1. Себастьян Феттель (Red Bull) - 1:13.791
2. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1:13.793
3. Фелипе Масса (Ferrari) - 1:14.290
Вопрос: Себастьян, поздравляем. Третий поул подряд. Вы завоевали поул в своем домашнем Гран При, хотя и с минимальным отрывом.
Себастьян Феттель: Мне интересно, какое расстояние можно проехать за две тысячных секунды. Результаты очень плотные. Во всех сессиях Фернандо выглядел очень сильно, и в целом Ferrari весьма конкурентоспособна. Борьба была интересной, во второй сессии я понял, что в нашем распоряжении будет лишь один круг. Стоит немного перестараться, и шины утратят пик своей формы, – и ты сразу чувствуешь, что начинаешь терять время. Мой последний круг не был идеальным, я допустил ряд помарок и где-то перешел грань, но в итоге результат оказался достаточно высоким, и я завоевал поул. Я очень доволен, поскольку это мой первый поул в Германии, но главные испытания нас ждут завтра: машина очень быстра, и мы постараемся дать бой Ferrari.
Вопрос: Вы первым из четырех претендентов на поул ушли на последний круг: наверное, волновались, когда ждали конца квалификации? Не думали, что это могло быть неверным решением, ведь трасса становилась все быстрее?
Себастьян Феттель: Да, к концу сессии трасса становится быстрее, но ненамного. Вы, возможно, скажете, что речь идет не о двух тысячных секунды, но разница невелика. На быстром круге, и особенно при подготовке к нему, нам была необходима чистая трасса, чтобы не попасть в трафик, а я мог распоряжаться своим временем и прогреть шины так, как мне было удобно.
Все получилось – и в итоге мы на поуле. Так что мы все сделали, как надо, – хотя, конечно, приходится переживать после того, как пересекаешь финишную черту. Смотришь на дисплей на руле и видишь, что ты первый, – тебе и по радио это уже сказали, – и ты едешь по финишной прямой и молишься: «пожалуйста, пускай этого результата хватит для поула».
Потом, конечно, команда тебе сообщает, что мы это сделали. Но когда я узнал, что опередил Алонсо лишь на две тысячных, я почувствовал еще большее облегчение. Результаты были плотными, но я не думал, что настолько. Борьба в квалификации шла интересная, – надеюсь, зрителям понравилось. И вчера и сегодня было очень много людей на трибунах, надеюсь, что завтра их будет еще больше.
Вопрос: Фернандо, я даже не знаю, поздравлять вас с лучшей квалификацией в сезоне или сочувствовать, что вам совсем чуть-чуть не хватило до поула?
Фернандо Алонсо: Думаю, мы можем быть довольны – впервые в этом сезоне я буду стартовать с первого ряда, что говорит о серьёзном прогрессе команды. Мы конкурентоспособны в этот уик-энд, я уверен в машине и был доволен ей во всех трёх квалификационных сессиях.
Наконец, нам удалось отлично отработать в субботу. Я совсем немного проиграл Себастьяну, но это не так важно. очки будут начислять завтра, поэтому сейчас мы полностью сосредоточены на гонке, и постараемся, чтобы воскресенье прошло так же позитивно, как и суббота. Надеемся заработать много очков. За последние два-три Гран При мы сделали большой шаг вперед. Мы оба в тройке лидеров, и теперь надо дальше продолжать в том же духе и продолжать улучшать результаты.
Вопрос: Вы были очень быстры, показали лучшее время в первой и во второй сессиях; у вас был промежуточный поул в финальной сессии, и вы, наверное, ожидали, что просто проедете последний круг и обеспечите себе первый результат?
Фернандо Алонсо: Нет, на самом деле я не ждал, что мы подберёмся так близко к Red Bull – в финале квалификации им всегда удавалось найти резерв скорости. Мы уже не раз видели плотную борьбу по ходу первых сессий, а в финале они получали серьёзное преимущество. Но, сегодня, после десяти Гран При, мы включились в борьбу за поул – это произошло позже, чем мы рассчитывали, но сейчас мы действительно очень близки к соперникам.
Вопрос: Фелипе, здорово, что вы вернулись в тройку лидеров – впервые после Бахрейна. Вы должны быть довольны своей работой…
Фелипе Масса: Думаю, мы действительно отлично справились. Квалификация была непростой, и в финальной попытке мне не удалось пройти с лучшим временем все три сектора, но я рад, что пробился в финал и настраиваюсь на завтрашнюю гонку. Надеюсь, мы сможем заработать много очков.
Вопрос: Поговорим о гонке: вы квалифицировались впереди Марка Уэббера, и в гонке постараетесь сдерживать его как можно дольше?
Фелипе Масса: Да, мы же боремся. Если ты впереди, то неважно кто сзади, Марк, или любой другой гонщик, например на McLaren или Mercedes, – я имею в виду машины, которые на некоторых трассах могут быть очень быстры. Завтра мы должны попытаться их опередить: нас ждет хорошая гонка и интересная борьба.
Вопрос: Себастьян, в завтрашней гонке рядом с вами на старте не будет вашего напарника. Не знаю, развеселит это вас или нет, но я уверен, что Фернандо не даст вам расслабиться.
Себастьян Феттель: Думаю, в отличие от Сильверстоуна здесь преимущество получает тот, кто стоит на чистой стороне трассы. В прошлой гонке и я, и Фернандо были удивлены, насколько плохим было сцепление на чистой стороне. Но здесь всё должно быть в порядке. Машина у нас хорошая, и Red Bull так же быстры, как и Ferrari, но обычно в ходе гонки мы в состоянии поддерживать весьма приличный темп. Сегодня мы отлично поработали, поэтому стартуем в воскресенье с самой лучшей позиции, и все-таки главная цель – гонка. Когда ты завоевываешь поул, то не получаешь за это никакой награды, – разве что ложишься спать в хорошем настроении
Вопрос: Себастьян, насколько для вас важно, что вы завоевали поул в вашем домашнем Гран При, особенно на глазах у хозяина команды Дитриха Матешица, который присутствует здесь в этот уик-энд?
Себастьян Феттель: Поул важен в каждой гонке. Хорошо, что так много людей поддерживают нас, Red Bull, меня лично. И если в дополнение ко всему, будет кто-то – я не возражаю. Сегодня был хороший день. Очень плотная сессия, очень плотная борьба, так что здорово вновь оказаться на поуле. Это лучшее, чего можно добиться в субботу, но основная борьба ждет нас завтра.
Вопрос: Вчера вы сказали, что машина особенно хороша в последнем секторе. А что cкажете об остальных двух секторах? Вы сегодня как-то улучшили вашу RB6?
Себастьян Феттель: Если честно, я не говорил вчера, что машина хороша в последнем секторе. Она вчера была просто хороша. У меня были некоторые проблемы на торможении, и мне не было комфортно на 100%, я не контролировал ее так, как контролирую обычно, приходилось искать правильный тормозной баланс и искать правильную точку входа в поворот. Сегодня утром было уже намного лучше, и в итоге провел хорошую, добротную квалификацию.
Мы постоянно улучшали машину. В квалификации оба раза мы знали, что у нас есть только один круг, и в итоге завоевали поул, хоть и с таким небольшим отрывом. А ведь очень легко было выйти за предел возможностей шин, и тогда они начинают скользить, и ты теряешь время. Последний круг был хорош, но сцепление с трассой могло бы быть и лучше, и тогда отрыв от Фернандо был бы больше. Не думаю, что мы можем полагаться на преимущество в две тысячные в будущем, но борьба была интересной, сессия получилась психологически трудной, поэтому я рад, что завтра мы будем стартовать завтра с поула.
Вопрос: Насколько очевидна шинная тактика в завтрашней гонке с учетом погодных условий, которые вы, возможно, не соответствуют вашим ожиданиям?
Себастьян Феттель: Ну, я пока не знаю прогноза погоды на завтра. Говоря, будет сухо. Думаю, что большинство машин в первой десятке стартуют на мягких шинах. С точки зрения выбора шин эту трассу сравнивают с Монреалем в Канаде, но я считаю, что здесь другая ситуация. Как мы видели и вчера и сегодня, даже в меняющихся погодных условиях на необрезиненной трассе – что обычно не очень хорошо для шин, – мягкий состав очень хорошо держит трассу, и не проблема продержаться на нем кругов 10 или больше. Так что все в порядке: неважно, когда ты сменишь мягкий состав на жесткий, ведь на жестком без проблем можно доехать до Венгрии. Никогда не знаешь, что будет с погодой, с автомобилем безопасности, приходится адаптироваться. Но если, готовясь к гонке, вы выбираете наилучшую тактику, – тогда все будет в порядке.
Вопрос: Фернандо, вы были быстры весь уик-энд: вы расстроились, что оказались лишь вторым?
Фернандо Алонсо: Вовсе нет. Думаю, мы были конкурентоспособны, но мы были конкурентоспособны в последних пяти гонках, а в третьей квалификационной сессии оказывались на полсекунды позади Red Bull. Сегодня мы отстаем не на полсекунды, поэтому я доволен.
Вопрос: Вчера вы говорили, что надо улучшить баланс, сегодня вы с этим справились?
Фернандо Алонсо: Да, думаю, сегодня машина была очень хороша. В течение всего дня мне нравился баланс, я думаю, мы максимально использовали наш потенциал и, наконец, хоть в одной квалификации отработали на 100%. Мы счастливы, что обе Ferrari в первой тройке. Команда очень довольна этим результатом после всех тех технических новинок, которые мы внедрили в течение последних трех-четырех Гран При. Все сработало, как ожидалось, или даже лучше, чем ожидалось, и мы определенно нашли, в каком направлении надо двигаться дальше.
Вопрос: Вы ведь будете стартовать с грязной стороны?
Фернандо Алонсо: Я считаю, что в Сильверстоуне стартовать с грязной стороны было лучше, надеюсь, так же будет и здесь, но завтра будет 62, или 68, или сколько там кругов, поэтому имеет значение не только сам старт, ведь после него следует длинная гонка. Как уже говорилось, никто не знает, как поведут себя шины. Да, вчера у нас не было никаких проблем с SuperSoft, но вчера мы проходили круг за 1:16, а сегодня – за 1:13. Думаю, что при таких нагрузках шины будут изнашиваться сильнее.
Вопрос: Фелипе, вы не выглядите особенно счастливым, вы слегка расстроены?
Фелипе Масса: Немного расстроен, ведь у меня был определенный запас, чтобы улучшить время круга, и, судя по протоколу, я его улучшил, но у меня постоянно возникали сложности, из-за которых я терял десятые. В любом случае, стартовать в первой тройке после такой сложной квалификации – это здорово. Я оптимист и с надеждой смотрю в завтрашний день.
Вопрос: Для вас это хорошая трасса – здесь вы в каждой гонке доезжали до финиша, стартовали вторым, финишировали вторым.
Фелипе Масса: Что ж, давайте попробуем показать хороший результат на хорошей трассе. Гонка стартует завтра, она будет длинной, и наша машина позволит нам бороться.
Вопрос: Кажется, вас вынесло за пределы трассы в первой попытке. Может быть, после этого вы слишком осторожничали?
Фелипе Масса: Да, я никак не мог собрать воедино хороший круг, и даже был риск потерять позиции. Но в любом случае, конечный результат неплох.
Вопросы с мест
Вопрос: (Марко Дельинноченти – La Gazzeta dello Sport) Себастьян, вы на поуле, еще два молодых немецких гонщика в первой десятке, а Михаэль Шумахер лишь 11-й. Вы не считаете, что это символизирует определенную смену здесь, в Хоккенхайме?
Себастьян Феттель: В четверг я сидел в этом зале вместе с Михаэлем. Думаю, великие чемпионы знают, что делают. Очевидно, сейчас он переживает не лучшие времена из-за машины. Спросите его сами, в чем проблема.
Конечно, хорошо, что приходят новые гонщики, хорошо, что в этом сезоне так много немцев. Но я не думаю, что сегодня какой-то особенный день, о котором вы будете потом вспоминать. Сейчас здесь много немцев, но настанет время, когда у нас будет четыре или пять французских гонщиков. Сейчас их вообще нет, но времена меняются.
Я не думаю, что речь идет о смене. Когда я только начинал гонять на картинге, Михаэль уже был чемпионом мира в Формуле 1. Много мальчишек, глядя на него, пошли в картинг, и естественно, шанс вырастить чемпиона выше, если у вас есть выбор из 1000 талантливых гонщиков, чем из 10 или 100. Появится кто-то один и станет чемпионом. Это делает наш спорт популярнее… Не хочу много разглагольствовать, но возьмем теннис. У нас был Борис Беккер, но это было давно. С тех пор у нас было много хороших теннисистов, но среди них нет идола – не поймите меня неправильно. Без такого рода личности трудно продвигать спорт, и, по-моему, очень хорошо, что Михаэль вернулся, ведь он – тот человек, который олицетворяет собой Формулу 1 и весь немецкий автоспорт.
Вопрос: (Хейкки Култа – Turun Sanomat) Себастьян, сегодняшний поул вы выиграли с минимальным преимуществом – что-то подобное уже было в вашей карьере?
Себастьян Феттель: Думаю да. Не думаю, что результаты могут быть намного плотнее: если только будет не две тысячных, а одна. Не совсем уверен, но думаю, что это так. Но в конце концов это неважно. Если вы побеждаете в квалификации или в гонке с разницей в одну тысячную или в десять секунд, или побеждаете в чемпионате с разницей в одно очко или в сотню очков, всегда будет тот, кто победил и тот, кто стал вторым, так что в конечном итоге величина преимущества не имеет значения. Я сегодня сказал команде по радио, что после всех бед, которые свалились на нас в этом сезоне, нам наконец повезло, и эти две тысячные сыграли в нашу пользу. Думаю, мы хорошо сработали. Это была очень плотная сессия, но мы победили, и, думаю, мы это заслужили. Но в субботу очков не дают, и основная борьба развернется завтра.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, модернизация машины в течение последних трех Гран При была незначительной, но при этом результат, показанный сегодня – огромный шаг вперед. Вы еще никогда не были так близки к Red Bull, чем вы это объясняете?
Фернандо Алонсо: Думаю, дело в характеристиках трассы. Мы знали, что в Сильверстоуне нам будет сложно, и когда увидели, что мы там конкурентоспособны, то поняли, что у нас будут хорошие шансы в Хокенхайме и в Венгрии, так как на этих трассах меньше скоростных поворотов.
Все те шаги, которые мы сделали за прошлые три Гран При были очень важны. Некоторые из них улучшили поведение машины в скоростных поворотах, некоторые – в медленных поворотах. Все это помогает сделать машину намного лучше, более конкурентоспособной, и я счастлив, что после десяти гонок мы наконец стали ближе к Red Bull. Впервые в этом чемпионате у нас был шанс побороться за поул, впервые за десять гонок мы пробились на первый ряд стартового поля, и это лучшие новости сегодняшней квалификации.
Вопрос: (Ян Паркс – The Press Association) Фелипе, завтра будет ровно год после вашей аварии во время квалификации в Венгрии. Могу себе представить, что вы вспоминаете прошедший год, и испытываете радость, что сидите сейчас здесь перед нами.
Фелипе Масса: Да, определенно. Это было очень тяжелое для меня время. Кто-то говорил, что я должен вернуться, и вот я перед вами, работаю и счастлив. Я продолжаю делать свою работу, с удовольствием вернусь в Венгрию и постараюсь показать там хороший результат. Но сейчас нам надо думать о завтрашнем дне, о завтрашней гонке, Венгрия будет через неделю, и у меня будет еще время подумать о ней.
Вопрос: (Байрон Янг – The Daily Mirror) Себастьян, было много разногласий по поводу того, что в Сильверстоуне ваша машина и машина Марка отличались друг от друга. Можете нам прояснить, какова ситуация сегодня?
Себастьян Феттель: Отличий немало. Он австралиец, я немец. У него шестой номер на борту, у меня пятый, так что, я думаю, вам есть о чем еще написать. На самом деле машины всегда разные, это очевидно. Они состоят из разных запчастей, поэтому не могут быть идентичными. Не знаю, какая у вас машина, но допустим, ее мощность составляет 160 лошадиных сил. Думаю, если выкупите еще одну такую же, ее мощность не будет равна тем же 160,0 л.с.. Всегда будет небольшая разница, но у нас, как обычно, одинаковые машины с одинаковыми возможностями.
Думаю, мы были очень близки во второй сессии, не знаю насчет третьей. Может у него была какая-то проблема, я не в курсе… Я был очень занят собственной машиной, поэтому не уследил, что с ним случилось, но когда я посмотрел на время круга после первой попытки, я был слегка удивлен. Как я уже сказал, разница минимальна, но конечно, если вы захотите, то обязательно найдете что-нибудь.
Вопрос: (Карлос Мигель – Diario AS) Фернандо, о чем вы больше будете беспокоиться завтра? О гоночном темпе Себастьяна или о том, как бы не потерять позиции во время старта?
Фернандо Алонсо: Думаю, кроме дождя, беспокоиться не о чем.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, Михаэль всегда был очень важен для немецких болельщиков. Как вы считаете, сможете ли вы однажды занять его место в сердцах немцев? Имеет ли это для вас значение?
Себастьян Феттель: Не думаю, что кто-нибудь мог бы занять место Михаэля. Михаэль – это Михаэль, и всегда им будет. Он – легенда нашего спорта, как Прост, как Сенна, это люди одного ранга, и нет шансов кого-то из них заменить. Вот, например, Фелипе выступает за Бразилию. В прошлом героем Бразилии был Айртон Сенна, но у Фелипе свой стиль, он идет своим путем. Фернандо – герой в Испании, и никто его не заменит. Конечно же, в Германии Михаэль – это легенда, и здесь ничего не изменится еще долгое время. Его рекорды уникальны, и пусть сейчас его результаты не самые лучшие, он знает, что делает. Он кажется расслабленным, но отлично понимает, что происходит, и, думаю, это тоже одно из качеств, присущих чемпионам.
Вопрос: (Оттавио Давидди - Tuttosport) Вопрос обоим гонщикам Ferrari: учитывая ситуацию в чемпионате, что для вас лучше: завтра гарантированно набрать очков, или рискнуть и попытаться выиграть?
Фернандо Алонсо: Я думаю, нам надо побеждать, это в любом случае лучше для положения в чемпионате, и, думаю, у нас есть для этого все возможности. У нас была такая возможность в Бахрейне, и мы ей воспользовались. Думаю, у нас была возможность победить в Канаде. Тогда мы ее не использовали, но, возможно, завтра у нас будет еще одна возможность, и, надеюсь, мы ее используем. Мы будем рисковать, я и считаю, что это необходимо. Конечно, нам нужны очки. Мы оба должны финишировать на подиуме, если это возможно, но в то же время – и я думаю, Фелипе со мной согласится – мы хотим занять на подиуме первые два места, и мы попытаемся это сделать, будьте уверены.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, вы проехали последний сектор лучше Ferrari, они были лучше во втором. Какой из секторов более важен в гонке?
Себастьян Феттель: В воскресенье все будет немного иначе, ведь в квалификации мы едем с пустыми баками, а на старте и в течение большей части гонки у вас на борту много топлива. Да, мы быстрее… На первом секторе мы сравнимы, там совсем немного поворотов. Но в последнем мы быстрее, и это хорошо, ведь там много поворотов, в которых мы можем нарастить отрыв.
На втором секторе есть пара резких поворотов, в которых надо интенсивно тормозить, и похоже, в этом Ferrari сильна, – так же, как и на длинных прямых. Мы видели в последних гонках, что они быстры на прямых, и это не самая сильная наша сторона. Хорошо быть впереди них, а не позади, так как обгоны здесь затруднительны, даже в шестом повороте, чтобы обогнать, надо перед этим подъехать вплотную к сопернику. Главная задача – не пропустить их на старте, в гонке будет проще.