В Шанхае все спокойно
Если бы китайский Гран При значился в календаре чемпионата в середине апреля – и даже в середине августа, – тогда, пожалуй, он имел шанс стать «одним из многих». Но середина октября – совсем другое дело. К первой в сезоне гонке, которая могла назвать имя чемпиона, отношение совершенно особое. Ведь если раньше понятие «титул сильнейшего» было в известной степени абстрактным, то теперь для троих гонщиков и трех команд оно обрело донельзя четкие очертания.
Льюис Хэмилтон приехал в Шанхай лидером сезона и взялся за дело без промедления. И в пятницу, и в субботу угнаться за McLaren вице-чемпиона не удавалось никому. Показательно, что во втором квалификационном сегменте, когда все остальные лидеры на последних минутах по обыкновению остались в боксах, британец все же выехал на трассу с одной-единственной целью – показать лучшие секунды и еще раз убедить всех в собственном преимуществе.
Фелипе Масса, впрочем, тоже имел повод для хорошего настроения. За неделю до шанхайской гонки он смог отыграть два очка в чемпионской гонке во время Гран При Японии, его команда Ferrari вернулась на первую строчку Кубка Конструкторов, а сам бразилец, хоть и показал в субботу только третье время, оказался в неплохой компании – рядом на решетке расположились напарник Кими Райкконен и лояльный Фернандо Алонсо, в то время как Хейкки Ковалайнен в этот раз стартовал лишь пятым.
Наконец, Роберт Кубица, хоть и уступал лидеру 12 очков, до начала квалификации мог успокаивать себя тем, что в Фудзи отыграл у одного принципиального соперника шесть, а у другого – и вовсе восемь баллов. Впрочем, уже в субботу вечером тон высказываний поляка резко изменился. «Чемпионат для меня проигран», – вынужден был признать гонщик BMW Sauber после того, как ошибки в настройках автомобиля не позволили ему подняться выше 12-го места на решетке. Маленькой ложкой меда в бочке дегтя для Кубицы стала разве что перестановка Марка Уэббера с шестого места на 16-е из-за замены отказавшего в субботу утром мотора Renault. Кубица, соответственно, стал 11-м, но все равно – соперники были слишком далеко впереди
Памятуя о старте японского этапа, где Хэмилтон и Райкконен точно так же стояли на первой линии, многие ждали продолжения поединка между Ferrari и McLaren. Но на этот раз как четные, так и нечетные позиции позволяли пилотам начинать движение без задержек и пробуксовки, а сами участники Гран При ошибок не допускали. Потому еще до первого поворота все первая тройка выстроилась «в затылок друг другу». Льюис, Кими и Фелипе прекрасно понимали, что сезон уже вступил в ту фазу, когда всякий риск и необдуманные действия могут иметь самые неприятные последствия – и потому предпочли посмотреть на гоночный темп друг друга, чтобы потом, с учетом полученной информации, попробовать что-то сделать уже по ходу дистанции.
Чуть лучше стартовал Ковалайнен, сумевший в «улитке» отобрать у Алонсо четвертое место. Но McLaren финна был заправлен на четыре лишних круга, и потому же через минуту на самой длинной прямой трассы испанец смог успешно контратаковать. Таким образом первая пятерка выстроилась на трассе ровно в том же порядке, что и до этого на стартовом поле.
У их преследователей дела складывались не столь удачно. Себастьен Бурде и Ярно Трулли сошлись в первом же повороте: итальянец был чуть впереди, но на внешнем радиусе, и при попытке сместиться внутрь зацепил машину соперника. В итоге оба оказались на обочине, но если пилоту Toro Rosso удалось вернуться в гонку, хотя бы и на предпоследней позиции, то Toyota получила повреждения, несовместимые с продолжением борьбы. Все же остальные начали наматывать круги, причем серьезных взлетов или провалов по сравнению со стартовой расстановкой на этот раз не было – старт прошел на удивление спокойно.
Дэвид изменил себе? |
Но в Шанхае Култхард не стал доводит дело до крайности и в обоих случаях предпочел уступить. Возможно, что все дело в том, что Дэвид к тому моменту уже провел свой единственный пит-стоп, а его соперников еще ждала финальная остановка – и на финише оба все равно остались позади. Но может, причина и в самом шотландце, который хочет проехать на автомобиле Ф1 все круги, отпущенные ему календарем чемпионата? Сентиментально, но почему бы и нет… |
Первые десять кругов принесли пять обгонов, но их авторами стали всего двое гонщиков: Марк Уэббер, который с минимумом топлива на борту пытался отыграть утерянные позиции, и оказавшийся в похожей ситуации Бурдэ. Все же остальные – а особенно лидеры гонки – на этот раз выстроились на трассе примерно в порядке реального расклада сил. Во всяком случае, ни у кого не было достаточного преимущества в скорости, чтобы надеяться на спокойный обгон. А рисковать в середине октября желающих не нашлось.
Отрывы в первой пятерке росли с каждым кругом. Несмотря на то, что пилоты Ferrari стартовали на более мягком типе резины, только после десятка кругов они смогли выйти на темп Хэмильона, который успел создать к тому моменту 4-секундный отрыв. Забегая чуть вперед, стоит отметить, что всякий раз, когда соперники получали свежий комплект резины, картина повторялась практически полностью – молодой гонщик McLaren неизменно имел преимущество на последующих кругах, а затем скорость конкурентов более или менее выравнивалась.
К 20-му кругу отрыв лидера составил семь секунд, к 40-му – уже 12. Причем состав резины не имел принципиального значения – серебристая машина уходила от пары красных понемногу, но неотвратимо. А поскольку обещанный накануне Гран При дождь в итоге так и не собрался, то после второго и финального пит-стопа стало ясно, что гонка – не в пример многим предыдущим – получится небогатой на неожиданности и сенсации.
Прежде неоднократно было подмечено, что в подобных условиях преимущество, как правило, оказывается на стороне Ferrari, однако в этот раз весомых аргументов у гонщиков Скудерии не нашлось. Они были пусть немного, но медленнее. «У меня нет никаких претензий к машине, - заметил после финиша Кими Райкконен. – Но догонять [Льюиса] я мог только в конце каждого отрезка, перед пит-стопом. К сожалению, именно тогда мне трижды, и очень невовремя, пришлось обгонять отставших на круг».
Все, что оставалось в такой ситуации капитанскому мостику «красных» – это использовать командную тактику. И в данном случае, думается, ничего зазорного в этом шаге нет. Ситуация явно требовала поменять пилотов местами, и оправданий у этого поступка было на пару порядков больше, чем во время памятного Гран При Австрии 2002 года, после которого такие действия и были формально запрещены.
В итоге за шесть с небольшим кругов до финиша Кими поднял снизил скорость, пропустив Фелипе на второе место. Но едва ли это принесло бразильцу много радости. Ведь накануне решающей гонки он вновь оказался в семи очках от Льюиса. Британец же, в свою очередь, тоже не спешил радоваться сверх меры – главное сражение еще впереди. Лидер сезона разве что назвал свой старт лучшим в карьере. Пожалуй, именно старт и стал для Хэмилтона главным камнем в фундаменте китайской победы.
Но в McLaren все равно преобладали в тот день смешанные эмоции – тактика позднего первого пит-стопа для Хейкки Ковалайнена не принесла результата, пилот так и остался на пятой позиции, не сумев обойти Алонсо, а на 35-м круге пробил шину и вовсе лишился шансов набрать очки. Незадолго до финиша занимающий лишь 15-ю позицию финн окончательно свернул в боксы. Официально команда сообщила об отказе пневматики мотора, но вполне возможно, что это также был тактический ход, позволяющий использовать на Гран При Бразилии новый двигатель.
Герой второй половины... |
Гонщик Renault уже пятую гонку подряд не опускается на финише ниже четвертого места. Теперь он имеет неплохие шансы поспорить с Ником Хайдфельдом за пятое место по итогам сезона – еще летом поверить в такое было просто невозможно. Более того, на счету Renault – столь же стремительный взлет на четвертую строчку Кубка Конструкторов. Во второй половине сезона Алонсо и Пике на двоих заработали 57 очков – лишь на три меньше, чем гонщики Скудерии, и на четыре больше, чем дуэт BMW-Sauber. |
Сход Ковалайнена не позволил команде Рона Денниса сохранить паритет с Ferrari. Разрыв в Кубке Конструкторов достиг уже 11 очков, и весьма вероятно, что впервые с 1999 года личный и командный титулы отправятся по разным адресам. Причем даже «серебро» McLaren вовсе не гарантировано. Несмотря на низкую стартовую позицию Кубицы и штраф в три места, наложенный за блокировку соперника в квалификации на Ника Хайдфельда, оба гонщика BMW Sauber в гонке продемонстрировали, что их машина по-прежнему способна ехать быстро.
Немец уже на старте прорвался на шестое место и в итоге финишировал пятым. Его польскому напарнику пришлось несколько сложнее. Сначала Роберт смог за счет позднего первого пит-стопа обойти Себастьяна Феттеля. Его следующим соперником стал Тимо Глок – в Toyota для немца запланировали всего один пит-стоп, и на середине дистанции он выигрывал у Кубицы около пяти секунд. Но и этого оказалось недостаточно – вернувшись на трассу, Глок застрял позади Хайдфельда, а затем не мог поддерживать достаточно высокий темп из-за большого количества топлива на борту. Так что в итоге он оказался позади Кубицы, добравшись до клетчатого флага седьмым.
Восьмое место на этот раз досталось Нельсону Пике – даже несмотря на то, что в дебюте гонки бразилец смотрелся не слишком убедительно: проиграл схватку с Уэббером, пропылил в последнем повороте. Но похоже, нынешняя форма Renault позволяет бороться за очки даже в такой ситуации. Зато очков не досталось Себастьяну Феттелю – как молодой немец ни старался, финишировал он только девятым и не смог пополнить копилку впервые за шесть последних гонок. Дженсон Баттон, который прежде выступал в Шанхае исключительно результативно, и вовсе занял только 16-е место.
Хет-трик и Большой шлем... |
А вот команда McLaren в Шанхае записала себе в актив Большой Шлем, поскольку именно ее пилоты, пусть и сменяя друг друга, возглавляли пелотон со старта и до финиша. Для коллектива из Уокинга это уже 33-й подобный успех, предыдущий был отмечен весной нынешнего года в Альберт-Парке. Правда, у соперников из Скудерии Больших Шлемов еще больше – 39, включая завоеванный на Гран При Франции-2008. Но Ferrari и выступает в чемпионатах мира не в пример дольше. |
Китайский этап получился весьма интересным, хотя настоящих сюрпризов, подобных тем, что уже не раз случались в нынешнем сезоне, все же не принес. А вот оказался ли он определяющим в споре за чемпионские звания – мы узнаем только в начале ноября, когда сезон-2008 доберется до клетчатого флага.
Текст: Александр Кабановский