Участники: Стефано Доменикали (Ferrari), Колин Коллес (HRT), Эрик Булье (Renault), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)
Вопрос: Для начала, не могли бы вы рассказать, как прошел сегодняшний день? Колин, вам слово…
Колин Коллес: Были кое-какие технические проблемы, однако нам удалось выполнить намеченную программу. По-моему, Сакон Ямамото сработал весьма неплохо, показав практически такой же результат, как Бруно Сенна. Посмотрим, как он выступит завтра. Как правило, по пятницам мы менее конкурентоспособны, чем в квалификации или гонке – думаю, в субботу и воскресенье мы окажемся чуть ближе к соперникам.
Вопрос: Эрик, Виталий Петров смог опередить Роберта Кубицу. В чем причина?
Эрик Булье: День прошел по плану – мы опробовали пару доработок и сравнили поведение машины в обновленной и базовой конфигурации. Во второй части свободных заездов Виталию удался неплохой круг, а вот Роберту пришлось выезжать на попытку в несколько иных условиях – тем не менее, сейчас мы понимаем, на каких позициях находимся.
Вопрос: Стефано?
Стефано Доменикали: День оказался весьма напряженным. В первой сессии мы должны были протестировать немало новинок, предназначенных, в том числе, для последующих гонок, ведь после Гран При Венгрии всех нас ждет запланированный летний перерыв. Затем мы вернулись к намеченной программе, и, судя по всему, ситуация выглядит весьма неплохо – правда, Red Bull снова в отличной форме, да и некоторые соперники, как мне кажется, пока скрывают свою истинную скорость. Посмотрим, что принесет завтрашний день.
Вопрос: Кристиан, Себастьян Феттель проехал круг намного быстрее соперников…
Кристиан Хорнер: Прежде всего, хотелось бы поздравить Хунгароринг с 25-летним юбилеем – солидный возраст для автодрома! Здесь мы наблюдали немало интересных гонок, желаю организаторам всего самого наилучшего.
Для нас день прошел очень неплохо, мы без проблем выполнили намеченную программу, оба гонщика остались довольны поведением машины. Состояние трассы стремительно улучшалось, и результаты на круге быстро превзошли прошлогодние показатели – возможно, отчасти это объясняется более прохладной погодой. Себастьян и Марк тестировали различные варианты настроек, опробовали новые детали и собрали большой объем информации, который теперь нужно проанализировать.
Вопрос: Вопрос дли Кристиана и Стефано. Недавние события в Хоккенхайме натолкнули на определенные размышления. К примеру, в Турции гонщики открыто боролись друг с другом, а в Германии мы увидели несколько иной сценарий. Похоже, в Red Bull и Ferrari используют разные методы работы с гонщиками. Это правда? Кристиан, каков ваш подход?
Кристиан Хорнер: В Стамбуле мы, ошибочно или нет, позволили гонщикам открыто соперничать друг с другом. За минувшую неделю о тактике команд было сказано немало – пожалуй, для Стефано эти несколько дней оказались очень непростыми, но что случилось, то случилось.
Мы постараемся и впредь предоставлять нашим гонщикам равную поддержку. Да, иногда команде приходится принимать нелегкие решения – как в случае с нехваткой деталей в Сильверстоуне, но мы готовы сделать все возможное, чтобы сохранить равный подход. Здесь Марк и Себастьян получили абсолютно одинаковый набор доработок, и команда намерена обеспечить им равные шансы на успех.
Стефано Доменикали: Я разделяю мнение Себастьяна и хочу еще раз подчеркнуть, что в Ferrari нет проблемы разделения гонщиков на первого и второго. Мы рассматриваем Формулу 1 как соревнование команд, в каждой из которых выступают два сильных напарника. Принимая во внимания решение стюардов и тот факт, что дело будет рассматриваться на заседании Всемирного Совета по автопорту, я не могу комментировать события минувшей недели – нужно двигаться дальше и думать о нынешнем уик-энде.
Вопрос: Эрик, вы бы предпочли иметь в команде двух одинаково быстрых гонщиков, или вас устраивает нынешний состав?
Эрик Булье: Я доволен обоими нашими гонщиками – они практически равносильны.
Вопрос: Даже если один из них намного опытнее другого?
Эрик Булье: Наличие в команде опытного гонщика и новичка в какой-то степени облегчает работу. Иногда результаты напарников практически идентичны, но в большинстве случаев опыт берет свое, что, в принципе, нормально.
Вопрос: Колин, какой тактики намерены придерживаться вы? В вашей команде есть сразу три гонщика…
Колин Коллес: Четыре. Мы всегда говорили – у нас есть четыре гонщика, и мы намерены задействовать их всех.
Вопрос: То есть, тактика уже определена?
Колин Коллес: Конечно.
Вопрос: Расскажете?
Колин Коллес: Нет.
Вопрос: Увидим ли мы в кокпите Кристиана Клина?
Колин Коллес: Возможно.
Вопрос: На минувшей неделе активно обсуждалась тема командной тактики. Вы поддерживаете практику приказов из боксов? Не кажется ли вам, что запрет на командную тактику пора отменить? Как в таком случае должны звучать правила? Колин, начнем с вас…
Колин Коллес: Интересы команды – превыше всего. Кроме того, каждая команда придерживается своего подхода, и мои принципы работы могут отличаться от принципов соперников, однако я считаю не совсем корректным столь открытое вмешательство в борьбу на трассе.
Вопрос: Эрик?
Эрик Булье: Согласен с Колином, мы должны в первую очередь думать об интересах команды. Именно команда должна финишировать первой – это может произойти, когда оба ваших гонщика квалифицировались в первом ряду или сражаются друг с другом за лидерство. Не думаю, что в таком случае нужны какие-то приказы – достаточно придерживаться здравого смысла. Больше мне добавить нечего.
Вопрос: Стефано, запрет на командную тактику себя исчерпал?
Стефано Доменикали: Полагаю, вы поняли мои недавние слова. Интересы команды имеют решающее значение, и это все, что я могу сейчас сказать.
Вопрос: По-вашему, правила следует пересмотреть?
Стефано Доменикали: Вопрос остается открытым, однако нам не нужны полумеры. Если есть проблема, ее нужно решать по-настоящему.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Непростой вопрос – в конце концов, как определить само понятие командной тактики? Нынешние правила дают лишь приблизительное толкование, но хочу подчеркнуть – инцидент в Хоккенхайме касается, прежде всего, Ferrari и FIA. Тем не менее, ситуация требует обсуждения – запрет на командную тактику появился не просто так, но если правило не соблюдается, можно ли говорить о его эффективности? Решение данного вопроса во многом зависит от руководства спорта…
Вопрос: Ещё один спорный момент – гибкие передние антикрылья. Ваше мнение на этот счет?
Колин Коллес: У нас таких нет.
Вопрос: Но вам бы хотелось установить подобный элемент?
Колин Коллес: Разумеется.
Вопрос: Эрик?
Эрик Булье: Кажется, в FIA окончательно определились с вопросом легальности подозрительных… в общем, любых гибких антикрыльев. Нам лишь остается понять, каким образом нынешним лидерам удалось добиться нужного эффекта …
Стефано Доменикали: По-моему, ситуация предельно ясна – мы должны целиком полагаться на решение экспертов FIA, которые проводят все необходимые проверки. Вопрос сводится к простому соблюдению правил – специалисты осмотрели нашу машину и не обнаружили никаких нарушений.
Вопрос: Вам понятно, что можно делать, а что нельзя?
Стефано Доменикали: Есть специальные тесты, которым подвергаются как антикрылья, так и другие элементы машины. Детали должны выдержать заданную нагрузку, приложенную к определенной точке, и если испытание пройдено, их легальность не может вызывать сомнений.
Вопрос: Утром режиссер FOM обратил внимание на поведение передних антикрыльев – было интересно наблюдать, насколько сильно они прогибаются в случае с некоторыми командами. Кристиан, ваше мнение на этот счет?
Кристиан Хорнер: Я поддерживаю мнение Стефано. Существуют очень жесткие тесты, которым подвергаются все детали машины. Интересно наблюдать, в какую сторону смещается акцент: в нынешнем сезоне мы уже присматривались к подвеске с изменяемым клиренсом, хитроумным диффузорам, оригинальным антикрыльям, но, как обычно, скорость машины определяется не каким-то отдельным элементом, а их сочетанием. Я рад, что наша RB6 полностью соответствует правилам – это заслуженный комплимент в адрес наших инженеров и достойный ответ на подозрения отдельных конкурентов.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Вопрос ко всем: что важнее – интересы команды, или соблюдение установленных правил?
Кристиан Хорнер: Хороший вопрос.
Стефано Доменикали: Важно и то, и другое.
Кристиан Хорнер: В конце концов, команда несколько больше отдельно взятого индивида, и каждый ее сотрудник работает на единую цель. Никто из персонала – гонщики, технические специалисты, инженеры, руководители – не может ставить себя выше команды.
Вопрос: Но я спросил о правилах…
Кристиан Хорнер: Иногда интересы команды противоречат интересам гонщика, однако все участники чемпионата по-разному решают этот вопрос. Правила прописаны предельно четко, и нравятся они нам или нет, мы должны их соблюдать.
Эрик Булье: Интерпретация правил может быть совершенно разной, но в конечном итоге она должна совпадать с позицией спортивных властей. Нужно придерживаться регламента, а уж потом думать об интересах команды.
Колин Коллес: В качестве сравнения можно привести ситуацию с гибкими антикрыльями – некоторые разработки вполне соответствуют регламенту, и точно так же отдельные приказы из боксов могут ни в чем не противоречить правилам.
Вопрос: (Михаэль Травничек – Rally & More) Вопрос к господину Доменикали. У меня есть друг, который обожает делать крупные денежные ставки и является большим поклонником Фелипе Массы. Он всерьез считает, что у бразильца есть все шансы выиграть предстоящую гонку. Могу я позвонить ему и сказать, чтобы он может поставить на Фелипе крупную сумму денег?
Стефано Доменикали: Думаю, да, поскольку лично я не играю на тотализаторе, а ваш друг сам решает, на кого поставить деньги – здесь я ему не советчик.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Джентльмены, Кристиан назвал ситуацию с командной тактикой личным делом Ferrari и FIA, однако проблема, определенно, затрагивает взаимоотношения между всеми командами Формулы 1 и их болельщиками. Ваше мнение?
Стефано Доменикали: Если позволите, я начну. Мы не первый год выступаем в Формуле 1 и должны воспринимать факты такими, какие они есть. Временами мы тратим немало сил на различные полумеры, чем на решение более важных проблем, но в данном случае вопрос принципиальный. Мы считаем Формулу 1 командным видом спорта, а остальные моменты сейчас обсуждать смысла нет.
Кристиан Хорнер: У каждого есть собственное мнение, но регулирующая роль отведена FIA. У них есть все факты, в том числе те, которые, возможно, не являются достоянием общественности, и мы должны целиком полагаться на их вердикт. В конце концов, это их работа – они решат так, как сочтут нужным. К другим командам это не имеет отношения – вопрос касается только FIA и Ferrari.
Эрик Булье: Если я правильно понял, ваш вопрос касается реакции болельщиков на отдельные приказы команд?
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Должна ли Формула 1 прислушиваться к мнению болельщиков? Конечно, многое зависит от страны, но общая реакция на инцидент в Хоккенхайме была отнюдь не положительной. Не стоит ли обеспокоиться по этому поводу, нежели относить решение вопроса на счет Ferrari и FIA? Может, участникам чемпионата следует задуматься, что хотят видеть болельщики?
Эрик Булье: Формула 1 неоднократно проводила исследование, основная задача которого – услышать пожелания болельщиков. Да, мы должны прислушиваться к их мнению и сделать так, чтобы им нравилось наблюдать за гонками.
Колин Коллес: Если вспомнить велоспорт… Tour de France – командная гонка, и многим нравится наблюдать за ней. Лично я не имею ничего против командной тактики, но лишь до тех пор, пока она не противоречит правилам. Команда – превыше всего, а уж потом можно думать о других интересах. В конце концов, есть регламент: если кто-то считает, что правила были нарушены, итоговое решение будет зависеть не от нас. Кроме того, если болельщики согласны с использованием командной тактики в велоспорте, почему бы не использовать ее в других соревнованиях?
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос к господину Доменикали: с одной стороны, заставив Фелипе пропустить Алонсо, вы подарили испанцу дополнительные семь очков. С другой стороны, Фелипе родом из Бразилии, а эта страна является одним из ключевых рынков для FIAT, Shell и Santander. Сейчас многие ее жители уверены, что никогда не купят FIAT, не заправят машину топливом Shell и не откроют счет в банке Santander. Что для вас предпочтительнее? Семь очков в пользу Фернандо Алонсо, или нынешний бразильский сценарий?
Стефано Доменикали: Как я уже говорил, при обсуждении подобных вопросов лучше воздерживаться от эмоций. Уверен, никто не скажет, что Ferrari… пожалуй, никто и никогда так не поддерживал Фелипе, как наша команда. Такое ощущение, что у всех проблемы с памятью: пару гонок назад на нас все давили и задавали вопросы по поводу Массы, но мы говорили, что Фелипе отличный гонщик, отличный парень, который, разумеется, стремится к победам, поскольку мы ждем от него именно этого. И мы хотим видеть его частью команды.
Никто не скажет, будто Ferrari не сделала для него абсолютно ничего – мы всегда обеспечивали ему необходимую поддержку. Честно говоря, мне не хочется продолжать данную тему – я считаю это не вполне корректным, однако не хочу, чтобы у людей возникали пробелы в памяти.
Вопрос: (Фредерик Эф Петерсенс) Вы все говорите о Формуле 1 как о командном виде спорта. Когда в 2002 году я спросил Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло о том, зачем нам вообще личный зачет, ответа не последовало. Может быть, вы сможете пояснить – зачем нам борьба за титул?
Кристиан Хорнер: Мы уже пояснили, что позволили своим гонщикам открыто бороться за титул. Мы не намерены отступать от данного подхода, однако здесь следует помнить, что у нас есть два зачета – личный, и зачет Кубка Конструкторов – притом оба одинаково важны.
Эрик Булье: Да, есть Кубок Конструкторов, однако мы должны поддержать лучшего из наших гонщиков, чтобы по итогам сезона взять еще и чемпионский титул.
Стефано Доменикали: Согласен.
Колин Коллес: Согласен, но будем откровенны – победа в Кубке Конструкторов имеет решающее значение, поскольку она крайне важна с точки зрения финансового обеспечения команды. Чемпионский титул не приносит практически ничего – да, вы получаете определенную долю престижа, некую опосредованную спонсорскую поддержку, но в этом плане успех в командном зачете ценится намного выше.
Вопрос: (Фулвио Солмс – Corriere dello Sport) Стефано, не могли бы вы пояснить «двойное» поведение Ferrari – в отношении со СМИ вы действуете предельно осмотрительно, а на трассе и в деле интерпретации правил вы стремительны и агрессивны?
Стефано Доменикали: Не знаю, в какой из областей мы недостаточно эффективны, но для нас главное – быть быстрыми, по крайней мере, на трассе. Сезон складывается очень непросто, и если вспомнить прошедшие гонки, мы зачастую не набирали очки, на которые могли реально рассчитывать, а с точки зрения доработки машины существенно замедлились в тех областях, от которых ждали наибольшего прогресса – в частности, речь идет о воздуховоде. Осознав это, мы сосредоточились на доработке других деталей и в итоге добились прироста в скорости, однако не стоит делать поспешных выводов.
Каждый Гран При по-своему уникален, и мы уже не раз наблюдали, насколько быстро может измениться общая ситуация. Главное – выкладываться по максимуму. Борьба плотная, но с нынешней системой начисления очков вполне реально отыграться даже в случае каких-то проблем. Принцип прост – во всем нужно действовать предельно агрессивно.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Стефано, нет ли у вас опасений… Ferrari уже потеряла Рубенса Баррикелло, который чувствовал, что к нему относятся, как к гонщику второго сорта. Есть вероятность того, что Фелипе Масса сейчас чувствует то же самое, и команда рискует упустить сверхталантливого спортсмена?
Стефано Доменикали: Я так не думаю. Мы всегда были довольны Фелипе, помогали ему решать как личные, так и профессиональные вопросы, и не намерены менять свое отношение. По-моему, его жизненная философия тесно переплелась с идеологией Ferrari, мы относимся к этому с уважением, и он платит нам тем же. В нынешних условиях, когда тебя окружает невероятное количество людей, среди которых есть как настоящие, так и мнимые друзья, когда в глаза говорят одно, а за спиной – совершенно другое, экспрессивная реакция вполне логична, но главное, чтобы она не была негативной. Да, подобные ситуации – часть спорта, но итог должен быть положительным как для Фелипе, так и для всей команды.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) В продолжение темы – почему Фелипе Масса должен помогать команде выиграть Кубок Конструкторов, если она не желает помочь ему самому выиграть чемпионский титул?
Стефано Доменикали: Кажется, мы снова упускаем важный момент. Если вы помните, философия Ferrari в том, чтобы в нужный момент наши гонщики имели оптимальные шансы на успех. Думаю, вам не стоит напоминать, сколько раз оправдывал себя такой подход.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Понимаю, тема начинает надоедать, но не могу не задать еще один вопрос. Мы уже слышали, что командам, возможно, следует внимательнее относиться к мнению болельщиков, но если взглянуть на ситуацию с другой стороны – может быть, самим болельщикам следует прислушаться к доводам команд? Принято считать, что Формула 1 всегда была командным видом спорта, однако зрители, похоже, этого не понимают. Может, следует общими усилиями убедить их? Приказы из боксов использовались как до запрета на командную тактику, так и после него – значит, нет смысла писать о них в регламенте. Прямые указания с пит-лейн не пользуются популярностью, и если уж команда прибегает к ним, то не всегда сознается в этом…
Стефано Доменикали: Кажется, здесь говорю только я, хотя у нас заявлена пресс-конференция…
Кристиан Хорнер: Неплохой вопрос. Да, нужно прислушиваться к мнению болельщиков, болельщики хотят видеть борьбу колесо в колесо, однако здесь многое зависит от интерпретации правил и правильного их применения. Думаю, командам и FIA нужно извлечь урок из событий минувшего уик-энда, прояснить все нюансы и двигаться дальше.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Разве это что-то изменит? Командная тактика никуда не денется и будет по-прежнему непопулярна…
Кристиан Хорнер: Я уже говорил – это зависит от того, что вы относите к командной тактике.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Кристиан, может, стоит сразу разрешить командную тактику? Иначе возникает противоречие: все вокруг говорят, будто приказы из боксов – неотъемлемая часть Формулы 1, и вместе с тем они почему-то запрещены. В итоге у нас есть действующий регламент и некие неписанные правила…
Кристиан Хорнер: Если вспомнить историю, Формула 1 всегда оставалась командным видом спорта, будь то эпоха Стирлинга Мосса, Ники Лауды или наше время. Запрет на командную тактику был введен с целью предотвратить инциденты, подобные тому, что произошел во время Гран При Австрии 2002 года. Идея оказалась вполне эффективной, но проблема все-таки осталась, и к ней нужно вернуться. Для дальнейшего движения вперед необходимо четко понимать, какое будущее ждет приказы из боксов, останутся ли они в Формуле 1, или нет. Если нет, то правила на этот счет должны быть предельно ясными.
Колин Коллес: Полностью согласен.
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia) Господин Хорнер, в Стамбуле и Сильверстоуне все внимание журналистов было приковано к вам и вашей команде. Вы рады, что сейчас оно слегка сместилось в сторону соперников?
Стефано Доменикали: Поживем – увидим.
Кристиан Хорнер: Лидируя в чемпионате, вы неизбежно привлекаете к себе внимание. У нас были определенные проблемы, о которых у окружающих довольно быстро складывались совершенно разные мнения. Скажем, в Сильверстоуне гонщики Ferrari тоже сцепились друг с другом, однако в тот момент они ехали пятым-шестым, и инцидент не представлял особого интереса. Впрочем, ситуация может измениться – думаю, в ближайших гонках подобным образом должны отметиться гонщики McLaren!
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia) Еще один вопрос к господину Доменикали. С того момента, как вы возглавили команду, ее не раз подвергали критике за нехватку скорости или недостаточно активный пилотаж со стороны гонщиков, но не считаете ли вы, что в этом плане минувшие пять-шесть дней были самыми непростыми, в том числе для вас лично?
Стефано Доменикали: Для меня лично? Разумеется, неприятно наблюдать, как после фантастического уик-энда основное внимание приковано к одному конкретному инциденту, но и здесь все зависит от того, на чьей стороне вы находитесь. Люди по-разному отреагировали на события в Хоккенхайме, но, как я уже говорил, в жизни каждое происшествие приносит опыт. В своей работе мы каждый день открываем для себя нечто новое, однако никогда не знаешь, что может случиться завтра – остается просто ждать.
Перевод: Валерий Карташев