1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1:37.587
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1:37.662
3. Льюис Хэмилтон (McLaren) - 1:37.969
Вопрос: Себастьян, примите поздравления! Лучший результат в третьей части свободных заездов, быстрейший круг в первой и второй квалификационной сессиях и, что самое главное, безупречный пилотаж в финале. Как сказала команда – «С возвращением!»
Себастьян Феттель: Я доволен результатом, ведь в последнее время наши дела складывались не очень удачно. Такие трассы, как Монреаль или Валенсия, не очень нам подходят, здесь трудно максимально использовать потенциал машины, поэтому особенно здорово, что мы завоевали поул.
Квалификация была трудной, и дело даже не в остроте конкуренции. Я планировал две попытки, и во время первой при прохождении первого же сектора у меня был очень неприятный момент, поэтому все надежды я связывал со второй попыткой. К счастью, все получилось, я на поуле, день прошел успешно.
Поработать пришлось, особенно если учесть, что мы используем аэродинамический воздуховод, а также множество других новинок, и некоторые из наших механиков сегодня спали буквально один-два часа. Хорошо, что сегодняшним результатом я смог их отблагодарить.
Вопрос: Если говорить о воздуховоде, какой эффект приносит эта новинка? Именно она составляет разницу между третьей позицией и поулом?
Себастьян Феттель: Пожалуй, эффект не так велик, но мы чувствуем, что воздуховод обеспечивает определенное преимущество. На опыте McLaren видно, насколько он может быть эффективен, а пока нам приходится учиться на каждом круге и в каждом заезде.
Вчера не все шло так, как нам хотелось, но к квалификации мы смогли сделать шаг вперед. Мы очень внимательно смотрели на мониторы, изучая телеметрию, стараясь понять, как надо настраивать шасси, чтобы добиться улучшений. Благодаря этой работе, завтра мы начнем гонку с хорошей позиции!
Вопрос: Марк, кажется, Red Bull четвертый раз по ходу сезона завоевывает весь первый ряд стартового поля. Вас и Себастьяна разделили считанные доли секунды – вы довольны своим результатом?
Марк Уэббер: Я бы предпочел поменяться с ним местами, однако невозможно всякий раз стартовать с поула, поэтому я доволен тем, что квалифицировался в первом ряду. Сегодняшний результат – заслуга всей команды. Перед началом уик-энда многие негативно оценивали наши шансы, но мы сработали очень неплохо. Эта трасса не совсем подходит RB6, и если бы выбор автодрома зависел от нас, Валенсия вряд ли оказалась бы в числе фаворитов, но посмотрим, чем закончится завтрашний день. Думаю, мы можем рассчитывать на высокий результат.
Да, мне хотелось стартовать на одну позицию выше, но сегодня я был недостаточно быстр. Впрочем, мне просто не удался хороший круг, так что второе место – максимум, чего я мог добиться.
Вопрос: Многие предрекали, что McLaren и Ferrari окажутся сильнее, но вам удалось оставить их позади. Сегодняшний результат снижает прессинг?
Марк Уэббер: Нет, но соперникам приходится нервничать намного больше, ведь от них ждут победы в чемпионате. Нам не доводилось выигрывать титулы, а Ferrari и McLaren не привыкать выкладываться по максимуму и открыто заявлять о своих планах. В предыдущих двух гонках McLaren продемонстрировали невероятную скорость и в доминирующей манере завоевали дубль, однако борьба продолжается. Наш прессинг ничем не отличается от прессинга конкурентов, мы просто сосредоточены на своей работе.
Вопрос: Льюис, вы квалифицировались третьим. Расскажите о финальной попытке. Вы некоторое время претендовали на поул…
Льюис Хэмилтон: Я рад присутствовать на этой пресс-конференции, можно сказать, что пока уик-энд складывается для меня очень удачно. Соперники подготовили новинки, мы уступали в скорости на свободных заездах, поэтому я был весьма осторожен в своих ожиданиях. Да, я атаковал на пределе, но не представлял, что отставание может быть настолько серьезным.
Первый быстрый круг получился довольно неплохим, на втором я вез себе полторы десятых, но потерял преимущество, заблокировав задние шины в двенадцатом и одном из последующих поворотов. Тогда я подумал: «Эх, я точно окажусь далеко позади», и был немало удивлён, оставшись на третьей строчке.
Вопрос: Учитывая темп McLaren в гонке, вам по силам побороться за победу?
Льюис Хэмилтон: Думаю, нас ждёт очень интересная гонка. Многое будет зависеть от того, как мы справимся с резиной, надеюсь, она будет вести себя лучше, чем в прошлой гонке. Я не могу пожаловаться на стартовую позицию, а завтра важными факторами станут первый поворот и стратегия пит-стопов. Мы сделаем всё, чтобы бороться за победу.
Вопрос: Себастьян, завтра основное внимание зрителей будет приковано не только к старту и первому повороту, но и к узкому второму. Ваш напарник наверняка окажется в непосредственной близости, но для команды главное – без проблем начать гонку…
Себастьян Феттель: Да, во втором повороте достаточно широкая зона безопасности, но нам бы не хотелось ей воспользоваться. Поул – лучший вариант начала гонки, вдобавок я буду стоять на чистой стороне трассы, но в последнее время практически все команды стартуют очень уверенно, а здесь легко допустить ошибку. Надеюсь, мне удастся отстоять свою позицию не только в первом повороте, но и на всех последующих кругах.
Вопрос: Себастьян, как мне кажется, вы, Марк и Льюис изначально рассчитывали на позиции в первой тройке, хотя автодром в Валенсии не совсем подходит вашей машине, а перед McLaren стоит задача минимизировать потери. Я не ошибся? Предполагали ли вы, что другие соперники также могут навязать вам борьбу?
Себастьян Феттель: Главное, мы добились высокого результата. Многие утверждали, что этапы в Монреале и Валенсии станут для Red Bull Racing непростым испытанием – похоже, нам удалось опровергнуть это мнение хорошей скоростью. Канадский этап получился довольно интересным, а сегодня я квалифицировался на поуле – думаю, мы доказали, что наша машина достаточно быстра. Странно, что вчера у McLaren возникли какие-то проблемы, но в Формуле 1 ситуация может измениться в последнюю минуту – они оказались не так уж и далеко, и завтра нас ждет ожесточенное сражение. Тем не менее, я уверен – у нас есть все шансы выиграть эту гонку и заработать немало очков.
Вопрос: В каждой гонке нынешнего сезона вы квалифицировались в первой тройке, однако вы, должно быть, испытываете огорчение от того, что не были на поуле с Гран При Китая?
Себастьян Феттель: Огорчений нет. Чувство досады приходит тогда, когда ты знаешь, что твоих усилий и скорости машины достаточно для поула, но в силу различных причин он уходит из рук – впрочем, здесь ничего нельзя поделать, такова жизнь. У всех бывают взлеты и падения – думаю, со стороны это выглядит очень интересно. Многие гонщики заработали примерно одинаковое количество очков, и хотя новая система их начисления предполагает заметную разницу между позициями, борьба очень плотная, ни у кого нет права на ошибку – даже четвертое или пятое место могут сыграть свою роль в конце сезона. Нужно работать на пределе – да, эта трасса не совсем подходит нашей машине, но сегодня мы добились максимально возможного результата.
Вопрос: На стартовой решетке можно выделить чистую и грязную сторону трассы?
Себастьян Феттель: Пожалуй, да, но разница между ними минимальна. Как правило, правая сторона трассы, где расположен поул, считается чистой, но многие гонщики стараются чуть шире зайти в первый поворот и смещаются влево, поэтому состояние асфальта практически такое же. До первого поворота здесь достаточно короткий участок, но если позади вас находятся машины McLaren с их сумасшедшей скоростью на прямых, нужно быть предельно внимательным. Ferrari тоже могут навязать борьбу, поэтому мы должны без заминки уйти в гонку и сразу попытаться создать отрыв.
Вопрос: Марк, начиная с Гран При Бахрейна, вы всякий раз квалифицировались не ниже второго места. Правда, на этой трассе вы, возможно, не рассчитывали на такой результат…
Марк Уэббер: Да, в предыдущие годы мои результаты в Валенсии оставляли желать лучшего, поэтому я рад квалифицироваться вторым. На этой трассе Себастьян и раньше выглядел очень сильно – я был немало удивлен тем, что смог проехать круг в сопоставимом темпе. Приятно начинать гонку с первого ряда – огромное спасибо нашим механикам и инженерам! Кто-то скажет, что мы слишком часто говорим подобные вещи, но если вы посмотрите в глаза нашим парням и понаблюдайте за их работой, у вас не останется никаких сомнений в их заслугах.
Да, успех команды зависит не только от сотрудников, присутствующих на трассе, но без их усилий я и Себастьян не могли бы рассчитывать на подобные результаты. Гонщики всего лишь управляют машиной, а весь процесс подготовки ложится на плечи механиков. Сегодняшняя квалификация прошла без единой заминки: хороший первый круг, достаточно неплохой второй, и итог – позиция в первом ряду!
Вопрос: Насколько важен квалификационный результат в Валенсии?
Марк Уэббер: В Валенсии у гонщиков иногда возникали проблемы с концентрацией и стабильным темпом – посмотрим, как пройдет завтрашняя гонка. Вряд ли мы увидим тот же сценарий, что и в Канаде, но кто знает, чем все закончится. Первые несколько команд едут в сопоставимом темпе – уверен, борьба будет напряженной, но скорость нашей машины позволяет рассчитывать на победу.
Вопрос: Обе RB6 оснащены воздуховодом?
Марк Уэббер: Да.
Вопрос: Вчера условия на трассе менялись от сессии к сессии. Как обстояли дела сегодня?
Марк Уэббер: Кажется, условия на трассе достигли той точки, в которой дальнейший прогресс маловероятен. В пятницу днем и в субботу утром динамика была очевидна, в отсутствие дождя состояние асфальта быстро улучшалось. Кроме того, в отличие от предыдущих этапов, мы не заметили большой разницы в поведении двух составов резины Bridgestone – оставалось лишь адаптироваться, а в остальном условия были практически стабильными.
Вопрос: Льюис, похоже, вы довольны результатом, однако складывается впечатление, что в Валенсии команда McLaren старается просто минимизировать потери…
Льюис Хэмилтон: Поначалу мы тоже так думали, но с учетом третьей позиции задача меняется. В первой части свободных заездов мы были достаточно быстры, во второй и третьей сессии машина вела себя очень неплохо, однако ей не хватало скорости. Мы знали, что соперники подготовили немало доработок, поэтому решили выжать из машины максимум, чтобы квалифицироваться как можно выше, даже если речь шла о шестом или седьмом месте на стартовой решетке.
Мы не рассчитывали забраться так высоко, но во время третьей сессии свободных заездов удалось подобрать неплохие настройки, с которыми MP4-25 поехала намного быстрее. В финальной попытке я атаковал на пределе и заблокировал задние колеса, но даже без этого мы могли отыграть у Red Bull от силы одну десятую, а никак не полсекунды. Я думал, что другие соперники непременно выйдут вперед, поэтому был немало удивлен, когда узнал, что сохранил третью позицию.
Вопрос: В двух предыдущих Гран При Валенсии вы оба раза финишировали вторым…
Льюис Хэмилтон: Да, здесь мне удавались неплохие результаты – надеюсь, эта традиция получит продолжение. Как я уже говорил, после Гран При Канады мы не предпринимали никаких доработок, тогда как Ferrari значительно модернизировали свою машину и сразу поехали в темпе Red Bull. Сейчас у соперников есть небольшое преимущество, однако мы прилагаем все усилия, чтобы как можно скорее представить обновленную версию MP4-25.
Вопросы с мест
Вопрос: Себастьян и Марк, мне бы не хотелось вдаваться в политику, но вы, скорее всего, уже в первом повороте начнете борьбу за победу. Что вы можете сказать на этот счет, принимая во внимания события, произошедшие в предыдущих гонках?
Себастьян Феттель: Работа гонщика подразумевает сражение за позиции. Нам неоднократно приходилось бороться колесо в колесо, но я не опасаюсь повторения стамбульского инцидента. Конечно, нельзя быть на 100% уверенным, но мы сделали необходимые выводы и стараемся смотреть в будущее, а не вспоминать о былых неудачах.
Марк Уэббер: Если у меня будет возможность обогнать, я непременно ей воспользуюсь, а если нет – не стану рисковать. Подход не изменился: есть шанс – атакуй, нет – лучше подожди.
Вопрос: Себастьян, какое преимущество на круге обеспечивает воздуховод?
Себастьян Феттель: Трудно сказать – вчера мы не были на 100% довольны его работой. Да, сегодня команда добилась прогресса, но мне бы не хотелось вдаваться в детали. Воздуховод установлен на машину – следовательно, мы считаем это оправданным. Судя по скорости соперников, оптимизированная версия воздуховода вкупе с правильными настройками антикрыльев позволяет сбросить до четырех десятых с круга – в нашем случае выигрыш не настолько велик, но он все-таки есть.
Вопрос: Вопрос ко всем: вас удивляют сегодняшние результаты гонщиков Mercedes? Нико Росберг и Михаэль Шумахер квалифицировались только двенадцатым и пятнадцатым…
Себастьян Феттель: Да, это удивляет. Кажется, Михаэль в последний момент пробился во вторую часть квалификации, хотя вчера они были вполне конкурентоспособны. Не представляю, что пошло не так, но на свободных заездах гонщики Mercedes ехали намного быстрее. Странный момент, но больше мне нечего добавить – в квалификации каждая команда сосредоточена на собственной работе и помимо итоговых результатов не знает ничего о действиях соперников.
Вопрос: Вопрос для Марка и Себастьяна. С появлением воздуховода заметили ли вы потери в прижимной силе или нехватку скорости в поворотах?
Марк Уэббер: Хороший вопрос! Воздуховод – очень сложная система. McLaren разрабатывала её на протяжении длительного времени, и теперь другие команды пытаются сделать нечто подобное, однако мы остаемся реалистами: нам не удастся столь же эффективно интегрировать воздуховод в конструкцию RB6, поскольку McLaren изначально разрабатывала машину с учетом этого устройства. Остается адаптироваться и придумывать свои варианты.
С нынешней версией воздуховода мы не теряем в поворотах – машина ведет себя достаточно уверенно и едет чуть быстрее, поэтому команда решила применить новинку в гонке. В Турции нам пришлось отказаться от этой идеи, поскольку возникли небольшие проблемы, к которым мы, в принципе, были готовы. Технология на самом деле непростая, мы едва начали её изучать и даже во время сегодняшних свободных заездов испытывали различные спецификации в поисках оптимального эффекта. Надеюсь, в ближайших гонках мы добьемся заметного прогресса.
Себастьян Феттель: Как сказал Марк, система на самом деле непростая. Если все сделать правильно, можно получить неплохое преимущество, однако здесь легко совершить ошибку. Для этой гонки мы нашли компромиссный вариант, но над технологией еще нужно работать.
Вопрос: Льюис, мы уже привыкли, что Red Bull, как правило, находится во главе пелотона, однако ваша команда по-прежнему опережает Ferrari, несмотря на отсутствие каких-либо доработок. Модернизация MP4-25 запланирована на Сильверстоун – чего вы ждете от следующей гонки? Рассчитываете подтянуться к Red Bull? Полагаете, вам удастся сохранить преимущество над Ferrari?
Льюис Хэмилтон: Трудно сказать. К примеру, в третьей части свободных заездов мы с Дженсоном проехали неплохой круг, показали девятый и десятый результат, однако уступили соперникам почти восемь десятых. Учитывая данное обстоятельство, наши доработки должны быть крайне эффективными – да, мы выкладываемся по максимуму, но не думаю, что команда сразу сделает огромный шаг вперед.
Надеюсь, мы получим спецификацию, с которой можно постепенно прогрессировать, однако принцип остается неизменным: чем больше прижимной силы, тем лучше. Хочется верить, нам удастся сократить отставание от Red Bull, и мы сможем гораздо чаще квалифицироваться впереди них – сейчас дела обстоят совсем наоборот, что всерьез осложняет гонки. В общем, посмотрим.
Перевод: Валерий Карташев