Участники: Стефано Доменикали (Ferrari), Джон Хауэтт (Toyota), Кристиан Хорнер (Red Bull)
Вопрос: Вопрос ко всем вам. Что вы думаете о начале сезона?
Стефано Доменикали: Мы видели реакцию команды на трудности, с которыми она столкнулась в Австралии. Результаты соперников от гонки к гонке разнятся, думаю, подобную картину мы будем наблюдать в течение всего сезона. На некоторых трассах какие-то команды будут явно быстрее других. Нужно быть осторожными в оценках, в Малайзии мы были быстры, надеюсь, у нас получится сохранить этот темп.
Вопрос: Трасса в Мельбурне временная, а Сепанг – постоянный автодром, и таких трасс - больше. Не кажется ли вам, что на стационарных трассах Ferrari выглядит сильнее?
Стефано Доменикали: На стационарных автодромах мы всегда были более конкурентоспособны, но не забывайте – Ferrari не раз побеждала в Австралии, что еще раз подтверждает мои слова – ситуация будет меняться. Как вы знаете, на временных трассах решающее значение имеет результат в квалификации.
Вопрос: Джон, а вы что думаете?
Джон Хауэтт: Мы были воодушевлены итогом Гран При Малайзии. После зимних тестов примерно на такой результат мы и рассчитывали, хотя в Австралии сработали не лучшим образом. Позади лидеров борьба очень плотная.
Вопрос: Вы добились того, к чему стремились?
Джон Хауэтт: Нет, мы здесь для того, чтобы побеждать. Но нужно быть реалистами – отставание от Ferrari все еще велико.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Прошедшие зимние тесты стали самыми успешными за все время выступления Red Bull в Формуле 1. Мы обеспечили преемственность, сохранив поставщика моторов, но в Австралии начались проблемы – в квалификации Марка подвели тормоза, а в гонке среди шести добравшихся до финиша пилотов не оказалось ни одного представителя Red Bull. В Малайзии мы выступили лучше, несмотря на проблемы с топливным насосом на машине Марка. У RB4 большой потенциал, но, как сказал Джон, борьба позади лидеров очень плотная.
Вопрос: В межсезонье всем было интересно, сколь надежными окажутся ваши машины, особенно после проблем прошлого года. Трудности позади, или вас что-то еще беспокоит?
Кристиан Хорнер: После 10000 тестовых километров, пройденных без единой поломки, мы были крайне огорчены неисправностью тормозов на машине Марка в Австралии. Затем проблема с наконечником рулевой тяги на машине Дэвида в Малайзии, закончившаяся эффектной аварией. Прошлый сезон был омрачен проблемами с трансмиссией, и наши инженеры в Милтон-Кинсе сделали все, чтобы новая КПП выдерживала дистанцию четырех Гран При. Надеюсь, мы движемся в правильном направлении.
Вопрос: Вернемся к поломке наконечника рулевой тяги. Что на самом деле произошло в Малайзии?
Кристиан Хорнер: Титановая оболочка карбонового наконечника самопроизвольно разрушилась, Дэвид оказался за пределами трассы и налетел на кочку. Удар был довольно сильным, поэтому повреждения оказались серьезными. В McLaren подобная проблема 3-4 года назад произошла с тягой задней подвески. После зимних тестов мы не ожидали таких неприятностей, но сделали все, чтобы они не повторились.
Вопрос: То есть, вы усилили конструкцию элементов?
Кристиан Хорнер: Немного, ведь дело было не в конструкторском просчете. Думаю, сказалась чья-то ошибка, ведь сломалась абсолютно новая деталь. Она была заменена на другую, прошедшую 2500 км без каких бы то ни было проблем. Мы тщательно изучили проблему, работая вместе с FIA, и рады сообщить, что теперь проблем нет, и подвеска стала еще крепче.
Вопрос: Джон, никто, кроме Toyota и Ferrari, не проводил тесты в Бахрейне. Есть люди, которые говорят, что в этом не было необходимости. Ясно, почему они это говорят, ведь их тут не было. Как вы полагаете, вы получите преимущество?
Джон Хауэтт: Мы приехали в Бахрейн потому, что хотели проверить, как новая система охлаждения в сочетании с более компактными боковыми понтонами будет работать в условиях высоких температур. На трассе было только две команды, мы не мешали проводить друг другу симуляции гонок, сессии не прерывались красными флагами – так что это были отличные тесты, которые себя окупили.
Вопрос: У вас новый пилот – Тимо Глок. Как его приход повлиял на атмосферу в команде и настроение Ярно Трулли?
Джон Хауэтт: Не могу говорить за Тимо, но приятно видеть, что Ярно счастлив и настроен по-боевому. Тимо очень быстр, они подгоняют друг друга. Наши пилоты сработались, и в данный момент все в порядке.
Вопрос: Что вы думаете о результатах Тимо в Мельбурне и Сепанге?
Джон Хауэтт: В первой гонке ему пришлось понервничать - из-за нас. Мы получили штраф за замену коробки передач и поздно выпустили его на трассу в квалификации. В гонке он смотрелся очень неплохо. К несчастью, у него был вылет, после которого он не смог вернуться на трассу. В Малайзии у него снова возникли проблемы, причем не по его вине. Мы должны дать ему возможность выступать нормально.
Вопрос: Стефано, сравните Кими сегодня с тем, каким он был год назад.
Стефано Доменикали: После года в Ferrari Кими лучше знает, как работать с командой. Он привык к нам, а мы к нему, ему нравится наш подход к делу, ведь мы всегда говорили, что Ferrari – это одна семья, и он это понял.
Вопрос: Для Фелипе старт сезона сложился неудачно. Это немного напоминает прошлый год, но тогда он приехал в Бахрейн - и все изменилось…
Стефано Доменикали: Фелипе больше всех огорчен своими результатами. Но мы команда, в первой гонке нас подвела надежность, во второй мы были на коне. Нужно смотреть вперед, и Фелипе полон желания показать всем, что нулевой результат больше не повторится.
Вопрос: В вашей жизни тоже многое изменилось. Что удивило вас в работе главы команды?
Стефано Доменикали: Вы пытаетесь все заранее предвидеть, хотя это в принципе невозможно. Ты чувствуешь на себе огромную ответственность, но такова эта работа, и мне она нравится. Я буду делать все, что в моих силах, потому что могу положиться на своих коллег.
Вопросы с мест
Вопрос: (Оттавио Давидди – Tuttosport) Джон, вы сказали, что у Ярно весьма боевой настрой, но ожидали ли вы таких результатов уже в первых гонках сезона? Может ли он рассчитывать на подиум?
Джон Хауэтт: Ему нравится машина. Но до третьей или второй ступеньки подиума нам еще далеко, нужно работать. С хорошей машиной у нас будут все шансы на успех. Ярно стабилен и быстр, если мы улучшим машину, подиумы не заставят себя ждать.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Стефано, теперь вы – глава команды Ferrari. Жан Тодт помогает вам?
Стефано Доменикали: Конечно! Он по-прежнему самый лучший, и ведь мы всегда говорили, что наша сила в быстрых преобразованиях структуры. Он здесь, с нами, как вы видите, так что это наш плюс, а вовсе не наоборот.
Вопрос: (MC) Сколько гонок он посетит?
Стефано Доменикали: Я не знаю. Он всегда будет с нами, даже если не присутствует в паддоке.
Вопрос: Не могли бы вы рассказать, как вы контактируете с Михаэлем Шумахером во время гоночного уик-энда?
Стефано Доменикали: Пользоваться телефоном легче легкого, мы каждый день созваниваемся с ним и обсуждаем различные вопросы. Его мнение важно для наших инженеров.
Вопрос: Михаэль получает всю информацию дома? Как он следит за ходом гонки?
Стефано Доменикали: У него есть вся необходимая информация.
Вопрос: Та же, что у вас на мониторах?
Стефано Доменикали: Да. Он смотрит гонку по телевизору и получает от нас все данные. Чтобы двигаться вперед, нам необходим его опыт.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, в прошлый уик-энд Михаэль гонялся на мотоцикле KTM в Мизано, а вчера он участвовал в тестах MotoGP! Что вы об этом думаете? Не кажется ли вам, что он захочет испытать себя в мотогонках? И вопрос о Кими, который вчера заявил, что тоже не прочь попробовать себя в MotoGP. Вы позволите ему сделать это?
Стефано Доменикали: Пожалуй, это было пару лет назад, когда Михаэль впервые приехал в Муджелло смотреть MotoGP, и понял, что мир мотоциклов – это тоже безумно интересный мир. Гонки, скорость, и стремление к новым высотам у него в генах, и мы должны это уважать... Что касается Кими, то он катается на кроссовых мотоциклах, ему это нравится, и нам это известно. Но я бы сказал, что до ноября он больше внимания будет уделять гонкам на четырех колесах, а там посмотрим...
Вопрос: (Оттавио Давидди – Tuttosport) Стефано, если судить по результатам свободных заездов, может ли команда рассчитывать на победный дубль?
Стефано Доменикали: Да, это наша цель, но в пятницу время круга мало о чем говорит, и нужно быть осторожным в оценках. У нас неплохие результаты, даже очень, но пока рано об этом говорить.
Вопрос: (Ян Паркес – The Press Associations) Кристиан, вчера Toyota и еще три крупных автопроизводителя довольно четко выразили свое отношение к скандалу вокруг Макса Мосли. Что вы думаете об этой ситуации?
Кристиан Хорнер: Вчера автоконцерны четко объяснили свою позицию, и FIA им ответила. Скоро соберется Сенат, и было бы неуместным с моей стороны давать еще какие-то комментарии.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос для всех. Как проходит подготовка к следующему сезону?
Джон Хауэтт: Есть несколько вопросов, касающихся аэродинамики, которые необходимо прояснить, и если не сделать это в самое ближайшее время, ошибок не избежать, ведь уже сейчас все активно работают над KERS и новой аэродинамической оснасткой. Такова природа Формулы 1.
Стефано Доменикали: Присоединяюсь к словам Джона – если ошибиться сейчас, вся работа пойдет насмарку. Для нас самое трудное – сохранять концентрацию, стараться добиться максимума в этом сезоне, одновременно работая над новой машиной. Новый проект, новый дизайн, новая философия, добавьте к этому KERS… В общем, этот год будет непростым для всех.
Кристиан Хорнер: Мы независимая команда, у нас нет таких ресурсов, как у наших коллег, здесь присутствующих. Одновременно заниматься доводкой машины этого года и работой на перспективу очень нелегко. Мы определили ключевые направления работы, но стараемся не забывать и о нынешнем сезоне.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Стефано и Кристиана. Почему вы храните молчание и не комментируете скандал вокруг Мосли?
Кристиан Хорнер: Я уже все сказал. Было бы неуместным обсуждать подобные вещи, тем более, здесь. FIA взялась за это дело, подождем результатов.
Стефано Доменикали: Со своей стороны мы не будем делать никаких заявлений. Это вопрос роли и ответственности. Моя роль – думать о том, как отыграть отставание в чемпионате. У каждого своя роль и своя мера ответственности.