Гран При Венгрии: Обзор гонки

Красная жара с белым дымом

Беспристрастная статистика свидетельствует, что венгерский Гран При 2008-го года был ознаменован всего тремя обгонами. И, тем не менее, гонка вышла на удивление интересной и даже динамичной. Между пит-стопами спортсмены выигрывали и проигрывали время, а по ходу самих остановок – позиции. Если добавить к этому череду возгораний и технические проблемы у лидеров, то можно сделать вывод, что при имеющейся конфигурации и погоде получить более интересное зрелище, чем подарил Хунгароринг-2008, попросту невозможно.

В Ferrari, похоже, извлекли уроки из прошлогоднего поражения, и нынешнее шасси, благодаря более короткой базе, позволяло пилотам Скудерии уже не так сильно уступать по скорости соперникам из McLaren. Точнее, одному пилоту. Ибо которую гонку подряд Кими Райкконен в субботу словно бы не может проснуться. Вот и на этот раз финн проиграл в квалификации тем, кому проигрывать был не должен. И чуть большее количество топлива в баках не может служить оправданием для действующего чемпиона, которому шестая стартовая позиция не сулила решительно ничего хорошего. Во всяком случае, помочь напарнику в споре с превосходящими силами соперника он уже не мог ничем.

Сами Серебряные стрелы на этот раз не стали повторять прошлогодние ошибки, вовремя расставив внутрикомандные акценты и забыв, как страшный сон, взаимные протесты пилотов. Итогом стала первая линия стартового поля. И лишь одно обстоятельство могло тревожить в ночь с субботы на воскресенье безмятежный сон Рона Денниса – за редкими исключениями в Венгрии третья позиция по итогам квалификации куда предпочтительнее второй.

И тревожился Деннис не зря. Едва погасли стартовые огни, как Хейкки Ковалайнен беспомощно увяз в пыли на грязной стороне трассы и мог лишь взглядом провожать двух соперников, умчавшихся к первому повороту. Массе же первый обгон поднял боевой дух – и бразилец ринулся в следующую атаку, прекрасно понимая: если он не опередит Льюиса сейчас, то ждать придется еще добрых полчаса. Хэмилтон знал об этом ничуть не хуже, и вполне мог воспользоваться преимуществом внутренней дорожки, чтоб «задвинуть» Фелипе. Но делать этого не стал.
Почему? Быть может, не хотел обвинений в грубой езде. Возможно, верил, что его McLaren и в гоночных условиях будет на трассе быстрее, и потому ситуацию еще можно будет выправить. Но скорее всего гонщик просто не сомневался, что его соперник, посрамленный двумя неделями ранее перед трибунами Хоккенхаймринга, просто так не уступит. И, несмотря на то, что обоюдный сход был лидеру чемпионата вроде бы на руку, он предпочел уступить – хотя бы потому, что в этом случае он точно не проигрывал десяти очков Райкконену. «Фелипе стартовал лучше и смог выйти вперед», – незатейливо описал Хэмильтон эпизод, ставший украшением венгерского Гран При.

После этого гонщики пытались что-то изменить в сложившемся порядке, но каждый новый поворот в геометрической прогрессии снижал вероятность обгона. Еще до конца первого круга Ярно Трулли ухитрился выцарапать девятую позицию из рук Нельсиньо Пике, да Себастьян Феттель, пропылив по обочине в последнем повороте, потерял несколько мест. В самом начале третьего круга подвиг удался Дженсону Батону: где-то в середине второго десятка британец обошел чуть замешкавшегося напарника – и все. Следующая перестановка произошла лишь через 20 минут.

Поскольку никто из пилотов первой десятки не избрал на квалификацию излишне большое или явно малое количество топлива (и то, и другое в Венгрии чревато), пит-стопов можно было ждать незадолго до арифметической трети дистанции. Но что-то выгадать на дозаправке с заменой шин мог лишь тот, кому удалось не отпустить потенциальную «жертву» дальше секунды-полутора. Это оказалось под силу лишь немногим.

Льюис, хоть и проехал несколько неплохих кругов, все же не смог удержаться за Массой – в гонке Ferrari демонстрировала отличный темп. Еще больше отстал Ковалайнен, следом за которым держался Тимо Глок. Немец еще на старте опередил Роберта Кубицу и смотрелся очень уверенно, чего нельзя сказать о самом поляке. Гонщику BMW Sauber не хватало сцепления шин с трассой, а избыточная поворачиваемость не позволяла кумиру трибун поддерживать хороший темп. Когда же выяснилось, что и на пит-стоп Роберту предстояло ехать раньше основных конкурентов, стало ясно, что на этот раз неплохая квалификация была для недавнего лидера сезона лишь пусканием пыли в глаза. Так и вышло – одно очко на финише он добыл с превеликим трудом.

Зато, как будто, для Фернандо Алонсо все складывалось неплохо. Испанец также выиграл одно место на старте и без видимых сложностей сдерживал Кими Райкконена. Правда, финн преследовал пилота Renault вплотную и явно ждал пит-стопа испанца. Но, когда прошла первая волна дозаправок, выяснилось, что принципиальных изменений в лидирующую группу они не внесли. И даже Райкконен так и остался позади Алонсо – прямо перед синхронным пит-стопом этой паре попался на трассе Себастьян Феттель. Юного немца больше занимали проблемы с перегревом собственного мотора, чем чужие интересы, и он – сам того не желая – пару раз хорошенько оттормозил Кими. Потерянное время не позволило пилоту Ferrari рассчитывать на обгон соперника, пусть даже и в боксах.

Феттель вскоре и вовсе сошел, зато на седьмое место выбрался Нельсиньо Пике. Остановившись позже всех из гонщиков первой десятки, он разом отыграл три позиции, вернув заодно должок Трулли. Марк Уэббер, напротив, поехал в боксы одновременно с Кубицей – и потому место в очковой группе потерял.

Чуть позже пришла пора пит-стопов и для остальных, и вот тут все прошло с огоньком. Заправочные машины дурили и до этого – Глок потерял четыре секунды в боксах, когда пришлось задействовать резервный агрегат. Но это не идет ни в какое сравнение сразу с тремя мини-пожарами в течение нескольких минут. Одну за другой огонь охватил машины Себастьена Бурдэ, Рубенса Баррикелло и Казуки Накаджимы. Все закончилось благополучно, хотя механикам STR и пришлось поработать огнетушителями, отчего в пене оказались и машина, и пилот. Причиной такой череды воспламенений стала жара – во-первых, механики явно разомлели на 35-градусном зное, а во-вторых, повысилось давление паров бензина в баках и некоторое количество топлива буквально выдуло при дозаправке в щель между шлангом и горловиной. К слову, гонщику Toro Rosso досталась порция пены и на втором пит-стопе, а потом потребовался третий, чтобы очистить лицо и внутреннюю часть шлема.

Лидеры же до второй плановой остановки доехали не все. В самом начале 41-го круга правая передняя шина на McLaren Льюиса Хэмилтона не вынесла нагрузок. Как уже неоднократно отмечалось, стиль пилотирования британца – с резкими движениями рулем – губителен для резины. Турецкий Гран При этого года тому примером. На этот раз случилось то же самое: «ни у кого не лопнула, а у Хэмилтона – лопнула». Целый круг в черепашьем темпе, еще несколько мини-вылетов и преждевременный пит-стоп отбросили британца на десятое место. Фелипе Масса мог перевести дух.

Ложка меда
Льюису Хэмильтону здорово повезло, что после своего финального пит-стопа он выехал из боксов прямо перед Марком Уэббером. Австралиец, понимая, что упираться в такой ситуации бессмысленно, не стал вступать в жесткую борьбу. Но в то же время он едва ли пропустил бы британца, замешкайся тот еще на секунду-другую. И тогда лидеру чемпионата пришлось бы еще пять кругов ездить позади пилота Red Bull. Потерянного времени было бы вполне достаточно, чтобы его успели опередить Нельсон Пике и Ярно Трулли. А может быть – даже Роберт Кубица. Но Хэмильтону повезло. Если, конечно, в данном случае это слово применимо.


Надвигалась вторая волна пит-стопов, но бразилец опережал Ковалайнена на комфортные 23 секунды, а сам финн по-прежнему выигрывал четыре у Глока (как тут не досадовать на заминку в боксах Toyota!). Далее на заметном удалении парами двигались Алонсо с Райкконеном и Пике с Трулли. Именно здесь и возможны были перестановки.

Фернандо вновь повезло – его соперник ошибся во втором повороте и выскочил на обочину. Казалось, дело сделано, и гонщик Renault устремился в боксы. Кими свой пит-стоп провел кругом позже. И как ему удалось вернуться на трассу в двух секундах перед соперником – объяснить невозможно. Общими усилиями финн и бригада механиков Скудерии отыграли всего за один круг настоящую пропасть времени. Карта Renault оказалась бита. Правда, настроение Флавио Бриаторе смог капельку поднять Нельсиньо Пике. На радость своему седовласому боссу бразилец отстоял-таки свое седьмое место: после возвращения на трассу, он не уступив Трулли в первом повороте.

Что до остальных пилотов, то пит-стопы вновь ничего не изменили. Масса, Ковалайнен и Глок остались в тройке, а Хэмильтон поднялся до шестого места. Казалось, что гонка медленно, но верно катится к финалу.

Наиболее «бывалые» из числа болельщиков уже спешили до пробок покинуть автодром, а механики вовсю упаковывали имущество команд, когда над стартовой прямой в воздух поднялось облачко дыма. И все бы ничего, если б его источником не был мотор Ferrari Фелипе Массы. Бразильцу не хватило всего пяти минут и 12 километров, чтобы в четвертый раз в сезоне подняться на вершину подиума. На последних кругах он чуть сбросил темп и подпустил Хейкки Ковалайнена, но вовсе не потому, что телеметрия показывала надвигающуюся беду. «Это произошло безо всякого предупреждения, без малейшего намека. Я контролировал ход гонки и вообще не рисковал», – горевал расстроенный гонщик, который в этот раз совершенно заслуживал победы, но упустил ее.

Их могло быть двое...
«Под конец гонки команда предупредила меня, чтобы я был как можно осторожнее, – меланхолично заметил после финиша Кими Райкконен. – В задней части машины что-то сломалось». Самообладанию и везению финна можно только поражаться. Кто бы мог подумать о проблемах у него на борту, видя, как споро чемпион мира гонится за Тимо Глоком. Тем не менее, Ferrari вполне могла получить в Венгрии и двойной сход. Похоже, что кто-то действительно умеет общаться с техникой на одном языке, а кому-то, увы, лишь остается с досадой выбираться из кокпита после очередной поломки…

Сильнейшим в итоге стал Хейкки Ковалайнен – уже пятый победитель Гран При с начала сезона. Безусловно, свои десять очков он получил только потому, что двое пилотов, ехавших впереди, столкнулись с проблемами. Но и что с того? Разумеется, каждому хочется победить ярко и красиво – но сначала, все же, победить, а уже потом – «ярко и красиво», если получится.

В полной мере эти слова относятся и к «серебру» Тимо Глока. Немец еще в квалификации показал, что способен на многое – и на протяжении всей гонки окончательно убедил всех в своей правоте. Дебютный подиум, повторение лучшего достижения в истории команды – и контракт на 2009-й год в награду! Кими нежданно-негаданно стал третьим, показав между делом и быстрейший круг. Как философски пробурчал сам финн, из трех претендентов на титул именно он увез из Венгрии наибольшее число очков.

Хейкки в гонке?
Открыв счет победам (и став уже 11-м среди действующих пилотов, кто хоть раз побывал на вершине подиума), Хейкки Ковалайнен возродил и свои шансы в споре за первую тройку чемпионата. На счету финна – 23 очка в четырех последних Гран При (больше только у его напарника – 24), и 38 – всего. Если гонщик McLaren и на следующих этапах будет выступать столь же результативно, то сможет поспорить уж как минимум с пилотами BMW Sauber. А там и до представителей Ferrari недалеко…

Фернандо Алонсо и Нельсон Пике суммарно набрали сразу восемь очков – лучший в сезоне результат, а финишировавший между ними на пятом месте Льюис Хэмильтон едва ли сильно огорчался собственным проблемам, имея перед глазами куда более печальный пример. Наконец, Ярно Трулли и Роберт Кубица замкнули первую восьмерку.
Всего до клетчатого флага добрались 17 пилотов (кроме Массы, уже под финиш из-за отказа тормозов и прокола сошел Адриан Сутил). Почти незаметны были на этот раз Ник Хайдфельд и гонщики Williams, а остальные проехали примерно в свою силу. И теперь ровно год едва ли кто-то будет вспоминать о Хунгароринге. Получив короткую паузу, приправленную пекинской олимпиадой, гонщики и команды вновь соберутся вместе только через три недели – чтобы выяснить, что же такое необычное выстроили в порту Валенсии.