Дэвид Култхард (Red Bull), Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Нельсон Пике-мл. (Renault), Нико Росберг (Williams), Такума Сато (Super Aguri).
Вопрос: Вопрос вам всем. Каждый из вас впервые участвовал в тестах на этой трассе. Вы и ваши команды почувствовали разницу?
Такума Сато: У нас новая команда, и в прошлом году мы почти не участвовали в тестах. Зимой нам удалось несколько восполнить этот пробел, но по сравнению с другими командами мы очень мало занимались тестами.
В Мельбурне мы только-только обкатали SA07, и, так как до этого у нас не было нормальных тестов, нынешние оказались нам весьма полезны. Особенно в плане испытания шин - в Мельбурне у нас были два абсолютно незнакомых типа резины. Ну и с точки зрения гонщика это отличная тренировка. Я работал на трассе полтора дня в условиях ужасной жары, доволен результатами и считаю, что мы сделали шаг вперед.
Нельсон Пике-мл. Это был хороший опыт. Увы, из-за ряда проблем я провел не очень много времени за рулем - около 30 кругов, а хотелось бы больше. Но, думаю, в течение недели команда смогла собрать много информации и улучшить характеристики машины. В конце пятницы дела вроде пошли на лад, и я проехал несколько хороших кругов. Это были самые жаркие тесты в этом году, даже жарче, чем в Бахрейне, и я думаю, что они были очень полезными. Мы хорошо подготовились к гонке.
Нико Росберг: Думаю, на этих тестах мы получили ценный опыт, ведь постоянно практиковаться на одних и тех же трассах вроде Испании немного скучно. Мне очень нравится здешняя трасса, так что это было здорово.
Команде было полезно привыкнуть к высокой температуре. Да и с точки зрения физической подготовки очень кстати было провести здесь несколько дней для акклиматизации. Хорошо, что шел дождь - благодаря ему я провел на трассе лишний день, чему был очень рад.
Ник Хайдфельд: Удачные тесты. Думаю, для первого раза мы неплохо справились. К сожалению, у нас была вынужденная задержка из-за небольшого пожара, но в целом все прошло гладко.
Немного не повезло с погодой, но мы успели опробовать разные элементы, особенно коробку передач. После гонки в Мельбурне у нас были некоторые проблемы с машиной Роберта, но благодаря новым узлам нам удалось поправить положение.
Дэвид Култхард: Забавно слышать от Нико, что ему уже наскучили какие-то тесты - ведь он провел в Формуле 1 без году неделю. А представьте, каково мне! Приятно сменить обстановку, а в этом году нам еще выпадет роскошь провести тесты в Спа - вот это будет фантастика! Предыдущие ораторы говорили абсолютно правильные вещи о тестах шин и прочем, так что мне нечего добавить.
Вопрос: Вы были удивлены удачным выступлением в Австралии?
Такума Сато: Думаю, это была потрясающая гонка, поразительное достижение для команды. Для всех нас это было очень важно. Раньше нам ни разу не удавалось пробиться во вторую часть квалификации, и уж тем более в третью. Это было потрясающе. Мы даже несколько опешили, потому что не знали, что нужно делать в такой ситуации.
В прошлом году мы работали даже над такими вещами, которые вряд ли могли бы реализовать на практике, но команда превосходно справилась с давлением и не совершила ошибок. Мы оба смогли преодолеть первую часть квалификации, и уик-энд для нас был очень удачный. Вы можете возразить, что команда была несколько разочарована моим итоговым результатом, так как в воскресенье моя скорость была ниже, чем в субботу, но я думаю, что для нас это все равно большой прорыв.
Новая машина еще преподносит сюрпризы, в воскресенье мы были несколько удивлены ее изменившимся поведением, но в целом мы очень довольны и надеемся закрепить успех.
Вопрос: Тесты позволяют рассчитывать на такой же успешный результат?
Такума Сато: По моему, тесты были весьма обнадеживающими, но, думаю, в Мельбурне было скорее… ну, могло произойти что угодно, ведь это же первая гонка, и на результат влияют и характеристики трассы, и погода, и все прочее. Для нас это было удачное выступление, и мы смогли изучить соперников, но, полагаю, проведенные здесь тесты помогли всем сделать шаг вперед.
Я не возлагаю особых надежд на предстоящий уик-энд, но рассчитываю проделать серьезную работу и, думаю, мы сможем выступить так же, как и в Мельбурне в воскресенье.
Вопрос: Нельсон, вы - третий гонщик, а что вы делаете во время гонок?
Нельсон Пике-мл.: Я здесь для того, чтобы учиться и нарабатывать как можно больше опыта. Для меня это первый сезон в Формуле 1, так что мне предстоит многое узнать - как ведут себя гонщики, как работают шины, какие ситуации вообще могут случиться… все это приходит со временем. Я - третий гонщик, и если что-то случится, я готов сесть за руль боевой машины.
Вопрос: Чего вы ждете от команды в этом году?
Нельсон Пике-мл.: Думаю, после завоевания чемпионского титула в прошлом году команда ожидала несколько иного начала сезона и рассчитывала быть в числе лидеров. Но из-за смены шинной компании мы не знали, чего ждать, и новая машина была готова только к концу года. Когда я впервые сел в нее, то не почувствовал особой разницы, но позднее новые шины дали о себе знать. Хоть разница оказалась и не очень велика, но мы шагнули вперед не так далеко, как хотелось бы.
Не думаю, что мы серьезно отстаем от соперников, нам нужно просто немного поднажать и потихоньку сократить отрыв. За одну ночь мы, конечно, его не преодолеем, на это потребуется хотя бы пара гонок.
Вопрос: Нико, в прошлом году вы стартовали здесь с третьей позиции. В этом сезоне у вас в активе уже удачное выступление в Мельбурне. Каковы ваши ощущения после Австралии?
Нико Росберг: Смешанные чувства. Мы рассчитывали на более высокий результат в квалификации в Австралии, но гонка в целом оправдала наши ожидания. Мы были вполне довольны седьмым местом - нашей целью было заработать очки в начале сезона. Сейчас нам нужно продолжать в том же духе и набирать очки в течение всего чемпионата. Я уверен, что из проведенных здесь тестов мы сможем извлечь большую пользу.
Вопрос: В течение всего сезона очень важно постоянно совершенствоваться. Вы уверены, что Williams это под силу?
Нико Росберг: Посещение завода вселило в меня такую уверенность. Наши сотрудники работают изо всех сил, так что я не вижу никаких проблем.
Вопрос: Ник, вы отлично выступили в Австралии и могли подняться на подиум. Что вы думаете об этой трассе?
Ник Хайдфельд: Мне она очень нравится. У меня еще не было повода в ней разочароваться, и, думаю, мы сможем сохранить ту же форму, что и в Мельбурне. Некоторые считают, что трасса в Мельбурне странная и путает все карты перед следующим этапом, но я так не думаю. На тестах у всех была та же скорость, что и в Мельбурне. Мы использовали несколько новых узлов и, надеюсь, обе машины смогут финишировать. Главной головной болью в Мельбурне для нас был сход Роберта, но, как я уже сказал, на тестах мы опробовали кое-какие новинки, и все должно быть о'кей.
Вопрос: Как вы думаете, в каком положении вы находитесь по сравнению с другими командами?
Ник Хайдфельд: После Мельбурна мы занимали третье место - это превзошло мои ожидания после тестов. Надеюсь, мы продолжим в том же духе, но, если честно, я ожидал большего от Renault. Думаю, по ходу сезона они прибавят, но и мы постараемся не отстать от лидеров. McLaren тоже выглядит неплохо, но с Ferrari пока тягаться кому-либо будет непросто. Сезон долгий, будем работать с максимальной самоотдачей.
Вопрос: Дэвид, вас наверняка впечатлило выступление Марка (Уэббера) в Австралии. Чего вы ожидаете от предстоящей гонки?
Дэвид Култхард: Анализируя ситуацию, можно сказать, что мы - крепкие середняки, и результаты Марка в квалификации были вполне ожидаемы. Наша цель - закрепить лидирующее положение в своей группе - в случае возникновения каких-либо проблем очень легко оказаться в седьмом или восьмом ряду.
Как уже было сказано, все команды работают очень упорно, мотивация у всех высокая, все пытаются вводить усовершенствования по ходу сезона, но, конечно, все зависит от того, как вы этот сезон начнете.
Если взять с места в карьер, то велика вероятность сохранить этот темп, поэтому на мой взгляд лучше максимально эффективно провести первый Гран При, чем пытаться что-то наладить по ходу сезона. Но Red Bull сейчас находится на переходном для себя этапе, в этих условиях на каждых тестах мы используем новые элементы машины, и это здорово.
Вопрос: После инцидента в Австралии вы повели себя очень благородно, взяв всю вину на себя. Какова ваша реакция на это происшествие?
Дэвид Култхард: Думаю, оно показывает лишь степень возможного риска в такой ситуации. В начале маневра я даже и помыслить не мог, что врежусь в Алекса, и уж если мне хватило глупости начать маневр, предвидя его возможные последствия, то и в голову не могло придти, что я пролечу в нескольких дюймах от его головы…
Так что это дает повод поразмышлять в будущем о безопасности в таких ситуациях. Открытые кокпиты - часть Формулы 1. За последние 10 лет уровень безопасности стал существенно выше, но, думаю, в этой области еще есть над чем поработать.
Вопрос: Что вы думаете о возможности запрета системы трэкшн-контроля?
Дэвид Култхард: За время своего пребывания в Формуле 1 я пережил 3,5-литровые двигатели, слики, широкие шасси… и пришел к тому, что мы имеем сейчас. Это всего лишь повод для разговоров. Ибо сама по себе Формула 1 не меняется. По-прежнему во главе пелетона - самый быстрый гонщик на самой быстрой машине, а в хвосте - самый медленный на самой нерасторопной. Так что это всего лишь еще один шаг вперед.
Вы будете писать свои репортажи и без лэптопов, будете опубликовывать их в своих газетах, журналах, или где вы там работаете - и вам будет все равно.
Влияние трэкшн-контроля наиболее ощутимо в условиях повышенной влажности. Думаю, что при сухой погоде его отсутствие вряд ли будет заметно.
Ник Хайдфельд: Жду не дождусь. Как сказал Дэвид, это всего лишь еще одна перемена, но я жду ее с нетерпением, так как считаю, что гонщику в первую очередь нужно контролировать именно тормоза, газ и руль. Водить так намного интереснее, и я согласен с Дэвидом - не думаю, что это сильно помешает.
Когда-то трэкшн-контроля у нас не было, пару лет назад он появился, а быстрые машины и быстрые гонщики продолжали лидировать. Ситуация могла измениться только в дождевых условиях.
Я использую трэкшн-контроль уже два года, претензий у меня к нему не было, но, думаю, с его отменой гонки станут только интереснее, особенно если вы атакуете идущую впереди машину… Проще будет ошибиться.
Возможно, машины будут больше скользить, но мы постараемся этого избежать. Разница будет не очень большой, но все же я жду отмены этой системы.
Нико Росберг: Думаю, это правильный шаг. Гонщику будет приятнее держать все под контролем. Я также жду отмены трэкшн-контроля, и, должен сказать, считаю чрезмерным преувеличением веру в то, что он существенно облегчает жизнь. Я с этим не согласен. Думаю, что гонщик сам должен все контролировать. Мне кажется, особой разницы не будет, но гонки будут интереснее.
Нельсон Пике-мл.: Я согласен, что это только к лучшему. Я пришел из GP2, где можно наблюдать больше ошибок со стороны гонщиков и где на машинах одной и той же команды шины могут изнашиваться по-разному - все дело в том, как гонщик управляет газом на выходе из поворота.
Разница будет чувствоваться на тех кругах, где вы атакуете. Это будет интереснее, и я жду этого с нетерпением. Это правильный шаг.
Такума Сато: Думаю, для спорта в целом это хорошо, но с точки зрения безопасности причинит некоторое беспокойство. В условиях современной Формулы 1 трэкшн-контроль позволяет атаковать на пределе возможностей. При нынешнем регламенте и 3-литорвых двигателях он обеспечивает безопасность в дождевых гонках, но, мне кажется, мы справимся и без него, а гонки станут более захватывающими.
Зрителям работа трэкшн-контроля незаметна, это касается только гонщиков. Без этой системы гонки будут более интересными. На нашей прошлогодней машине не было трэкшн-контроля, так что я неплохо попрактиковался в управлении!
Вопросы из зала
Вопрос (Эркки Мустакари - STT): Нико, в Австралии вы боролись на протяжении всей гонки. Думали ли вы о сохранности мотора ближе к финишу?
Нико Росберг: В конце гонки я уже не атаковал, и, так как никто не пытался на меня давить, мы берегли мотор.
Вопрос (Ливио Ориччио - O Estado De Sao Paulo): Вопрос всем гонщикам - что вы думаете о новой системе проверки гибкости днища?
Ник Хайдфельд: Нас это не касается. У нас та же система, что и раньше.
Дэвид Култхард: Не думаю, что это каким-то образом повлияет на наши выступления. Но FIA конкретизировала регламент, и командам придется на это отреагировать.
Вопрос (Эркки Мустакари - STT): Дэвид, что вы думаете о пункте регламента, касающемся использования обоих типов резины по ходу гонки?
Дэвид Култхард: По слухам из Michelin я знал, что шины будут одинаковыми, так что в большинстве случаев разница была бы незаметна. Я не думал, что у нас возникнут какие-то проблемы, но в каком-то конкретном случае это может быть большим недостатком.
Более мягкий тип резины в Австралии был заметно медленнее, так что разница есть. Что касается стратегии - я думаю, за исключением пары гонщиков, стартовавших на более жестком типе, никто не заметил разницы. Те, кто обычно стартует во главе пелетона и почему-либо вынужден начинать гонку из задних рядов, выбирают те шины, что ведут себя хуже - все равно им суждено застрять в трафике. Так что очень скоро это будет каким-то образом влиять на стратегию.
Вопрос: Ник, вы стартовали на более мягком типе резины. Ваше мнение?
Ник Хайдфельд: По-моему, все было в порядке. Все в одинаковых условиях; интересно наблюдать, кто какую стратегию выбирает, особенно в начале - и особенно в Мельбурне.
Я думал, что, начав гонку на более мягких шинах, я столкнусь с проблемами, но все было в порядке. Как и сказал Дэвид, разница между шинами есть, но это не проблема, так как в нашем распоряжении всего четыре смеси. Гонщику хотелось бы иметь наиболее подходящие шины для каждой гонки, и чтобы выбор был шире, но даже в сложившихся обстоятельствах в Bridgestone отлично поработали. А довести все до совершенства - это уже задача инженеров.
Вопрос (Адам Хэй-Николс - Metro): Вопрос Дэвиду. Инцидент между вами и Алексом был очень опасным. Какие рекомендации вы дадите на следующем собрании GPDA? Пойдет ли речь о закрытом кокпите?
Дэвид Култхард: Я думаю, это противоречит регламенту Формулы 1, но я предложу обсудить данную ситуацию с Технической Группой, так как инцидент был достаточно серьезный.
После той ситуации я разговаривал с Патриком Хедом, и он сказал, что пару лет назад они еще могли поразмышлять, но сейчас есть вероятность получить усовершенствованный кокпит уже в следующем сезоне. Это заслуживает обсуждения, и мы, как Ассоциация Гонщиков Гран При, можем вдохновить их на это и посмотреть, что получится.