Участники: Бруно Сенна (Renault), Дженсон Баттон (McLaren), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Даниэль Риккардо (HRT), Рубенс Баррикелло (Williams), Фелипе Масса (Ferrari)
Вопрос: Бруно, после гонки в Абу Даби вы сразу направились в Бразилию. Полагаю, эти две недели получились очень насыщенными…
Бруно Сенна: Честно говоря, прошлую неделю я посвятил отдыху и акклиматизации. В Бразилии сейчас прохладно, мне не удалось насладиться солнцем, а неделя получилась очень напряженной. Кажется, меня ждет такой же уик-энд. Впереди домашняя гонка, нужно быть готовым к прессингу
Вопрос: Вы воодушевлены тем, что гонка проходит у вас на родине?
Бруно Сенна: Конечно! Я второй раз буду гоняться у себя дома, причем впервые на конкурентоспособной машине – уик-энд обещает быть интересным! Прессинг велик, но азарт ничуть не меньше!
Вопрос: В этом году вы провели в Формуле 1 чуть меньше половины сезона. Насколько сложными получились эти месяцы, насколько вы довольны тем, как вам удалось освоиться в паддоке?
Бруно Сенна: Мне было нелегко соперничать с парнями, за плечами которых тесты и практически весь сезон. Они выступают не ради забавы, они – лучшие гонщики в мире, но бороться с ними действительно приятно. Конечно, я сработал бы лучше, если бы начал сезон с первой гонки, но могу быть доволен результатами. Были подъёмы и спады, но скорость, как правило, говорит сама за себя – надеюсь, я смогу закончить финальный Гран При с хорошим результатом!
Вопрос: А если говорить о будущем?
Бруно Сенна: Оно зависит… в общем, там видно будет, но я стараюсь обеспечить себе контракт на следующий год, надеюсь в ближайшее время узнать решение команды.
Вопрос: Рубенс, в прошлой гонке вы совершили впечатляющий прорыв с последнего места на стартовой решетке. Довольны?
Рубенс Баррикелло: Конечно! Команда долго обсуждала предложение Cosworth вернуть двигатель обратно на базу и попытаться поработать над ним, но я сказал: «Вам всё равно придется вскрывать мотор, а я не хочу рисковать штрафом с потерей десяти позиций в Бразилии». Единственным вариантом оставался силовой агрегат, с которым я работал в пятницу, но мы решили рискнуть. В присутствии представителей FIA команда вскрыла пломбу и обнаружила, по сути, несущественные неполадки. Да, для меня тот мотор стал уже девятым по ходу сезона, но я в любом случае должен был стартовать с последних рядов, зато здесь я использую практически свежий двигатель. Мне понравилась гонка в Абу Даби – пусть не удалось заработать очков, зато борьба получилась интересной!
Вопрос: Что значит для вас предстоящая гонка?
Рубенс Баррикелло: Вы спрашиваете меня об этом каждый год!
Вопрос: Возможно, с каждым годом она становится всё более важной…
Рубенс Баррикелло: Согласен! Я почти двадцать лет жил совсем неподалеку от трассы, прекрасно знаю эти места. Гонка здесь всегда сопряжена с особенными эмоциями, даже если машина недостаточно конкурентоспособна, вы всё равно верите в успех… Мне хотелось бы пробиться в первую десятку и финишировать на максимально лучшей позиции.
Вопрос: Вас беспокоит будущее? Как обстоят дела с контрактом?
Рубенс Баррикелло: Я провел в Формуле 1 девятнадцать потрясающих сезонов и желаю Бруно Сенне, который здесь всего полтора года, и сейчас активно пытается обеспечить себе контракт, всяческих успехов. Я не первый год в этом спорте, я полон сил и не хочу упрашивать кого-то предоставить мне право управлять машиной. Если со мной подписывают контракт, значит, верят в то, что я способен выступать на должном уровне.
Вопрос: Гонкой в Абу Даби вы подтвердили это мнение…
Рубенс Баррикелло: Очевидно, но не думаю, что нынешние результаты могут изменить мнение людей о моих способностях – оно зависит от множества факторов, которых, надеюсь, будет достаточно для получения контракта на следующий год.
Вопрос: Даниэль, вам не приходилось выступать в Интерлагосе. Уже успели познакомиться с конфигурацией?
Даниэль Риккардо: В прошлом году я приезжал в статусе резервного гонщика и успел прогуляться по трассе. Кроме того, я работал на симуляторе и немного подготовился к предстоящему Гран При. Гонщикам нравится Интерлагос, здесь довольно короткий круг, который в воскресенье мы проезжаем бесчисленное количество раз. С нетерпением жду выезда на трассу – как и многим, мне хочется закончить сезон максимально удачно и уйти на каникулы с хорошим настроением!
Вопрос: Как вы оцениваете свои выступления в этом сезоне?
Даниэль Риккардо: Всё не так уж и плохо. На адаптацию потребовалось время, но потом я провел несколько удачных гонок и квалификаций. Как сказал Бруно, нелегко дебютировать по ходу сезона – всегда найдутся ситуации, в которых ты мог бы сработать лучше. Однако у меня было несколько хороших Гран При и я знаю, что могу еще прибавить – нужно лишь чаще собирать все факторы воедино. Впрочем, это приходит с опытом. Если здесь я выступлю удачно, то останусь доволен всеми своими десятью или одиннадцатью гонками: не помню, сколько их было – они пролетели незаметно!
Вопрос: Что вам известно о вашем дальнейшем контракте?
Даниэль Риккардо: Почти ничего! Как многие другие гонщики, я не представляю, что ждет меня в следующем году, поэтому стараюсь жить сегодняшним днем. Хочу по максимуму отработать уик-энд, а там посмотрим – надеюсь, мне удастся порадовать Хельмута Марко и парней из Red Bull, повысив свои шансы на новый контракт, но пока все мысли связаны исключительно с предстоящей гонкой.
Вопрос: Дженсон, с этой трассой у вас связано немало воспоминаний. В Интерлагосе вы заработали свое первое очко, а в 2009-м именно здесь завоевали титул!
Дженсон Баттон: Да, хорошие воспоминания, я люблю возвращаться в Интерлагос. Пожалуй, самым ярким моментом был именно 2009-й год: первое очко – всегда событие, но титул значит гораздо больше, а завоевать его за один этап до конца сезона – отличный способ закончить борьбу в чемпионате! Тот уик-энд получился крайне непростым: я ужасно провел квалификацию, но в гонке по-настоящему насладился соперничеством. Приятных воспоминаний множество, и я надеюсь, что предстоящий Гран При увеличит их число. В Бразилии я лишь однажды финишировал на подиуме – пора повторить!
Вопрос: Тогда вы пробились на подиум с четырнадцатого места на старте…
Дженсон Баттон: Кажется, то четырнадцатое место пока остается моим лучшим результатом в квалификации за шесть лет выступлений на Интерлагосе! Хочется верить, что в этот раз я сработаю чуть лучше.
Вопрос: На кону судьба второго места в личном зачете – насколько важно это достижение?
Дженсон Баттон: Второе место в личном зачёте не имеет большого значения, но приятно было бы завершить сезон впереди нескольких сильных гонщиков, в том числе и одного из пилотов Red Bull, ведь за рулём такой же машины Себастьян выиграл титул, да и Фернандо на Ferrari был очень быстр. Если в итоге я смогу их опередить, то буду рад, но победа в гонке волнует меня гораздо больше, чем второе место в таблице.
Вопрос: Этот сезон вы проводите даже сильнее, чем чемпионский 2009-й, особенно его вторую половину…
Дженсон Баттон: Вряд ли можно так сказать, если не завоеван титул. Да, вторая половина сезона 2009 года была крайне непростой, но сейчас ситуация совершенно иная. Судьба титула решена, мы можем позволить себе чуть больший риск, а если говорить о сезоне в целом, то я доволен тем, чего смог добиться. Машина оказалась недостаточно быстра, чтобы бороться за победу в чемпионате, но в остальном мы были очень сильны. Надеюсь, мы используем этот опыт и в следующем году сможем навязать реальную борьбу Red Bull Racing.
Вопрос: Фелипе, команда уже наверняка сосредоточилась на следующем сезоне, но предстоящая гонка очень важна для вас…
Фелипе Масса: Мы не можем забыть обо всём и думать только о следующем сезоне. Бразильская гонка очень важна, а для всех жителей этой страны она сродни целому чемпионату. Кроме того, выступать дома – это совсем другое дело, я постараюсь сработать по максимуму. Я счастлив тем, что дважды смог победить в Интерлагосе, с нетерпением жду ещё одного хорошего уик-энда – я на 100% сосредоточен на предстоящем Гран При, а после финиша переключусь на 2012-й. Надеюсь, он сложится гораздо лучше.
Вопрос: Вы надеетесь порадовать своих болельщиков?
Фелипе Масса: Машина будет такой же, как в прошлых Гран При – мы не привезли никаких новинок, но поддержка домашних трибун очень поможет. Надеюсь, мне удастся побороться за подиум, ну а победа стала бы фантастическим достижением. В любом случае, здесь я намерен добиться своего лучшего результата в этом сезоне.
Вопрос: Две победы, поул три года подряд – эта трасса вам явно подходит…
Фелипе Масса: Здесь я начал свою карьеру – на картодроме, расположенном буквально за забором, а когда мне исполнилось шестнадцать, я оказался по другую сторону, уже на трассе. Это особенный автодром: приятно гоняться здесь, в том самом месте, куда еще ребенком приходил понаблюдать за Айртоном, Нельсоном – не за Эмерсоном Фиттипальди! Интерлагос действительно уникален…
Вопрос: Михаэль, вам тоже есть, что вспомнить об Интерлагосе… Нам вспоминается гонка 2006-го года, а вам?
Михаэль Шумахер: После стольких лет в Формуле 1 мне действительно есть, что вспомнить, и Гран При Бразилии 2006 года в этом плане, пожалуй, особенно примечателен. Последняя гонка перед длительным отпуском, внезапный прокол… сперва я подумал: «Что ж, можно вернуться в боксы и раньше начать вечеринку», но затем решил – а почему бы не продолжить? Борьба получилась интересной!
Вопрос: Здесь вы неоднократно финишировали на подиуме – шесть раз…
Михаэль Шумахер: Интерлагос - интересная и непростая трасса, но, похоже, в предыдущие годы наша машина и выбранные настройки из сезона в сезон ей подходили…
Вопрос: Примечательно, что вы и Mercedes постоянно прогрессируете. Причем речь не идет о каких-то новых деталях – вы просто лучше понимаете поведение машины и добиваетесь большей скорости. Потрясающе!
Михаэль Шумахер: Не знаю, насколько это правда. У каждой машины свой характер, какие-то трассы подходят ей чуть лучше – как было у нас в нескольких предыдущих гонках. Впрочем, в середине сезона нам действительно удалось раскрыть потенциал MGP-W02 и сделать её более стабильной, что не может не радовать.
Вопрос: Нечто подобное ожидается в Интерлагосе? Полагаете, конфигурация трассы подойдет машине?
Михаэль Шумахер: Я отвечу вам позже.
Вопросы с мест
Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Дженсон, когда вы пришли в McLaren, вы не раз отзывались о Льюисе Хэмилтоне как об одном из быстрейших гонщиков в истории. Что значит для вас тот факт, что вы опередили его по итогам нынешнего сезона?
Дженсон Баттон: Меня неоднократно спрашивали об этом, и вы, наверняка, рассчитываете услышать оригинальный и подготовленный ответ. Когда вы тесно сотрудничаете с напарником, даже вне трассы вы вместе делаете всё возможное, чтобы сделать машину чуть быстрее. Правда, когда вы оказываетесь на трассе, вы стараетесь выжать из машины максимум, что подразумевает необходимость обогнать всех – в том числе и напарника. Если бы мы с Льюисом вели борьбу за чемпионский титул, я, безусловно, был бы рад своему преимуществу, но сейчас не испытываю особых эмоций.
Больше всего я доволен тем, что в этом году нам удалось добиться максимума от машины. Гонка в Японии прошла очень здорово, как и некоторые другие этапы, которые я не смог выиграть – меня гораздо больше устраивают хорошие результаты, чем тот факт, что по итогам сезона я опередил напарника. В гонке может случиться всякое: проблемы с надежностью, аварии, ставшие следствием чужой ошибки – если бы речь шла о титуле, соперничество внутри команды было бы действительно важным, но в случае со вторым местом оно не принципиально…
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) В предыдущей гонке некоторым гонщикам удавалось обогнать соперника, однако уже на следующей прямой они сами оказывались под атакой. Здесь ситуация может быть аналогичной: длинная прямая вдоль боксов, жесткое торможение – и прямая, на которой можно использовать DRS. Полагаете, сценарий повторится?
Фелипе Масса: Возможно. Если вам удалось обогнать соперника на главной прямой, а это лучшее место для атаки, даже без использования DRS – вас могут опередить уже на следующей прямой, поскольку там соперник сможет активировать систему. Не исключено, что ситуация может оказаться такой же, как в Абу Даби…
Михаэль Шумахер: По-моему, если вам удалось провести обгон на главной прямой без использования DRS – значит, ваша машина в целом быстрее, чем у соперника. Следующей шиканы будет достаточно, чтобы создать небольшой отрыв – такой, что сопернику даже с активированной системой не хватит скорости для контратаки. Единственный его шанс – приблизиться за счет DRS и попытаться обогнать уже на возвратной прямой, но ситуация в любом случае будет отличаться от того, что мы наблюдали в Абу Даби.
Дженсон Баттон: Согласен.
Михаэль Шумахер: Не думаю, что моя точка зрения каким-то образом противоречит словам Фелипе, просто дополнение.
Бруно Сенна: А я согласен с Дженсоном!
Дженсон Баттон: Приятно слышать!
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Вопрос для Михаэля и Рубенса. Вы оба выступали здесь вместе с Айртоном Сенной, и в те годы на трибунах царила потрясающая атмосфера. Когда в четверг вы приехали на трассу, вы вспомнили об Айртоне?
Рубенс Баррикелло: Мой ответ наверняка будет отличаться от того, что скажет Михаэль, поскольку, будучи бразильцем, я много лет жил Айртоном. Люди до сих пор говорят о нем, и сейчас мы снова должны почтить память трехкратного чемпиона мира. Я горжусь тем, что мне пару раз довелось выступать с ним на этой трассе, чувствовать реакцию трибун. Пусть мы не добились таких успехов, нам все равно приятно слышать, как болельщики, которые помнят всех бразильских гонщиков, выкрикивают наши имена – этим мы обязаны и Нельсону Пике, и Эмерсону Фиттипальди, но в большей степени именно Айртону.
Михаэль Шумахер: Айртон из тех, память о ком будет жить вечно. Помню, как впервые увидел Сенну за рулем карта и сразу стал его болельщиком, настолько великолепным был пилотаж. Я горжусь тем, что несколько лет мы выступали в одном чемпионате, вместе гонялись в Интерлагосе. Приятно, что все по-прежнему помнят Айртона – как будто он здесь, рядом с нами, и это действительно здорово!
Вопрос: (Талес Аццони – Associated Press) Вопрос для Михаэля, но остальные гонщики также могут высказаться. Что вы думаете о новых правилах? Насколько они повысили качество гонок? Эффект позитивный?
Михаэль Шумахер: Как я понимаю, речь идет о DRS. По-моему, вполне очевидно, что мы добились впечатляющего прогресса и получили поистине захватывающие гонки. У меня есть показательный пример – Гран При Кореи: без DRS мы бы не увидели ничего даже близко напоминающего ту потрясающую борьбу, которую затеяли Марк Уэббер и Льюис Хэмилтон. Это была бы обычная гонка. Да, система не всегда работает корректно, пространства для улучшений не так много, но в целом появление DRS сделало соперничество на трассе более интересным.
Дженсон Баттон: Лично я считаю, что появление DRS заметно повысило качество гонок. Да, иногда обгоны могли показаться излишне легкими, были определенные негативные моменты, но положительные стороны все-таки перевешивают – кроме того, мы увидели интересную борьбу на трассах, где в прошлые годы атаки были большой редкостью.
Даже если маневр не увенчался успехом, ты все равно можешь держаться чуть ближе к сопернику и пробовать провести обгон в другом месте трассы. DRS – удачная идея, но и KERS немало помогает. Систему рекуперации кинетической энергии можно использовать как для атаки, так и для защиты позиции, так что я считаю её столь же значимой, как DRS.
Рубенс Баррикелло: Мне нравится DRS. Мы провели потрясающий сезон – да, всегда найдутся недовольные, но я на протяжении двадцати лет слышал, что в Формуле 1 недостаточно обгонов, тогда как в этом году люди впервые начали говорить, что их даже слишком много!
Позади восемнадцать гонок, статистика говорит о сотнях удачных маневров – атаки могут показаться излишне легкими, но, по-моему, ситуация в норме. Преследовать соперника не так просто: скорость машины зависит от аэродинамического баланса, любая помеха впереди снижает эффективность – в таком случае DRS действительно помогает. Да, иногда провести обгон не составляет труда, иногда это всё равно невозможно, но у FIA есть все необходимые данные, чтобы улучшить положение дел в преддверии следующего сезона.
Лично я поддерживаю появление подобных систем. Мы уже привыкли к большому количеству кнопок, на которое так жаловались в начале года, а дебютантам придется адаптироваться. Впрочем, я надеюсь, что этих дебютантов будет совсем немного, и более опытные гонщики смогут продолжить выступление.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Рубенс, если вспомнить вашу первую гонку в Формуле 1, чем был примечателен тот Гран При ЮАР?
Рубенс Баррикелло: Честно говоря, в тот момент я был на седьмом небе от счастья. Я довольно спокойный человек, но в тот день спал меньше обычного и проснулся довольно рано, чтобы поскорее оказаться на трассе. Кроме того, Айртон часто заходил к нам в боксы, чтобы помочь мне – этим и запомнился тот уик-энд.
Фелипе Масса: А еще у Айртона тогда было много волос!
Рубенс Баррикелло: Тому, кто говорит о волосах, следовало бы посмотреть, как Айртон гонялся в дождь. Это сейчас все выглядит довольно просто, но нужно делать скидку на те времена, а тогда все было намного сложнее.
Фелипе Масса: Думаю, нам лучше закрыть тему, а?
Рубенс Баррикелло: Нет, мы с тобой будем спорить даже по этому поводу!
Вопрос: (Алессия Круциани – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, что вы можете сказать о новом антикрыле? Проблемы с вибрацией остались?
Фелипе Масса: Мы привезли те же антикрылья, что использовались в предыдущих гонках – надеюсь, никаких проблем с вибрацией больше не будет.
Вопрос: (Боб МакКензи – Daily Express) Бруно, успех фильма об Айртоне Сенне воскресил воспоминания о великом трехкратном чемпионе. Но усилило ли это оказываемый на вас прессинг? Что вы чувствуете, находясь здесь? Вы можете спокойно гулять по улицам? Не ждут ли болельщики от вас точно таких же достижений, каких добился ваш дядя?
Бруно Сенна: Нет. Фильм просто воскресил воспоминания об Айртоне, люди часто подходят ко мне, делятся впечатлениями от просмотра. Картина никого не оставила равнодушным, но для меня её показ ничего не меняет – когда зрители говорят о моей персоне в фильме, они вспоминают эпизод, где мы с дядей катаемся на лодке, а не мои гонки.
Впрочем, бразильцы активно следят за моей карьерой в Формуле 1, и здесь прессинг никуда не исчез. Да, я могу спокойно гулять по улицам, люди узнают меня, но не пытаются заговорить – в конце концов, я не кинозвезда. Думаю, у Рубенса и Фелипе с этим гораздо больше проблем!
Рубенс Баррикелло: Люди говорили мне, что в фильме Бруно смотрится очень неплохо, но с тех пор он заметно вырос и приобрел иные черты лица. Да, со слов зрителей, в фильме он симпатичен…
Бруно Сенна: Посмотрим, что будет, когда я доживу до твоих лет.
Рубенс Баррикелло: Сможешь сохранить волосы на голове – всё будет в порядке.
Вопрос: (Родриго Джини – Estado de Minas) Вопрос для Фелипе и Бруно. Недавно вы оба были наказаны стюардами – какого решения вы ожидали, и как оцениваете финальный вердикт? В этом году борьба на трассе намного более плотная, что создает риск возникновения спорных ситуаций…
Фелипе Масса: Думаю, впредь стюарды будут работать лучше, чем в Индии.
Бруно Сенна: А я все равно считаю, что виноват Дженсон! Когда люди выносят решение на основании собственного мнения, всегда есть некая неопределенность, и результат может быть как в твою пользу, так и наоборот. Мы хотим, чтобы в одинаковых ситуациях всегда принимались одинаковые меры – возможно, этого не будет никогда, но во время брифингов с Чарли Уайтингом мы высказываем свое мнение, и ситуация постепенно улучшается. Надеюсь, когда-нибудь отношение ко всем будет абсолютно одинаковым.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Позади сезон с шинами Pirelli. Как их появление сказалось на обгонах? Если можно, в сравнении с KERS и DRS…
Дженсон Баттон: Шины тоже заметно помогли обгонам. В начале сезона, когда мы пытались выяснить, как ведет себя резина, сколько кругов она выдерживает, число успешных атак зашкаливало. Отчасти это объяснялось тем, что соперник берег шины, но зачастую гонщики просто заезжали на пит-стоп и на свежем комплекте привозили соперникам по две-три секунды на круге.
Сейчас ситуация несколько иная, поскольку скорость износа уже не настолько высока, как раньше, и шины не так резко теряют эффективность. Возможно, это применимо только к нашей машине, но я говорю, как есть. Похоже, ближе к концу сезона в Pirelli стали придерживаться более консервативного подхода в выборе составов на гонку, чтобы добиться меньшего износа, и здесь мы наверняка увидим нечто подобное. Но лично мне нравились гонки в начале года, когда резина стиралась практически моментально – так было намного веселее!
В любом случае, в Pirelli сработали по-настоящему здорово. Дебютировать в чемпионате непросто, но они оказались на высоте и во многом способствовали тому, чтобы гонки стали по-настоящему зрелищными. Мы увидели немало захватывающих обгонов, некоторые из которых целиком объясняются работой шин. В общем, KERS, DRS и шины Pirelli отлично дополняют друг друга – надеюсь, в следующем году это не изменится.
Рубенс Баррикелло: Если тебе нравится быстрый износ шин, возьми мою машину – на ней резина и сейчас изнашивается очень быстро!
Ситуация действительно интересная. Когда речь идет о шинах, все сводится к уровню сцепления. Каждый хочет добиться лучшего контакта с трассой, но чем быстрее ты едешь, тем большим нагрузкам подвергается резина. В начале года всем пришлось адаптироваться, и дело не в том, что шины Pirelli якобы работали хуже Bridgestone – они просто требовали иного подхода.
На тестах, в условиях прохладной погоды, сцепления откровенно не хватало, но в гонках ситуация изменилась к лучшему, мы увидели немало обгонов, и в этом тоже заслуга шинников. С Pirelli, DRS и KERS зрелищность Гран При заметно возросла, хочется верить, что эта тенденция сохранится на протяжении долгих лет.
Перевод: Валерий Карташев