Макс Мосли: Сначала я бы хотел разъяснить вам некоторые моменты, касающиеся регламента сезона 2003 года, а потом отвечу на ваши вопросы. Я чувствую, что три прошедших этапа не смогли разъяснить все подробности перемен и я отвечу на любые вопросы, связанные с настоящим и будущим Формулы 1.
Сейчас мы договорились с боссами всех команд о том, что этот чемпионат будет проходить по действующему регламенту в соответствии с поправками, принятыми в октябре прошлого года.
Единственное изменение, на которое мы пошли, это возможность использования запасной машины по ходу всех сессий, но две машины, которые прошли квалификацию в субботу должны выйти на старт гонки в воскресенье, иначе гонщик будет стартовать из боксов.
Мы договорились и о том, что в случае замены мотора гонщик начнет гонку с последнего места, это позволит нам предотвратить замену мотора в том случае, если она не была действительно необходимой. Я считаю эти изменения незначительными, это мелочи.
Большинство команд не согласны с помещением машин в закрытый парк и мы понимаем их несогласие, но закрытый парк продолжит свое существование, по крайней мере до тех пор, пока команды не предложат альтернативный способ решения проблем, которые сейчас решает закрытый парк. Важно быт уверенным в том, что машина, которая прошла квалификацию идентична той, что стартует в гонке. Это касается и спецификации и настроек. Если команды смогут найти более оптимальный вариант, мы к нему прислушаемся. Пока никаких стоящих предложений я не слышал.
По поводу сезона 2003 года. Спорные моменты были, но сейчас все решено, сезон будет продолжен в соответствии с регламентом, с которым он стартовал. Я надеюсь, что оставшиеся гонки будут не менее интересными, хотя на это мы повлиять не можем. Мы лишь устанавливаем правила, а пьеса играется сама собой.
Что касается будущего, то есть несколько моментов, открытых для обсуждения. Команды хотят обсудить контроль над выполнением регламента и правило одного мотора. Они хотели бы оставить передачу телеметрии от машины к боксам, большинство команд заинтересовано в старт- и трекшн-контроле. В противоположность им мы совершенно не заинтересованы в этом. Главная проблема - возможность обмана и в ближайшее время мы встретимся, чтобы это обсудить. Позиция FIA очень проста - мы против использования гонщиками старт-, трекшн-контроля и полностью автоматических коробок передач после начала сезона 2004 года.
Есть вопросы и по использованию стандартных комплектующих в конструкции шасси и этот вопрос мы тоже тщательно изучим. Я надеюсь, что нам удастся договориться по всем этим пунктам и они согласятся с нами по поводу старт- и трекшн-контроля в ближайшие несколько недель. Но в регламенте этого чемпионата спорных моментов больше нет, больше спорить не о чем.
Таково простое резюме, которым я бы хотел предварить пресс-конференцию, надеюсь вопросов по этому поводу больше не будет.
Вопрос: Давайте поговорим о последней гонке. У меня два вопроса. Первый - кто отвечает за хронометраж, второй - как возник весь этот беспорядок с определением победителя Гран при Бразилии?
Макс Мосли: В регламенте описана простая процедура, хронометрист выпускает и подписывает результаты гонки, отвечая за свою работу. Так было и до того, как я пришел в гонки.К сожалению современная электроника вносит свои коррективы. В Бразилии проблемы возникли из-за того, что этой бумаги не было. Сейчас процедура несколько изменится, мы не будем полагаться только на электронику, всем снова будет заниматься главный хронометрист, который возьмет на себя ответственность за результат, который и будет считаться окончательным при подведении итогов гонки, если не будет протестов со стороны команд, которые должны быть рассмотрены стюардами. Проблема в том, что все мы поверили в цифры на экране телевизора, а не в документ, подписанный должностным лицом.
Вопрос: А кто именно отвечает за хронометраж и определение победителя в Формуле 1?
Макс Мосли: FOA, которая полагается на хронометраж и технологии от TAG-Heuer. С ними никаких проблем не было, всему виной несоответствие процедурам, описанным в регламенте.
Вопрос: Итак, вам удалось договориться со всеми командами, кроме McLaren и Williams, разве они отказались от подачи заявления в арбитраж?
Макс Мосли: Думаю все будет хорошо, если мы договоримся по поводу сезонов 2004 и 2005 года. Чтобы быть справедливым к этим командам скажу, они требовали разъяснений по поводу внезапности и радикальности принятых мер и возможности повторения подобного в будущем. Я думаю, что по поводу 2004 года мы договоримся заранее.
Вопрос: Кроме поправок, касающихся замены моторов в Бразилии вы обнародовали массу поправок по поводу закрытого парка. Как себя чувствует федерация в условиях, когда закрытый парк существует, но команды все же могут многое изменить в своих машинах?
Макс Мосли: Да, изменить действительно можно многое, но на это дается разрешение, обусловленное определенными причинами. Интересный момент был в Бразилии, когда команды меняли моторы и мы не знали, вызвано ли это неотложной необходимостью. или нет. Поэтому - если вы заменили мотор, то будете стартовать с последнего ряда. Богатым командам и их спонсорам это совершенно не интересно, хотя ситуация, при которой кто-то из ведущих гонщиков стартует с последнего ряда очень привлекательна для зрителей.
Вопрос: Вы могли бы прокомментировать ситуацию вокруг GPWC м ее влиянию на чемпионат в ближайшие пару лет?
Макс Мосли: Да, мы видели сообщение для прессы, опубликованное GPWC и оно еще раз подтвердило мои прогнозы - они хотят договориться. Хорошо, если они сумеют со всеми договориться, с Берни, с банками, с людьми и командами, тогда случится вот что: по Договору Согласия мы должны объявить о регламенте на сезон 2008 года не позже 31 декабря 2005 года. Как только срок действия договора закончится, то есть в 2008 году, будет действовать регламент, который мы объявим в 2005-м. Команды вольны принять, или отказаться от него. Если они захотят создать частный чемпионат, это их дело. Мы готовы оказать все возможное содействие, если у них будет готов спортивный и технический регламент, который не будет противоречить мерам безопасности, принимаемым FIA. Если этот регламент будет представлен в федерацию до середины 2007-го, то мы одобрим его для использования в 2008-м и далее.В результате получится два чемпионата - Формула 1, с регламентом. принятым в 2005-м и GPWC, с регламентом, принятым не позднее середины 2007-го. Я не сомневаюсь, что команды будут искать более интересный чемпионат, в подобной ситуации окажутся организаторы гонок и телекомпании. В этой ситуации я соблюдаю абсолютный нейтралитет, сейчас лчень трудно говорить о том, что будет в будущем. Я твердо знаю лишь то, что нам нужно объявить о регламенте Формулы 1 после окончания Договора Согласия не позднее 2005-го.
Вопрос: Защищая интересы спорта вы, конечно, не хотели бы разделения чемпионата надвое. Вы хотите, чтобы остался один и только один чемпионат?
Макс Мосли: В любом случае чемпионат FIA Formula One World Championship будет существовать в единственном числе. Это тот чемпионат, который начался в 1950-м, в котором побеждал Фанхио и.т.д. Но нет ничего плохого в существовании альтернативного первенства и было бы неправильно пытаться помешать этому. Что будет на самом деле - неизвестно. Одно дело - писать регламент, совсем другое - принимать решение, в каком чемпионате участвовать. Много интересного произойдет в ближайшие пять лет. перед тем, как такое решение все же будет принято.
Вопрос: Но вы не чувствуете на себе ответственности, необходимости защитить спорт, не позволив существование двух чемпионатов?
Макс Мосли: Я не думаю, что мы несем ответственность. Мы - регулирующий и управляющий орган, наше дело - заботиться об автоспорте во всех его проявлениях. Если две группы людей будут участвовать в двух альтернативных чемпионатах, то мы поступим неправильно, предпочтя один из них, потому что это противоречит основным правилам свободного общества. Люди должны учиться на собственных ошибках, а мы лишь должны убедиться в безопасности, честности и правильной организации. Если кто-то хочет проводить несколько чемпионатов, то он имеет на это право.В категориях спортивных машин, GT или ралли могут быть организованы любые чемпионаты, а команды уже выбирают, то, что считают лучшим. В конечном счете один преуспевает, а другой проигрывает. В итоге остается один чемпионат и это лишь вопрос времени. Я думаю, что к 2008-му году все утрясется само собой, без проведения двух чемпионатов, но сейчас наша позиция - нейтралитет.
Вопрос: Недавно я встретился с господином Монтеземоло и он был очень недоволен появлением желтого трактора на трассе в Бразилии. Он убирал машину и Михаэль Шумахер рисковал столкновением. Тогда он просил меня искать ответа у вас. Что может сделать FIA, чтобы предотвратить повторение подобной ситуации? Второй вопрос касается дождевой резины, говорят, что некоторые команды хотят вернуть два состава такой резины на этап?
Макс Мосли: Михаэль Шумахер вылетел с трассы и в этот момент действительно работал подъемный кран, но тогда маршалы махали двойными желтыми флагами и надо было снизить скорость. В нормальных условиях гонщик не может вылететь под двойными желтыми флагами, потому что их цель именно в том, чтобы замедлить пилотов и не допустить ни малейшего риска. Это значит, что на трассе работают люди и механизмы и гонщик, превысивший скорость рискует не только собственной жизнью, но и жизнь маршалов. Ответственность за это ляжет на гонщика. Я не знаю, почему вылетел Михаэль Шумахер, но не сомневаюсь, что этот вопрос ему задаст Чарли Уайтинг на брифинге пилотов. По поводу дождевой резины. Действующий регламент допускает лишь один комплект и этот пункт был внесен по просьбе команд, хотя некоторые журналисты считают это инициативой FIA. Это не так. Инициатива исходила от команд, которые заботились об ограничении стоимости участия в чемпионате. Это позволяет уменьшить число комплектов резины, чехлов для разогрева, тестов. Это большая экономия для команд и производителей резины. Дело в том, что в Бразилию команды приехали не с дождевой, а промежуточной резиной, хотя знали, что дождь в Бразилии, это настоящий ливень. Появляться на такой гонке с промежуточной резиной - крайне безответственное решение. Босс одной из команд написал мне письмо в котором обвинил федерацию. Он сказал, что мы организовали футбол на болоте в теннисных туфлях. Я ответил, что обувь выбирает не UEFA или FIFA, а конкретная команда. Мы не говорили командам, какую резину они должны использовать, они сами сделали выбор и согласовали его с производителями резины. Мне кажется странным, когда люди, постоянно говорящие о безопасности гонок выбирают резину, которая совершенно не соответствует бразильской погоде.
Вопрос: Хорошо, мы помним, как Жака Вильнева несколько лет назад дисквалифицировали за игнорирование желтых флагов в Сузуке, а две недели назад Фернандо Алонсо сделал это дважды за гонку. Он будет наказан за это? И во-вторых, вы действительно разрешили в Бразилии командам сменить резину на дождевую в закрытом парке, кажется этим были возмущены в Ferrari?
Макс Мосли: В подробности первого вопроса я не посвящен, но думаю, что стюарды хотели бы поговорить с Алонсо, но он попал в больницу и большего наказания представить себе невозможно. Инцидент будет рассмотрен, совершенно ясно, что не все соответствовало правилам.Вопрос с дождевыми настройками сегодня обсуждался, спасибо за напоминание. Если вы хотите изменить настройки машины, то должны стартовать из боксов. В Бразилии одна из машин уже была настроена на дождь и мы решили позволить это остальным, из соображений безопасности. Может быть это выглядит несправедливым по отношению к тому, кто рискнул в субботу настроить машину на дождь.
Вопрос: Вы не считаете, что Гран при Канады под угрозой из-за распространения атипичной пневмонии?
Макс Мосли: Надеюсь, что нет. Я слышал, что такой диагноз поставили одному из журналистов в нашем пресс0центре, так что нам всем стоит соблюдать осторожность. Я не уверен, что эта история была реальной, но сейчас нужно посмотреть на вещи реально. Во-первых речь идет о нескольких сотнях больных на Дальнем Востоке и десятках умерших, но это нельзя назвать эпидемией. Никаких ограничений на путешествия в любую страну мира нет, а значит - нет и угрозы для проведения Гран при.