Участники: Серхио Перес (Sauber), Жером Д'Амброзио (Virgin), Ник Хайдфельд (Renault), Пол ди Реста (Force India), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Серхио, как прошел день? Ваши впечатления?
Серхио Перес: День удался, ближе к концу сессии я чувствовал себя вполне комфортно. Завтра необходимо прибавить, а в остальном начало неплохое – надеюсь, в субботу всё пройдет так же гладко.
Вопрос: Для вас это первый Гран При Формулы 1, хотя вы не раз выходили на старт гонок GP2 и других серий… Как ощущения?
Серхио Перес: Трудно выжать из машины максимум в условиях трафика, сложного поведения шин, необходимости задействовать подвижные элементы и многочисленные переключатели, к которым я не привык – скажем, в GP2 не было никаких регулируемых деталей. Мало отработать один быстрый круг – нужно быть стабильным. Для меня это совершенно новый уровень, но пока всё складывается неплохо.
Вопрос: В чем, по-вашему, основное отличие Формулы 1 от GP2?
Серхио Перес: Пожалуй, в количестве всевозможных элементов и факторов. Речь не только о кокпите – нас окружает гораздо больше людей. Нужно быть предельно сосредоточенным и не допускать ошибок, хотя совершить промашку не составляет труда – приходится постоянно задействовать разнообразные переключатели на рулевом колесе, к чему лично я пока не привык. А ещё нужно следить за шинами – дело не ограничивается каким-то одним фактором, всё намного масштабнее.
Вопрос: И вы показали неплохой результат…
Серхио Перес: Да, день удался.
Вопрос: Пол, вам тоже удалось опередить напарника. Как оцениваете итоги дня?
Пол ди Реста: Нелегко начинать свой дебютный Гран При. Первую часть свободных заездов я наблюдал из боксов – с машиной работал Нико Хюлкенберг, а в ход второй сессии вмешалась погода. Еще трафик – я пытался обеспечить себе несколько свободных кругов, чтобы оценить поведение машины в преддверии завтрашних заездов. Думаю, день прошел неплохо – мы отработали намеченную программу, теперь нужно всё внимательно проанализировать и попытаться прибавить.
Вопрос: Вы сказали, что пропустили первую часть свободных заездов. Должно быть, не самое приятное ощущение, но, год назад вы точно так же работали в пятницу по утрам…
Пол ди Реста: Утренняя сессия отличается от дневной, в ней у вас чуть больше времени для работы в привычном ритме. Когда оказываешься на трассе со всеми этими парнями, и каждый из них старается ехать чуть быстрее, поневоле приходится прибавлять в скорости. Впрочем, это мой первый Гран При – нужно постепенно двигаться вперёд. В Мельбурне каждый круг можно считать ключевым, поскольку риск ошибки крайне велик. Главное – уверенно отработать завтрашнюю утреннюю сессию.
Вопрос: Насколько изменилась Формула 1 за последний год?
Пол ди Реста: Изменения весьма значительные – к счастью, я присутствовал на всех этапах предыдущего сезона и неоднократно тестировал машину во время пятничных утренних заездов, так что новинки не стали для меня сюрпризом. В то же время чувствуется дополнительный прессинг – теперь нагрузка на гонщиков существенно возросла. Впрочем, каждый из нас знал, на что идет, поэтому я хочу оставаться предельно сосредоточенным, готов выкладываться по максимуму и планирую надолго задержаться в Формуле 1.
Вопрос: Вы выступали в кузовных гоночных сериях, а теперь перешли в Формулу 1. Возможно, сравнения не совсем уместны, и все-таки, насколько отличаются машины этих категорий?
Пол ди Реста: Отличия радикальные, в этом нет сомнений, но я всегда мечтал оказаться в Формуле 1 и управлять этой машиной. Сравнения на самом деле невозможны – речь идет о совершенно разном уровне. В то же время, мне нравилось выступать в DTM вместе с Mercedes-Benz – я провел четыре потрясающих сезона. Всё это способствовало моей подготовке, но разница действительно велика, и только время решит, насколько мне удалось адаптироваться. Сейчас я чувствую себя вполне комфортно, однако должен продолжать работать над собой.
Вопрос: Жером, как ваш день? Сессия прошла без проблем, но машина пока не выглядит быстрой…
Жером Д'Амброзио: Неплохой день, хотя нам есть, над чем работать. Ситуация очень непростая, однако по ходу свободных заездов команда добилась заметного прогресса. Для нас это принципиальный момент – с каждым выездом на трассу мы должны улучшать свои результаты. Так получилось сегодня, надеюсь, получится и завтра.
Вопрос: Для вас это первый полноценный сезон в Формуле 1, однако вам и раньше доводилось управлять этими машинами, не так ли?
Жером Д'Амброзио: В прошлом году я провел четыре утренних сессии, участвовал в молодежных тестах в Абу Даби, что позволило приобрести некоторый опыт. Хорошо, что во время зимних тестов мне удалось привыкнуть к скорости машины, хотя ещё год назад я толком не знал всех кнопок на руле.
Формула 1 сложна сама по себе, да и гоночный уик-энд совсем не похож на тесты. Впрочем, у меня опытный напарник, Тимо Глок, у него я могу многому научиться.
Вопрос: Кроме того, вы участвовали в показательных заездах Renault, не так ли?
Жером Д'Амброзио: Да.
Вопрос: Было весело?
Жером Д'Амброзио: Конечно! Теперь я знаю, как дымить колёсами на машине Формулы 1, но надеюсь, это умение не пригодится мне во время уик-энда.
Вопрос: Насколько вы обеспокоены правилом 107%? Сегодня ваш результат оказался медленнее обозначенного лимита…
Жером Д'Амброзио: Думаю, нет смысла о чем-либо беспокоиться. Все, что мы можем сделать – это выжать максимум из того, что у нас есть. Мы, определенно, будем прогрессировать, но сейчас должны просто сработать на пределе – только так мы можем обеспечить себе результат, который, хочется верить, окажется в рамках допустимых 107%.
Вопрос: Ваша цель на сезон?
Жером Д'Амброзио: Трудно ставить перед собой конкретные цели вроде позиций или очков – для этого у нас слишком мало информации. Пожалуй, для меня главное – перенять опыт у Тимо Глока и постепенно подтянуться к нему по ходу сезона.
Вопрос: Себастьян Феттель, чемпион мира. Как изменилась ваша жизнь за последние 12 месяцев?
Себастьян Феттель: Что касается подхода к первой гонке – никаких изменений. Сейчас вечер пятницы, позади очень напряженный день, но вместо того, чтобы находиться в боксах, я вынужден сидеть здесь, в пресс-центре! Возможно, худшего момента для ответа на ваши вопросы не придумаешь – если, конечно, вы вдруг не скажете мне, какое соотношение передаточных чисел следует установить на гонку.
Как я уже заметил, подход и цели не изменились, а завоеванный титул по-прежнему вызывает чувство гордости – думаю, подобные ощущения испытывает вся наша команда. Нам приятен наш нынешний статус, но пока у нас столько же очков, сколько у других участников – ноль.
Вопрос: Поговорим о новинках сезона и в первую очередь о шинах. Насколько отличалось сегодня поведение двух составов смеси Pirelli?
Себастьян Феттель: Приятно, наконец, приехать сюда и начать сезон на совершенно иной трассе, чем автодром в Барселоне – на нём мы провели едва ли не всю зиму и понимали, чего ждать от шин, но сегодня поведение резины нас, в какой-то степени, удивило.
Конечно, эти шины не похожи на прошлогодние составы Bridgestone – разница слишком заметна, сравнения бесполезны – но с точки зрения износа мы предполагали более пессимистичный сценарий. Сегодняшние свободные заезды прошли весьма продуктивно, теперь мы лучше понимаем, как действовать в воскресенье.
Пока все выглядит неплохо, хотя мы по-прежнему не можем провести гонку с единственным пит-стопом – похоже, придется дважды останавливаться в боксах. Посмотрим, как изменится состояние трассы – скажем, во время зимних тестов асфальт даже за четыре дня не успевал покрыться слоем отработанной резины, а здесь другое покрытие, другая конфигурация, другие условия. Впрочем, пока впечатления только положительные.
Вопрос: Что скажете о системе регулировки заднего антикрыла? Было интересно наблюдать, как часто вы активировали её по ходу одного из кругов…
Себастьян Феттель: Думаю, так поступали и другие гонщики.
Вопрос: Вряд ли – вы намного чаще использовали нужный переключатель…
Себастьян Феттель: Мы не раз говорили, что система регулировки заднего антикрыла по своему эффекту в чем-то похожа на воздуховод, и работа с ней требует постоянной концентрации. Автодром в Мельбурне довольно кочковатый, в некоторых виражах скорость ощущается особенно остро, да и между поворотами здесь не такие уж длинные участки – все происходит очень быстро, приходится постоянно проделывать какие-то манипуляции.
По аналогии с воздуховодом, вы стараетесь активировать систему как можно раньше, чтобы добиться максимального эффекта. Сегодня многие смогли на деле оценить функционал новинки – пожалуй, в этом плане квалификация и свободные заезды сильно отличаются от самой гонки. В гонке система должна использоваться один раз на круге, но мы будем точно знать, когда и где её активировать.
Вопрос: Как вам удавалось совмещать её с работой KERS?
Себастьян Феттель: Нужно эффективно использовать обе системы, здесь нет какого-то соотношения… Или же вы попросту активируете сразу обе…
Вопрос: И на все хватает пальцев?
Себастьян Феттель: Это задача гонщиков и инженеров – найти оптимальное расположение кнопок и переключателей, не важно, каким пальцем вы их нажимаете. Хорошо, что локти пока не задействованы но в любом случае вы должны подобрать максимально удобное положение рук. У каждого гонщика свои предпочтения, в остальном все сводится к тренировке и адаптации. Тем не менее, всевозможные манипуляции вместе с пилотажем создают значительную нагрузку, а если в это время вам нужно еще и разговаривать по радиосвязи – берегитесь, как бы не врезаться в стену.
Вопрос: Ник, рады видеть вас, правда, обстоятельства вашего возвращения не назовешь приятными. Полагаю, вы написали что-то на своем шлеме, чтобы поддержать травмированного Роберта Кубицу?
Ник Хайдфельд: Да, я написал его инициалы – RK.
Вопрос: Вы довольно поздно получили место в кокпите, но вам удалось поработать с шинами Pirelli – это стало дополнительным преимуществом?
Ник Хайдфельд: Единственное, что могло бы обеспечить преимущество – это мое участие в создании конструкции новых шин, но я не участвовал в разработке составов и уже на первых тестах обнаружил, что мои знания о настройке машины ничуть не отличаются от знаний соперников. Когда работаешь над шинами, особо не задумываешься о регулировках, а просто испытываешь один комплект за другим.
Вопрос: Как прошел день?
Ник Хайдфельд: Неплохо, могло быть лучше, или хуже. У нас возникли небольшие проблемы, помешавшие проехать намеченную дистанцию, но главное, нам удалось чуть лучше разобраться в ситуации.
Вы уже обсуждали с Себастьяном вопрос о шинах – должен сказать, я тоже заметил кое-что интересное. По результатам зимних тестов мы предполагали, что мягкая резина сможет выдержать всего один быстрый круг, однако сегодня я показал свой лучший результат на втором круге, да и третий получился немногим медленнее – возможно, это несколько облегчит прохождение квалификации.
Кроме того, мы заметили существенную разницу в темпе между мягкой и жесткой резиной – пожалуй, быстрые команды вроде Red Bull Racing могут позволить себе квалифицироваться на жестких шинах, чтобы тем самым сберечь комплект мягких, однако большинству придется уже в первой сессии использовать Soft, чтобы пройти дальше. В итоге на гонку останется лишь два комплекта мягкой резины, что осложняет стратегию, но обостряет борьбу.
Вопрос: Но если вам удастся пробиться в финальную сессию, вы, скорее всего, проведете ее на мягкой резине, чтобы на ней же начать гонку…
Ник Хайдфельд: Конечно, как и в прошлом году. Вопрос в том, сколько раз в итоге придется заезжать в боксы. Во время тестов в Барселоне большинство команд проводили симуляцию гонки с тремя пит-стопами, однако к концу отрезка их темп сильно падал, поэтому было крайне важно найти некий предел износа. Не исключено, что в реальных гоночных условиях мы увидим даже четыре пит-стопа, но это даже интереснее! Сегодня резина изнашивалась не так быстро, но шинный фактор всё равно обострит борьбу. Кроме того, интересно оценить, насколько сложно будет провести обгон…
Вопрос: Есть вероятность, что в субботу погода улучшится, и трасса прогреется до более высоких температур. Каким может быть эффект?
Ник Хайдфельд: Неизвестно, поскольку во время зимних тестов всегда было намного прохладнее. Некоторые считают, что по мере прогрева асфальт быстрее покроется слоем отработанной резины, тогда как сейчас мы наблюдаем лишь мелкие кусочки вне траектории, что также затрудняет обгон. Впрочем, как заметил Себастьян, зимой состояние трассы оставалось неизменным едва ли не во все дни тестов.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Ник, насколько сложно было вернуться в Формулу 1 за такой короткий промежуток времени? Вы рады быть здесь?
Ник Хайдфельд: Конечно, хотя я уже говорил, что не хотел бы возвращать в гонки ценой аварии Роберта Кубицы. Впрочем, команда помогла адаптироваться – они с самого начала относились ко мне очень открыто, и я пропустил всего лишь пару тестовых дней. Я действительно соскучился по работе в команде, но за время, проведенное в Renault, во многом наверстал упущенное. Поначалу мне пришлось работать чуть больше, чем соперникам, но сейчас мы одинаково готовы к борьбе.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Ник, в предыдущем сезоне Роберт часто опережал Виталия Петрова в свободных заездах, квалификации и гонке – полагаете, вас ждет такой же сценарий? Вы способны ехать столь же быстро, как Роберт?
Ник Хайдфельд: Кажется, я понимаю, почему вы задали этот вопрос – да, в пятницу я уступил Виталию, но сделаю всё, чтобы проявить свою скорость. Думаю, мне это по силам.
Вопрос: (Андреас Грёбл – Osterreich) Вопрос для Себастьяна и Ника. Себастьян уже говорил о передаточных числах – скажите, как на них влияет система регулировки заднего антикрыла, особенно если говорить о высшей передаче? Если эффект есть, насколько он сдерживает вас на прямых, где вы не меняете угол атаки антикрыла?
Себастьян Феттель: Как раз поэтому мы активно используем регулировку антикрыла в квалификации и свободных заездах. Вопрос лишь в том, зачем пользоваться ей на протяжении всего круга, тогда как в день Гран При такая возможность будет доступна на одном-двух участках. Было бы логичным унифицировать правила и сделать их такими же, как в гонке, но это лишь рассуждения. Причина, по которой в квалификации и свободных заездах нам позволяется в люблом месте активировать систему, проста: в противном случае мы выбрали бы совершенно иные передаточные числа и при уменьшении угла атаки антикрыла попросту упирались бы в ограничитель оборотов, не оставляя себе ни единого шанса на обгон.
Основная мысль такова: в квалификации, свободных заездах и гонке соотношение передаточных чисел в коробке должно быть идентичным, и сегодня нам предстоит впервые сделать выбор. Конечно, инженеры способны справиться с этой задачей, но мнение гонщика имеет определенное значение. Тренировка закончилась всего полчаса назад, и, честно говоря, я не очень рад находиться здесь, если, конечно, вы не ответите мне на вопрос, каким образом нужно настроить коробку передач…
Вопрос: (Герт Вермерш – Het Nieuwsblad) Вопрос ко всем. Регулируемое заднее антикрыло было задумано с целью облегчить обгоны. Кто-либо из вас использовал этот механизм при атаке соперника, и если да, насколько легким был маневр?
Ник Хайдфельд: Я не использовал этот механизм для атаки на соперника.
Себастьян Феттель: А я пытался, но безуспешно – не хватило дистанции и запаса скорости. В этом есть определенный плюс – в конце концов, гонки не должны проходить по искусственному сценарию, но для полного ответа на ваш вопрос нужно дождаться воскресенья, когда все выйдут на старт с одинаково изношенной резиной и равным количеством топлива.
Жером Д'Амброзио: Пожалуй, у меня даже не было шанса атаковать кого-нибудь.
Пол ди Реста: По-моему, многие гонщики активировали систему регулировки заднего антикрыла едва ли не в каждой попытке, чтобы собрать необходимую информацию. На тестах трудно понять, когда именно можно задействовать новинку…
Серхио Перес: Я не активировал систему.
Вопрос: (Тьери Вильмо – Le Soir) Себастьян, рядом с вами немало новичков. Вы сами помните свой первый Гран При? Какой совет вы могли бы дать дебютантам?
Себастьян Феттель: Конечно, я помню свой первый Гран При, ведь это было не так уж давно, а, кстати, с Полом мы гонялись еще в Формуле 3. Впрочем, давать советы всегда нелегко, у каждого свой стиль пилотирования, каждый сам пробивает себе путь к успеху.
Так было и в момент моего дебюта – конечно, я хотел ездить так же быстро, как те парни, что выигрывали гонки, но иногда приходится признавать, что машина не позволяет бороться за победы или подиумы. В таком случае нужно найти свой повод для оптимизма – мне нравилось гоняться сперва в BMW, потом в Toro Rosso, и хотя в некоторых Гран При я финишировал семнадцатым или двенадцатым, те выступления до сих пор вспоминаются с особой теплотой.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Себастьян, вы вспомнили, что Пол когда-то был вашим напарником… в том году он все-таки превзошел вас!
Себастьян Феттель: Спасибо, что напомнили!
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вас удивляет, насколько долгим получился его путь к Формуле 1? После того сезона ваши пути разошлись, но теперь Пол здесь. Что значит для вас выступление в одном чемпионате?
Себастьян Феттель: Мы познакомились еще в 2006 году, и у меня была возможность привыкнуть к его шотландскому акценту, так что теперь я его неплохо понимаю! Как я уже говорил, пути бывают разными, каждый должен найти свою дорогу, но вариант Пола во многом уникален. Думаю, он заслужил право выступать в Формуле 1.
Ди Реста не раз демонстрировал свою скорость в DTM и других гоночных сериях – нет, я не пытаюсь вспомнить старое, вы и сами прекрасно знаете, что в 2006-м году я закончил сезон только вторым. Приятно видеть Пола в пелотоне – сейчас в Формуле 1 выступает немало молодых гонщиков, но в какой-то момент соотношение может сместиться в сторону старших участников, и если уж нам самим суждено состариться, то мы хотели бы остаться в гонках и не уступать свои позиции юным дебютантам.
Я рад за каждого, кому удалось выйти на старт Гран При, поскольку по себе знаю, насколько это нелегко. Спросите Ника – он прекрасно помнит, каких усилий ему это стоило. Не всегда все идет по плану, хотя со стороны может показаться, что некоторым удача сама идет в руки, и я не думаю, что кому-то удалось без проблем пробиться в Формулу 1 – для этого должны сработать сразу несколько факторов…
Вопрос: (Мэтью Кочинос – Pitpass.com) Жером, вы показываете результаты на грани 107%. Такая нехватка скорости застала команду врасплох?
Жером Д'Амброзио: Зимой мы выкладывались по максимуму и, пожалуй, рассчитывали на больший прогресс, но уровень конкуренции на самом деле очень высок. Вы видите лишь скорость, но помимо нее есть немало других взаимосвязанных характеристик – скажем, надежность. Да, нам хотелось бы ехать чуть быстрее, но не всегда все идет по плану – нужно сделать все возможное, чтобы отыграться, и я не сомневаюсь – у нас получится.
Вопрос: (Луис Агирре – Grupo Reforma, Mexico) Серхио, не могли бы вы рассказать о своем первом дне в рамках уик-энда Гран При? Вы были удивлены, когда увидели свою фамилию на восьмой строчке протокола? Насколько показателен этот результат?
Серхио Перес: Должен признаться, это действительно удачный день! Утром я выступил не идеально – плохо знал трассу, не раз попадал в трафик, однако к вечеру сработал в полную силу, особенно если сравнивать с моим напарником. Кроме того, мне удалось лучше разобраться в поведении шин. Сегодняшние заезды были совсем не похожи на недавние тесты – условия заметно отличались, и если раньше лучший результат показывался на первом быстром круге, то сегодня мы могли прибавлять по ходу серии кругов. Завтра нас ждет важная квалификация – мы постараемся выжать из машины максимум, чтобы обеспечить себе хорошую стартовую позицию.
Перевод: Валерий Карташев