход, избранный Jaguar и Ford, уникален. Мы даем шанс проявить себя любому. Я имею в виду, что в этой весьма юной организации совсем немного старых бойцов в вроде меня.

* Последний вопрос. Отработав столько времени в Philip Morris, почему вы отказались просто понежиться где-нибудь на пляже? На что вам этот новый вызов?
ДХ:Только из-за жены! Она не хочет, чтобы я сидел дома! Она решила, что было бы неплохо, если бы я отправился в кругосветное плаванье. Я предпочел заняться работой - это намного легче!

* Дэвид, возвращаясь к теме вражды. Вас устраивает, что ситуация развивается сама собой?
ДР:Я твердо придерживаюсь мнения о том, что гонщики должны быть личностями, проявлять характер, отстаивая свои права. Я не собираюсь приглашать их для беседы об интересах компании. Пусть разбираются сами. Разумеется, до того момента, пока это на зайдет дальше, чем надо, не начнет разрушать команду. Но пока я держу ситуацию под контролем и думаю, парни - я уверен - будут подгонять и подгонять друг друга. Так и надо.

* Вы до сих пор не свели их вместе?
ДР:Ну, хорошо, у нас будут разговоры за время этого уик-энда, в этом я убежден, но вы не можете: Такие вещи должны решаться сами собой. Вы не можете решить что-то за других. Такие вещи можно только учитывать, стараться помочь их разрешению - не более того. Мы буквально только что беседовали с Флавио. Он спросил, что я думаю относительно тестов - о чем вы недавно говорили. Я высказал свое мнение на этот счет. Если мы сможем собраться вместе, все команды, и взять под контроль ситуацию с тестами в следующем году, возможно проведение тестов по четвергам и субботам. Мы до сих пор этого не делали потому: Я был бы рад, если бы мы все высказались в пользу одного какого-то решения - я бы однозначно поддержал эту идею. Думаю, если бы мы могли сделать что-то вроде этого, спорту и всем нам это пошло бы только на пользу.

* Неужто нам всем неизвестно, что есть три человека, которые никогда на это не согласятся?
ДР:Ну, времена меняются, все мы испытываем финансовый прессинг, так что я не думаю, что подобная ситуация сохранится навсегда.

* Возвращаясь к проблеме радио у Жака - не собираетесь ли вы использовать что-то вроде сигнальной доски больших размеров?
ДР:Мы собираемся увеличить уровень звука и заглушить эту проблему!

* Как? Поставить приемник побольше?
ДР:Во-во, как в старые времена: такой, с ручками настройки. Как старый Grundig. Да, мы работаем над этой проблемой. Мы работаем.ФБ:Должен признаться, как-то у меня была такая же проблема с Жаном Алези. Вы, наверное, все уже об этом забыли? Он не приехал на дозаправку. Оправдывался тем, что не работало радио.ДР:"Заезжай, заезжай!" (смеется)ФБ:В общем, такое может случиться с каждым.

* Вы сказали только о том, что поставите более мощный приемник, и я уверен, что их слух от этого сразу станет более чутким.
ДР:Совершенно верно.ФБ:Или зарплата меньше. Это то же самое (все смеются)

* Вопрос всем присутствующим. McLaren и Williams собираются судиться с ФИА. Поддержите ли вы эти две команды или нет?
УА:Думаю, наши позиции в Формуле 1 не настолько сильны, чтобы занимать какую-либо позицию.ПЗ:Мой английский недостаточно хорош, чтобы точно ответить на ваш политический вопрос!ДР:Я уважаю мнение Фрэнка и Рона - оно совершенно искреннее, раз они его высказывают. Но не разделяю. Они будут делать то, что считают нужным, опираясь на собственные представления. Я лишь считаю, что не стоило вываливать свои мнения на открытых сайтах за неделю до начала сезона, когда все выглядело так неплохо.ФБ:Я думаю, Формуле 1 нужны разговоры о спорте, а вовсе не судебные разбирательства. Это не здорово, это плохо, это не несет нам ничего хорошего. У нас так много спорных вопросов, нам следует их обсуждать, мы должны стремиться к тому, чтобы люди, интересующиеся нашими гонками, знали, что в Формулу 1 вернулся дух спортивной борьбы, что мы обеспечиваем ей стабильность. Думаю, именно об этом надо заботиться на будущее. Прочее никому не интересно.ДХ:В конце концов это спорт и, как сказал Флавио, судебные разбирательства не имеют с ним ничего общего. Я понимаю, какую цель они преследуют, но это не очень умно.