Гран При Турции : Пресс-конференция после гонки

1. Фелипе Масса (Ferrari) 1:26'42"161
2. Кими Райкконен (Ferrari) + 2"275
3. Фернандо Алонсо (McLaren) + 26"181

Телевизионная часть

Вопрос: Фелипе, второй раз подряд в Турции вы стартуете с поула и выигрываете гонку...
Фелипе Масса: Это потрясающе. Я третий раз в Стамбуле, и выигрываю вторую гонку подряд, стартовав с поула. Мне нравится эта трасса, это место, именно здесь моя карьера сделала виток, и я начал выигрывать гонки и сражаться с лидерами. Для меня это особенное место, вторая победа подряд... я даже слов подобрать не могу.

Вопрос: Со стороны победа казалась безоговорочной, расскажите, как это выглядело для вас. Мы видели, как что-то случилось с вашим шлемом, и, конечно, все были удивлены, когда обе Ferrari проехали два первых отрезка на более мягких шинах...
Фелипе Масса: На шлеме треснула система охлаждения, появилась большая турбулентность, голова стала задираться, и я начал терять концентрацию. Поэтому я просто оторвал тот кусок - на прямой ощущения были необычные, но все же лучше чем прежде. Что касается шин - в пятницу мы проехали большую дистанцию на обоих составах, они вели себя практически одинаково, с разницей, может, в одну-две десятых. Мы понимали, что к воскресенью условия на трассе изменятся, и более мягкие шины могут выглядеть даже лучше, решили рискнуть. Мягкие шины особенно хороши на старте, и старт удался великолепно - Кими обогнал Льюиса, и гонка на мягких шинах прошла отлично.

Вопрос: Сегодня на гонке присутствовала ваша семья, а отец так вообще стал телезвездой!
Фелипе Масса: Да, он очень эмоционален, как и я, а на телевидении любят показывать таких экспрессивных людей. Я очень горжусь тем, что одержал победу на глазах у него и мамы.

Вопрос: Кими, похоже, не самый удачный для вас день. Как сказал Фелипе, на старте вы прорвались на второе место, но так там и остались. Перед вторым пит-стопом вы здорово его атаковали...
Кими Райкконен: Да, машина у нас была отличная, но, к сожалению, в наши дни в Формуле 1 обгонять очень непросто, поэтому судьба гонки, по сути, была решена еще вчера. Я атаковал изо всех сил, подобрался к нему так близко, как только мог, пытался что-то сделать на пит-стопах, но в борьбе двух напарников, как правило, первый остается первым. Машина была замечательная, но больше я ничего не мог сделать.

Вопрос: Вы также стартовали на более мягком типе резины. С чем было связано это решение, какого поведения вы ожидали от этих шин?
Кими Райкконен: Как и сказал Фелипе, мы были абсолютно уверены в обоих составах. Они практически не отличались, поэтому мы решили стартовать на мягком типе, и все прошло отлично. Трудно сказать, какой из типов резины вел себя лучше, они были совершенно одинаковы.

Вопрос: Фернандо, на старте вы потеряли несколько мест, в первый поворот вошли позади обеих BMW, так что третье место - неплохой результат...
Фернандо Алонсо: Да, старт прошел не так, как планировалось, неприятно пропустить две машины и оказаться шестым в первом повороте. После этого я 17-ть кругов преследовал Ника, а, как сказал Кими, в наши дни обгоны в Формуле 1 - дело нелегкое. Нужно ждать, когда соперник впереди ошибется, а Ник ехал хорошо и стабильно, поэтому я обошел его только на пит-стопе. В тот момент и началась моя настоящая гонка. Правда,я уже полминуты проигрывал лидерам, поэтому старался просто поддерживать темп и не совершать ошибок. Я ждал какого-нибудь чуда, и оно случилось - у Хэмилтона возникла проблема. Но, конечно, третье место - не лучший результат, которого можно было ждать по ходу уик-энда.

Вопрос: В конце гонки Ferrari здорово оторвались от вас и Льюиса. Какую роль в этом сыграл выбор резины и как он повлиял на разницу в поведении двух машин на этой трассе?
Фернандо Алонсо: Если честно, я думаю, что дело в машине. Жесткие и мягкие шины практически не отличались друг от друга. Правда, жесткие вели себя немного лучше и стабильнее, и я считаю, что именно они были правильным выбором на гонку. Последний отрезок я проехал на мягких шинах, и поведение машины немного ухудшилось - это подтверждает, что жесткие шины нашей машине подходили больше. Было ветрено, а ветер осложняет гонку - сегодня мы лишний раз в этом убедились.

Вопрос: Сегодня Ferrari заработала дубль, но впереди Гран При Италии. Чего вы ждете от предстоящей гонки?
Фелипе Масса: Для нас эта гонка будет особенная, надеюсь, мы сможем повторить этот результат - это было бы потрясающе и для команды, и для болельщиков, я с нетерпением жду этого этапа.

Пресс-конференция

Вопрос: Фелипе, как я и сказал вчера, вы становитесь специалистом по части турецкой трассы.
Фелипе Масса: Я провел здесь три гонки и выиграл две из них, эта трасса для меня особая. Одержать здесь победу второй раз подряд, на хорошей машине и стартовав с поула - это здорово. Гонка была непростой, но мне удалось сохранить концентрацию.

Вопрос: Почему в конце второго отрезка Кими смог догнать вас?
Фелипе Масса: По ходу всего отрезка отрыв был стабилен, но затем Кими начал ехать на две десятых быстрее, и я снова прибавил. Потом на входе в 7-й поворот я слегка ошибся, Кими удалось подобраться вплотную, но контролировать ситуацию было нетрудно - с балансом все было в порядке, машина легко управлялась, эта ошибка лишь немного осложнила мне жизнь.

Вопрос: Расскажите еще раз, что за проблема возникла у вас со шлемом?
Фелипе Масса: Сверху на шлеме расположена система охлаждения, пластиковая деталь треснула и начала задираться, возникла большая турбулентность, голова начала сильно дергаться вверх, а на торможении - вниз. Мне это сильно мешало, поэтому я просто оторвал тот кусок и выбросил его.

Вопрос: Как долго он вам мешал?
Фелипе Масса:Пять-шесть кругов. Турбулентность немного мешала и после того, как я его выбросил, но все же стало получше.

Вопрос: Кими, расскажите о старте.
Кими Райкконен: Я стартовал хорошо, но потом всю гонку провел за Фелипе и не смог ничего с этим поделать.

Вопрос: Каким вам показался конец первого отрезка?
Кими Райкконен: Все было в порядке. Немного мешала недостаточная поворачиваемость на старте, из-за чего я не мог атаковать в полную силу. Потом машина прибавила, и в конце отрезка управлять ей было очень приятно. Увы, когда напарники едут один за другим, второй, как правило, заезжает на пит-стоп первым - больше я ничего не смог сделать.

Вопрос: Но за два круга до конца гонки вы решили себя показать?
Кими Райкконен: Да, скучно просто ехать за другими машинами. К сожалению, в современной Формуле 1 судьба гонки фактически решается в квалификации.

Вопрос: За два круга до клетчатого флага вы показали лучшее время гонки - как и в Венгрии...
Кими Райкконен: Да, это у меня получилось.

Вопрос: Фернандо, вы ехали вплотную к Хайдфельду, но не могли догнать Льюиса - отрыв между вами на втором отрезке оставался стабильным, около 14 секунд.
Фернандо Алонсо: Да. Старт я провалил, откатился на шестое место и думал, что гонка для меня окончена - если вам удается обогнать соперников за первые пять кругов, то шанс еще есть, потом же все становится намного сложнее. Так и вышло. На 18-м круге, после пит-стопа, мне удалось обойти Ника, гонка началась для меня заново, но я отставал на 14 секунд от третьего места. Я атаковал изо всех сил, но отрыв не уменьшался, и круга с 30-го я уже просто доезжал гонку.

Вопрос: Но, как сказал Питер, подиум после шестого места все же должен принести облегчение...
Фернандо Алонсо: Да, конечно. Если бы на втором круге мне сказали, что я финиширую на подиуме, в это трудно было бы поверить - я бы обрадовался и перекрестился. Итоговый результат, конечно, является самым лучшим достижением уик-энда, но были моменты, которые не очень порадовали - вчерашняя квалификация, сегодняшний старт, скорость Ferrari в гонке по сравнению с нашей... в общем, есть над чем поработать перед следующим Гран При.

Вопрос: Скорость Ferrari вас сильно огорчает?
Фернандо Алонсо: Ну, в какой-то мере она была предсказуема, их потенциал был очевиден ужев Маньи-Кур и Сильверстоуне они были очень, очень быстры.Единственной гонкой, в которой мы были конкурентоспособны, стала, пожалуй, Венгрия, и это опять-таки неудивительно - эта трасса медленная и напоминает Монако. Мы знали, что такие трассы нам подходят, но в Турции они снова на коне. Все очевидно - нам нужно прибавить, тогда следующая гонка пройдет успешнее.

Вопросы с мест

Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): Кими, вы сказали, что уже во второй гонке подряд преследуете лидера, и пожаловались, что это скучно. Тем не менее, лучшее время в обеих гонках на вашем счету - это лекарство от скуки или же проверка возможностей машины?
Кими Райкконен: Думаю, если атаковать как следует, то можно выжать из машины больше, но какой смысл разбрасываться вторым местом ради безумного рывка и возможного вылета... Я просто хотел попробовать и посмотреть, насколько хороша машина, может, узнать что-то. Я уже говорил, что ехать просто так - скучно, потому что зачастую известно, особенно после пит-стопа, когда будут дозаправляться соперники. Понимаешь, что на самом деле не можешь ничего поделать, если их не обгонишь, а обогнать очень непросто.

Вопрос (Сэл Занка - Associated Press): Фернандо, чудеса случаются? Что вы сказали себе, когда у Хэмилтона лопнула шина?
Фернандо Алонсо: Если честно - ничего, так как гонка еще продолжалась, впереди было 18 или 20 кругов. Команда по радио велела мне сохранять осторожность, чтобы не случилось такой же неприятности - на пит-стопе они увидели, что мои шины тоже не в лучшей форме, поэтому посоветовали беречь машину на оставшихся кругах. Ничего особенного я не подумал, просто следил за машиной.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Вопрос всем троим. Насколько прокол шины Льюиса повысил ваши шансы на титул?
Фернандо Алонсо: Ничего не изменилось. Сегодня я заработал на два очка больше, а эту разницу можно легко свести на нет, если мы финишируем вторым и третьим или первым и вторым. В последних двух гонках я терял очки. Если сравнивать венгерскую гонку и сегодняшнюю - здесь я отыграл два очка, в Венгрии потерял пять, то есть у меня на три очка меньше, чем было на Нюрбургринге - ничего не изменилось. Пока вся четверка лучших финиширует, отрывы практически не меняются, поэтому в последних трех гонках у каждого будет последний шанс.

Фелипе Масса: А я отыграл шесть очков.

Кими Райкконен: Нам это определенно на руку. Мы знаем, что в гонке может случиться всякое, я заработал больше очков, чем если бы финишировал третьим, но впереди еще много гонок, нужно атаковать, бороться за победу - посмотрим, как все сложится.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazzetta dello Sport): Вопрос гонщикам Ferrari. Влияло ли место на стартовом поле на порядок пит-стопов?
Фелипе Масса: Это решилось во вчерашней квалификации. У меня было на один круг больше топлива, чем у Кими.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazzetta dello Sport): Фернандо, у вас Гран При не задался с самого начала. Дело в том, что вам не нравится эта трасса, или вам по ходу уик-энда мешало что-то иное?
Фернандо Алонсо: Нет, ничего такого. Да, с пятницы мне приходилось непросто, но вчера в квалификации мы добились нужной скорости - особенно хорошо машина вела себя в первой и второй сессиях. В третьей все тоже шло хорошо, пока мы не поставили последний новый комплект шин. Если бы сегодня на старте я сохранил четвертое место, то, наверное, не отстал бы от лидеров, и даже при невозможности обогнать без проблем ехал бы четвертым. Да, уик-энд был не из легких, но мне ничего не мешало.

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, в Монце единственный шанс победить - это стартовать с поула?
Кими Райкконен: Нет. Все зависит от количества топлива по сравнению с соперниками. Состязаясь с собственным напарником, точно знаешь, сколько у него топлива, и в таком случае гонка предсказуема. Если твой соперник из другой команды, все иначе, но, конечно, стартовать с поула проще - шансов больше, но судьбу гонки это окончательно не решает.

Вопрос (Адриан Родригес Хубер - Agencia Efe): Фернандо, какие чувства вы испытываете, закончив сотый Гран При? Довольны ли вы и могли бы испытывать еще большую радость? Какая из последних пяти гонок, по-вашему, удалась лучше всего и насколько уверены вы в том, что в третий раз станете чемпионом мира?
Фернандо Алонсо: Я уже забыл первый вопрос! Сотый Гран При. Я чувствовал и продолжаю чувствовать себя хорошо. Как я сказал ранее, я доволен, особенно результатом - это лучшее событие уик-энда. Подниматься на подиум всегда приятно, и, с учетом сегодняшнего старта, это неплохое достижение. Я не буду вспоминать этот Гран При до конца жизни, но в конечном итоге он был не так уж плох. Шансы на титул? Они все еще есть у каждого из четырех гонщиков - двух из McLaren и двух из Ferrari. У каждого бывают белые и черные полосы. Все зависит от того, насколько удачно проходит конкретный уик-энд, впереди еще пять гонок, и более удачливый, лучший гонщик в конце победит.

Вопрос (Петер Хесслер - Auto Bild): Фернандо, вы стали хуже стартовать? В начале сезона не вы, а Ferrari теряли несколько позиций на старте...
Фернандо Алонсо: Да, старты что-то не получаются, а вот BMW в каждой гонке стартует великолепно. Да, в начале года действительно получалось лучше, порой мы обгоняли Ferrari - в Малайзии, Австралии, еще где-то. Дело не в том, что мы стали стартовать хуже, просто соперники добились большего.