Участники: Рубенс Баррикелло (Honda), Педро де ла Роса (McLaren Mercedes), Фернандо Алонсо (Renault), Кими Райкконен (Ferrari).
Вопрос: Педро, насколько изменилась ваша роль в команде? Вы занимаетесь тем, чем и раньше?
Педро де ла Роса: Моя роль в команде почти не изменилась – количество тестов ограничено, и мы обязаны использовать по максимуму каждый километр и каждый комплект шин.
Вопрос: Наверное, вы могли бы описать все это…
Педро де ла Роса: Обычная работа тест-пилота. Во-первых, я должен присутствовать на каждом Гран При в качестве резервного гонщика, во-вторых, я испытываю все новые детали и стараюсь помочь команде. Все так, как раньше, разве что теперь я провожу меньше времени на трассе и больше работаю на симуляторе, впрочем, это тоже весело.
Вопрос: Вы огорчены тем, что не выступаете в гонках?
Педро де ла Роса: Разумеется. Нужно быть реалистом – на данной стадии карьеры у меня в запасе не так много лет, и, к сожалению, это не только мое ощущение. С каждым годом я все ближе подхожу к черте, после которой не смогу снова выйти на старт. Надеюсь, однажды мне повезет.
Вопрос: В предыдущей гонке Льюис оступился. Вы его поддержали?
Педро де ла Роса: Оступился? Что вы имеете в виду? Это могло означать и начало прорыва, который, как мы надеемся, наступит уже здесь, в Барселоне. Да, тот уик-энд получился неудачным, но все, что мы могли сделать – это помочь Льюису не повторять подобных ошибок. Над этим команда работала в течение последних недель. Ему не придется ничего менять – мы постарались сделать так, чтобы он мог легко и просто активировать любую систему.
Вопрос: Вам приходится тренировать пилотов, давать им советы?
Педро де ла Роса: Это не прописано в моем контракте, но я стараюсь помочь разобраться в ситуации, понять, в чем проблема. К примеру, сегодня днем я прошелся по трассе, чтобы оценить ее состояние. Во время тестов я стараюсь понять, чем могу помочь, но я не привык подходить к пилотам и давать им указания. Я открыт для беседы, и они могут целиком положиться на меня.
Вопрос: Рубенс, в Турции вы в 257-й раз выйдете на старт Гран При. Судя по прошлой гонке, вы не похожи на пилота, собирающегося в отставку – вы заставили Фернандо понервничать. Как это было?
Рубенс Баррикелло: Плохо. Мы боролись за 10-е место, а я бы предпочел сражаться за первое-второе. Все могло быть гораздо лучше. У него были проблемы с задним антикрылом, а мне мешала сильная недостаточная поворачиваемость. К сожалению, в современной Формуле 1 почти невозможно обгонять. Надеюсь, с возвращением сликов ситуация изменится – с менее изощренной аэродинамикой и большим механическим сцеплением мы сможем преследовать соперников. А пока, приближаясь к Алонсо, я не мог ничего поделать – я был на 5 км/ч медленнее на прямых.
У меня нет проблем с мотивацией! Когда вы говорите с молодыми пилотами о Формуле 1, они сыты по горло – здесь приходится много работать и брать на себя общественную нагрузку. Моя жизнь становится лучше. В свой первый год с Honda я действительно слишком много занимался рекламными акциями, но когда все пришло в норму, я сосредоточился на машине и много работал. На прошлой неделе я намотал 140 кругов в Барселоне – феноменальный результат. Я чувствую себя молодым и намерен доказать, что Педро ошибается – у меня в запасе еще много лет.
Вопрос: Вернемся к машине. Вы близки к тому, чтобы набирать очки?
Рубенс Баррикелло: На прошлой неделе команда многого добилась. Старт сезона всегда непредсказуем – первая гонка получилась такой, какой получилась, хотя уже там мы могли финишировать в очках. В Малайзии мы были не на высоте, а в Бахрейне ехали в хорошем темпе, но не хватало скорости для атаки. Мы действительно близки к тому, чтобы набрать очки, и думаю, что Барселона - подходящее место.
Машина прибавила, но я не знаю, чего добились соперники - на тестах сложно делать выводы. RA108 поехала быстрее, надеюсь, теперь мы сможем регулярно попадать в третью часть квалификации и набирать очки в гонках.
Вопрос: Это был бы отличный способ отметить рекорд. Но празднование перенесли?
Рубенс Баррикелло: Есть небольшая путаница в цифрах, поэтому мы остановили свой выбор на Турции, взяв за основу те гонки, в которых я действительно участвовал. Если кто-то считает иначе, то у нас есть целых три гонки для праздника – это по-бразильски.
Вопрос: Фернандо, ваша машина серьезно доработана не только снаружи, но и внутри. Как вы ее оцениваете?
Фернандо Алонсо: Думаю, мы сделали шаг вперед, и этот уик-энд покажет, насколько он велик. Я согласен с Рубенсом – на прошлой неделе было сложно оценить реальные результаты, ведь все выезжали на трассу с разным количеством топлива и тестировали слики. Однако мы сконцентрировались на своей работе и, похоже, смогли сбросить пару десятых с круга.
Посмотрим, удастся ли пройти в третью часть квалификации, избежать проблем, с которыми мы столкнулись в первых гонках, и регулярно набирать очки. В Австралии все получилось, в Сепанге мы заработали лишь очко, а в Бахрейне остались ни с чем. Это недопустимо, нам нужно поднять свой уровень, и, надеюсь, здесь мы положим этому начало.
Вопрос: В последние пять лет в Барселоне вы регулярно финишировали в первой четверке, включая победу с поула. Есть шансы закрепить это достижение?
Фернандо Алонсо: В этом году – очень небольшие. Да, всякий раз, когда я приезжал на домашний Гран При, была возможность побороться если не за поул и победу, то хотя бы за подиум. На сей раз это лишь мечта, должно произойти что-то невероятное, чтобы мы поднялись на подиум в этот уик-энд. Мы должны улучшить машину, и этот Гран При покажет, в правильном ли направлении движется команда.
Вопрос: Президент Ferrari комментировал ваши шансы на переход в итальянскую команду . Это стало для вас сюрпризом?
Фернандо Алонсо: Нет. Мне нечего сказать. Люди часто говорят обо мне, это хорошо. Похоже, я довольно популярен, отчасти и потому, что с уважением отношусь ко всем.
Вопрос: Журналисты полагали, что в следующем году вы окажетесь в Ferrari, но вы, похоже, на это не рассчитываете…
Фернандо Алонсо: Я ни на что не рассчитываю. Впереди только четвертая гонка сезона, я стараюсь совершенствовать свое мастерство. Этот год будет трудным, похоже, мне предстоит сражение в середине пелетона – что ж, осенью я стану еще опытнее, а там посмотрим.
Вопрос: Кими, что значит для вас лидерство в чемпионате перед началом европейской части сезона?
Кими Райкконен: Лидировать приятно, однако позади всего несколько гонок, и лидерство сейчас не поможет, если расслабиться и не оказаться первым в нужный момент. Пока все хорошо. Начало сезона могло сложиться и лучше, но мы впереди, и нужно радоваться уже этому.
Вопрос: Вы побеждали на этой трассе в 2005-м, но в целом Гран При Испании нельзя назвать для вас удачным, не так ли?
Кими Райкконен: В прошлом году я не смог добраться до финиша и проехал лишь девять кругов. Я не помню всего того, что происходило в Барселоне, но результаты действительно оставляют желать лучшего. Надеюсь, в этот раз мы будем сильны и сможем финишировать. Посмотрим, как пойдут дела завтра.
Вопрос: Как вы оцениваете новинки, проверенные после Гран При Бахрейна?
Кими Райкконен: У меня нет четкого представления – по сухой трассе я проехал всего пять кругов, но команда довольна проделанной работой. На промежуточных шинах я опробовал новый носовой обтекатель, посмотрим, как поведет себя машина в условиях уик-энда.
Вопрос: Завтрашний день станет для вас моментом истины?
Кими Райкконен: Я уже гонялся здесь посуху, а когда машину совершенствуют, она едет быстрее. Впереди много работы, но я уверен – мы будет быстры.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, вы можете подтвердить, что в Барселоне Renault использует демпферы масс? Если да, поможет ли это?
Фернандо Алонсо: Нет, мы не используем демпферы масс. Мы используем иной вариант подвески, но большинство команд давно применило эту идею, так что мы просто используем аналогичное решение.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Кими, каков, по-вашему, расклад сил в борьбе Ferrari, McLaren и BMW? Речь идет о противостоянии двух команд, или BMW представляет серьезную угрозу?
Кими Райкконен: В Бахрейне BMW была второй по силе командой, так что они вполне могут составить нам конкуренцию. Думаю, от гонки к гонке расклад будет меняться. В последних двух Гран При они выступили ровно, а мы были чуть впереди. Не знаю, как все сложится здесь, но борьба трех команд обещает быть плотной.
Вопрос: (Анне Джиунтини – L’Equipe) Педро, в этом году у McLaren два молодых пилота. Ваша роль в команде стала более важной, чем при Алонсо?
Педро де ла Роса: Нет, все, как раньше, с той лишь разницей, что всякий раз нужно быть на 100% готовым к работе, ведь количество тестовых километров ограничено. Нет возможности просто проехаться, почувствовать машину, нужно постоянно держать себя в форме. Для меня самый большой вызов – сразу выкладываться по максимуму, ведь важен каждый километр. Думаю, поэтому мой опыт так важен. Но то, что наши пилоты молоды, а Хейкки еще и новичок в команде, ничего не меняет – в прошлом году таким новичком был Фернандо.
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, вы надеялись добиться большего прогресса на тестах?
Фернандо Алонсо: Нет. Мы получили то, на что рассчитывали, и пока довольны машиной. Возможно, завтра радость будет не так велика, когда мы увидим, что соперники тоже быстры. Мы хорошо поработали, но и остальные не сидели сложа руки. Вопрос в том, кто добился большего. Мы можем прогрессировать, но нужно повысить свой уровень по сравнению с предыдущими гонками и хочется начать уже с этого Гран При.
Вопрос: (Тони Лопес – La Vanguardia) Вопрос для Педро и Фернандо. Сегодня FIA дала старт кампании против расизма. Вы согласны с тем, что это произошло именно в Барселоне?
Педро де ла Роса: Он двукратный чемпион мира, пусть и отвечает..
Фернандо Алонсо: А он из Барселоны, так что…
Педро де ла Роса: Я не знаю, что ответить. Я не думал о кампании и могу лишь сказать, что в этот уик-энд испанцы покажут миру, что они всегда вели себя достойно. У нас никогда не было подобных проблем, и не будет в будущем. Поживем-увидим. Но я не знал о кампании, честно.
Фернандо Алонсо: То же самое. Я не знал о кампании. В этот уик-энд? Пожалуйста. Пусть все увидят это.
Вопрос: (Джером Бурре – L' Equipe) Вопрос для Кими и Фернандо. Можете ли вы представить себя участником 260 Гран При? Или общественная деятельность и PR наскучат вам еще раньше?
Кими Райкконен: Что? Проведу ли я 260 гонок? Не знаю, сколько их сейчас, но вряд ли.
Фернандо Алонсо: Не знаю, не знаю. Не думаю. 260 гонок – это большой срок.
Рубенс Баррикелло: К моменту своей отставки я проеду все 300, так что…
Фернандо Алонсо: Вот! Проблема в Рубенсе – без него можно пойти на рекорд, а пока он гоняется – нет.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) После тестов было много споров вокруг запрета на термочехлы. В других гоночных сериях, в которых также есть пит-стопы, они не используются. Их запрет – проблема для Формулы 1?
Педро де ла Роса: Это вопрос безопасности. Гонки без термочехлов увеличивают разницу в скорости машин, выезжающих с пит-лейн, и несущихся по трассе. Выше вероятность аварии.
В последние несколько лет мы видели немало инцидентов с участием машин, одна из которых быстрее другой, притом более медленная не останавливалась на трассе. Разница в скорости – проблема безопасности. Я гонялся и без термочехлов, но в Формуле 1 все иначе – характеристики резины четко определены: пока шины не достигнут заданной температуры, они не работают. В других сериях прогрев происходит быстрее.
Рубенс Баррикелло: Здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, люди хотят видеть больше обгонов, и их желание понятно – мы все этого хотим, иначе Формула 1 может стать скучной. Конструкторы изобретут машину с огромным топливным баком, и тот, кто дольше продержится на трассе, выиграет за счет одной дозаправки. Думаю, в итоге мы все-таки получим нечто похожее на Indy Car, это неплохо, но Формула 1 – состязание на трассе. Кроме того, я тоже выступал без термочехлов, но никогда не видел подобного – ты выезжаешь из боксов с риском тут же отправить машину в разворот, а в первом повороте будто катишься по льду. Поэтому если условия на трассе будут такими же, как на Нюрбургринге в прошлом году, да вдобавок мы ошибемся с выбором шин – ситуация может стать очень опасной.
Фернандо Алонсо: По-моему, это опасно. Как сказали Педро и Рубенс, из-за разницы в скорости гонки станут скучнее – пилотам придется задерживаться на трассе, поскольку после смены шин ты поедешь на восемь секунд медленнее. Я знаю, что в других гоночных сериях, к примеру, в Indy Car, термочехлы не используются, но они и гоняются по овалам. Формула 1 совсем другая, здесь иные составы резины, и мы стремимся выжать из машины максимум. Формула 1 должна оставаться вершиной автоспорта. А намерение сократить расходы выглядит нелепым.
Кими Райкконен: Я не испытывал слики, поэтому не представляю, как они себя поведут, но судя по словам Рубенса и других пилотов, будет трудно. Если главная цель - снижение расходов, то это не метод. Экономии добиться не удастся, деньги просто перетекут в другую сферу…
Вопрос: Педро, GPDA планирует предпринять какие-то меры?
Педро де ла Роса: Мы обсудим эту проблему внутри профсоюза, выявим общее мнение, а потом будем действовать. Мы не торопимся. Я опробовал слики еще в декабре в Хересе, и тогда ездить на них было очень опасно – когда я возвращался в боксы, то чуть не впечатал машину в ограждение пит-лейн – она просто не поворачивала. К счастью, я избежал позорной аварии. Когда мы приехали в Барселону, инженеры Bridgestone доработали шины, теперь они быстрее прогреваются и работают при более низких температурах, но проблемы остались. Мы ждали окончания тестов, и теперь можем провести встречу пилотов. Мы знаем, FIA выслушает нас, нужно лишь удостовериться в том, что у нас единое мнение.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем: зная об аэродинамике образца 2009 года, считаете ли вы, что Формула 1 движется в правильном направлении? Управлять машиной будет легче, число обгонов возрастет?
Рубенс Баррикелло: Думаю, все пилоты хотят, чтобы влияние аэродинамики было меньше, а механическое сцепление больше, но станет ли от этого легче – судить рано. Думаю, это шаг… Честно, я не знаю, как мы вообще привыкли к шинам с канавками. Мы гонялись в картинге и младших классах на сликах, а затем получали такое вот безобразие. Разумеется, в Bridgestone проделали огромную работу, шины ехали все быстрее и быстрее, но на прошлой неделе вы сами видели – стоило поставить на машину слики, и даже на жестком составе смеси мы сбросили со времени круга еще 2,5 секунды. Вывод один: нужно возвращаться к сликам.
Педро де ла Роса: Я хотел бы добавить, что то, как обстоят дела сейчас, и то, какими нам видятся новые правила – это правильное направление. Новый регламент – итог долгой работы технической группы и FIA. Меньшая прижимная сила и большее механическое сцепление предоставляют больше возможностей для обгона. Формула 1 останется Формулой 1, она будет сложнее мотоспорта – здесь в Испании такое сравнение уместно.
Рубенс Баррикелло: В 1998 году, когда я впервые опробовал шины с канавками, я попал в аварию. Думал, что смогу затормозить, но из-за нехватки механического сцепления ушел в занос и ударился в стену. Мы зависим от сцепления шин с асфальтом. Если шина полностью контактирует с поверхностью, это безопаснее.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Кими, вы согласны с Монтедземоло, заявившим, что для Ferrari было бы не лучшим вариантом пригласить к вам в напарники Фернандо Алонсо?
Кими Райкконен: (смеется) Здесь мне лучше промолчать!