Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в четверг

Участники: Витантонио Лиуцци (HRT), Хейкки Ковалайнен (Team Lotus), Себастьен Буэми (Toro Rosso), Пол ди Реста (Force India), Тимо Глок (Marussia Virgin Racing), Виталий Петров (Lotus Renault)

Вопрос: Витантонио, в команде произошли перемены, вы заметили разницу?
Витантонио Лиуцци: Команда постоянно прогрессирует, этот процесс продолжается и сегодня, совершенствуется структура, а в следующем году перемены будут ещё более явными.

В 2011-м мы добились серьёзного прогресса, а сейчас полностью сосредоточены на 2012-м. Мы хотим сделать большой шаг вперёд, и я уверен в том, что команда движется в верном направлении. Расстановка сил выяснится только в следующем году, но я думаю, что HRT добьётся прогресса.

Вопрос: А как обстоят дела с вашим будущим? Вопрос еще не решен?

Витантонио Лиуцци: Я не говорил с командой о себе или о других пилотах. Я всегда считал, что у нас долгосрочный контракт. Начав совместную работу, мы понимали, что за год невозможно добиться прогресса. Команда пригласила меня, чтобы использовать мой опыт, и пока всё получается. У меня нет сомнений по поводу своего будущего.

Вопрос: То есть, вы надеетесь остаться в команде и двигаться дальше?
Витантонио Лиуцци: Я на это надеюсь.

Вопрос: Хейкки, оба гонщика команды подтвердили свои контракты на следующий год, вы будете прогрессировать вместе. Полагаю, вы настроены оптимистично?
Хейкки Ковалайнен: Конечно. За последние два года мы добились большего прогресса, чем две другие новые команды. Да, нам нужно сделать очередной шаг вперед, но команда уже приняла ряд верных решений, мы совершенствуем структуру, и я не сомневаюсь, что в следующем сезоне мы продвинемся чуть дальше. В предыдущих двух гонках мы были не так далеки от ближайших соперников, я вплотную боролся с некоторыми гонщиками – для попадания в середину пелотона осталось совсем немного, но чтобы их опередить, нужно сделать намного больше. Надеюсь, зимой мы немного к ним подтянемся.

Вопрос: Как вы оцениваете стиль работы Тони Фернандеса? Он кажется динамичным руководителем, управляющим огромным количеством компаний – не только гоночной командой, но и компанией Caterham, футбольным клубом Queen Park Rangers...

Хейкки Ковалайнен: Да, Тони потрясающий человек, который не боится принимать ответственные решения и рисковать – именно так работают хорошие лидеры и успешные бизнесмены. Чтобы добиться процветания, нужно действовать иначе, чем другие – именно так поступает Тони. Вот пример: сегодня утром я отправил ему сообщение о его компании Caterham, он ответил практически мгновенно: «Сделано, сообщи Риаду Асмату». Мне нравится работать с ним – отчасти поэтому я присоединился к Team Lotus и с удовольствием выступаю здесь на протяжении уже двух лет.

Вопрос: Тимо, вы положительно оцениваете итоги своей работы? Год получился очень трудным, но что вы думаете об этом и следующем сезонах?
Тимо Глок: Да, я доволен своими результатами, поскольку добился максимума от машины, которая была в нашем распоряжении. Я на 100% выкладывался в квалификации и гонке, иногда не везло – как две недели назад в Индии, но мы всякий раз работали на пределе. Сейчас необходимо сосредоточиться на подготовке к следующему сезону и добиться такого же прогресса, как Lotus в этом году.

Вопрос: В прошлые годы Гран При Абу Даби не баловал обгонами, но теперь FIA предусмотрела две зоны активации DRS. Полагаете, это изменит ситуацию?
Тимо Глок: Мне сложно судить, вам лучше спросить парней, сидящих впереди. Впрочем, с DRS возможностей для обгонов наверняка станет больше, что обещает интересную гонку. Возможно, и нам удастся провести пару атак в хвосте пелотона, но в средней группе вероятность этого намного выше.

Вопрос: Пол, к этой трассе вы готовы, пожалуй, лучше, чем к какой-либо другой – год назад вы проехали здесь 110 кругов!
Пол ди Реста: Думаю, прошлогодний опыт работы с шинами Pirelli окажется кстати, но гораздо больше будет зависеть от наших действий в пятницу и утром в субботу. Мы хотим сохранить позицию в Кубке конструкторов, наша скорость вполне сопоставима со скоростью Toro Rosso, Sauber и Renault – главное, всё сделать верно.

Вопрос: Борьба между Force India, Sauber, Toro Rosso и Renault остается очень плотной – думаете, в Абу Даби ситуация изменится?
Пол ди Реста: Нужно действовать агрессивно. По ходу сезона мы не раз наблюдали перемены в расстановке сил, сейчас Force India выглядит достаточно уверенно, но команда всё равно пытается добиться лучшей скорости и при первой возможности дорабатывает машину, чтобы удержать преимущество. В гонке соперники очень сильны, поэтому мы с Адрианом должны постараться заработать как можно больше очков.

Вопрос: Команда еще не назвала состав на следующий год, решение отложено до последней гонки – вы наверняка испытываете дополнительный прессинг?
Пол ди Реста: В каком-то смысле, да. Я всегда говорил, что хочу как можно раньше узнать мнение команды, но мы должны уважать решение Виджея Мальи – хотя он сказал, что может его изменить. В любом случае, у меня есть контракт до конца года, я сосредоточен на двух оставшихся гонках, остальное решится само собой.

Вопрос: Себастьен, в двух предыдущих гонках команда продемонстрировала потрясающий прогресс – наверное, вы рассчитываете опередить ближайших соперников?
Себастьен Буэми: Сейчас у нас столько же очков, сколько у Sauber, что уже неплохо, и мы всего 10 очков уступаем Force India. Жаль, не повезло в Индии, но мы ещё можем отыграться, да и машина демонстрирует хорошую скорость. Мы достаточно быстры в квалификации – две недели назад я и Хайме прошли в финальную сессию – в гонке наш темп тоже высок – надеюсь, нам удастся финишировать впереди Sauber, снова заработать очки, а там посмотрим, как сложится заключительный Гран При Бразилии…

Вопрос: Технические проблемы в Индии – в какой мере они скажутся на концовке сезона? Вы планируете использовать девятый мотор?
Себастьен Буэми: Нет, я просто не буду использовать тот поврежденный мотор.

Вопрос: Что скажете о следующем сезоне?
Себастьен Буэми: Сейчас я об этом не думаю. Я хочу добиться максимума от себя и машины в двух оставшихся гонках, а потом появится время, чтобы поразмыслить о перспективах. Необходимо сохранять концентрацию – у нас неплохие шансы на достойный результат в Кубке конструкторов, нужно сработать на все 100%, прежде чем думать о чем-то ещё.

Вопрос: Виталий, год назад за вами едва ли не всю гонку красной тенью следовала Ferrari Фернандо Алонсо. Полагаете, с DRS подобная ситуация не повторится?
Виталий Петров: Определенно, да и шины Pirelli сыграют свою роль.

Вопрос: Год назад с DRS ситуация могла сложиться иначе, так?

Виталий Петров: Думаю, пора забыть о прошлогоднем Гран При Абу-Даби. Я неплохо провел ту гонку, доказав команде, что достоин места в составе. В отсутствие каких-либо возможностей для обгона у Фернандо просто не было шансов.

Вопрос: В вашей команде тоже произошли изменения, вас это также коснулось?
Виталий Петров: Не думаю, но команде перемены пойдут на пользу. Это как в футболе: когда приходит новый тренер, он сперва смотрит, на каких позициях играют спортсмены, затем расставляет их по местам – и команда становится более конкурентоспособной. Нечто подобное мы пытаемся организовать у себя: руководство команды проводит кадровые перестановки, чтобы добиться большей эффективности.

Вопрос: Как обстоят дела с вашим будущим?
Виталий Петров: Все очевидно – у меня есть контракт на следующий сезон, нет смысла беспокоиться. Нужно выполнить свою работу, собрать максимум информации в двух оставшихся гонках, ведь мы уже активно готовимся к новому чемпионату.

Вопросы с мест

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Хейкки, означает ли смена названия команды с Team Lotus на Caterham, что ваша повседневная машина будет быстрой, но не слишком комфортабельной?

Хейкки Ковалайнен: Я уже жду свой Caterham – команда пока не предоставила мне его, но я уверен, что скоро получу одну из машин и привезу её в Финляндию. К моему бревенчатому дому ведет фантастическая горная дорога – там я её и протестирую, на свежем снегу и резине с шипами!

Вопрос: Планируете собрать машину самостоятельно?

Хейкки Ковалайнен: Нет, у меня хорошие механики, они соберут ее.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Хейкки, будучи финским гонщиком, вы наверняка рассчитываете в следующем году оказаться в Williams?
Хейкки Ковалайнен: Цель на сезон останется неизменной – не важно, кто в какой команде выступает. Вы явно намекаете на возможное сотрудничество Кими Райкконена и Williams – не знаю, случится это или нет, но для нас не важно, кто выступает в других командах. Задача – подтянуться к ближайшим соперникам и при благоприятном стечении обстоятельств опережать больше одной команды – пожалуй, это все, что я могу сказать. Ну а если Кими все-таки вернется, то для меня разница будет лишь в одном – вечеринки после Гран При станут чуть интереснее!

Вопрос: (Майкл Стаубл – SRG/DRS) Позади семнадцать гонок с DRS – система сделала гонки интереснее?
Виталий Петров: Да, прогресс очевиден, и система наверняка останется в гонках на ближайшие пять, а то и десять лет. Для нас это возможность обгонять, а для вас – писать заметки об обгонах!

Себастьен Буэми: Да, перемены пошли на пользу, мы увидели больше обгонов – даже в Монако! Правда, иногда зона активации DRS оказывается недостаточно протяженной, но в этот уик-энд система будет весьма кстати.

Вопрос: Если говорить об обгонах на круг, как вы оцениваете то обстоятельство, что лидеры могут использовать DRS?
Тимо Глок: Для нас разницы практически нет. В гонке нам зачастую очень нелегко вовремя уступить траекторию лидерам, особенно если на трассе находится машина безопасности, а мы оказались в середине пелотона. В такой ситуации неизбежно возникает путаница, но для тех, кого обгоняют на круг, DRS не имеет принципиального значения…

Хейкки Ковалайнен: Разве что лидеры иногда обеспечивают нам хороший «воздушный мешок», что тоже помогает…

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьен, возросшая скорость вашей машины объясняется доработкой выдувного диффузора?
Себастьен Буэми: По большей части – да, но и в целом мы очень неплохо доработали машину во второй половине сезона. Мы совершенствуем её от гонки к гонке, постепенно подбираясь к соперникам. Возможно, поначалу наш прогресс был недостаточно оперативным, но сейчас темп работы заметно ускорился. Команда всего второй год самостоятельно строит машину, потребовалось время, чтобы войти в ритм, но теперь за счет эффективного выдувного диффузора мы действительно поехали намного быстрее.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Виталий, вы проводили аналогии с футбольной командой. Кого вы хотели бы видеть своим напарником в следующем сезоне: Бруно Сенну, кого-то ещё, или вернувшегося в гонки Роберта Кубицу?
Виталий Петров: Если бы вы задали мне этот вопрос в прошлом году, я бы точно предпочел более опытного гонщика – как-никак, Роберт выступал со мной в одной команде, я многому у него научился, анализируя телеметрию, просматривая видеозаписи, слушая его переговоры с инженерами… Но сейчас у меня нет каких-то предпочтений. Я знаю, как работать с командой, с настройками, и мне уже не важно, кто станет моим напарником в следующем году.

Вопрос: (Гатан Винерон – RTBF) Тимо, а вы что скажете о напарнике на следующий сезон? Для вас важно сохранить действующий состав, поскольку так лучше для команды, или вам необходим кто-то другой? Или предпочтений тоже нет?

Тимо Глок: В целом предпочтений нет, решение примет команда. Конечно, если состав останется неизменным, это обеспечит некоторую стабильность, но лично для меня принципиальной разницы нет. Нам предстоит проделать большую работу, так что пусть решает команда.

Вопрос: (Мутьялу Сатьянараян – Gulf News) Многие из вас начали свою карьеру в Европе. Два года назад в расписании чемпионата появился этап в Абу Даби, теперь у нас есть Гран При Индии – как вы оцениваете постепенный поворот в сторону Ближнего Востока и Азии?
Хейкки Ковалайнен: У меня есть неплохой ответ. Мне нравятся гонки в теплых странах, поскольку рядом всегда есть отличные поля для гольфа! С радостью провел бы гонку где-нибудь в Бангкоке – поля там просто фантастические. Я приехал сюда в понедельник и уже прошел целых четыре раунда – мне такой «поворот» очень даже нравится!

Виталий Петров: Действительно неплохой ответ!

Витантонио Лиуцци: Возможно, в Европе несколько прохладнее, но лично мне больше нравятся именно европейские гонки. Да, азиатские автодромы более современные, очень красивые, но мне нравятся исторические трассы вроде Спа или Монцы…

Себастьен Буэми: Приятно открывать для себя новые трассы, новые страны. В Абу Даби, пожалуй, лучшая инфраструктура в мире, здесь приятно выступать, начиная гонку в лучах солнца и финишируя в сумерках – это действительно здорово!

Пол ди Реста: Согласен, но нас спрашивали, скорее всего, ещё и о гонщиках, и если говорить о юниорских гоночных сериях в Европе и Азии, то сравнение будет не в пользу последних – правда, это всего лишь вопрос времени. Вспомните, сколько людей живет в Индии – недавний национальный Гран При наверняка подстегнет интерес к гонкам, и кто знает, к чему это в итоге приведет.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Себастьен, насколько мне известно, раньше вы жили в Бахрейне. Вы по-прежнему живете там?
Себастьен Буэми: Я на протяжении двух лет жил в Монако, но моя семья живет в Бахрейне, поэтому три года назад я переехал к ним.

Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Ситуацию в стране можно назвать нормальной? Есть шанс, что Формула 1 вернется туда в следующем году?
Себастьен Буэми: Я на это надеюсь. В Бахрейне отличная трасса, мне нравится выступать там, но вопросы безопасности – превыше всего. Впрочем, я не слышал никаких тревожных новостей оттуда на протяжении уже нескольких месяцев.

Перевод: Валерий Карташев