Гран При Турции : Пресс-конференция в воскресенье

Фелипе Масса (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes), Кими Райкконен (Ferrari)

Вопрос: Фелипе, вам нравится побеждать с поула, а Гран При Турции всегда выигрывался с поул-позишн. Сегодня у вас все получилось.
Фелипе Масса: Просто фантастика! Гонка выдалась трудной, Льюис атаковал на протяжении всей дистанции. После первого пит-стопа он быстро нагнал меня, я подумал, у него меньше топлива, и команда тут же подтвердила мою догадку, сообщив, что Льюис едет на три пит-стопа. Это помогло мне, поскольку сдерживать его было очень непросто. Три дозаправки – излишне оптимистичный вариант стратегии, я смог создать достаточный отрыв и в третий раз подряд выиграл Гран При Турции! Думаю, можно подавать заявление на турецкий паспорт.

Вопрос: В отличие от остальных машин, F2008 была быстра на обоих составах шин. Вы стартовали на мягкой резине, в то время как соперники опасались так рисковать...
Фелипе Масса: Да, мы говорили об этом с Кими. Выбор шин стал непростой задачей, отличия между двумя составами минимальны, даже на дистанции. В пятницу твердая резина работала лучше, но мягкая практически не уступала. Мы стартовали на мягком составе, но когда увидели, сколь быстр Льюис на жесткой резине, подумали, что совершили ошибку. Действительно, на жестком составе машина вела себя отменно, видимо решение McLaren было верным.

Вопрос: Льюис, вчера вы были недовольны своим результатом. Вклиниться между двумя Ferrari – отличное достижение...
Льюис Хэмилтон: Я в восторге, что финишировал вторым! Тактика, избранная вчера, меня несколько расстроила… Мы знали, что бороться с Ferrari будет трудно, и надеялись заработать очки, полагая, что даже попасть в первую пятерку – уже будет неплохо. Но баланс машины был великолепным, и на твердых шинах я смог преследовать Фелипе и обогнать его. Более мягкие шины в конце гонки были явно хуже, так что в итоге я очень доволен.

Вопрос: Второе место – результат смены тактики?
Льюис Хэмилтон: Возможно. Причина, по которой мы решили пойти на три пит-стопа, была связана с озабоченностью, выраженной специалистами Bridgestone. Они думали, что шины могут не выдержать, как это было в прошлом году, и настояли на том, что три пит-стопа – это самый безопасный вариант. К сожалению, это снизило наши шансы на победу, но я справился с проблемами и по-прежнему уверен, мы - лучшие. Хочу поблагодарить команду за отличную работу на пит-стопах.

Вопрос: На третьем секторе вы уступали Ferrari. Это беспокоит вас перед гонкой в Монте-Карло?
Льюис Хэмилтон: Не вижу причин для беспокойства. На извилистом третьем секторе Ferrari была быстрее, здесь мы наблюдали такую же картину. Нужно понять, почему мы уступаем, и попробовать отыграться. Уверен, у нас все получится.

Вопрос: Кими – неплохой день! Расскажите о столкновении с Хейкки, закончившемся проколом колеса на машине вашего соотечественника...
Кими Райкконен: Старт не был идеальным, я пытался на торможении атаковать Ковалайнена, забрался внутрь поворота, но он немного довернул руль, и мы столкнулись. Я сломал переднее антикрыло, у него прокол - таковы гонки. Пришлось терпеть - замена крыла занимает время.

Вопрос: Как вела себя машина со сломанным антикрылом? Вы показали лучшее время на круге...
Кими Райкконен: Разумеется, приятнее ехать с целым антикрылом. Ситуация была не слишком критичной, но бороться это явно не помогало.

Вопрос: Вы стартовали с грязной стороны трассы. Расскажите о своих проблемах в квалификации.
Кими Райкконен: Это была не лучшая моя квалификация, но и не самая слабая. У нас было больше топлива, и отчасти поэтому мой круг оказался не так хорош. Проблемы начались еще в пятницу, но в любом случае, уик-энд получился непростым, я рад третьему месту и тому, что потерял не так много очков. Посмотрим, как пойдут дела в следующих гонках, в прошлом году нам было нелегко, нужно показать всю свою силу и бороться за победы.

Вопрос: Фелипе, Гран При Монако – самая престижная гонка в календаре сезона – подходит Ferrari?
Фелипе Масса: Да, прошлогодний Гран При прошел удачно, я финишировал третьим, но гонщики McLaren были очень сильны. Мы много работали над настройками, надеюсь, у нас получится победить, но даже подиум станет хорошим результатом, ведь всегда хочется заработать как можно больше очков. Мы знаем, без трекшн-контроля управлять машиной непросто, но я с нетерпением жду старта.

Вопрос: Фелипе, третья победа подряд! Что вы думаете об этой трассе?
Фелипе Масса: Она великолепна! Здесь приятно гоняться, а бороться за победу на хорошей машине – это просто фантастика! Хорошо, что Льюис ехал на три пит-стопа. Я не мог все время держать его позади, но и не было смысла рисковать, зная, что можно снова выйти вперед. На этой трассе я одержал первую победу, а сейчас не в силах описать свои чувства.

Вопрос: Тот обгон – как все выглядело с вашей стороны?
Фелипе Масса: Я пытался занять внутренний радиус, но Хэмилтон почти вылез в гравий, и я не стал принимать влево, поскольку это могло закончиться столкновением. Пробовал затормозить позже, но он оказался внутри и, видимо, знал, где я буду тормозить. Когда он поравнялся со мной, я подумал: «хорошо, проезжай, посмотрим, как будет после пит-стопа». Я связался со своим инженером, и он сказал мне, что отрыв достаточен.

Вопрос: Никаких проблем в гонке?
Фелипе Масса: Возможно, мы ошиблись с выбором шин. В пятницу на моей машине мягкая резина работала неплохо, а на машине Кими – не очень. С жесткой проблем не было. Тогда я заметил, что к моменту старта состояние трассы улучшится, и нужно использовать мягкий состав, как в предыдущих гонках. Возможно, жесткая резина была лучше – взгляните на темп Льюиса.

Вопрос: Льюис, когда начался тот обгон?
Льюис Хэмилтон: В самом начале круга. Я догонял Фелипе и знал – если приблизиться к нему в начале круга, можно атаковать на задней прямой. Хорошо, что на этой трассе можно вплотную преследовать соперника. Кроме того, впереди был трафик – отличная возможность для обгона. Я поздно затормозил в девятом повороте и попытался рано открыть газ. Машина была сбалансирована, но в начале прямой Ferrari очень быстра, и даже когда я разгонялся в воздушном мешке, Фелипе просто уезжал от меня. Тем не менее, на торможении я смог выйти вперед. Если бы это произошло раньше, кто знает, может быть, победа была бы моей, или следовало лучше постараться в квалификации.

Вопрос: Насколько близко был Кими в конце гонки?
Льюис Хэмилтон: В конце гонки мы сбросили обороты и берегли мотор, зная, что сохраним позицию. Кими ни разу не подъехал на дистанцию атаки. На мягкой резине было труднее держать отрыв, кроме того, мешали круговые, но я справился и финишировал вторым.

Вопрос: Вы сказали, что были вынуждены пойти на тактику с тремя пит-стопами. Это может повториться?
Льюис Хэмилтон: Нет. В прошлом году на этой трассе у меня взорвалась шина, в Bridgestone знали о проблеме и полагали, что устранили ее, но она появилась вновь. В гонке шины сработали, как надо, но в квалификации мы выступили не лучшим образом, зная, что даже с поула не сможем одержать победу. Я не мог показать хорошее время, но сегодня атаковал в полную силу, и второе место – результат работы всей команды. Это лучшая гонка в моей карьере!

Вопрос: Кими, вы сказали, что повреждения переднего антикрыла не повлияли на ход гонки…
Кими Райкконен: Я знал, что произошло – я ударил машину Хейкки в заднее колесо, и оторвал нижнюю часть торцевой пластины. Разницу ощутить трудно, но бороться это не помогало.

Вопрос: Вы согласны с Фелипе, что жесткий состав был лучшим в этот уик-энд?
Кими Райкконен: Да, сейчас для первого отрезка дистанции я выбрал бы именно его. Первый комплект мягкой резины сработал нормально, а второй нет, поэтому мы упустили дубль. Впрочем, третье место - это тоже неплохо.

Вопросы: Вы были согласны на третье место и надеялись атаковать Льюиса?
Кими Райкконен: Мы старались, но не получилось. Лучше быть третьим, чем финишировать на более низкой позиции.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, вы говорили о проблемах с шинами. Вы опасались повторения прошлогодних событий?
Льюис Хэмилтон: Мне приходилось думать об этом. Возникала небольшая вибрация, я не знал, была ли проплешина на шине. Всякий раз на выходе из восьмого поворота я проверял состояние резины, чтобы в случае проблем как можно скорее уведомить команду о необходимости пит-стопа.

К счастью, шины сработали, как надо, но именно из соображений безопасности мы пошли на тактику с тремя пит-стопами. Нет ничего хуже, чем взрыв покрышки на скорости в 300 км/ч. Это стоило нам победы, но я доволен вторым местом.

Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Льюис, вы назвали эту гонку лучшей в карьере? Почему?
Льюис Хэмилтон: Не важно, победил ты или нет, важно, выложился ли ты на 100%, добился ли максимума от машины. Это тот случай, когда в конце гонки спрашиваешь себя и команду – а могло ли быть лучше?

Не думаю, что мы могли сработать лучше. Пит-стопы прошли безупречно, я ехал быстро. В Барселоне мы были сильны, здесь выступили еще сильнее – я даже обогнал Фелипе!

И еще: я думал, что финиширую пятым, что было бы совсем плохо. Если бы я стартовал хуже и не вышел на второе место, мог бы остаться и вовсе шестым. Мы отлично сработали.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Вопрос ко всем: все вы признались, что выбрали бы твердую резину на этот уик-энд. Учитывая это и глядя на финальную часть гонки, когда у вас в баках было одинаковое количество топлива, как вы считаете – силы команд равны?
Льюис Хэмилтон: Мы знали, что немного сократили отставание и можем бороться за победу. Ferrari сильна, но мы практически не уступаем. На первом и втором секторах MP4-23 выглядела лучше, нужно выяснить, как прибавить на третьем секторе. Не будь проблем, победа осталась бы за нами.

Фелипе Масса: Мы были сильны и в пятницу, и в субботу, когда с большим количеством топлива опередили Льюиса в квалификации. Но в гонке сравнивать трудно – пилоты McLaren ехали на других шинах, с другой стратегией. Нужно подождать действительно одинаковых условий.

Кими Райкконен: Уверен, если мы сделаем все, как надо, то выиграем все оставшиеся гонки. У нас всегда есть шанс. Борьба плотнее, чем несколько лет назад, но у нас хорошая машина.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Кими, в этот раз преимущество в девять очков помогло вам. Что вы думаете о чемпионате? После трудного уик-энда у вас в запасе 7 очков…
Кими Райкконен: Я уже говорил – это только начало сезона, приятно иметь преимущество, но сегодня мы видели – не выжмешь из машины максимум, потеряешь очки. Мы немного потеряли, но ничего не изменилось. Я не беспокоюсь, нужно радоваться тому, что имеешь. В этот уик-энд все шло не так, как мне хотелось, но шесть очков – неплохой результат.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Вопрос для Фелипе: успех вернул вас в число претендентов на титул. Что вы об этом думаете?
Фелипе Масса: Если вспомнить предыдущие гонки, сперва победил Кими, потом я, еще раз Кими – и снова я. Конкуренция серьезная, но я чувствую, что могу бороться на любой трассе, и думаю только о гонках.

Не всегда удается победить, нужно набирать очки, как Кими сегодня. Главное – быть конкурентоспособным, а в последних трех гонках мы увидим, у кого больше шансов. Важна стабильность.

Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Льюис, вы сказали, что могли бы победить, если бы лучше выступили в квалификации. Не слишком ли самокритично? Bridgestone ограничила вас?
Льюис Хэмилтон: Я всегда самокритичен. Вчера я был недоволен своей работой, команда дала мне достойную машину, а я не выложился на 100%. Я всегда требователен к себе. В этот раз мне было труднее, чем пилотам Ferrari. Мы пожертвовали квалификацией в пользу гонки, хотя везде нужно выступать одинаково хорошо.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Кими, на старте вы потеряли пару позиций, проблема в трассе или технике?
Кими Райкконен: Стартовать с грязной стороны трассы всегда сложнее, кроме того, когда я поравнялся с Хейкки, он начинал поворачивать – мне пришлось притормозить, чтобы избежать контакта, мы оба замедлились, и Кубица обогнал нас по внешнему радиусу.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Льюис, вернемся к шинам. Bridgestone привозит два состава на каждый Гран При. Существовала ли опасность разрушения обоих составов? И что намекало на саму возможность разрушения?
Льюис Хэмилтон: Проблема касалась обоих составов, но мы не знали причину. Специалисты Bridgestone сказали, что резина может начать расслаиваться. К счастью, они сделали правильный выбор, а мы сработали, как могли.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado do Sao Paulo) Кими, когда Льюис оказался впереди, вы верили в возможность обгона?
Кими Райкконен: Обгонять всегда трудно, нам не удавалось выйти на дистанцию атаки. На прямых F2008 была быстрее, но если не подъехать… Я пытался, но ничего не мог сделать.