Участники: Хайме Альгерсуари (Toro Rosso), Лука Бадоер (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes), Фернандо Алонсо (Renault), Дженсон Баттон (Brawn GP)
Вопрос: Чем вы занимались во время летнего отпуска?
Хайме Альгерсуари: Я выступал в Мировой серии, гонялся в Портимао, и показал неплохой результат - победил, а затем направился в Барселону. Пару дней я провел на Ибице вместе с семьей.
Вопрос: Лука, думаю, вам тоже есть о чем рассказать?
Лука Бадоер: У меня не было отпуска – я активно работал над своей физической формой. После аварии Фелипе за руль пробовал вернуться Михаэль, но было очевидно: если у него это не получится, наступит мой черед. Я оставался сосредоточенным, постоянно думал о том, как лучше подготовиться и много тренировался.
Вопрос: То есть, каждый день в тренажерном зале. А работа на трассе?
Лука Бадоер: Я гонялся на карте – это способствует общей тренировке, занимался на специальном тренажере для мышц шеи и повышал свою устойчивость к жаркой погоде.
Вопрос: Льюис, что делали вы?
Льюис Хэмилтон: Ничего особенного – немного побыл с семьей, а затем отдыхал с подругой в Лос-Анджелесе.
Вопрос: На пляже?
Льюис Хэмилтон: Я дважды побывал на пляже, но вода оказалась довольно прохладной, поэтому я просто тренировался и наслаждался хорошей кухней.
Вопрос: Не набрали лишних килограммов?
Льюис Хэмилтон: Ни в коем случае!
Вопрос: Дженсон?
Дженсон Баттон: Я две недели отдыхал на юге Франции вместе со своей подругой и друзьями. Еще я участвовал в лондонском триатлоне – это непростое испытание, но в итоге мы неплохо провели время!
Вопрос: Фернандо?
Фернандо Алонсо: Ничего особенного.
Вопрос: Не похоже, что вы много времени провели на солнце…
Фернандо Алонсо: Да, совсем немного времени.
Вопрос: Оставались дома?
Фернандо Алонсо: Да.
Вопрос: Хайме, опишите ваши ощущения после дебютной гонки. Вы уже освоились?
Хайме Альгерсуари: В принципе, я привык к машине, мне удалось закончить гонку, не совершив ни единой ошибки, что было главной задачей на тот уик-энд. Впереди – Валенсия: разумеется, мы должны постепенно прогрессировать, я надеюсь, в квалификации мы выступим чуть лучше и снова попробуем финишировать.
Вопрос: Формула 1 уже успела вас чем-то удивить?
Хайме Альгерсуари: Честно говоря, я предполагал, что выступлю неудачно. Мне казалось, что на гонку не хватит сил, но в итоге смог финишировать. Все сложилось не так уж и плохо, я с нетерпением жду следующих этапов!
Вопрос: Ваше мнение о гонке в Испании? Вы выступаете у себя дома…
Хайме Альгерсуари: Пожалуй, в Испании всегда приятно гоняться. Год назад я выступал здесь в F3 и хорошо запомнил конфигурацию трассы – надеюсь, в предстоящий уик-энд мы сработаем неплохо.
Вопрос: Лука, вы помните свою предыдущую гонку? Когда это было?
Лука Бадоер: Я читал в газетах – это был Гран При Японии 1999 года.
Вопрос: Насколько вы готовы к предстоящей гонке?
Лука Бадоер: Моя предыдущая гонка закончилась практически десять лет назад, но за эти годы я намотал приблизительно 150.000 километров за рулем машины Формулы 1. Я привык проезжать двойную дистанцию за один день - на тестах мы иногда по два раза отрабатывали гонку, в этом плане мне не о чем беспокоиться. Те, кто никогда не выступал в гонках, могут столкнуться с проблемами, но в свое время я провел немало Гран При и представляю, с чем придётся столкнуться. Пожалуй, я нахожусь в более приятной ситуации, чем новички, поэтому сохраняю спокойствие.
Вопрос: И нисколько не воодушевлены?
Лука Бадоер: Конечно, воодушевлен, ведь выступать за Ferrari всегда было моей мечтой. Сейчас это осуществимо – пожалуй, я самый счастливый гонщик в мире!
Вопрос: Вы заслужили это шанс после напряженной работы на тестах?
Лука Бадоер: Да.
Вопрос: Льюис, что вы чувствовали после победы в Венгрии?
Льюис Хэмилтон: Это было потрясающее ощущение! Приятно вернуться на базу, встретиться с сотрудниками, одетыми в победные красные футболки, слышать поздравления, и видеть улыбки на лицах после непростого начала сезона. К тому же, это стало отличным началом отпуска – здорово, что все смогли немного отдохнуть и провести какое-то время со своими семьями.
Вопрос: Расскажите, каких усилий стоило вам и вашей команде это возвращение в лидирующую группу?
Льюис Хэмилтон: Думаю, перед началом сезона мы проигрывали соперникам по 2,5 – 3 секунды на круге, но уже к первой гонке машина была серьезно модернизирована. Пожалуй, команда превзошла собственные возможности – каждый из нас работал сверхурочно, но пока мы делали все, чтобы отыграться, соперники тоже не стояли на месте. Возможно, вы не видели положительный эффект, но мы понимали, что машина едет все лучше.
В предыдущих двух гонках мы сделали огромный шаг вперед, и всё потому, что команда никогда не сдавалась, не позволяла себе откладывать прогресс на следующий день. Никто не падал духом – все продолжали работу, и когда я приезжал на завод и видел всеобщий энтузиазм, он действовал и на меня. У нас царила, по сути, семейная атмосфера – мы вместе двигались к цели.
Вопрос: Есть шансы удержаться на вершине?
Льюис Хэмилтон: Я на это надеюсь. Мы готовы выложиться по максимуму, но нужно действовать постепенно, от гонки к гонке. Мы знаем – соперники очень сильны, и в дальнейшем будут прогрессировать, но приятно осознавать, что машина вновь конкурентоспособна.
Вопрос: Дженсон, что идет не так? Вы уверены, что сможете побеждать?
Дженсон Баттон: Нельзя терять надежду. Насколько я могу предполагать, сейчас машина ведет себя гораздо лучше, чем пару гонок тому назад – остается надеяться, что когда завтра мы выйдем на трассу, расчеты оправдаются.
Мы сделали шаг вперед, пересмотрели некоторые области, в которых, как нам казалось, добились прогресса – возможно, от некоторых идей придется отказаться. Команда проделала огромную работу, и мы приехали в Валенсию с позитивным настроем.
В целом сезон складывается очень неплохо – если бы раньше кто-то сказал мне: «Ты сможешь выиграть шесть из десяти гонок», я бы не поверил, однако именно так и получилось. Нам по силам снова стать быстрейшими – машина конкурентоспособна, возможно, мы всего лишь свернули с правильного пути. Уверен, мы вернем былую скорость.
Мне нравится эта трасса – здесь особенно приятно проехать действительно удачный круг. С нетерпением жду завтрашнего дня – посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Предыдущие изменения были чисто функциональными, или касались технических аспектов?
Дженсон Баттон: Некоторые доработки оказались действительно удачными, некоторые – нет. Когда выбираешь более длинный путь, это сильно осложняет ход сезона – ты не можешь проводить тесты, сравнивать настройки, а по пятницам работать на грязной трассе очень тяжело. Практически невозможно совершать короткие выезды и всерьез менять регулировки – на смену уходит слишком много времени.
Впрочем, главное то, что нам удалось разобраться в поведении BGP001 – мы установили кое-какие доработки, которые должны помочь. Знаю – соперники тоже не стоят на месте, но наша команда должна оставаться в лидирующей группе и добиваться хороших результатов. Мы не можем позволить себе финиш вне подиума – нужно как можно чаще быть в первой тройке, однако ситуация очень непростая. Сильны не только Red Bull – есть еще McLaren, Ferrari, Renault и даже Williams. В трех предыдущих гонках Нико Росберг неизменно финишировал впереди меня – надо с этим справляться.
Преимущество в 18,5 очков может быстро исчезнуть но мы не хотим излишне беспокоиться, а всего лишь намерены сохранять позитивный настрой и устранить все имеющиеся проблемы, пока есть достаточный отрыв. Нужно с оптимизмом ждать гонку и надеяться, что нам удастся снова вернуться в лидеры.
Вопрос: Фернандо, насколько вы были уверены в том, что примете участие в предстоящей гонке?
Фернандо Алонсо: На 99%.
Вопрос: То есть, вы не думали, что наказание может остаться в силе?
Фернандо Алонсо: Я надеялся, что наказание отменят, оно был слишком суровым. Я не сомневался, что в итоге все образуется, и мы будем выступать в Валенсии. Команда разделяла мой оптимизм, ещё за неделю до рассмотрения апелляции она отправила на трассу всё необходимое оборудование. Мы на 100% были уверены в том, что выйдем на старт.
Вопрос: Прошлогодний Гран При Европы сложился для вас крайне неудачно. Каковы шансы на этот раз?
Фернандо Алонсо: Посмотрим, уик-энд обещает быть непростым. Результаты очень плотные, между второй и двенадцатой позициями всего две-три десятых, и нужно постараться, чтобы оказаться в первой части этой группы. На Нюрбургринге мы показали быстрейший круг в гонке, в Венгрии завоевали поул и попробуем выступить не менее удачно, хотя задача крайне сложная.
Год назад все сложилось не лучшим образом – я едва успел доехать до первого поворота, прежде чем получил удар от Накаджимы. Надеюсь, на этот раз мне удастся закончить гонку, поскольку самое неприятное – сойти с дистанции перед домашними трибунами.
Вопросы с мест
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Фернандо, вы упомянули домашние трибуны. В 2001 году, в Барселоне, вы оказались в такой же ситуации, как сейчас Хайме – в Minardi у вас не было никакого прессинга, а все надежды испанцев были связаны с Педро де ла Росой. Вы скучаете по тем временам, или предпочитаете ощущать себя чемпионом мира?
Фернандо Алонсо: Я предпочитаю свой нынешний статус. Если ты находишься в центре внимания – значит, ты на что-то способен, твоя машина едет достаточно быстро, и ты можешь бороться за неплохие результаты. Отсутствие прессинга хорошо в одной или двух гонках, но мы все конкурентоспособны и хотим побеждать.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Лука, в недавнем интервью Никола Ларини высказал мнение, что вы отвыкли от гонок, с вашего прошлого Гран При прошло слишком много времени, и сейчас старт имеет большее значение с точки зрения обгонов и борьбы с соперниками. Ваше мнение на этот счет?
Лука Бадоер: Я буду предельно осторожен, но все, что я могу сейчас сказать – посмотрим.
Вопрос: (МС) Наверное, именно это со временем теряют гонщики – способность чувствовать расположение машин соперников?
Лука Бадоер: В каком-то смысле, да, но за годы своей карьеры я провел немало гонок, выступал в F3000, F3, картинге и, по сути, взял паузу. Я гонялся в прошлом, сейчас могу снова выйти на старт, однако в Валенсии придется многому научиться. Нужно привыкнуть к машине – с того момента, как я в последний раз садился за руль, прошло достаточно времени. В пятницу необходимо отработать по максимуму, а затем адаптироваться к квалификации и гонке. Если бы мне предстояло провести всего один этап, я бы очень нервничал, старался добиться всего и сразу, подвергая себя прессингу и допуская ошибки, но до возвращения Фелипе место в кокпите закреплено за мной, так что у меня есть время на определенный прогресс.
Вопрос: (Эд Горман – The Times) Дженсон, после финиша предыдущей гонки Росс Браун сказал, что команде нужно внимательно проанализировать все доработки, чтобы понять, в какой момент была допущена ошибка. Полагаете, им удалось найти причину всех проблем?
Дженсон Баттон: Разумеется. На протяжении всего сезона в каждой гонке ты пробуешь нечто новое, будь то аэродинамические элементы или настройки шасси. Кажется, мы знаем, где допустили ошибку. До выезда на трассу нельзя быть в этом уверенным на 100% - нужно совершить несколько попыток, однако мы считаем, что разобрались в проблемах и сможем их устранить. По телеметрии видно, в чем проблема, но без тестов трудно делать окончательные выводы, и здесь мнение гонщика особенно важно.
Вопрос: Не могли бы вы хотя бы в общих чертах пояснить, в какой области была эта проблема, чтобы мы могли представить, о чем идет речь?
Дженсон Баттон: Пожалуй, сейчас лучше отставить ситуацию так, как есть, и сосредоточиться на уик-энде, а после него мы, возможно, все вам расскажем.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, чего вам не хватало в предыдущем напарнике, и можно ли этого ждать от нового партнера по команде?
Фернандо Алонсо: С Нельсоном у нас всегда были неплохие отношения, я считаю его хорошим гонщиком и замечательным человеком - уверен, он еще получит свой шанс, у него есть определенный талант. Видимо, в этот раз что-то пошло не так с ним самим, командой, или чем-то еще.
С точки зрения техники у нас всегда были одинаковые машины, хотя летом по этому поводу ходило немало слухов. Возможно, ему никогда не было комфортно в команде, что сильно осложняло жизнь. Я вспоминаю себя в 2003-2004 годах – трудно дебютировать в Формуле 1 и сразу быть абсолютно уверенным в своих силах. К сожалению, для Нельсиньо это стало проблемой.
Посмотрим, на что способен Роман Грожан – для него это неплохая возможность дебютировать в Формуле 1 без лишнего прессинга, а гонки, которые он успеет провести в нынешнем сезоне, могут позволить ему закрепиться в чемпионате. Надеюсь, для Нельсиньо все сложится вполне удачно, но и Роману желаю выступить как можно лучше и помочь нам набрать важные очки в зачет Кубка Конструкторов, ведь сейчас мы находимся в позиции догоняющих.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Лука, вы были отнюдь не главным претендентом на место Фелипе. Вас это огорчает? И еще один вопрос: многие надеялись, что в этот уик-энд в чемпионат вернется Михаэль Шумахер – для вас это дополнительный прессинг?
Лука Бадоер: Честно говоря, я тоже большой поклонник Михаэля, мне было приятно снова видеть его на трассе. За последние двадцать дней мы вместе провели немало времени – тренировались, гонялись на картах. Как я уже говорил, у нас отличные отношения, мы хорошие друзья. Было весьма забавно осознавать, что за руль сядет либо он, либо я, но не думаю, что заменить Михаэля Шумахера – это нечто вроде статуса второго кандидата. В конце концов, я замещаю лучшего гонщика в мире!
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Лука, что вы чувствовали сегодня утром, оказавшись в паддоке? За последние пятнадцать лет вы будете первым итальянцем, выступающим за Ferrari…
Лука Бадоер: Я впервые оказался в Валенсии, и для меня здесь все незнакомое – парковка, въезд в паддок, боксы. Я осмотрелся, а потом отправился прогуляться по трассе. Я прошел два или три круга, чтобы лучше запомнить повороты, оценить состояние асфальта, присмотреться к защитным барьерам и обсудить все это с моим инженером. Чувствую себя немного странно, но остаюсь спокойным. Это напоминает тесты, когда я и команда вместе работали на трассе – не думаю, что до квалификации или старта гонки почувствую какую-то разницу, завтра нас ждет обычный тренировочный день.
Вопрос: (Кэрол Кэпитейн – L'Equipe) Вопрос ко всем, кроме Луки. Речь пойдет о Михаэле Шумахере – вам жаль, что Михаэль не может выступать в Валенсии. Вам было бы любопытно узнать, на что он способен после двухлетнего перерыва?
Дженсон Баттон: Уверен, многие были взбудоражены новостью о том, что Михаэль снова выступает в гонках. В Формуле 1 он добился большего, чем кто бы то ни было, и возвращение подобных фигур идет лишь на благо спорту. Думаю, он крайне разочарован, что не может выйти на старт, однако мы должны двигаться дальше, и даже без Михаэля стартовая решетка весьма конкурентоспособна.
Пожалуй, в такой ситуации труднее всего самому Шумахеру – травма шеи не позволила вернуться в гонки, но жизнь продолжается, и сейчас в пелотоне есть два чемпиона мира – хорошо, три чемпиона мира – а это очень высокий уровень.
Фернандо Алонсо: Согласен.
Вопрос: (МС) Хайме, вам бы хотелось посоревноваться с Михаэлем Шумахером?
Хайме Альгерсуари: Это было бы невероятно, ведь я только дебютировал в Формуле 1, а Михаэль Шумахер всегда являлся ориентиром для молодых гонщиков. Однако, как заметил Дженсон, все сложилось именно так, нужно смириться с этим и получать удовольствие от гонок.
Льюис Хэмилтон: Парни неплохо обрисовали ситуацию. Михаэль – легенда, и для всех нас было бы огромной честью соревноваться с ним. Вам выпала такая возможность, мне – нет, но его возвращение принесло бы большую пользу Формуле 1. Желаю Михаэлю скорейшего восстановления и с нетерпением жду того момента, когда мы вместе окажемся на трассе.
Лука Бадоер: Если я могу что-то добавить, поскольку провел с Михаэлем много времени… Хочу лишь пояснить, что он действительно выкладывался по максимуму и активно тренировался, желая вернуться в гонки. Он сделал все возможное, похудел на три килограмма за каких-то семь дней и действительно мечтал снова оказаться в Формуле 1. Нужно понимать, что Михаэль сработал на 100%, но помешали проблемы с шеей…
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Вопрос ко всем, а начнем с Фернандо, чтобы он не мог сказать: «То же самое». Где вы планируете выступать в 2010 году? Знаю, трудно говорить об этом прямо сейчас, но все-таки…
Фернандо Алонсо: Ха, теперь они скажут то же самое! Не знаю, но точно в Формуле 1.
Дженсон Баттон: А ты оптимист! Для меня – то же самое.
Льюис Хэмилтон: Видимо, и я отвечу точно так же.
Дженсон Баттон: Ты ведь должен остаться, не так ли?
Вопрос: (МС) У вас ведь есть контракт?
Льюис Хэмилтон: Конечно!
Вопрос: (МС) Дженсон, а у вас?
Дженсон Баттон: Нет.
Вопрос: (МС) Фернандо, контракт с Renault?
Фернандо Алонсо: Смотрите выше.
Дженсон Баттон: Аналогично.
Хайме Альгерсуари: Надеюсь, все останется, как есть.
Лука Бадоер: Перед Гран При Венгрии я обсуждал с Ferrari вопрос продления моего контракта, но после того уик-энда… Честно говоря, я не знаю, что будет в следующем году. Поживем – увидим.
Вопрос: (Наосе Холохан – Manipe F1) Лука, какова ваша цель на предстоящий уик-энд? Планируете побороться за очки, или постараетесь всего лишь закончить гонку?
Лука Бадоер: У меня нет конкретных целей. Как я уже говорил, это своего рода тесты, потому мне было бы приятно просто финишировать.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Фернандо, вам по силам побороться за подиум, или эта трасса не совсем подходит вашей машине?
Фернандо Алонсо: Честно – не знаю. Судя по предыдущим двум гонкам, у нас есть повод для оптимизма, поскольку машина поехала значительно быстрее, и мы выглядим конкурентоспособнее, однако сейчас конкуренция слишком высока. Как заметил Дженсон, речь идет не только о Red Bull, но и о McLaren, Brawn, Williams, Ferrari – в небольшой интервал умещаются сразу несколько машин, однако если нам по силам выступить удачно, то почему бы и нет? Мы можем побороться в первой пятерке, зацепиться за подиум, но если совершим хоть малейшую ошибку, то окажемся на одиннадцатой или двенадцатой позиции.
Столь плотная борьба хороша для чемпионата – все команды достаточно сильны, нужно действовать безупречно на протяжении всего уик-энда. Думаю, здесь нам будет труднее, чем в Будапеште, где трасса больше подходила нашей машине. В Валенсии могут возникнуть проблемы с тормозами и другие неприятности, но мы в любом случае постараемся сработать по максимуму.
Перевод: Валерий Карташев