Гран При Бахрейна : Пресс-конференция в пятницу

Ник Фрай (Honda), Джон Хьюитт (Toyota), Дженсон Баттон (Honda), Ральф Шумахер (Toyota).

Вопрос: Я бы попросил глав команд подвести итог сегодняшнего дня, так как он был весьма напряженным - по крайней мере, для одного из вас.
Джон Хьюитт: По-моему, самая обычная пятница. У нас была запланирована определенная программа. Утром на необкатанной трассе машина вела себя отлично. Мы выполнили свою программу и вполне довольны.

Вопрос: Ник, создавалось впечатление некоторой суеты.
Ник Фрай: Да уж, суеты хватало! В нашем распоряжении была та же машина, что и неделю назад, так что грандиозных планов мы не строили. День прошел в полном соответствии с нашими ожиданиями, за исключением, пожалуй, только отказа мотора на машине Дженсона. Это было лишним - мы и так приехали сюда не в лучшей форме.

Вопрос: Мы видели, как ваши ребята трудятся над машиной, это было запасное шасси?
Ник Фрай:Проблема Дженсона не требовала каких-то сверхусилий, обычная ситуация.

Вопрос: Дженсон, с машиной определенно какие-то трудности - объясните, что с ней происходит?
Дженсон Баттон: Все очень просто - нам не хватает скорости и сцепления. На прямой мы можем быть очень быстрыми, но в поворотах начинаются проблемы - один и тот же поворот в гонке не получается пройти одинаково. Очень трудно обрести стабильность. Это разочаровывает всю команду, не только меня, но пока никуда не деться. Мы можем только работать с максимальной самоотдачей, пока не добьемся какого-то прогресса.

Вопрос: На каких-то трассах вы чувствуете себя лучше, чем на других? И что дается вам проще - квалификации или гонки?
Дженсон Баттон: В квалификации проще - там надо блеснуть всего один раз, а ехать целую гоночную дистанцию намного тяжелее. В Малайзии мы провели неплохую гонку - если учитывать наши стартовые позиции, и Рубенс тоже неплохо поработал, но я не считаю, что это выступление в полной мере отражает наши возможности. Думаю, что, вероятно, у других гонка не задалась, а мы выжали максимум из того, что имели.

Вопрос: Рубенс жаловался на нехватку стабильности на торможении. То же самое было и в прошлом году, но, насколько я понимаю, это две разные проблемы?
Дженсон Баттон: Да, проблема несколько иного рода. Конечно, у нас есть трудности со стабильностью на торможении, но это не единственная неприятность. Очень трудно определить, что не так с машиной. На торможении возникают проблемы с устойчивостью задней части, на апексе появляются совершенно другие трудности из-за нехватки сцепления.
 
Но такое бывает. Кажется, что ничего не работает. Кажется, что трэкшн-контроль и все прочие элементы никуда не годятся. Машина у нас на данный момент не очень, но, я думаю, как только мы решим проблемы со сцеплением и прижимной силой, все остальные неприятности исчезнут сами собой.

Вопрос: Ник, что вы планируете предпринять для устранения этих проблем?
Ник Фрай: К сожалению, как сказал Дженсон, дело не в какой-то одной неприятности. Машине отчаянно не хватает сцепления. Это определенно просчет в аэродинамике, хотя мы хотим произвести кое-какие улучшения и в механической части. К Барселоне мы подготовим некоторые изменения, в основном касающиеся аэродинамики.

Еще больше нововведений мы планируем внедрить в Канаде - сейчас мы как раз тестируем их в аэродинамической трубе. А затем кое-что новое появится и к Маньи-Куру. Для решения нашей проблемы мы не ограничимся только одним изменением - у нас их будет целая серия.

Вопрос: Так слухи о новой машине чрезмерно преувеличены?
Ник Фрай: Все зависит от того, что вы понимаете под новой машиной. Некоторые узлы вообще не доставляют никаких проблем. С коробкой передач все в порядке, с мотором тоже - ну, за исключением сегодняшнего дня, и главная проблема - это шасси и аэродинамика. Как мы уже говорили, с задней подвеской все в полном порядке. Мы планируем изменения в разумных пределах. Я бы не назвал это новой машиной, но это будет нечто более надежное.

Вопрос: Правда ли, что вы пригласили на работу Росса Брауна?
Ник Фрай: Нет, неправда. В Малайзии я говорил о своей уверенности в том, что Россом наверняка многие интересуются. На мой взгляд, он исключительно талантлив и мог бы стать весьма ценным членом любой команды в Формуле 1. Еще я сказал, что Ferrari, по моему, скорее всего имеет какую-то договоренность с Россом.

Нельзя просто так расстаться с талантливым человеком - неважно, было ли соглашение устным или письменным, и мне сказали, что Жан Тодт или Ferrari подтвердили наличие подобной договоренности.

Лично я считаю, что Росс находится в хорошо оплачиваемом годичном отпуске. Уверен, что многие им интересуются, но посмотрим, что произойдет по ходу сезона. Может, он вернется в Ferrari, а может, займется рыбалкой - я не знаю. Главы команд постоянно общаются с большим количество людей, и мы не исключение. В нашем положении, мы беседовали со многими техническими специалистами.

Вопрос: Ральф, что вы думаете о выступлении Toyota в двух последних гонках?
Ральф Шумахер: Думаю, мы стартовали очень уверенно. В обеих гонках мы финишировали в очках. В Малайзии мне пришлось не так-то легко, но больше у нас не было причин для жалоб. У нас впереди еще много работы, но в целом мы неплохо справляемся.

Вопрос: Перед началом сезона у вас вроде были какие-то проблемы - с коробкой передач, стабильностью и с поведением задней части машины в целом. Вам удалось их разрешить?
Ральф Шумахер: У нас были кое-какие мелкие неприятности с надежностью - думаю, на данной стадии сезона все команды этим страдают. Во всем остальном с машиной все в порядке, в промежутке между тестами мы предприняли некоторые шаги, улучшившие наши выступления - ничего особенного, обычная зимняя работа.

Вопрос: С точки зрения стабильности команды вы, Ярно и большая часть пелетона не сдаете свои позиции. Является ли это преимуществом?
Ральф Шумахер: Стабильность - это всегда хорошо. В начале прошлого года у нас были кое-какие изменения, и сейчас им самое время окупиться. На это потребуется время, но я уверен, что вскоре наш прогресс будет очевиден.

Вопрос: Джон, и в квалификации, и в гонке вы показывали неплохие результаты. Вы ожидали меньшего?
Джон Хьюитт: К концу прошлого года мы боролись за звание третьей по скорости команды. Нам не хватало надежности, и мы приложили все усилия, чтобы в этом году занять более конкурентоспособное положение. Однако мы еще не добились желаемого результата.

Думаю, мы все же добились большего, чем считают некоторые на основании результатов зимних тестов. Нас списали со счетов. Я же думаю, что мы не сдаем позиций и изо всех сил работаем над улучшениями.

Наше отставание невелико. Думаю, в Сепанге мы проявили себя лучше и еще ближе подобрались к соперникам, но все же рассчитываем на большее. Нам еще предстоит поработать.

Вопрос: Насколько велик отрыв до ближайшего конкурента?
Джон Хьюитт: Что-то около полсекунды.

Вопрос: Что касается Williams - насколько интенсивно вы обмениваетесь информацией?
Джон Хьюитт: В том, что касается областей нашего сотрудничества, наше общение довольно тесное. В общем и целом мы, конечно, являемся соперниками, но в том, что касается двигателей, мы союзники. Мы вместе работаем над бесступенчатой коробкой передач, так что общаться приходится часто... но во всем остальном они наши соперники.
 
Они очень, очень близки к нам. И нам это только на руку - это заставляет нас двигаться вперед.

Вопросы из зала

Вопрос (Саймон Эррон - Motorsport News): Вопрос Дженсону и Нику. Дженсон, когда ваш мотор загорелся, вы покинули машину, не поставив ее на ручной тормоз, и она покатилась назад. У маршалов ушло четыре с половиной минуты на то, чтобы до нее добраться. Что вы с Ником думаете по поводу этой небрежности? Ник, мы видели вас крупным планом на пит-уолл - вы выглядели очень огорченным.
Ник Фрай: Да, неважное выступление нашей машины не радует, и нам не нужны подобные проблемы. Я согласен с тем, что выглядел слегка обеспокоенным тем, что машина продолжала двигаться сама по себе, и, конечно, испытал облегчение, когда, проехав шесть дюймов, она остановилась.

Может, маршалам надо двигаться и побыстрее, но они и не медлили. Если бы машина представляла неизбежную угрозу на трассе, оставалось бы только надеяться, что они могут еще быстрее.

Дженсон Баттон: Когда я выбрался из машины, рядом с ней уже кто-то находился, но они не приближались, так как остальные машины не замедлились. Они проносились мимо на полной скорости, хотя и проскальзывали немного, ведь на трассе было полно масла. Но маршалы вели себя очень осторожно - случись что, думаю, они бы не пожелали подойти поближе.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Машина с изображением Земли. Ник, что думает о ней общественность с тех пор, как вы представили вашу машину в Австралии?
Ник Фрай: Реакция была в основном положительной. Была и пара вполне ожидаемых исключений. На презентации мы говорили, что проделанные нами исследования показали, что около 6% людей отнесутся к этому цинично - так и выходит.
 
Для нас главное - это то, что многие люди, не интересовавшиеся ранее Формулой 1, приходят к нам и проявляют свой интерес. У тех, кто не интересовался машинами, гонками и наклейками на машинах, проснулось воображение. И мы провели несколько интересных мероприятий на эту тему - одно из них даже в австралийской школе.

Эта идея использовалась в рекламе для продвижения различных товаров, и в этом году это направление будет продолжать развиваться. Дело пошло быстрее, чем мы ожидали. Мы не рассчитывали на немедленный успех - у других подобных кампаний уходило года два на то, чтобы закрепиться. Поэтому интерес, возникший еще до нашего приезда в Мельбурн, превысил наши ожидания, и оказался привлекательным с коммерческой точки зрения. Думаю, в течение нескольких следующих недель нам придется сделать несколько объявлений. Мы ведем переговоры со многими людьми, которые в обычной ситуации и не заинтересовались бы Формулой 1.

Вопрос (Алан Болдуин - Reuters): Ральф, Дженсон упоминал о проблемах безопасности. Вы являетесь представителем GPDA; были ли сделаны гонщиками какие-то заключения относительно инцидента в Австралии между Алексом Вурцем и Дэвидом Култхардом? Поступили ли какие-либо предложения относительно мер, которые планируются или можно было бы предпринять для повышения безопасности кокпита?
Ральф Шумахер: На нашем последнем собрании мы как раз говорили об этом. Этот инцидент попал в поле зрения FIA - они также ищут возможные решения. Мы даже могли и не обсуждать все это - они намерены сами найти решение для сложившейся ситуации.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Ник, вы упомянули о переговорах с техническими специалистами - отчасти из-за того, что это ваша работа, отчасти из-за вашего положения. Последуют ли какие-то изменения или дополнения в вашем техническом отделе?
Ник Фрай: Мы всегда ищем пути укрепления команды, но подобные вещи не решаются за один день. У людей, с которыми ведутся даже самые серьезные переговоры, есть действующие контракты, так что дело в большинстве случаев движется медленно. Но нам, несомненно, требуется кое-где усилить команду.