1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1:32.160
2. Ярно Трулли (Toyota) - 1:32.220
3. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) - 1:32.395
Вопрос: Себастьян, невероятная сессия, которая трижды прерывалась из-за аварий. Вы выступили великолепно, но почему квалификация оказалась настолько непростой, и как все эти заминки сказались на вашей тактике?
Себастьян Феттель: Квалификация действительно была странной, и главное в такой ситуации – не терять концентрации. С гонщиками все нормально, и это важнее всего.
Обычно в субботу мы ищем предел возможной скорости, которую нужно показать на одном быстром круге. Гонщики вылетали с трассы чаще всего в 9-м повороте, там действительно трудно удержать машину. Чуть шире, чем надо, заехав на поребрик, ты становишься пассажиром, и ничего не можешь предпринять, не можешь сбросить скорость. Это правый поворот, отбойники совсем близко, и машина врезается в барьер.
Авария Тимо Глока была наиболее серьезной - похоже, возникли проблемы с рулевым управлением. Обычно мы на полном газу проходим этот поворот и выезжаем на прямую, но со стороны показалось, что он потерял контроль над машиной. К счастью, насколько мне известно, с ним все в порядке.
Многое зависело от того, в какой момент машина покидала боксы. Иногда красные флаги появлялись в момент прогрева резины, что ещё неплохо, иногда на быстром круге. Нам повезло, мы выехали на трассу вовремя, машина работала отлично, позволив мне показать лучшее время во всех трех сессиях. Труднее всего пришлось в финале квалификации, когда машина уже была заправлена, а в нашем распоряжении оставался единственный круг. Мне было крайне нелегко проходить скоростные эски, а резина не выдержала бы ещё одного круга.
Я доволен. Мы вернули себе былую форму и сегодня вновь смогли завоевать поул. Посмотрим, чего удастся добиться завтра.
Вопрос: Ярно, удачное завершение непростого дня! Вам пришлось работать за двоих после инцидента с Глоком…
Ярно Трулли: Первым делом я спросил команду о состоянии Тимо – мне сказали, что он в порядке. Мы были крайне огорчены этим инцидентом – не знаю, что произошло, позже мы это выясним.
Сумасшедшая квалификация, но машина была очень хороша – спасибо команде, предоставившей мне шанс снова бороться в первых рядах. Я знал, что нам будет нелегко, ведь соперники сразу же поехали очень быстро. Важно было сохранять концентрацию и выезжать на трассу в нужный момент – я выжал из машины максимум, и единственное, что беспокоит меня перед гонкой, это износ резины, который сегодня утром был очень значительным. Вдобавок ко всему, старт не назовешь нашей сильной стороной, но я надеюсь на хороший результат.
Вопрос: Льюис, вы впервые приехали в Сузуку и не предполагали, что машина позволит бороться за места в первой тройке. Как вам это удалось?
Льюис Хэмилтон: Я давно мечтал побывать в Сузуке. Нас встретили очень приветливо, люди обращались с нами, как с детьми! Это уникальная трасса, а для молодых гонщиков, которые проходили её только в компьютерных играх, она кажется чем-то невероятным!
Мы не рассчитывали на такой результат. Вчера день был испорчен дождем, а сегодня утром машина вела себя просто ужасно. Мы скорректировали настройки, но в квалификации могли лишь надеяться, что наш расчет оправдается – к счастью, так и получилось.
Себастьян и Ярно уже комментировали сегодняшние аварии, я рад, что гонщики не пострадали – это еще раз доказывает успешную работу FIA по повышению безопасности. Медицинская бригада сработала оперативно, всё закончилось благополучно.
Вопрос: Себастьян, гонщики Brawn GP квалифицировались на пятой и седьмой позициях. Завтра у вас будет шанс обострить борьбу в чемпионате?
Себастьян Феттель: За три этапа до конца сезона отставание достаточно велико, я должен в каждой гонке добиваться максимума, чтобы сохранить шансы. Мы приехали в Сузуку с надеждой на победу и завоевали лучшую стартовую позицию.
Впереди длинная гонка, очень непростая и для шин, и для гонщиков – необходимо сохранять предельную концентрацию, особенно в скоростных эсках. Потрясающе, насколько они быстры…
Да, есть законы физики, но я всё равно поражен тем, насколько быстро машина пролетает эти повороты и какой уровень сцепления обеспечивает – особенно в квалификации, когда в баках мало топлива. Хочется проходить круги снова и снова, но посмотрим, как сложится завтрашний день. Думаю, у нас неплохие шансы, в том числе и в чемпионате.
Вопрос: Как прошла квалификация? Трудно было сосредоточиться?
Себастьян Феттель: Всем нам пришлось подолгу сидеть в боксах и ждать продолжения сессии, но важно, что с гонщиками все в порядке. Сразу трое вылетели с трассы в девятом повороте – там действительно трудно удержать машину. Стоит чуть шире заехать на поребрик, машина подскакивает, ты уже не контролируешь ситуацию, а зона вылета слишком узкая.
Кажется, у Тимо возникли проблемы с рулевым управлением – машина не хотела поворачивать направо. Инцидент выглядел крайне неприятно, к счастью, с ним всё в порядке.
Мы сидели в боксах и ждали удобного момента. Как и неделю назад, красные флаги могли спутать все планы, но в этот раз нам повезло, чему я очень рад.
Вопрос: Вы рассчитывали на поул? Предполагали, что будете настолько конкурентоспособны?
Себастьян Феттель: Мы знали, что будем быстры, но не представляли, насколько. Результаты первой сессии оказались плотными, кроме того, по ходу сезона многие команды поднимались на высокие позиции, затем откатывались обратно в середину пелотона и снова возвращались – мы не могли всерьез рассчитывать на поул, а лишь предполагали, что будем конкурентоспособны. Лучшее время во всех трех сессиях, причем с первой попытки – не так уж плохо!
Обидно за Марка: его авария в том же девятом повороте была не такой уж серьезной, но механики не успевали починить машину, и ему пришлось пропустить квалификацию – в противном случае он мог стартовать рядом, ведь RB5 по-настоящему быстра, особенно на первом секторе.
Я получил огромное удовольствие, атакуя в эсках с пустыми баками – фантастические ощущения! Я лишь второй раз приехал в Сузуку, но мне действительно нравится эта трасса!
Вопрос: Насколько важным был опыт знакомства с трассой в 2006-м? Он обеспечил вам дополнительное преимущество, особенно если учесть, что вчера свободные заезды прошли под дождем?
Себастьян Феттель: По крайней мере, я знал, куда ехать! В 2006 году в Сузуке тоже шел дождь – к счастью, тогда у нас был трекшн-контроль, ведь я сразу же начал скользить. Я не представлял, в какую сторону поворачивать – на адаптацию потребовалась пара кругов, но на этот раз проблем не возникло. Уик-энд начался дождем, и лишь сегодня мы впервые работали на сухом асфальте. Перед выездными этапами я немного поработал на симуляторе в Милтон-Кинсе, что тоже помогло.
Вопрос: Ярно, вы были быстры на протяжении всего уик-энда. Насколько важен для вашей команды хороший результат?
Ярно Трулли: Это наш домашний Гран При, японцы горячо поддерживают и меня, и Toyota. После успеха Тимо в Сингапуре мы не сомневались в том, что можем быть быстры. В квалификации все складывалось неплохо, хотя мне было нелегко бороться с соперниками, а чтобы пробиться в первую тройку пришлось выжимать из машины максимум. Но мне нравится эта трасса, здесь я всегда был очень быстр и доволен сегодняшнеим результатом.
Впрочем, завтра все может сложиться иначе. В Сузуке у нас не было ни одного удачного старта, да и состояние резины вызывает некоторые опасения, ведь утром износ был очень серьезным.
Вопрос: Для вас это лучший квалификационный результат в Сузуке – до этого вы стартовали четвертым…
Ярно Трулли: Да, в прошлые годы удача была не на моей стороне. К примеру, как-то раз я боролся за поул, но дождь начался как раз в тот момент, когда я должен был выехать на трассу!
Вопрос: Среди участников пресс-конференции вы чаще других гонялись в Сузуке. Расскажите об условиях на трассе. Известно, что на одной половине круга асфальт был заменен, на другой остался прежним. К тому, всю минувшую ночь шел дождь, и утром на трассе не было слоя резины...
Ярно Трулли: Честно говоря, уровень сцепления был достаточным уже на первом круге, особенно на новом асфальте, хотя и старое покрытие весьма эффективно. Эта узкая трасса со скоростными поворотами – одна из самых непростых в мире, но гонщики любят здесь выступать. Сегодня мы ещё раз убедились в том, что здесь нет права на ошибку, ведь зоны вылета намного меньше, чем на других автодромах.
Вопрос: Льюис, вы говорили о проблемах с машиной, возникших утром. Что вас не устраивало?
Льюис Хэмилтон: Всё. У нас не было времени на подготовку. Да, ситуация была одинакова для всех, но мы ошиблись с настройками – в дождь машина выглядела неплохо, но в субботней тренировке в скоростных эсках я не мог добиться от нее максимума, из-за чего проигрывал секунду уже на первом секторе.
Перед квалификацией мы изменили регулировки и могли лишь надеяться, что план сработает, поэтому я действительно рад третьей позиции. От старта до первого поворота длинная прямая, наша KERS весьма эффективна – будем надеяться, она поможет отыграть позиции.
Вопрос: Как сегодняшние аварии сказались на вашей концентрации?
Льюис Хэмилтон: С этим проблем не было. Когда видишь на мониторе, как соперники попадают в аварию, возникает обеспокоенность, но сегодня никто не пострадал. Хейкки тоже не удержал машину, и, вернувшись в боксы, я первым делом поинтересовался – все ли с ним в порядке. К счастью, всё хорошо.
Хорошо, что уровень безопасности машин Формулы 1 постоянно растет. Кроме того, сегодня медицинская бригада сработала весьма оперативно…
Вопрос: Девятый поворот и выход из последней шиканы – действительно проблемные участки?
Льюис Хэмилтон: Нет, выход из последнего поворота… Как мне показалось, у Глока возникли проблемы – по крайней мере, так все выглядело с бортовой камеры. А что касается восьмого и девятого поворотов – восьмой поворот невероятно скоростной, а асфальт там неровный.
Впрочем, это все равно потрясающая трасса с интересным сочетанием поворотов – не думаю, что один из них чем-то хуже других. Первый сектор напоминает скоростной серпантин, и если слегка перешагнуть предел или начать поворачивать чуть позже, можно сорваться в занос, а места для исправления ошибки уже не останется, но я все равно считаю эту трассу лучшей в мире.
Вопросы с мест
Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Себастьян, учитывая сегодняшний поул, вы сожалеете о штрафе, наложенном на вас в Сингапуре, даже принимая во внимание возможное наказание Баттона и Баррикелло за то, что во время второй части квалификации их лучшие результаты были показаны под желтыми флагами?
Себастьян Феттель: Думаю, в Сингапуре мы были достаточно быстры, но не заладилось уже в субботу, когда Рубенс попал в аварию, а сессию остановили красными флагами. Нам не удалось завершить попытку, хотя мы вполне могли завоевать поул… Впрочем, никогда не знаешь, насколько хорош будет результат по сравнению с соперниками. У нас был шанс финишировать вторыми, но он не сработал – надеюсь, в конце сезона мне не придется жалеть о трех упущенных очках.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Насколько трудно было сберечь один комплект свежей резины? Сессия неоднократно прерывалась красными флагами, вы выезжали на трассу и отменяли попытки…
Себастьян Феттель: Всегда есть план действий или предположение о том, когда следует покинуть боксы и сколько кругов необходимо проехать – один, два, три или больше. В остальном это вопрос везения. Во второй и третьей сессиях мне повезло – я отменил всего лишь прогревочный круг, а не попытку, но свежих шин уже не осталось. К счастью, резина оказалась не слишком изношенной, хотя первый сектор Сузуки к ней беспощаден. Никогда не знаешь, появятся ли снова красные или желтые флаги – это не в нашей власти, приходится рассчитывать на удачу.
Ярно Трулли: А для меня, как и многих других гонщиков, всё сложилось не так удачно, во второй сессии мне пришлось отменить первую попытку. Затем я использовал тот же комплект шин и показал результат, а как только получил свежую резину, уже по ходу быстрого круга заметил желтые флаги и сбросил скорость. В итоге мы почти ничего не сэкономили…
Льюис Хэмилтон: Планам всегда что-то мешает, но нужно выехать на трассу и выполнить свою задачу, а непредвиденные обстоятельства добавляют интереса.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вы измените свой подход к атаке поворотов, зная, что зоны вылета слишком узкие, и малейшая ошибка может закончиться аварией?
Ярно Трулли: Вы имеете в виду, будем ли мы пилотировать более аккуратно? Нет. На дистанции ты смотришь на трассу и лишь на пути к барьеру понимаешь, насколько он близко. Мы не думаем об этом – если посещают такие мысли, лучше сразу остановиться.
Себастьян Феттель: Мы едем туда, куда смотрят наши глаза – как сказал Ярно, если думать о барьерах, ты вскоре с ними встретишься. Мы знаем, что на первом секторе нет зон вылета, но все равно должны атаковать, особенно в квалификации. Все решает один круг, нужно выкладываться по максимуму. Когда вы знаете, что на трассе зоны вылета представлены гравийными ловушками, вы стараетесь как можно аккуратнее превышать предел, а в случае с асфальтовым покрытием имеете лишь приблизительное представление о том, насколько быстро можно пройти тот или иной участок, и можете экспериментировать. К гравийным полосам и близко расположенным барьерам приходится относиться с большим вниманием, но, смотреть мы должны только на трассу.
Вопрос: (Такехару Кусуда – Book People Atlas) Отличная работа, Себастьян, в первой и второй сессии вы проехали по пять кругов, в третьей – только четыре. Четырнадцать кругов – и вы на поуле! Что стало ключом к успеху? Что вы думаете об обновленной Сузуке?
Себастьян Феттель: В каждой из трех сессий мы совершили одну попытку. Конечно, многое зависело от красных флагов, но, как я уже говорил, здесь нам немного повезло.
Машина была великолепна. В первой сессии с небольшим количеством топлива и жесткой резиной я чувствовал себя комфортно, во второй все сложилось не менее удачно, а отрыв от соперников даже вырос. Я мог добиться нужного результата всего за пару кругов! Пожалуй, третья сессия оказалась самой непростой – с большим количеством топлива машина вела себя более нервно, я не мог столь же агрессивно атаковать в скоростных эсках.
Это фантастическая трасса, а первый сектор, переходящий в подъем, действительно очень хорош. Если бы кто-то пытался специально создать подобный рельеф, так бы здорово не получилось. В Сузуке естественный ландшафт, потому она так подходит машинам Формулы 1. Удивительно, насколько быстро можно проходить эти повороты – четвертая, пятая передачи, скорость просто зашкаливает! Если повезет, на других автодромах можно увидеть пару похожих, но здесь с самого старта таких шесть или семь, а позже – еще пара. Ниспадающий Spoon Curve тоже крайне непрост, особенно в зоне выхода.
Это невероятное место, кажется, в этом сезоне здесь стало чуть просторнее, чем три года назад. Раньше паддок был тесноват, и хотя он успешно функционировал, а команды справлялись со своей работой, сейчас механики получили чуть больше места для инструментов.
Я действительно считаю, что это великолепная трасса, созданная для Формулы 1. Кроме того, японские болельщики – поразительные люди. Кажется, уже в четверг на трибунах было больше зрителей, чем на некоторых гонках – удивительно, насколько они влюблены в этот спорт!
Вопрос: (Сильвия Ариас – Fox Sports) Если говорить о зонах вылета, вы считаете, что в следующем году они должны быть перестроены?
Себастьян Феттель: В FIA делают всё возможное, но иногда мешает лесной массив или холм, которые не так-то просто убрать. Сузука отнюдь не плоская, здесь сплошные подъемы и спуски, поэтому возможности реконструкции весьма ограничены. Пожалуй, в тех местах, где сегодня произошли аварии, было бы неплохо что-нибудь изменить – особенно на участке после восьмого поворота. Как заметил Льюис, он довольно скоростной, но на подходе к девятому повороту зоны вылета практически нет. С другой стороны, когда я в четверг прогуливался по трассе, я заметил, в том месте траектория изгибается под углом в 90 градусов, поскольку по другую сторону барьера находится картодром, так что расширить зону вылета не так просто.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Льюис, вы сказали, что участки трассы, на которых сегодня произошли аварии, не представляют особой сложности, но четыре гонщика не удержались на траектории. В чем особенность того поворота?
Льюис Хэмилтон: Я уже говорил, это очень скоростной поворот, один из быстрейших на трассе, однако зона вылета там не так уж велика. Как и везде на Сузуке, там нет места для ошибки, если выйти чуть шире, сразу начинаются проблемы, как мы сегодня убедились на примере нескольких гонщиков - они вышли немного широко, зацепили искусственное покрытие, и не смогли замедлить машину. В том повороте очень сложно нащупать предел и не перешагнуть его. На одних участках трассы у вас есть больше места для ошибки, в других – меньше, но там его практически нет.
Перевод: Валерий Карташев